filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Память старца Макария (Сушкина) почтили в Пантелеимоновом монастыре на Афоне

С 1 на 2 июля в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре почтили память старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина, 1820-1889), скончавшегося 2 июля 1889 г., - сообщает корреспондент портала "Русский Афон"

В этот день вот уже более 100 лет в Свято-Пантелеимоновом монастыре ежегодно совершается панихида по почившем старце.


Старец Макарий (Сушкин)
(Старец Макарий (Сушкин))

По окончании повечерия братия русского афонского монастыря отслужили панихиду и приложились к его честной главе. Утром, по окончании Божественной литургии, была совершена заупокойная лития с освящением колива.

В этом году поминовение старца возглавил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий), пребывающий в русской святогорской обители с паломническим визитом.

Мощи старца Макария покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители.

Костница Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
(Костница Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

Старец Макарий (Сушкин) был учеником и преемником старца и духовника всех русских святогорцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова, +1885). Под его руководством воспитался в нем тот строгий деятельный монашеский дух, который при благой помощи Божией послужил во благо и для славы русского подвижничества на Святом Афоне. Отец Макарий явился продолжателем того великого дела, которое начали старцы Арсений Афонский и Иероним (Соломенцов), и он же его и воплотил, т. е. окончательно восстановил русское монашество в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.

Память о старце Макарии благоговейно хранится в русской святогорской обители на протяжении уже более 100 лет. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. В готовящейся к изданию 25-ти томной серии «Русский Афон ХIХ-ХХ веков» вторая часть девятого тома будет целиком посвящена игумену Макарию: пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы и прочее. Издание этой части тома запланировано на середину 2015 года.

Жизнеописание афонского старца схиархимандрита Макария (Сушкина, 1820-1889), игумена Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе

В миру Михаил Иванович Сушкин, родился 17 октября 1820 года в Туле в богатой купеческой семье. Сушкины занимались торговлей и держали воскобельный завод. Патоку и вощину Сушкины скупали на ярмарках по всей России, чистый мед продавали в Москву, а выбеленный воск доставляли в Санкт-Петербургск и отравляли на экспорт. Ещё дед Михаила Сушкина Денис (Дионисий) Осипович основал Торговый дом братьев Сушкиных, агенты которого работали на ярмарках от Сибири до Польши. К началу 1830-х годов Сушкины сумели потеснить других тульских купцов, став, по сути, экспортерами-монополистами.

В 1823 году отец, Иван Денисович Сушкин, по торговым делам уехал в Петербург и обосновался там на несколько лет с женой и старшими детьми. Младший Михаил оставался в Туле. До семи лет его воспитанием занимались бабушка Акилина Васильевна и няня Марфа, которая «любила его, кажется, больше матери и следила за каждым шагом». С шести лет мальчика засадили за «букварь» под руководством одной крепостной, весьма начитанной женщины, она же учила его и арифметике. Детство его прошло в дедовском доме в Павшинской слободе (сейчас это дом на ул. Коминтерна, 4).

Приходским храмом, где крестили Михаила Сушкина и венчались его родители, была церковь Успения в Павшинской слободе. Но дед Дионисий был истый старообрядец, пытался втянуть и внука в свою веру: таскал его в старообрядческую часовню, которую построил на свои средства. Расхождение в религиозных взглядах (трое сыновей Дениса Осиповича были православными) стало причиной семейного конфликта, из-за которого никто из сыновей не пожелал остаться в родительском доме: все воспользовались торговыми делами, чтобы осесть, хотя бы на время, в Петербурге, как семья Ивана Денисовича, или в Москве, где обосновался его брат Михаил Денисович. В одном из писем сыну в Петербург дед Дионисий сообщил о намерении перекрестить внука. После чего Иван Денисович написал отцу гневное письмо и решил забрать Михаила к себе. В архиве Афонского монастыря сохранилось это письмо в Тулу:

«Батюшка, вы пишите ко мне, что желаете присоединить сына моего Михаила к часовне, то я скажу Вам вот что, за что вперед прошу простить меня Христа ради. Вы разрознили нас с собою и с братьями, о чем мы теперь немало скорбим. Мы остались навсегда разделенными с Вами, ибо не предвидится никакой надежды, чтобы семья могла бы когда-нибудь соединиться вместе. Вы сами имели на опыте: когда перешли в часовню, то братья Вас оставили, что неприятно Вам казалось прежде. Когда мы были молоды и бывали дома, Вы с матушкою уедите в часовню, а мы отправимся в церковь, а пришедши домой, опасаемся друг другу сказать что-либо о торжестве праздника, ибо каждый имел свои понятия. Потому, испытав тяжелое впечатление на себе, я не желал бы, чтобы и сын мой испытывал то же. А так как Вы не желаете уже отпустить его к нам и хотите обучить его грамоте и сделать из него себе помощника, как в Вашей ежедневной службе, так и в делах, то он не изучит своих обязанностей к отцу и матери. Прошу оставить его на время, которое указано будет Богом».

В Санкт-Петербурге семья Сушкиных жила в квартире доходного дома купца Голубина на 1-й Кадетской линии в квартале от церкви св. Екатерины. Вместе со старшими братьями Василием и Иваном Михаил пошёл в частную школу. Здесь его учили Закону Божьему, русской грамматике, арифметике, алгебре, бухгалтерии, умению пользоваться логарифмами, языкам немецкому и французскому и танцам. Михаил Сушкин учился хорошо по всем предметам, но особенно его давалась математика, которую он знал «исправно». Что в школе, что дома Михаил долгое время ощущал себя не в своей тарелке: он не знал толком родителей и братьев, которые дразнили его за тульский говорок («энто-то»), неумение держаться в обществе и часто «помирали со смеху над ним». Но постепенно Михаил приобрёл столичный лоск, на домашних приёмах уже слыл знатным танцором и страстным охотником до танцев. К тому же успехи в математике примирили его с отцом, который стал смотреть на Михаила как на будущего хорошего помощника в торговых делах. Давался Михаилу и немецкий язык, который он знал до самой смерти.

Когда Михаилу исполнилось 14 лет, и он окончил школу, отец решил, что сын достаточно образован, чтобы стать его правой рукой. Старшие братья ездили во всей стране по ярмаркам, отец был вынужден часто бывать в Туле, где старый Денис Осипович уже не тянул фабрику, и все торговые операции на сотни тысяч рублей в Петербурге вёл юный Михаил Сушкин. В 1842 году семья в полном составе, кроме старшего брата Василия Ивановича, который обосновался в Москве, окончательно осела в Туле, оставив петербургские дела на приказчика. В родном городе Михаила Сушкина ждала привычная купеческая жизнь: торговые дела, поездки на ярмарки, щегольство на балах и церковные праздники. Единственное, чем отличался Михаил от своих сверстников, он избегал вопросов о женитьбе, и всё чаще беседовал с матерью Феодосьей Петровной, очень набожной женщиной, на духовные темы. Вместе с матерью Михаил ездил в Киев по святым местам.

Тем временем Иван Денисович Сушкин решил баллотироваться на пост тульского городского головы (председателя Тульской городской Думы и городского Управы) и в 1849 году в возрасте 64-х лет выиграл выборы и стал тульским градоначальником. Его заботами стали общественные дела, а фабрику и торговый дом он оставил на Михаила, Ивана и младшего сына Петра, рассчитывая, что они станут достойными продолжателями семейных традиций.

В 1850 году Иван Денисович заявил, что Михаилу пора жениться. Тот попросил отсрочку на год и сказал, что хочет отправиться с группой молодых старооскольских купцов, с которыми он познакомился на ярмарке, в паломничество в Иерусалим и в Афон. Ивану Денисовичу от жены было известно о духовных исканиях сына, но благословляя его на поездку по святым местам, он настоятельно требовал в скором времени вернуться домой к делам.

Путешествие Михаила Сушкина растянулось на целый год, в письмах домой он с упоением рассказывал о посещенных святынях, все чаще намекая, что ему по душе монашеский образ жизни. Осенью 1851 года Михаил Сушкин с товарищами оказался на Афоне. В первом же разговоре с духовником Русского Пантелеимонова монастыря отцом Иеронимом Сушкин признался, что хочет принять постриг. В монастыре это решение молодого русского приняли настороженно. Все очень опасались гнева отца, миллионера Сушкина, имевшего вес в деловых и властных кругах России. Как признавался сам о. Иероним, «отец мог обвинять нас в том, что мы кой-как поспешили постричь сына в надежде на богатый вклад. Мы не желали иметь в России такую худую славу и повредить тем обители».

9 ноября 1851 года, через шесть дней после прибытия на Афон, Михаил написал матери в Тулу слёзное письмо, с просьбой убедить отца дать ему благословение на постриг, и тут же слег в лихорадке. Его состояние казалось настолько безнадёжным, что, нарушив обычные порядки, Михаила постригли в монашество и нарекли Макарием. Это случилось 27 ноября 1851 года, через 24 дня после прибытия в монастырь. Макарий не только выжил, но и скоро пошел на поправку, написав домой радостное письмо о самом важном событии в его жизни. Это известие наделало большой переполох в доме тульского градоначальника. Иван Денисович полгода не писал сыну, выражая тем самым свое недовольство. О постриге Михаила никому в Туле не говорили, боясь кривотолков.

Иван Денисович сменил гнев на милость, когда в Тулу с Афона вернулся их крепостной Евграф, сопровождавший Михаила в паломничестве. Слова реального очевидца пострига и чудесного исцеления убедили в искренности поступка сына. Слугу Евграфа, как и просил в письме теперь уже отец Макарий Сушкин, освободили от крепостной зависимости, выдали мирской костюм и дали в награду 500 рублей.

Старец Макарий (Сушкин) 1
(Старец Макарий (Сушкин))

С весны 1852 года и до самой смерти в середине 1860-х годов Иван Денисович Сушкин всемерно помогал Афонскому монастырю, выполняя просьбы сына, которые он излагал в письмах к матери: «Здесь строятся храм Покрова Пресвятая Богородицы и, по необходимости, для русской братий келии. Уже много русских, а монастырь имеет долгу 60 тысяч рублей, поэтому я и припадаю к стопам ног ваших, хотя не вдруг, попросите батюшку в хорошее время и в тихий час». Эта просьба была исполнена, и через несколько месяцев Макарий Сушкин в письме благодарит мать за помощь.

На средства И. Д. Сушкина в русском монастыре на Афоне была построена также больница с храмом. На его же деньги покупались церковная утварь и многое другое. Из-за преклонных лет Иван Денисович не смог лично посетить Афон, но в гостях у брата здесь часто бывали его братья старший Василий и младший Пётр. Пока отец оставался в ранге главы города, Михаил Сушкин неоднократно обременял его просьбами о помощи бедным тулякам, которые писали в обитель на Афон. Так, в 1853 году по просьбе сына Иван Денисович открыл в Туле один из первых странноприимных домов (дом для приюта странников, бездомных и бродяг) в Павшинской слободе. Молодой монах, озабоченный делами обители и образец духовности, быстро снискал уважение в монастыре.

22 февраля 1853 года отца Макария рукоположили во диакона, 3 июня 1856 года - во иеромонаха.

20 июля 1875 года он был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря, став первым русским настоятелем православной обители на Святой Горе.

При отце Макарии монастырь полностью преобразился, были построены новые храмы и кельи, открыт издательский центр. По его инициативе был основан Ново-Афонский монастырь на Кавказе и школа для абхазских детей, построены подворья Пантелеимоновского монастыря в Константинополе, Одессе, Анапе, Новороссийске, Сухуме, Москве и Петербурге.

Последние годы архимандрита Макария были омрачены чередой печальных событий, которые подорвали его здоровье. В Туле под следствием за махинации и присвоение оказались его родные братья Иван и Пётр Сушкины. Они управляли Тульским городским общественным И. Д. Сушкина банком, который основал их отец, и довели банк до разорения. По приговору Московской судебной палаты Иван и Петр Сушкины получили по 6 лет сибирской ссылки, лишились не только доброго имени и звания потомственных почетных граждан, но и всего имущества. Все их «добро» пошло с молотка для удовлетворения кредиторов. Услугами обанкротившегося в результате преступления банка пользовались все крупнейшие фабрики Тулы, многие храмы и благотворительные учреждения. Крах Сушкинского банка привёл к разорению сотен туляков и стал причиной экономического кризиса, который в Туле смогли преодолеть лишь в конце 1890-х годов.

В августе 1887 года Афонский монастырь дважды горел, и что особенно печалило отца Макария, что огонь уничтожил и его любимое детище, монастырскую обитель «Крумица»…

Отец Макарий скончался 19 июня 1889 года.
(использованы материалы: http://afonit.info/novosti/novosti-russkogo-monastyrya/pamyat-startsa-makariya-sushkina; http://drevo-info.ru/articles/25705.html)

Tags: Афон, Афонские старцы, Праведники, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments