filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

До брака и после брака, или о «смешных» вещах - из. ответов архимандрита Епифания (Феодоропулоса)

Брак – это святое таинство, не оскверняй его внебрачными связями.
До брака и после брака, или о «смешных» вещах


(Письмо в редакцию «Ортодоксос типос» )
***
Господин главный редактор!
Некий известный богослов, преподаватель института, путешествующий сейчас по Кипру, в одной из публичных бесед высказал, помимо прочего, такие мысли:
«Брак не является Таинством в том смысле, что занятие любовью за пять минут до свадьбы – грех, а спустя пять минут оно вполне законно. Это смешно!»
Слова «это смешно!» он повторил трижды! И продолжил:
«Брак является Таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги».
Поскольку эти взгляды явились для многих соблазном, я очень прошу редакцию «Ортодоксос типос» просветить нас по этому вопросу.

С любовью о Господе,
Кипрский богослов.


Прим. ред.: Настоящее письмо мы передали архимандриту Епифанию (Феодоропулосу) и попросили его взять на себя труд ответить его автору. Он направил нам публикуемое ниже ответное послание, которое расставляет все по порядку и за которое мы его благодарим.
***

Епифаний Феодоропулос
(архимандрит Епифаний Феодоропулос)

Господин главный редактор!

В ответ на Вашу просьбу направляю Вам следующее письмо. Однако сначала я заявляю, что не несу никакой ответственности за точность сведений, содержащихся в письме, отправленном Вам кипрским богословом. Я пишу, принимая a priori, что письмо точно передает слова, сказанные в ходе публичного выступления.

Итак:

1. Если, как было провозглашено перед аудиторией, «Брак является Таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги» (!!!), то, ни много ни мало, он вообще не является Таинством! Это – всего лишь церковное чинопоследование, как, например, хиротесия пресвитера в протоиерея или возведение нового епископа на кафедру, то есть его интронизация в кафедральном соборе. (Разумеется, предполагается, что епископ принимает свою кафедру, будучи первоначально рукоположен на другую, как бывает в случае перемещения архиерея или назначения на кафедру епископа, пребывающего на покое). Зачем нужно Таинство, то есть получение особого дара Святого Духа, когда речь идет о таком простом деле, как прием в церковную общину «двух людей как супругов»? Было бы достаточно обычного бюрократического акта (например, записи в приходской книге). Пусть даже какого-нибудь чинопоследования. Но зачем призывать Духа Святого? Если, как было сказано выше, новый епископ – отец и глава церковной общины – принимается в нее не через Таинство, а через простой чин, то зачем требуется совершение Таинства для того, чтобы принять в нее как супругов двух простых мирян? Вот это действительно «смешно»!

2. Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то он не обязателен для супругов. Раз они уже являются членами церковной общины как частные лица, по отдельности, что за необходимость принимать их вместе «как супругов»? Я не говорю, что это плохо. Это хорошо, но в этом нет необходимости. В таком случае решение о том, будут ли супруги «официально числиться» в церковной общине по отдельности или как «супружеский союз», оставляется на их собственный суд... Таким образом, совершение Таинства брака зависит от выбора самих супругов!

3. Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то нет никакой причины связывать его по времени с совместной жизнью супругов, а не совершать через 3, 5 или 10 лет. Последний случай был бы даже более предпочтителен, по двум причинам. Во-первых, в случае развода было бы гораздо меньше проблем. Во-вторых, вместо того, чтобы быть принятыми в церковную общину как «супруги», они могли бы быть приняты как «семья», а ведь это было бы еще более впечатляюще и торжественно. Представляете себе брак, когда вслед за новобрачными вокруг аналогия идут со свечами трое, четверо или восемь одетых в белое детей? Прекрасное зрелище! Итак, к чему спешить? Однако пора оставить эти поистине «смешные» рассуждения и порассуждать более серьезно, или, лучше, более церковно и богословски. Итак.

4. Именно такова природа, сила и ценность Таинств, что они претворяют и изменяют состояние, преображают события, вместо греха даруют святость, вместо запретного – благословенное, возвышают земное на Небеса. Да, «за пять минут» до брака плотское соединение мужчины и женщины – грех; а «спустя пять минут» – нет.
«За пять минут» до священнического благословения на святом престоле находятся «хлебушек» и «винцо»; «спустя пять минут (а на самом деле спустя секунду)» – это уже обоженные Тело и Кровь Господня! «За пять минут» до крещения преподание крещаемому святой Евхаристии – тягчайший грех; «спустя пять минут» – это необходимое и святое действие. «За пять минут» до епископской хиротонии нареченный во епископа – простой пресвитер, который не может рукополагать клириков; «спустя пять минут» в ходе божественной литургии он уже рукополагает пресвитера и дьякона.
Но можно и не углубляться в Божественное и сверхъестественное, то есть в церковные Таинства, и в житейских делах действуют подобные законы. «За пять минут» до подписания договора и приложения печати это не договор, а простая бумажка; «спустя пять минут» – это официальный документ, создающий определенные правовые последствия (права и обязанности). «За пять минут» до подписания завещания оно ничем не отличается от оберточной бумаги; «спустя пять минут» оно определяет судьбу имущества, оценивающегося в сотни миллионов. «За пять минут» до принесения присяги президент – обычный гражданин, не имеющий никакой особенной власти; «спустя пять минут» он может отправить в отставку правительство и распустить парламент...

5. Если мужчина и женщина могут, не опасаясь греха, иметь плотское общение до брака, в то время как по причине разногласий дело может вообще не дойти до свадьбы (не раз уже обрученные люди расставались, когда уже были разосланы приглашения на свадьбу!), то что из этого выйдет? Наверное, и тот, и другая будут искать новых «супругов». А если и в этом случае повторится все то же самое (плотская связь, ссоры, развод до брака), неужели они всю жизнь будут оставаться безбрачными? Конечно, нет. Оба они снова будут искать очередного сожителя. А если несчастье повторится... в третий раз, что не так уж невероятно, то они вновь выйдут на поиски «супруга». Но чем же такое положение дел отличается от так называемой «свободной любви»? Мы еще можем говорить о браке «во Христе» или мы имеем дело с обычным плотоугодием, или, если хотите, с «бесплатной проституцией»?

6. А тем временем Церковь официально и недвусмысленно выразила свою точку зрения. И она ясно и категорично заявила, что плотское общение мужчины и женщины «за пять минут» до брака – не простой, а великий грех. Настолько великий, что он является препятствием к священству! (Известно, что так называемые «мелкие» грехи не являются такими препятствиями – иначе вообще никто не стал бы священником). Утвержденное Трулльским Вселенским Собором 69-е правило Василия Великого гласит: «Чтец, аще прежде брака смесится с своею обручницею, по отлучении на едино лето от служения, приимется в чтеца, но да пребудет без производства в высшие степени», то есть, чтец, имевший плотское общение со своей невестой до брака, остается в звании чтеца (после годичной епитимий, разумеется), но в высшие степени он уже не допускается, то есть он уже не может стать ни дьяконом, ни священником! Так учит и так узаконивает водимая Духом Святым Церковь! А мы смеем называть «смешными» ее боговдохновенные заповеди! Неужели мы не чувствуем, что сами смешны, противопоставляя наши собственные «чревовдохновенные» теории ее опыту в Духе Святом (было бы еще не так страшно просто выглядеть смешными); не рискуем ли мы угодить в число богоборцев?

С уважением и любовью о Господе Иисусе,
Архимандрит Епифаний (Феодоропулос).

«Ортодоксос типос», 8 февраля 1985 г.
Tags: Греция, Православие, догматическое богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments