Вмч. Феодора Стратилата (319).
Свт. Феодора, епископа Ростовского и Суздальского (1023); Обре́тение мощей блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII); прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545); прп. Зосимы Финикийского (VI); Празднество всем святым Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице); Собор Санкт-Петербургских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице).
Икон Божией Матери: Урюпинская (1821); Ярославская (XIII); Одигитрия Кирилло-Белозерская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученик Феодор Стратилат
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.
Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение.
Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
Тропарь великомученика Феодора
глас 4
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре,/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою// присно ублажаем.
Кондак великомученика Феодора
глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Святитель Феодор Ростовский и Суздальский, епископ
Память 8 июня, 20 августа в день переложения мощей, в Соборах Владимирских и Ростово-Ярославских святых.
Родом грек, был первым епископом Ростовским. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского, и был рукоположен в 990 или 992 году.
Прибыв в Ростов, вместе со святителем Михаилом он основал здесь первую христианскую церковь – деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, простоявший 168 лет, и при ней учреждил клир церковный. Здесь он проповедовал Евангелие, но приобрел мало верующих.
Язычники изгнали его, и в 992 году он поселился в Суздале, бывшем тогда лишь небольшой деревней входившей в его обширную епархию. В кратком рукописном сказании, сохранявшемся о святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, так говорится о его благовестнических трудах здесь:
Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение.
Когда в 1010 году святой равноапостольный великий князь Владимир прислал сына своего святого Бориса управлять Ростовом, то святитель Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1014 году великий князь заболел и вызвал Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали святителя Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 года.
Мощи и почитание
Святые мощи его были положены в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы. Дата прославления святителя не известна, но, согласно церковному преданию, обретение мощей его произошло еще до нашествия хана Батыя, т.е. до 1237 года.
Так как после первых двухсот лет её истории, Суздальская земля была выделена из состава Ростовской в собственную епархию, память святителя сделалась местной для обеих. Если в Ростове она ослабела, то в Суздале почитание архипастыря Феодора как сятителя и чудотворца не прерывалось скозь века. Так, над гробницей святителя в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089, молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами». С 1635 года над мощами святителя существует настенная надпись: «В лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору».
Однако, в XVIII веке согласно Духовному Регламенту, составленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Феофаном (Прокоповичем), стали изучаться сведения о мощах малоизвестных святых. При этом под влиянием протестантизма некоторые пытались упразднить и ослабить почитание святых и их благодатных останков. К тому же, святители Феодор и Иоанн Суздальские почитались в то время только в Суздале и окрестностях, а сведений об открытии их мощей к тому времени не сохранилось. Но народ отстоял церковные святыни, и поэтому празднование памяти святителей совершалось в суздальских храмах по-прежнему торжественно. Епископ Суздальский Порфирий потребовал от священнослужителей собора сообщить имевшиеся сведения о святителях и послал их на рассмотрение в Святейший Синод, предлагая освидетельствовать святые мощи. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором говорилось:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленными, то, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же как ныне были состоянии и почитании.
Получив указ 27 августа того же года, епископ Порфирий в свою очередь оповестил о нем свою паству и распорядился:
Оных святителей Феодора и Иоанна епископов во всех священнослужениях, где принадлежит, воспоминать неотменно, и память оных святителей празднество по церковному чиноположению повсегодно исправлять — святителю Феодору июня в 8-й день, святителю Иоанну — октября в 15-й день, как издревле в оные дни оные празднества исправлялись...
В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского Виктора, при котором Суздальская епархия была присоединена к Владимирской, нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в Суздальском соборе.
20 августа 1879 года честные мощи святителей Феодора и Иоанна, по указу Святейшего Синода, были переложены в новые серебряные раки, устроенные усердием суздальцев, в честь чего было установлено празднование.
(Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Суздаль)
Служба святителю Феодору, а также его житие были написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре.
Тропарь святителя Феодора, епископа Ростовского и Суздальского
глас 8
В молитвах бдя, сердцем же о стаде твоем выну болезнуя,/ учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре,/ темже Христа Бога моли,/ в день памяти твоея даровати нам велию милость.
Ин тропарь святителя Феодора, епископа Ростовского и Суздальского
глас 8
В молитве бдя, Горняя желая,/ дольняя возненавидел еси,/ и, сердцем болезнуя, выну о стаде своем печешися,/ учением бо своим всех просветил еси,/ Феодоре премудре, Христа Бога моли в памяти твоей/ даровати нам велию милость.
Кондак святителя Феодора, епископа Ростовского и Суздальского
глас 3
Яко велие солнце,/ возсия преславная память твоя, премудре Феодоре,/ в нейже подававши в бедах сущим спасение,/ притекающим к тебе усердно,/ благодатию, еюже облагодати тя Христос/ в жизни нескончаемой.
Молитва святителю Феодору, епископу Суздальскому
О великий архиерею Божий, Феодоре треблаженне! Иже град Суждаль и окрестныя грады и страны святым Крещением просветивый и от тьмы неведения к свету Богоразумия приведый, первый во благодати Православныя веры нам пастырь и угодник Господень, Ангельскаго жития ревнитель и апостолов подобник, граду Суждалю защити- тель и всем, с верою к тебе притекающим, помощник велий и заступник теплый! Услыши нас, грешных и недостойных раб твоих, в час сей к тебе моление сие приносящих, помяни нас у Престола Владыки Царя Вседержителя Бога и помолися о нас, грешных, яко да избавит нас от всех бед и зол, мир же и благоденствие нам дарует. Ей, угодниче Божий и святителю Феодоре! Сохрани страну нашу, град твой Суждаль и всякий грады и веси от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, и меэкдоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветров, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Буди нам помощник и заступник во всей жизни нашей, и избави нас от обидящих и ненавидящих человек, неправедно на ны востающих, и от всех видимых и невидимых сопротивлений вражиих, и спасены нас представи в День страшнаго и грознаго пришествия Господня, и сподоби нас улучити деснаго стояния во блаженном Царствии Христа Бога. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Благоверный князь Василий Всеволодович Ярославский, Благоверный князь Константин Всеволодович Ярославский, обретение мощей
(святые благоверные князья Василий и Коснтантин Ярославские)
Святые благоверные князья Василий и Константин были единственными сыновьями первого князя ярославского Всеволода Константиновича от брака его с Мариною, дочерью Олега, князя курского. Всеволод Константинович был родным братом князя Василька Ростовского (+1238; память 4/17 февраля).
В 1238 году монголо-татарские орды хана Батыя опустошили область великого княжения. Великий князь Георгий с сыновьями и немногочисленным войском вынужден был отступить в Ярославский удел своего воспитанника Всеволода. Здесь, на реке Сити, их настигли отряды неприятелей. Произошла кровавая сеча, в которой погибли великий князь Георгий и князь Всеволод Ярославский, отец Василия и Константина. Василько Ростовский был пленен и мученически погиб за веру и отечество. К 1238 году относится первое упоминание в летописях о старшем сыне погибшего ярославского князя Василия (родился не позднее 1229 года), как об одном из князей, спасшемся от меча Батыева. Возмужание осиротевших юных князей пришлось на сложное, тяжелое время. Наследование княжения принял на себя старший брат Василий. Ему предстояло укреплять ослабевший дух своих подданных, вселять в них надежду, помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на реке Сити.
Летописи свидетельствуют, что князь Василий Всеволодович в страхе Божием правил княжеством, не вступая в междоусобные споры с соседями. Им были восстановлены и обновлены разрушенные в Ярославских пределах монголо-татарами многие храмы.
В 1239 году князь Василий Всеволодович впервые отправился вместе с другими князьями в Орду «про свою отчину», то есть для того, чтобы получить от хана утверждение на Ярославское княжение; он был отпущен, по свидетельству летописца, ханом Батыем «с честью». Позже Василий Всеволодович еще несколько раз ездил в Орду: в 1244 году с Владимиром Константиновичем, князем угличским; в 1245 году вместе со своим дядей великим князем Ярославом Всеволодовичем. По возвращении из последней поездки к хану он женился на княжне Ксении. У них было двое детей — дочь Мария и сын Василий, умерший малолетним.
Зимой 1249 году князь Василий Ярославский отправился во Владимир на Клязьме для встречи с родственным ему святым благоверным великим князем Александром Невским († 1263 г.). Там он тяжело заболел и 8 февраля преставлся ко Господу. Гроб с телом князя Василия Всеволодовича от Владимира до Ярославля провожали его двоюродные братья: ростовский и белозерский князья Борис и Глеб Васильковичи вместе со своей матерью, а также сам велкий князь Александр Невский — столь велико было их уважение к молодому, но зрелому духом безвременно почившему князю. Погребение совершил епископ Ростовский Кирилл в ярославском соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне которого был положен гроб с телом князя Василия Ярославского.
По кончине старшего брата в 1249 году Константин Всеволодович принял правление княжеством. Он укрепил границы своего владения, страдавшие от постоянных набегов ордынцев. 3 июля 1257 года к Ярославлю подступило монголо-татрское полчище. Князь Константин бесстрашно выступил против превосходивших сил неприятеля с малочисленной дружиной. Перейдя на другую сторону реки Которосли, он вышел на гору, где и произошла кровавая битва с татарами. Несмотря на героическое сопротивление, русские были разбиты численно превосходившим противником. Князь Константин геройски пал вместе со своими воинами. Ярославль был жестоко разорен. Гора, где погиб ярославский князь с дружиной, с тех пор стала называться Туговой, как место туги (туга — скорбь, тоска, горе). Тело благоверного страдальца было погребено с честью в соборном Успенском храме, у места упокоения его старшего брата Василия.
В 1501 году в Ярославле произошел пожар, во время которого сгорел кремль и деревянный собор. Когда начали копать рвы для закладки основания нового храма, то обрели два гроба с нетленными телами. По надписям на каменных плитах было определено, что это благоверные князья Василий и Константин Ярославские. По просьбе народа епископ Ярославский в присутствии многочисленного духовенства перенес нетленные мощи из кремля в деревянный храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Известие об этом событии дошло до великого князя московского Иоанна III, который послал из Москвы искусных каменьщиков для постройки соборного храма. Впоследствии он сам прибыл в Ярославль на поклонение святым мощам своих предков.
После окончания строительства кафедрального Успенского собора святые мощи князей Василия и Константина были вновь торжественно перенесены и поставлены открыто в пределе, освященном в их честь, между столпов, с правой стороны, под древними родовыми княжескими иконами. В 1744 году во время большого пожара в соборе святые мощи обгорели, после чего останки их были заключены в ковчеги и вновь положены в Успенском храме, но уже в особо устроенную гробницу. В княжение Василия Ивановича (1526—1533) монахом Пахомием было написано житие Ярославских чудотворцев. Память святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских совершается дважды в год: 3/16 июля — в день битвы на горе Туговой, 8/21 июня — когда были обретены их святые мощи. В тот же день празднуется память Ярославской иконы Божей Матери, по преданию, принесенной в Ярославль благоверными князьми-братьями и с тех пор находившейся в Успенском кафедральном соборе.
Тропарь в честь обретения мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских
глас 2
Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших,/ Церковь же Божия радуется,/ приемши телеса ваша,/ людие, песненный лик составльше,/ духовною цевницею вопиют:/ ликуй, Василие, радуйся, Константине,/ Ярославлю славо и всей России радосте.
Ин тропарь благоверных князей Василия и Константина Ярославских
глас 8
Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему,/ и достигосте к Небесней высоте,/ благовернии велицыи князи Василие и Константине,/ и безстрастным житием украсисте души своя,/ пощением же изрядно победисте бесовския полки/ и воспримете чистую совесть,/ в молитвах яко безплотнии пребысте,/ возсиясте в мире, аки солнце, преславнии,/ молите спастися душам нашим.
Кондак на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских
глас 4
Днесь Церковь разширяет недра своя/ и приемлет многоцелебныя мощи ваши,/ добропобеднии страдальцы,/ Василие славне и Константине Богомудре,/ и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы,/ богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ,/ от преславных мощей ваших,/ и радостно чад своих созывает вопити, людие:/ радуйся, двоице пречудная, отечеству своему стено необоримая.
Собор Вологодских святых
Празднуется в 3-ю неделю по Пятидесятнице
Празднование Собора вологодских святых установлено в XIX веке. Его установление связывают с именем Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, который кратковременно управлял Вологодской епархией в 1841 году.
На декабрь 2008 года, официальный сайт Вологодской епархии приводил следующий список святых Вологодской земли:
• Прп. Герасим Вологодский (+ 1178, память 4 марта)
• Прп. Феодор Каменский (+ ок. 1260, память 10 сентября)
• Прав. Иоанн Устюжский (+ после 1262, память 29 мая)
• Прав. Мария Устюжская (+ после 1262, память 29 мая)
• Прп. Киприан Устюжский (+ 1276, память 29 сентября)
• Блгв. кн. Глеб Ростовский, Белоезерский (+ 1280, память 24 июля)
• Прав. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (+ 1303, память 8 июля)
• Прп. Сильвестр Обнорский, Пошехонский чудотворец (+ 1379, память 25 апреля)
• Прп. Афанасий Череповецкий, Железный Посох (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября
• Прп. Феодосий Череповецкий (+ ок. 1388, память 5 июля, 25 сентября, 26 ноября)
• Прп. Димитрий игум. Прилуцкий, Вологодский (+ 1392, память 11 февраля, 3 июня)
• Сщмч. Григорий, игум. Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Прмч. Кассиан, келарь Авнежский (+ 1392, память 15 июня)
• Свт. Стефан, еп. Великопермский, просветитель зырян (+ 1396, память 26 апреля)
• Прп. Димитрий Цилибинский, Вологодский (XIV в., память 24 января, 26 октября)
• Прп. Пахомий Каменский (XIV-XV вв.)
• Прп. Сергий Нуромский, Обнорский, Вологодский (+ 1412, память 7 октября)
• Прп. Павел, пустынник Глушицкий (+ после 1422, память 12 октября)
• Блгв. кн. Мария Заозерская (+ 1424)
• Блгв. кн. Димитрий Заозерский (+ 1424)
• Прп. Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий, чудотворец (+ 1426, память 27 мая, 27 декабря)
• Прп. Кирилл, игум. Белоезерский (+ 1427, память 9 июня)
• Прп. Павел Обнорский, Комельский (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
• Прп. Дионисий, игум. Глушицкий, чудотворец (+ 1437, память 1 июня, 12 октября)
• Прп. Александр, игум. Куштский (+ 1439, память 9 июня)
• Прп. Тарасий, игум. Глушицкий (+ 1440, память 13 мая, 12 октября)
• Сщмч. Герасим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1441, память 24 января, 29 января)
• Прп. Григорий, игум. Пельшемский, Вологодский чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
• Прп. Амфилохий, игум. Глушицкий (+ 1452, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Иоасаф Каменский, миру кн. Андрей Заозерский, Вологодский, Спасокубенский (+ 1453, память 10 сентября)
• Сщмч. Питирим, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1456, память 29 января, 19 августа)
• Прп. Филипп Рабангский (+ 1457, память 15 ноября)
• Прп. Кассиан, игум. Каменский, чудотворец (+ ок. 1463, память 10 сентября)
• Прп. Евфимий, игум. Сянжемский, Вологодский (+ ок. 1465, память 20 января, 11 апреля, 15 октября)
• Свт. Иона, еп. Великопермский, Устьвымский (+ 1470, память 29 января, 6 июня)
• Прп. Макарий, игум. Глушицкий (+ ок. 1480, память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Мартиниан, игум. Белоезерский (+ 1483, память 12 января, 7 октября)
• Прп. Коприй Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Прп. Моисей Белоезерский (+ ок. 1492, память 23 февраля)
• Прп. Авраамий Печенгский, Вологодский (+ после 1492, память 4 февраля)
• Христа ради юродивый Леонтий Устюжский (+ после 1492, память 18 июля)
• Прп. Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый (+ 1494, память 29 мая)
• Прп. Авксентий Перцовский, Вологодский (+ 1499, память 12 июня)
• Прп. Тимофей Кубенский (XV в.)
• Прп. Досифей Белоезерский, старец (XV в., память 9 июня)
• Прп. Игнатий Белоезерский, Молчальник (XV в., память 9 июня)
• Прав. Кирилл Вельский, Важеский (XV в., память 9 июня)
• Прп. Василий Каменский, Христа ради юродивый (XV в., память 2 августа, 10 сентября)
• Прп. Петр Каменский (XV в., память 10 сентября)
• Прп. Феодосий Глушицкий (XV в., память 13 мая, 12 октября)
• Прп. Антоний Куштский (XV в., память 6 марта)
• Прп. Онуфрий Катромский (+ до XVI века)
• Христа ради юродивый Галактион Белоезерский (+ 1506, память 12 января)
• Прп. Герман Белоезерский (+ 1508, память 23 февраля)
• Прп. Нил Сорский (+ 1508, память 7 мая, 7 апреля)
• Прп. Харитон, игум. Сянжемский, чудотворец (+ 1509, память 28 сентября, 11 апреля)
• Прп. Иннокентий Комельский, в миру кн. Охлябинин, Вологодский (+ 1521, память 19 марта)
• Прп. Онуфрий Перцовский, Вологодский (+ 1521, память 12 июня)
• Блгв. кн. Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Прилуцкий, Вологодский (+ 1522, память 19 мая)
• Прп. Филипп Ирапский, Череповецкий (+ 1527, память 14 ноября)
• Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
• Прп. Кассиан Комельский (+ 1537, память 16 мая)
• Прп. Корнилий Комельский, Вологодский чудотворец (+ 1537, память 19 мая)
• Прп. Лонгин Коряжемский (+ 1540, память 10 февраля, 16 октября)
• Блгв. кн. Димитрий Угличский, Прилуцкий (+ после 1540, память 19 мая)
• Прп. Иродион Илоезерский (+ 1541, память 28 сентября)
• Прп. Стефан Озерский, Комельский (+ 1542, память 12 июня)
• Прп. Лаврентий Комельский (+ 1548, память 16 мая)
• Прп. Зосима Ворбозомский (+ ок. 1550, память 4 апреля, 7 ноября)
• Прп. Арсений, игум. Комельский, Вологодский (+ 1550, память 24 августа)
• Прп. Нифонт Телеговский, Устюжский (+ 1553, память 12 июля)
• Прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (+ после 1557, память 18 января)
• Прп. Симон, игум. Сойгинский (+ 1562, память 24 ноября)
• Прп. Феодосий Тотемский (+ 1568, память 28 января, 2 сентября)
• Прп. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+ 1571, память 17 августа)
• Прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский (+ после 1572, память 25 июля)
• Прмч. Агапит Маркушевский (+ 1584, память 21 мая)
• Прп. Сергий Малопинежский (+ 1585, память 16 ноября)
• Свт. Антоний, еп. Вологодский и Великопермский (+ 1588, память 17 января, 9 сентября, 26 октября)
• Христа ради юродивый Иоанн Московский, Большой колпак (+ 1589, память 12 июня, 3 июля)
• Прп. Антоний Черноезерский (XVI, память 17 ?)
• Прп. Даниил Шужгорский (XVI в., память 21 сентября)
• Прмчч. Дионисий, Ефрем, Иероним и Исаакий Обнорские (XVI в.)
• Прп. Петр, иерей Черевковский, Сольвычегодский (XVI-XVII вв., память 9 июня)
• Прп. Викентий Вологодский (XVI-XVII вв., память 19 марта)
• Прав. Афанасий Наволоцкий (XVI-XVII вв., память 18 января)
• Прп. Гурий Шалочский (+ ок. 1603, память 15 ноября)
• Прп. Сергий Шухтомский (+ 1609, память 19 мая)
• Прмч. Евфросин Синоезерский (+ 1612, память 20 марта)
• Прп. Иосиф Заоникиевский, Вологодский, Христа ради юродивый (+ 1612, память 23 июня, 21 сентября)
• Прмч. Галактион Вологодский, в миру кн. Гавриил Иванович Бельский, затворник (+ 1612, память 24 сентября)
• Прп. Вассиан Тиксненский, Тотемский (+ 1624, память 12 сентября)
• Прп. Марк Белавинский (+ после 1630, память 2 августа)
• Сщмч. Симон, игум. Воломский, Устюжский (+ 1641, память 12 июля)
• Прав. Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый (+ 1650, память 16 января)
• Прп. Тихон Крестогорский, Вохмовский (+ сер. XVII)
• Прп. Леонид Устьнедумский (+ 1654, память 17 июля)
• Прп. Филипп Яиковский, Сухонский (+ 1662, память 17 августа)
• Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский (+ 1663, память 22 марта)
• Христа ради юродивые Василий, Иоанн, Иродион, Михаил и Фома Сольвычегодские (+ ок. 1669, память 3 июля)
• Христа ради юродивый Андрей Тотемский (+ 1673, память 10 октября)
• Прп. Антоний, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прп. Иоанникий, игум. Заоникиевский (XVII в., память 23 июня)
• Прав. Николай Рынин, Вологодский (+ 1837, память 19 марта, 20 июня)
• Свт. Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский (+ 1867, память 30 апреля)
• Прав. Александр Баданин, иерей Вологодский (+ 1913, память 10 марта, 9 февраля)
• Прмч. Никифор (Югов), инок (+ 1918, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский, сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский, прмч. игум. Серафима (Сулимова), мчч. Анатолий Барашков, Михаил Трубников, Николай Бурлаков и Филипп Марышев (+ 1918, память 2 сентября)
• Сщмч. Прокопий Попов, иерей (+ 1918, память 30 сентября)
• Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (+ 1932, память 4 апреля)
• Сщмч. Виктор Усов, иерей (+ 1936, память 8 января)
• Сщмч. Алексий (Бельковский), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память в Соборе новомчч. и испп. Российских)
• Сщмч. Константин Богословский, прот. (+ 1937, память 6 сентября)
• Сщмч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (+ 1937, память 18 декабря)
• Сщмч. Сергий Рохлецов, прот. (+ 1938, память 25 апреля)
• Мц. Нина Кузнецова (+ 1938, память 1 мая)
• Прав. Иулиания Сольвычегодская (память 21 декабря)
• Прп. Кирилл, пустынник Вологодский
• Прп. Фавст, пустынник Вологодский (память 28 марта)
• Прп. Спиридон, пустынник Вологодский (память 5 декабря)
• Прп. Стефан, игум. Спасо-Кубенский (память 27 апреля)
• Прп. Тимофей Вологодский, игум. Никольского монастыря
• Блгв. кн. Феодор Всеволодович Вологодский
Память святых без указанного дня памяти совершается в день празднования Собора - в 3-ю неделю по Пятидесятнице.
Тропарь
глас 8
Яко светильницы всесветлии, / явистеся в пределех града Вологды, преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы: / вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше, / усердно Тому последовали есте, / чистотою Богови приближившеся, / от Негоже и чудес даров нием обогатистеся; / темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем: отцы преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 2
Волнений множество невлажно проходяще, безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, Богомудрии и преподобнии, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.
Величание
Величаем вас, / чудотворцы наши славнии Вологодстии, / страну северну лучами добродетелей озарившии / и образ спасения верным / светоявленно показавшии.