filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

Афанасий Зоитакис: "Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации" ч.3

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/507798.html


Иерархи Элладской Церкви активно участвовали в деятельности всегреческой сети помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ, жертвовали на нужды соотечественников значительную часть своего жалования, протестовали против жестокости оккупационных властей.

Иерархи Элладской Церкви

Лидер греческого движения Сопротивления Манолис Глезос (хорошо знакомый с ситуацией изнутри) высоко оценивает роль иерархов Элладской Церкви в сопротивлении нацизму: «Очень много архиереев приняло деятельное участие в движении Сопротивления. Подчеркиваю, речь идет не о намерении участвовать а о реальном вкладе. Можно сказать, что все архиереи были на нашей стороне, многие из них поднялись в горы [вместе с партизанами]. Митрополиты были как на стороне EΛAΣ1 так и EΔEΣ2. Они возглавили народную борьбу, то есть с крестом и оружием в руках боролись с захватчиками»3.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 1

Иерархи Элладской Церкви активно участвовали в деятельности всегреческой сети помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ, жертвовали на нужды соотечественников значительную часть своего жалования, протестовали против жестокости оккупационных властей. Архиереи неоднократно оказывали помощь партизанам: с риском для жизни укрывали их и помогали получить медицинскую помощь.

Среди наиболее активных участников движения Сопротивлении были следующие иерархи: Иоаннинский Спиридон (с 1949 по 1956 возглавил Элладскую Церковь), Аттикийский Иаков (впоследствии Архиепископ Афинский), Филиппийский и Неапольский Хризостом (с 1962 по 1967 – предстоятель Эддадской Церкви), Димитриадский Иоаким, Закинфский Хризостом, Неврокопийский Александр, Илийский Антоний, Фессалоникийский Геннадий, Фивейский и Ливадийский Поликарп, Каристийский Пантелеимон, Касторийский Никифор, Керкирский Мефодий, Сервийский и Козанский Иоаким, Коринфский Михаил (впоследствии архиепископ Америки), Левкадский Дорофей, Маронийский Василий, Митилинский Иаков, Парамифийский Дорофей, Самоский и Икарийский Ириней, Сидирокастрский Василий, Сирский Филарет, Халкидский Григорий. В «левой» историографии к числу борцов с оккупационными властями также относят митрополитов Хиоского Иоакима, Дриинупольского Димитрия, Ларисского Каллиника и Мифинсого Дионисия.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 2

Митрополит Сервийский и Козанский Иоаким (Апостолидис) и Илийский и Оленский Антоний (Политис) приняли участие в партизанской «Национально-освободительной армии Греции» (ΕΑΜ) и были назначены на должности в организованном левыми силами национальном совете. В партизанском отряде был и будущий Афинский архиепископ (1974-1998) архимандрит Серафим (Тикас).

Участие в сопротивлении простого клира

По словам Манолиса Глезоса «клир и участники сопротивления действовали координировано и совместно»4.

Священники поддерживали народ молитвой, своими пламенными проповедями и словом утешения. Современники событий вспоминают, что именно благодаря клиру нуждающиеся получали лекарства и еду. Священнослужители были почти во всех партизанских отрядах. Они окормляли тюрьмы, больницы и школы, «проповедовали, вели миссионерскую деятельность, ободряли людей, успокаивали их, вселяли в них веру»5.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 3

Этапным стало создание «Всегреческого союза клира» (Παγκληρική Ένωση Ελλάδας) – высшего координационного органа союзов православных священнослужителей, способствовавшего консолидированному участию клира в движении сопротивления.

В резолюции второго съезда «Всегреческого союза клира» сказано: «Священнослужители считают народную борьбу против антихристианского фашизма своей собственной борьбой. Они призваны благословить и придать деятельный духовный характер антифашистскому народному движению».6

4 июня 1941 года на острове Крит оккупантами был убит архимандрит Фотий Феодосакис. 6 июня 1943 года жестоко замучен был архимандрит Иаким Лиулас из города Козани. В 1944 году во время Божественной Литургии был схвачен координатор организации «Национальная Взаимопомощь» священник Димитрий Куцумбас. Батюшка подвергся в тюрьме истязаниям и был расстрелян вместе со своим сыном. Всего за годы оккупации нацистами было убито и замучено более 140 священников, монахов и монахинь.

Клирики не принявшие личного участия в вооруженном сопротивление нацистам, тем не менее, не отказывали в материальной помощи партизанам и их родственникам.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 4

Вспоминает митрополит Ахелойский Евфимий (Стилиос): «Это было голодное время, И Церковь организовывала кухни. Такая кухня была и перед моим домом, и я ребенком тоже ходил туда. Там нас учили христианским молитвам, песнопениям и кормили, поскольку дома нечего было есть».7

Архимандрит Августин Кандиотис организовал в городе Козани столовую, ежедневно обеспечивающую питанием восемь тысяч человек. Среди ее постоянных посетителей было и 500 детей партизан-коммунистов, воюющих в горах против оккупационного режима. За антиправительственную деятельность отец Августин был арестован немцами. Его диалог с немецким комендантом в присутствии переводчика В. Матиакиса подробно описан в книге о. Августина Мироса «Сопротивление любви»8:

«- Почему ты так поступаешь? Зачем кормишь коммунистов?

- Я не политик и не военный. Я иерей Бога Вышняго, проповедник Евангелия. Я не должен ни для кого делать исключений. Чтобы ты понял меня, расскажу тебе одну притчу.

На склоне горы течет источник. Мимо проходит святой – пьет из него. Проходит разбойник –пьет. Проходит баран – пьет. Волк – пьет, голубь – пьет, орел – и тот пьет. Никому источник не отказывает в живительной влаге. Ни для кого не делает исключений…

И я тоже такой источник и поэтому кормлю всех. Пусть у вас есть поводы делать такие исключения, у меня их нет
».

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации Папа-Валис 1
(Папа-Валис)

Среди священников борцов с оккупацией многие стали национальными героями. Не имея возможности рассказать о каждом из них остановимся на личности легендарного этолийского священника папа-Валиса. После вторжения нацистов, батюшка вступил в первое всегреческое движение сопротивления «Национальная солидарность» («Εθνική Αλληλεγγύη»).

Папа-Валис организовал сбор средств и раздачу продуктов нуждающимся. Однако, знаменит стал благодаря своему деятельному участию в борьбе с оккупантами.

Батюшка помогал знаменитой разведчице Марии Димади. Под видом ее дяди приходил в немецкую администрацию, где та работала переводчицей, выносил снимки секретных документов и передавал их партизанам.

Известен папа-Валис стал благодаря инсценировке похорон. В гробах он помогал перевозить партизанам оружие, которое передавал кладбищенскому работнику члену национально-освободительного движения Христофору Сотосу.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации Папа-Валис 2

После очередного акта саботажа против оккупантов тридцать жителей Агринио (где служил батюшка) были взяты в заложники и приговорены к смерти. Узнав о случившемся папа-Валис, выяснил имя одного из задержанных и представившись его родственником попросил допуска в тюрьму, чтобы принять исповедь приговоренного к смерти и его товарищей. На встрече с заложниками батюшка смог передать им пилу и во время чтения молитв сообщить детали планирующегося побега: «Господи помилуй, в еду положил вам пилу… Господу помолимся, разрежьте решетки… Чада мои, будьте готовы ночью. Ребята ждут, Господи помилуй, чтобы освободить Вас. Подайте сигнал когда будете готовы и не убойтесь. Помоги нам Господи.».

Когда растроганные заключенные стали целовать руку священнику, впечатленный этой сценой комендант разрешил батюшке передать своему племяннику пакет с продуктами (в йогурте была спрятана пила)).

Ночью приговоренные к смерти благополучно совершили побег9.

Вклад в национально-освободительную борьбу православных монастырей

Афонские монастыри, обители Элладской Православной Церкви и Константинопольского патриархата, оказывали борцам с нацизмом не только молитвенную поддержку. Многие монастыри предоставляли убежище партизанам, помогали им хранить оружие и получать медицинскую помощь. Историк Иоаннис Сидирас подчеркивает, что «если бы не помощь монастырей движение Сопротивления не получило бы в Греции такого размаха»10.

Оккупанты не раз проводили карательные акты против православных обителей: поджоги, изъятия Священных сосудов и ценностей, похищения и убийства монахов.

Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации старец Филофей Зервакос
(старец Филофей Зервакос)

Монахи оказывали народу большую благотворительную помощь. Так, например, обитель Живоносного Источника в Лонговарде (о. Парос) принимала всех, ищущих прибежища и пищи. Монахи сократили свою дневную порцию еды, каждый день кормили около двух сотен человек человек и даже помогали нуждающимся с соседних островов. Братия Лонговарды спасла 125 молодых мужчин, арестованных в мае 1944 г. и приговоренных к смерти немецким комендантом острова. Местные приходские священники во главе с настоятелем монастыря старцем Филофеем (Зервакосом) сформировали комитет по спасению заложников, но комендант отказался их освободить. Тогда о. Филофей сказал ему: «Пусть считают меня среди приговоренных к смертной казни», – и заложники были освобождены11.

__________________________
1
Народно-освободительная армия Греции, созданная при участии греческой коммунистической партии.

2 Народная республиканская греческая лига. Первая значительная группа Сопротивления, возглавляемой бывшим офицером армии, полковником Наполеоном Зервасом.

3 Συνέντευξη στο δημοσιογράφο του Ρ/Σ της Εκκλησίας (2006). http://misha.pblogs.gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (обращение – 15.5.2015 г.).

4 Συνέντευξη στο δημοσιογράφο του Ρ/Σ της Εκκλησίας (2006). http://misha.pblogs.gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (обращение – 15.5.2015 г.).

5 Тишкун С., прот., Кабанов И.В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. М., 2015. С. 19 – 20.

6 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

7 Тишкун С., прот., Кабанов И.В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. М., 2015. С. 19 – 20.

8 π. Αυγουστίνου Μύρου «Η Αντίσταση της Αγάπης». Έκδοση Γ’, 2014. Σς. 282-283.

9 Παπανικολάου Ν. «Ο Παπα-Βαλής». // Αιτωλοακαρνανικός Τύπος. Μάρτιος, 2012.

10 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

11 Чудеса на дорогах войны. М.2010. С. 56-59.
(источник: http://agionoros.ru/docs/1820.html)
Tags: Великая Отечественная Война, Греция, история, фашизм, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments