filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Афонские старцы. Старец Евдоким из скита Святого Димитрия (Часть 3)

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/454556.html


Он преуспел на духовном поприще, так как превыше всего для него была постоянная жизнь в Боге. И, как учит авва Исаак, прежде всего, он возлюбил молчание и немногословность. Старец очень внимательно относился к общению с окружающими, не делясь с ними самым сокровенным. Его душа была прекрасна. И сформировалась она не под влиянием матери, которую старец совсем не знал, или отца, лицо которого выражало лишь усталость и неуверенность беженца. Старец стал таким благодаря 76-летней борьбе в этом святом месте, где его взрастил сам Господь. Я думаю, что он удостоится милости Божьей и будет ходатайствовать за всех нас. Старец Евдоким был просвещен Богом. Он был внимательным монахом, хотя и не вошел в число старцев-пророков, прозорливцев и чудотворцев.

Афон, скит Святого Димитрия

Он был смиренным и жил тайной жизнью во Христе. Поэтому он не обрел ни послушников, ни последователей, ни славу святого. Он жил, всеми забытый, за горой Криовуно. Когда к нему приходили, на его лице будто было написано: “Говори ты, и я, раб твой, слушаю тебя”.

Старчество всегда было для меня некой тайной, которую я не раз обсуждал с другими монахами. Существуют поистине святые старцы, у которых нет даже кошки. Но в то же время есть и старцы заурядные, как я, имеющие, тем не менее, бесчисленных послушников и почитателей. Почему так происходит, я так и не смог понять.

Так, старец Евдоким с его глубочайшим смирением не снискал почитателей, не делал пророчеств и предсказаний. Никакого подобного “величия” не было в нем. Он жил, как святые Божьи: смиренно, тихо, спокойно и абсолютно незаметно. И посему был один и не обрел послушников и спутников. Единственными его друзьями были монах Игнатий и ушедшие из жизни отцы и братья скита Святого Димитрия.

О, святая незаметность, сколькие плоды ты приносишь монашескому полю!

С огромной болью он наблюдал за тем, как скит пустеет. Это невыносимая скорбь была с ним до конца его дней. При жизни он видел, как кельи пустеют одна за другой и превращаются в груду камней. Он считал это попущением Божьим за наши грехи. Сам он любил свои родные стены, свою келью. Ему не нравилось слоняться здесь и там. Эту привычку он унаследовал от своих строгих старцев. Они запрещали ему ходить по соседям, слушать и передавать новости. Они придерживались канона Пахомия Великого: “Не передавай слова от поля к полю”. Лишь несколько раз старец Евдоким покидал Афон. И когда это происходило, совершалась литания, ведь тот факт, что эта “древнейшая икона” покидает Святую Гору, был огромной редкостью.

Повторюсь, старец очень любил свою келью. И, когда она была сожжена некими кочующими монахами, старец был убит горем и духовно изможден. Однажды я сказал ему:

– Пойдем в скит?

– Зачем? Посмотреть на мою сожженную келью?


Старец Евдоким многому научился в своей келье и очень любил этот свой угол. Он знал, как заполнить 24 часа ночи и дня.

Он научился у старцев живописи и золочению иконостасов. В его келье даже была картина, изображавшая железную дорогу.

- Что это, старец?

- Это воспоминание из детских лет – железная дорога, ведущая в Патры, как я ее видел в Эгио, на своей родине.


Сад его был всегда ухоженным и давал плоды. Виноградник и деревья были благословенными. Старцы приносили из леса листву, чтобы удобрить сад. Тропы, ведущие в храм скита, выдавали присутствие трудолюбивого и искусного хозяина. Несмотря на свою старость, он не жалел сил на уход за садом. Монашеские работы не являются заботой, рассеивающей ум монаха. Напротив, это способ поддержания равновесия душевных и телесных сил.

В день его кончины мы с великой скорбью погребли одно из последних чад Афона. (Среди других чад Афона был и старец Дионисий Фирфирис. Он пришел сюда в возрасте семи лет. Возможно, есть и другие, но я о них не знаю.) Даже его 90-летний возраст не умерил нашу печаль. Будут ли у нас подобные ему дети Афона, которые с самых ранних лет учатся лишь у своего старца? Нет, поскольку сейчас они обучаются в мирских школах, и только после этого приходят в духовную школу Афона. Это тоже неплохо, но их взгляд навсегда останется помутненным миром. Чада Афона любят место, где они живут, постоянно находясь в кельях. Они любят старцев. Любят аскезу и монашескую жизнь. Заботятся об окружающей территории, и она отвечает им тем же. Вся их жизнь предана Богу.

Да пребудет с нами его молитва, и пусть жизнь его станет примером для всех нас. Аминь.

Монастырь Дохиар, Святой Афон, 2010
(источник: http://www.pemptousia.ru)
Tags: Афон, Афонские старцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments