filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Афанасий Зоитакис: «Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации» ч.2

Продолжение...
начало тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/507798.html


Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин

В сложные годы иноземной оккупации предстоятелями Элладской Церкви были Афинские архиепископы Хрисанф и Дамаскин. Их деятельность вызывает в историографии достаточно противоречивые оценки и потому заслуживает отдельного рассмотрения.

Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) вошел в историю отказом легитимизировать власть коллаборационистского правительства Г. Цокалоглу, учрежденного нацистами. Его дерзкий «сознательный акт сопротивления»8 вынудил завоевателей проводить инаугурацию без участия Элладской Церкви. Стоит ли говорить, что за свою стойкость десятый предстоятель Элладской Церкви был смещен со своего поста.

_Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) 1

О драматичных событиях 27 апреля 1941 года (в этот день немецкие войска вошли в Афины) рассказывает митрополит Патрский Никодим:По окончании богослужения архидиакон подошел к архиепископу, «тот стоял у окна и плакал. Вид знамени со свастикой над акрополем причинял ему душевную боль… Вскоре владыке стали приходить сообщения от новых властей и общественных деятелей. Всего их было три.

_Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) 2

Во-первых, ему сообщили, что создан комитет по сдаче Афин оккупантам, в который ему и предложили войти. На это архиепископ ответилГреческие иерархи не сдают города врагу, их долг – бороться за их освобождение”.

Вскоре пришло приглашение от афинской мэрии: архиепископа приглашали совершить молебен в кафедральном соборе. На это он дерзко ответил:Молебен по случаю оккупации Родины не уместен, он будет совершен в других более подобающих условиях”»9.

«После этого у архиепископа потребовали организовать церемонию принятия присяги нового коллаборационистского правительства. Он ответил, что не может способствовать организации инаугурации правительства назначенного врагом»10. Несмотря на то, что блаженнейший Хрисанф осознавал «в какой степени подобные действия угрожает его положению»11, он запретил всем архиереям и священникам присутствовать на церемонии дачи присяги12.

_Хрисанф I (Филиппидис) (1938-1941) 3

На встрече с членом германской оккупационной администрации Фон Штуме, архиепископ отреагировал на заявление «германская армия пришла не с враждебными намерениями» следующим образом: «во-первых ваша армия вторглась в страну, народ которой сражался за свою свободу… и продолжает верить в свои идеалы. Элладская Церковь всегда поддерживала греческий народ в его борьбе… будьте уверены, что она исполнит свой долг и в это тяжелое время»13.

На встрече с командующим немецкими войсками на Балканах генералом-фельдмаршалом Вильгельмом Листом архиепископ даже не предложил ему сесть и не подал руки. Обращаясь к высокопоставленному военному предстоятель Элладской Церкви сказал: «германский народ из дружественного превратился в грубого захватчика. Будущим поколениям немцев будет стыдно за это»14.

Национальный герой Греции Манолис Глезос, совершивший первый акт сопротивления оккупантам15, высоко оценивает вклад Афинского архиепископа и Православной Церкви в национально-освободительную борьбу: «Архиепископ Хрисанф последовательно три раза поставил Церковь против оккупантов. Его деяния нельзя интерпретировать как действия частного лица, он позиционировал всю Церковь как институт против оккупантов. Потому и был изгнан нацистами»16.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 5

После ухода архиепископа Хрисанфа I его место в июле 1941 года занял митрополит Дамаскин I (Папандреу) (1941-1949)17, который несмотря на то, что возглавил Церковь с согласия оккупантов, принял активное участие в моральной поддержке народа (в том числе участников движения Сопротивления).

_митрополит Дамаскин I (Папандреу) (1941-1949)

«Несмотря на определенное сотрудничество с оккупационной администрацией, Элладская Церковь под руководством архиепископа Дамаскина действовала главным образом в интересах народа»18.

Сам предстоятель неоднократно обличал оккупантов и коллаборационистов в своих пламенных проповедях, занимался открытием народных бесплатных столовых, защитой заложников, оказанием материальной и духовной помощи больным, беднякам, сиротам и другим категориям нуждающихся.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 6

Архиепископ при содействии клира организовал всегреческую сеть помощи голодающим и нуждающимся ΕΟΧΑ (Εθνικό Οργανισμό Χριστιανικής Αλληλεγγύης – Национальную организацию социальной солидарности). По мненинию ряда историков ΕΟΧΑ стала крупнейшей организацией сопротивления, сохранившей жизни десяткам тысяч людей.

Часть священнослужителей и некоторые архиереи Элладской Церкви, активно поддерживала партизанскую борьбу. Архиепископ Дамаскин также не раз вступал в конфронтацию с оккупантами. Так 20 июня 1944 г. находившийся на оккупированной территории СССР Первоиерарх Белорусской Православной Церкви митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский) отправил письмо Владыке Дамаскину, в котором призывал «выступить единым фронтом народов Европы против безбожного большевизма», однако ответа не получил19.

Архиепископ добился отмены инициированной оккупантами принудительной гражданской мобилизации, многократно отказывался осудить движение сопротивления и партизан.

Премьер-министр коллаборационистского правительства Цокалоглу предупреждал архиепископа, выступавшего в своих проповедях с жесткими заявлениями против немецких оккупантов: «Блаженнейший, будьте осторожны. А то немцы вас могут застрелить». «Это военных расстреливают, греческих иерархов вешают. И я к этому готов», - дерзко отвечал предстоятель Элладской Церкви20.

Каждый раз когда оккупационная администрация требовала списки имен греческих участников Сопротивления (чтобы использовать их в качестве заложников), архиепископ первым писал на листе бумаге свое имя. Когда нацисты отказывались сообщить родственникам информацию о расстрелянных борцах с оккупантами, архиепископ, рискуя жизнью, требовал информации об их судьбе и выдачи тел убитых.

_______________________

8
Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

9 Μνήμες καί μαρτυρίες από το 40 καί την κατοχή. Κλάδος Εκδόσεων Επικοινωνιακής και Μορφωτικής Υπηρεσίας της Εκκλησίας της Ελλάδος. Αθήνα, 2000. Σς. 58-59.

10 Αυτόθι. Σ. 60.

11 Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 12.

12 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 65

13 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).

14 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σς. 65-66.

15 Первый акт сопротивления в Греции состоялся в Афинах в ночь на 30 мая 1941 года. Двое молодых студентов, Апостолос Сантас, и Манолис Глезос тайно вылезли на северо-западный склон Акрополя и сорвали нацистский флаг со свастикой, который был установлен там оккупационной властью. Значение этого события невозможно переоценить в связи с тем, что «немцы придавали большое символическое значение водружению знамени “новой Европы” над Акрополем» (Ιστορία τού ελληνικού έθνους. Τομ. ΙΣΤ’. Σ. 14).

16 Συνέντευξη στο δημοσιογράφο του Ρ/Σ της Εκκλησίας (2006). http://misha.pblogs.gr/2009/05/o-manwlhs-glezos-gia-thn-ekklhsia-kai-thn-antistash.html (обращение – 15.5.2015 г.).

17 Αγγελόπουλος Α. Εκκλησιαστική ιστορία. Ιστορία των δομών διοικήσεως καί ζωής της Εκκλησίας της Ελλάδος (20 αιώνας). Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 66.

18 Orthodox Church Bulletin. Dezember 1943. № 21. P. 3; Church Times. 30.07.1943. P. 392; Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

19 Шкаровский М. В. Элладская Православная Церковь в 1917–1950-х гг. http://www.bogoslov.ru/text/1089182.html (обращение – 15.5.2015 г.).

20 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).
(источник: http://agionoros.ru/docs/1765.html)
Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/531733.html

Tags: Греция, Церковь, история, фашизм, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments