filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Афанасий Зоитакис: «Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации» ч.1

Христос посреди нас!

Недавно на мои поздравления всем россиянам с Днем Великой Победы и в ответ на молитвы о павших наших солдатах, офицерах, партизанах и погибших мирных гражданах:
Мы должны помнить... С днем Великой Победы!
(http://filin-dimitry.livejournal.com/496879.html),
с удивлением услышал мнение о том, что праздновать нечего, что жаль нас, не проигравших "культурной нации", то есть фашистской Германии и, дескать, одни сатанинские войска сражались против других сатанинских войск... Самое страшное даже не в мнении таком- сейчас значительная часть бывшей Украины так научена думать. Страшно было слышать подобное от православного соотечественника. И среди прочего выражалась мысль о том, что, например, Греция навряд ли бы вот так отмечала подобное, потому как это противно и самому православию и Церкви. Что ж... на фоне подобных высказываний мне видится весьма полезным статья Афанасия Зоитакиса об Элладской Церкви в те страшные годы...

***

Вторая мировая война – тяжелая страница в истории греческого народа. Общие людские потери Греции в годы немецко-итало-болгарской оккупации составили около десяти процентов от общего числа населения страны (всего погибло более 600 тысяч человек: от голода умерли 436 тыс., около 130 тыс. казнили оккупанты, 8 тыс. погибло от бомбардировок, остальные – в боях с захватчиками и лагерях). Население 89 греческих деревень и городов подверглось поголовной расправе, более тысячи населенных пунктов были сожжены дотла или подверглись серьезным материальным разрушениям.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 1

В отличие от ряда других европейских стран Греция не сдалась оккупантам без боя. «Национальное Сопротивление» (греч. Εθνική Αντίσταση)1 – одно из наиболее активных и эффективных движений Сопротивления в оккупированной Европе.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 2

Проводились партизанские атаки против оккупационных сил, была создана крупная шпионская сеть, некоторые районы страны нацисты так и не смогли полностью взять под контроль, в октябре 1944 года Греция была освобождена в значительной степени — именно благодаря усилиям местного Сопротивления.

Против оккупантов и их пособников выступили как левые так и правые политические силы (коммунисты, монархисты, демократы).

Относительно роли, которую сыграла в истории сопротивления оккупационным властям Элладская Православная Церковь, в историографии есть несколько точек зрения.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 3

Представители марксистской историографии в большинстве своем признают, что Церковь «сыграла ключевую роль в поддержке народа в переломные моменты греческой истории»2. При этом многие из них (наряду с либеральными авторами) утверждают, что в отличии от «простых клириков, которые жили рядом с народом и боролись за его интересы… иерархи были далеки от народа и зачастую действовали против него»3. Стоит подчеркнуть, что утверждения о «предательстве значительной части высшего духовенства и его неучастии в борьбе с оккупантами»4 базируются не на фактическом материале, а на идеологических предубеждениях. Историки-марксисты относят к «прогрессивным деятелям» только тех архиереев, кто непосредственно поддержал коммунистов-партизан и лично «с оружием в руках сражался с захватчиками»5. Те иерархи которые встали на сторону партизан-монархистов или не приняли непосредственного участия в вооруженной борьбе, ограничившись моральной и материальной поддержкой народа, характеризуются левой историографией как регрессивные или недостаточно последовательные в своей позиции деятели6. В свою очередь, греческие либералы традиционно видят все связанное с православной церковью в черном цвете.

_Элладская Православная Церковь и сопротивление немецкой оккупации 4

Большая часть современных греческих историков высоко оценивает вклад Элладской Православной Церкви в греческое национально-освободительное движение. Случаи коллаборационизма среди клира носили единичный характер, «греческие священнослужители стали образцами героизма и самопожертвования за други своя. Иерархи, священники, монахи и монахини пролили свою кровь за веру Христову и свободу отечества»7.

_____________________

1 Устойчивый термин, используемый в греческой историографии для характеристики периода сопротивления иноземной оккупации.

2 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14

3 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14; Καραγιάννης Γ. Η Εκκλησία από την Κατοχή στον Εμφύλιο. Εκδόσεις Προσκήνιο, 2001.

4 Το ράσο στον αγώνα για την πατρίδα. Εφημ. Ριζοσπάστης. Κυριακή 26 Απρίλη 1998. Σ. 14.

5 Αυτόθι.

6 Αυτόθι.

7 Σιδηράς Ιωάννης. Η εθνική καί αντιστασιακή δράση των ελλήνων ορθοδόξων κληρικών κατά τη γερμανική κατοχή 1940-1944 http://www.enromiosini.gr/arthrografia/η-εθνικη-και-αντιστασιακη-δραση-των-ελ/ (обращение – 15.5.2015 г.).
(источник: http://agionoros.ru/docs/1765.html)

Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/512085.html

Tags: Греция, Церковь, история, фашизм, это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments