filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Система координат... или слово о том, как нам выбраться из ямы

Христос посреди нас!

Падения происходят постоянно и с каждым из нас. Хорошо, если мы после того поднимаемся, отряхиваем пыль грехов и заживляем ссадины и более глубокие раны, ими учиненные. Много лучше, если мы научаемся быть более бдительными, и уже зная, где лужа или склизко, силимся подобные места обойти стороной.

Часто случается, что нам видится наша духовная жизнь более или менее устроенной, где все идет своим чередом: вечер субботы и утро Воскресения и в Праздники мы за богослужением, Таинствами не пренебрегаем, сирот и вдов не поедаем, постимся если и не в ту меру, что положено Уставом, то, по крайней мере, дни соблюдаем по большей части, вычитываем Правила да еще и присовокупляем к ним некоторые дополнительные молитвословия. Крупные камни грехов, что нас отягощали до воцерковления, мы выкинули, а «бронежелеты» неподъемные, что на нас надеты, не сняли – они к нам приросли уже как кожа…и это не «песочек» незначительных грехов на дне карманов, а многокилограммовые гири. Но с виду они не заметны - сами мы с ними срослись до костей, а окружающим не бросаются в глаза – те многие также в подобных «брониках» расхаживают. И только самые близкие их ощущают, но сделать ничего не могут: воцерковленные нами спасаются и молятся за нас, как за благодетелей, а не воцерковленные еще более отдаляются от воцерковления, видя, что все, что мы не творим, нам сильно не помогает – мы, как и они, а часто и хуже.

Отчего так?

из ямы

1. Перво-наперво дело в том, что мы весьма ошибочно определяем свое местоположение в духовной жизни, у нас сильно сбился компас и высотомер.
Для начала надо осознать, что если мы все вышеперечисленное совершаем доброе, то это не какие-то вершины нами одолены, пусть и невысокие, а это та глубина ямы нашего падения, ниже которого мы просто не можем падать, потому как ниже уже вовсе и не православие обнаруживается, а невесть что.
Нам не понятны подвиги святых оттого, что мы не в силах даже просто взглянуть на основания этих «гор», потому как со дна ямы не видно их основание.…Прежде надо начать карабкаться из наших колодцев, и когда хотя бы голова окажется на поверхности, то уже будет и великое чудо и огромная польза – вдохнув лишь раз этот относительно свежий воздух у поверхности земли (свежий по сравнению с тем, что заполняет яму), мы получим и силы для дальнейшего вытаскивания себя и опыт: если вновь засмердело, то значит, моя голова опять ниже ватерлинии опустилась. Ну, а тело так и подавно, потому как если умом мы еще иногда можем различать полезное и не очень, то тело это неполезное потребляет только так, безо всякого ума!

2. Случается, что мы даже начинаем осознавать, что свалились в яму и в ней пребываем, а выбраться никак не получается. Это от нашего самомнения и упования на свои собственные силы. Мы рассуждаем так примерно:

- Если мне предпринять бОльшие усилия и усилить делание, то я обязательно выберусь!

И начинаем с большим усердием молитвенное правило, а, может, даже и пост ради своего исправления…

И хотя рассуждения верные – подвиги в меру своих сил и делание нам совершать просто необходимо, но упование и очередность ошибочные.
Уповать следует не на наши собственные силы, а на помощь Божью. У нас у каждого, кто в колодце сидит том смрадном, висит очень крепкая и удобная веревочка, уцепившись за которую мы свободно могли бы выбраться на поверхность, но мы веревки той не увидим, пока не перестанем, сбивая локти и ломая ногти копошиться у стен, тщетно стараясь себя приподнять наверх.

Чтобы узреть тот спасительный канат прежде необходимо немного смириться с тем, что сами себя мы никак не в силах спасти. А коли так, то направлять усилия следует так и там, как о том нам советует Господь и Его Святая Церковь, через святых отцов, через пастырей.

Мы зачастую, слушая себя, а не Церковь, прикладываем усилия огромные, а результат оказывается ничтожным. Мы рассуждаем так:

- Надо усилить молитву, теперь буду читать по два акафиста и еще одну кафизму в день дополнительно, коли эта страсть меня вновь одолевает!

Нам думается, что мы преуспели в молитве (мы же умеем считать, и подозреваем, что молимся много…если считать по секундомеру) и думаем получить больше пользы, если усилим подвиг.
Мы стараемся, выкраиваем время, жертвуем помощью ближним, мучаемся болями в ногах и спине и…не получаем результата. В семье тепла (не говорю уже о любви) не прибавляется, и страсть не отступает. Хотя надо заметить, что небольшую пользу мы все равно имеем – то время, что мы прибавили к молитве, не полностью мы посвятили бы ближним, а некоторую часть провели бы праздно – и вот это нам на пользу. Правда, это примерно такая же польза, как пытаться согреть село или вскипятить воду в море, разжегши огонь в кострище: огня много, пламя высокое и если сидеть близко, то можно и подпалиться даже, а в селе как лежал снег, так и лежит – может быть в ночи даже и подморозило…

костер

3. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
» (1 Ин. 4: 20-21).

Мы думаем, что ненавидеть это только тогда, когда мы желаем ближнему зла, когда готовы причинить ему вред.…Но забываем, что ненавидеть это еще и тогда, когда мы не оказываем ближнему помощь, в которой он нуждается. Отказ в любви – это тоже ненависть.

От того, что мы уповаем на свои силы, Господь и не оказывает нам видимой помощи, ожидая пока мы не обратимся за помощью к Нему и тогда Он с умилением укажет нам на тот канат, уцепившись за который мы сможем выбраться из плена.

Господь говорит:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40).

Чтобы возлюбить ближнего своего надо самому стать для него ближним, «оказавшим ему милость» И всегда «поступать также» (ср. Лк. 10: 37).

Иногда случается, что мы собираемся на молитвенный подвиг, а кому-то в семье нужна помощь. Не блажь, не прихоть некоторая, а помощь. Жене- помощь по дому, мужу и детям внимание, невестке или снохе – посидеть с внуком, родителям – не забыть хотя бы позвонить…
Так что же - не молиться вовсе, ведь такого рода забота о ближних нужна практически всегда? Никак нет, но и в помощи торопиться. Если подсказывает сердце, что вот именно сейчас кому-то из них ну очень надо помочь, устал человек, то можно и отложить чтение того или иного правила, ведь помогая ты можешь продолжать молиться. Пусть не запишешь себе «для галочки» очередного акафиста, от того вреда не произойдет – молитву Иисусову, тропари или сугубые молитвы о ком-то из живых или усопших можно творить и в уме и пользы от того, что в этот момент ты отказался от своего (молитвы «для галочки») правила ради проявления заботы о другом будет несоизмеримо больше. Ведь это как раз отщипывание от себя, любимого ради другого – жертва угодная Богу более всех других жертв!

добрый самарянин

А уж если позднее, когда уже устал и мог бы прилечь или присесть и отдохнуть, посмотрев что-то тебе интересное или почитать, или написать в своем журнале статью, ты отщипнешь еще немного от себя и продолжишь, прерванное глажением белья или приготовлением ужина свое дополнительное правило, то Господь одарит тебя сверх всякой меры.

Случается, что в беседах меня спрашивают:

- Ну, ты говоришь о любви! Ну и как ты себе это представляешь, мне каждый день с букетом домой возвращаться? Как от себя отщипнуть?

Я всегда отвечаю:

- Любишь жену - помой посуду, погладь белье!

У нас дома посудомойка, кажется – какие могут быть проблемы? Но часто случается, что к ночи скопилось грязной посуды ворох, и надо бы её поставить помыться.… Собираюсь ложиться спасть, уже устал…проходя глаз цепляется за эту кучу немытой посуды в раковине. Начинается борьба. Ум и рассуждение говорит, что неплохо было бы все уложить, а потом уже и самому укладываться. Помысел «слева» напротив, шепчет, что дома много кто живет, ты уже потрудился сегодня, оставь другим. И всегда, когда побеждает помысел «слева» мы теряем немного благодати Божьей, когда побеждает рассуждение, Бог изливает её на нас.

посуда в раковине

4. Делание важно не просто совершать, важно еще совершать его своевременно – то и тогда, когда следует. Не следует в Воскресное утро хватать здоровую внучку у здоровых невоцерковленных детишек, ради того, чтобы они еще поспали – это время для соборной молитвы за Божественной Литургией. Стоит пренебречь беседой с другом или подругой, повествующих о своих бытовых неурядицах накануне Причастия, вежливо, но решительно объяснив о том, что сейчас время для другого. Если и обидятся, беды в том не случится, даже польза для них.
Но и бежать на всенощную, если кто-то из домашних лежит с сердечным приступом тоже не стоит. Духовная жизнь не простая вещь и тут без разумения не обойтись. Добро будет, если есть помощник - духовный отец, который в сложных случаях всегда подскажет и направит. И случись даже, что его подсказка выйдет не самая лучшая, то и в этом случае мы получим большую помощь, следуя ей – помощь от послушания.

Но и имея духовника, и обращаясь к святым отцам, мы помнить должны главное – хочешь получить пользу – урезай себя, а не другого. Самая большая беда, самый большой и опасный противник нашему спасению мы сами, наша всепоглощающая любовь к себе, потакание своим прихотям и сожаление о том, чего хотелось бы, и что не осталось удовлетворенным. Часто это милость Божья к нам, что мы не в силах удовлетворить свои желания, ведь даже просто смиряясь с тем, что мы не реализовали, мы уже получаем пользу. Если к смирению мы приложим немного благодарности Ему за ограничение реализаций наших желаний, то пользы будет еще больше.

Ему же, Господу нашему Иисусу Христу слава и держава с Безначальным Его Отцом и Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

Tags: Православие, Размышления, мысли, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments