filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

02 (15) апреля 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы

Прп. Тита чудотворца, иеромонаха (IX).
Мчч. Амфиана и Едесия (306); мч. Поликарпа Александрийского (IV); Собор преподобных отец, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).

Икона Божией Матери: «Ключ разумения», «Касперовская»(переходящее празднование в среду Светлой седмицы).

Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобный Тит чудотворец, иеромонах

прп_Тит_чудотворец

Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII - начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь - киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий.

Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосии Печерский. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника.
Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.

Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе
(Студийский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в Константинополе (Μονή του Αγίου Ιωάννη του Προδρόμου εν τοις Στουδίου, Μονή του Στουδίου), известнейшая обитель Константинополя, ныне руины Имрахор Джами ("Мечеть Имрахор"))

Тропарь преподобному Титу чудотворцу
глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Тите, дух твой.

Кондак
глас 4

Жития молву оставил еси, и тихо все житие твое пожив, мудре, к Богу прешел еси, чудоносче отче наш, Тите преподобне.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Тите, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Мученики Амфиан и Едесий

мч_Амфиан_Едесий

Эти мученики жили на рубеже III—IV вв. и происходили из богатой семьи гор. Гаги Ликийские. Святой Амфиан (иначе Аффиан) учился праву в Бейруте и там перешел в христианство. Возвратившись на родину, он недолго продолжал вести мирскую жизнь, которую ему предназначали, но вскоре тайно бежал, всецело доверившись Промыслу Божию. Придя в Кесарию Палестинскую, Амфиан познакомился со святым Памфилом (16 февраля), будущим мучеником. Своей умудренностью в Священном Писании и в добродетелях, ведущих к совершенству, святой Памфил возбудил в сердце Амфиана желание посвятить жизнь Христу.

В правление Максимина Дайи поднялась волна нового гонения (306). Глашатаи ходили по улицам всех городов, повелевая жителям явиться в языческие храмы, чтобы принести жертвы идолам. Страх объял всех христиан. Когда Урбан, правитель Кесарии, готовился принести языческую жертву, Амфиан незаметно миновал стражей и предстал перед Урбаном. Он схватил правителя за правую руку, обращаясь к нему смиренным, но исполненным божественного дерзновения тоном: «Не дозволено отвращаться от Бога истинного, чтобы приносить жертвы бездушным идолам и бесам». Воины, сначала сбитые с толку, при этих словах набросились на юношу как дикие звери и стали бить по лицу, бросили его на землю, топтали ногами и изрезали ему рот и губы. Затем они бросили христианина в мрачную темницу, крепко заковав ноги в кандалы.

На следующий день Амфиан был приведен на суд Урбана. Правитель велел терзать его ребра железными крючьями, пока не показались кости и внутренности. Под пыткой святой мученик, укрепляемый благодатью Божией, со спокойствием повторял в ответ на вопрос о своей вере: «Я раб Христов». Приведенный в бешенство непреклонностью святого, тиран решил прибегнуть к изощренной пытке. Он велел обернуть ноги мученика промасленными тряпками и, подвесив Амфиана над землей, поджечь их. Но даже превратившись в живой факел, так что плоть его таяла от огня и стекала вниз, как воск, святой оставался чужд страданиям. Господь укреплял мученика, являясь ему в виде света, недоступного плотскому естеству. Святой Амфиан исполнялся все большего дерзновения и твердым голосом исповедовал веру. Он свидетельствовал о Христе Иисусе, Который пребывал в нем, а Христос в ответ засвидетельствовал через Своего раба Свое всемогущество, даровав ему эту превосходящую человеческое естество твердость. Язычники в это время скрежетали зубами от ярости.

Когда палачи утомились и лишились мужества, Амфиан был вновь отведен в темницу. На следующий день, после нового допроса, Урбан повелел бросить святого в море, привязав к ногам камни. Но как только он был брошен в морские волны, разыгралась буря, а в городе произошло землетрясение, приведя в ужас всех жителей. Тело мученика было выброшено волнами на берег к городским воротам. Туда сбежались все жители, исповедуя христианского Бога и громким голосом восхваляя имя Иисуса Христа. Святой Едесий обратился в христианскую веру намного раньше Амфиана. Так же как и брат, он был учеником святого Памфила.

Через некоторое время после мученической кончины Амфиана Едесий в свою очередь исповедал Христа перед судом и после пыток был сослан в Палестину на медные рудники. Во время всех испытаний он вел себя, как подобает истинному богодухновенному мудрецу. Отпущенный на свободу, он однажды направился в Александрию. Правитель города Иерокл преследовал христиан в нарушение всех законов и отдавал в дома терпимости дев, посвятивших себя служению Богу. Узнав об этом, Едесий, не в силах сдержать гнева, устремился к Иероклу и нанес ему такую сильную пощечину, что сбил с ног. Немедленно схваченный, христианин бестрепетно перенес ужасные мучения. Святой Едесий, как и его брат, был брошен в море.

Мученик Поликарп Александрийский

Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимиана (305 - 313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии. Он открыто исповедал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.


Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся

собор_Синайских_святых

В среду Светлой Седмицы совершается память всех святых, подвизавшихся на Богошественной горе Синай. В этот день поминаются святой пророк Моисей, получивший на Синае скрижали Завета, и его брат пророк и первосвященник Аарон, основатель монастыря св. Екатерины на Синае, святой Император Иустиниан, преподобные отцы, подвизавшиеся в обителях горы Божественного Откровения, в числе которых духовные писатели св. Иоанн, писатель "Лествицы", св. Нил Синайский, св. Григорий Синаит, великие подвижники св. Акакий, св. Иосиф Раифский, святители, начинавшие свои иноческие подвиги на Синае, как Антиохийский патриарх Анастасий, и многие мученики, пострадавшие от язычников и мусульман.

Аарон, 1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Адам Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Акакий Синайский, прп. ("Лествица" 4, 110): †1-я пол. VI; Ил. 7; Н. 29 || Всех прп.
Александр Синайский, прп.: †?; Ап. 21
Анастасий I Синаит, Антиохийский, патриарх: †599; Ап. 20
Анастасий Синайский, игумен: †695; Ап. 20
Андрей Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Вениамин Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Галактион Емесский (Финикийский), мч.: †253; Н. 5
Геласий Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Георгий Арселаит, Синайский, игумен, брат прп. Иоанна Лествичника: †нач. VII; Мр. 10
Георгий Синаит, игумен: †VI; Мр. 11
Григорий Синаит, прп.: †1310 (1346); Ав. 8 || Афон.
Домн Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Дула Синайский, прп.: †IV; Ян. 14
Евсевий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Екатерина Александрийская, дева, вмц.: †305-313; 24 Н.
Елена равноапостольная, Константинопольская, царица, мать св. Константина Великого: †326-330; Мр. 6; М. 21
Елисей пророк, ученик и преемник прор. Илии: †IХ в. до Р. Х.; Ин. 14
Епистимия (Епистима) Емесская (Финикийская), мц., супруга мч. Галактиона Емесского: †253; Н. 5
Зинон Скитский, прп., чудотворец, ученик прп. Сильвана Скитского: †IV; Ин. 19 || Всех прп.
Зосима Синайский, прп.: †?; Ян. 24
Иеремия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иисус Навин, праотец, преемник Моисея Боговидца: †XVI до Р. Х.; С. 1 || Св. отец; Св. праотец
Илия Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Илия Фесвитянин, Пророк: †IX до Р. Х.; Ил. 20 || Св. отец; Св. праотец
Иоанн Лествичник, Синайский, игумен: †606 (649); Мр. 30; 4-я Неделя Великого поста
Иоанн Раифский, прп.: †VI; || Всех прп.
Иоанн Синайский, еп., сщмч.: †1091; Ф. 12
Иосиф Аналитин, Раифский, прп.: †до 312; Ян. 14
Ипатий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаак Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Исаия Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Иулиан Персиянин, пустынник: †после 362; Окт. 18
Иустиниан I Управда, Византийский, император: †565; Н. 14
Макарий Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Мариам, сестра пророка Моисея: †XVI до Р. Х.; || Св. отец; Св. праотец
Марк Синайский, Египетский, Подвижник, Постник, ученик прп. Сильвана Скитского, писатель жизни пустынников: †IV; Окт. 7 || Всех прп.
Марк Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Матой (Далматой) Келлийский (Раифский), иером.: †1-я пол. VI; || Всех прп.
Мегефий Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Мина Синайский, прп.: †VI; Ян. 5
Моисей Боговидец, пророк: †1531 до Р. Х.; С. 4 || Св. отец; Св. праотец
Моисей Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Моисей Синайский, прмч. (другой), ученик прмч. Моисея Синайского: †ок. 312; Ян. 14
Никон Синайский, прп.: †нач. VI; || Всех прп.
Нил Постник, Синайский, отшельник, пресвитер, ученик свт. Иоанна Златоуста: †450-456; Ян. 14; Н. 12 || Всех прп.
Нисферой, прп., ученик прп. Антония Великого: †IV; || Всех прп.
Орион Синайский, прп.: †VI; Ян. 14
Павел Синайский, игумен, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Петр Пионитский, Раифский, прп.: †V; Ян. 14
Прокл Синайский, прмч.: †V; Ян. 14
Савва Синайский, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Сергий Синайский, отрок, прмч.: †ок. 312; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., прмч.: †V; Ян. 14
Феодул Синайский, иером., сын прп. Нила Постника: †V; Ян. 14 || Всех прп.

Икона Божьей Матери "Ключ разумения"

икона_Божьей_Матери_Ключ_Разумения

Образ Божией Матери «Ключ разумения» достаточно редкий, его нечасто можно встретить в православных домах и храмах.
Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения».
Обычно иконы этого типа (также как и близкие им по значению «Прибавление ума» ) являются обетными – то есть написанными во славу чудотворной помощи православных святых. Наиболее древний подобный образ пребывал в кладбищенской церкви города Балахны, который расположен в Нижегородской области.
Образ этот чтится местно и находится ныне там же, в кладбищенской церкви г. Балахны Нижегородской губернии.

История иконы Пресвятой Богородицы «Ключ разумения» тесно связана с историей очень схожего образа «Прибавления ума» , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето, о чём существует множество доказательств. Несмотря на смысловую схожесть, внешне иконы «Ключ разумения» и «Прибавление ума» совершенно различны: на последней Богоматерь изображается в далматике – длинном плаще без рукавов (как и статуя Девы Марии из Лорето) и с Младенцем Иисусом на руках, ключ же на композиции образа отсутствует.

Однако существует несколько фактов, которые свидетельствуют об общих истоках этих двух икон. Сегодня в Лорето, подле знаменитой статуи, можно купить икону Девы Марии (внешне соответствующую образу «Прибавление ума») с такой надписью: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: "Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости». Примечательно, что на образах с именем «Ключ разумения» важной частью композиции является арка, под сводом которой разворачивается сюжет иконы. Обитель статуи Пречистой Девы из Лорето – резная ниша, где хранится святыня – также имеет форум арки.

статуя_Девы_Марии_в_Лоретто
(статуя Девы Марии в Лорето)

На территории России иногда встречаются иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума», содержащие в себе надписи «Прибавления ума и ключ разумения». А в Романовской Покровской церкви пребывает икона «Прибавление ума», в композиции которой уже более отчетливо прослеживаются особенности, присущие образу «Ключ Разумения» – 2 пары ангелов внизу извода, корона над головой Богоматери и Её облачение.
Все это позволяет предположить, что «Ключ разумения», «Прибавление ума», а также католическая версия иконы, именуемая «Дева Мария. Ключ Мудрости» являются различными интерпретациями одного и того же источника – статуи Пречистой Девы из Лорето.

Тропарь
глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва перед иконой Божией Матери «Ключ разумения»

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Икона Божией Матери Касперовская (переходящее празднование в среду Светлой седмицы)

икона Божией Матери «КАСПЕРОВСКАЯ»

икона_Божьей_Матери_Касперовская

Небольшая икона Богородицы, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени Касперовская икона Богородицы обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.

В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией Матери и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от Касперовой иконы БогоМатери стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К Касперовой коне стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.
Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постояно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.
Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.

Память совершается 12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы.

Тропарь
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с ли¬ки святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Касперовская, икона Божьей Матери Ключ разумения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments