filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.12)

Христос посреди нас!

часть двенадцатая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 89:
Христианство всегда призывало к всепрощению…

Ответ: Это не правда. Это Вы приписываете Христианству толстовское "непротивление злу".
Христианство не такое, как Вы ему приписываете.
Иисус Христос учил:
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6).
Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это — люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ея, причинив им разные беды и даже смерть.
Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судимы будете» Господь вовсе не воспрещает давать нравственную оценку людям — проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает, а как мы увидим далее, даже предписывает это делать:
Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего (Матф. 18,15).
Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается, а даже предписывается привлекать и других братий:
Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово (Матф. 18, 16).
Но и это еще не все. Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви, то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право «вязать и решить»:
Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Матф. 18, 17).
Осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения. Одно осуждение — греховное, а другое не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы никогда и ни в каких случаях не будем осуждать никакие поступки, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
И это вовсе не отсутствие Любви. Это не более, как вполне законное применение в жизни слов святаго Апостола Павла:
Какое может быть общение у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6, 14-15).

А как надо правильно понимать изречение Господа: «Не судите, да не судимы будете!» — это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:
Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить, и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые сами, будучи исполнены безчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами безсовестно творили великие грехи.
Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам также грешит, или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении.


Вопрос 90: Вам не кажется, что почитание святых, молитвы святым и богоматери, иконы с изображением святых и богоматери - это все жесточайшее нарушение второй заповеди?

Ответ: Если коротко - нет.

Если обстоятельно, то этот вопрос рассматривался на Седьмом Вселенском Соборе.
В 787 году в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под названием VII Вселенского. В постановлениях собора даны четкие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания. Суть соборных решений следующая:

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные изображения, т.к. это согласно с историей Евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Христос истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам. На таком основании определяем, чтобы святые и честные иконы, точно также как и изображения честного животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или мозаики или какого-нибудь другого вещества, только бы сделаны приличным образом, будут ли они находиться в церквах Божиих, на священных сосудах, или на стенах и на дощечках, или на домах, или на дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа или непорочной Владычицы нашей Богородицы или честных ангелов и всех святых и праведных мужей… Чем чаще при помощи икон они являются предметом нашего созерцания, тем больше взирающие на них возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах; приобретают более любви к ним и получают побуждение воздавать им лобзание, почитание и поклонение, но никак не служение (λατρεία), которое по вере нашей приличествует только Божественному естеству…

Отцы Собора подчеркивали также:
Не изобретение живописцев производят иконы, а ненарушимый закон и предание Православной церкви; не живописец, а свв. отцы изобретают и предписывают: им принадлежит сочинение, живописцу же — только исполнение.

В честь этого события был установлен праздник Торжества Православия .

Что касается молитв, то Вам следует заметить, что в молитвах содержится просьба к святому заступить о нам пред Господом. Т.е. мы, в молитвенном обращении к святому просим его, святого, молитв о нас ко Господу. И вовсе не странно, что мы не только сами молимся, но и у святых просим помощи:

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. ( Иак. 5: 16)

А святые- это как раз праведники.

Вопрос 91: Церковь простила чекистов, в одном только 1937 году арестовавших 33 382 служителей культа, большая часть из которых погибла?

Ответ: Беда многих людей в том, что они пробуют применять к Небесному земную, человеческую логику.
Такое понятие, как "обида" вообще не может быть применено к Церкви.
Христианство всегда учит нас разделять человека, совершающего неблаговидный поступок и сам поступок, не отождествлять их.
Христианин может и должен люто ненавидеть сам грех, бороться с ним, обличать сам грех (если у него есть на это силы), противостоять греху даже до смерти.
Но он не должен осуждать человека согрешающего , понимая, что это бедный и несчастных человек, отошедший от Бога и попавший в лапы сатане и слугам его.
Отношения с властью (и чекистами, как одним из органов власти) во времена гонений (и арестов, если Вам такая мягонькая формулировка больше нравится) у церкви были очень сложные.
Но и в это время Церковь и Патриарх Тихон обращались к советской власти в призывами остановить кровопролитие, прекратить гонения и репрессии, грабежи и воровство и покаяться. Покаяние- вот то, с чего начинается христианин. Не об обидах говорится, а о том, чтобы прекратить бесчинства:

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонения воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово...
Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чём не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только в том, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все свои силы полагали на служение благу народному. И всё это совершается не только под покровом ночной темноты; но въявь, при дневном свете, с неслыханной доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности - совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей Отчизны: и в столицах, и на отдалённых окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и др.)
Опомнитесь безумцы, прекратите ваши кровавые расправы...
Властию, данною нам от Бога, запрещаем Вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы ещё носите имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной...
(Патриарх Тихон, из воззвания от 19 января 1918 года).

Но время изменилось. Наши современники, сотрудники спецслужб не были гонителями и не являются.
Да, они тоже, как и все мы больны духовно, поскольку непрестанно согрешаем и , увы, не всегда приносим плоды покаяния. Но это совсем другие люди и не им отвечать за грехи тех, кто совершал расправы в годы революции, во время гражданской войны или сталинских репрессий.
Если бы кто из тех дедушек пришел и покаялся- и тот получил бы прощение и разрешение от грехов.
Нет греха не прощаемого, кроме нераскаянного (хула на Духа Святаго- это отдельная тема для беседы). Разбойник, в последний свой час покаявшийся на кресте и тот был прощен и первым вошел в Рай.
Как можно избежать повторения страшных времен? Да только одним путем- растить граждан страны в духе Евангельском, когда сама возможность совершить грех будет уже противна (а уж такие грехи, не плотские, как татьба, лжесвидетельство, злословие, хула, убийство - и подавно). Так разве создание храма, куда смогут приходить современные сотрудники спецслужб не способствует этому?
Конешно, способствует. Чаще будут они заходить в храм и слушать Слово Божие. Глядишь- и у многих ростки благие прорастут и окрепнут.
И чаще будут у нас вырастать не Ежовы с Бериями, а офицеры Солнышки, готовые не других уничтожать, а свою душу за ближних положить.
Вот так.

Вопрос 92: Я руки ФСБшнику не подам. Мои понятия о нравственности и морали этого не позволяют.

Ответ: А я подам. У меня есть хорошие знакомые ФСБшники- хорошие ребята, что им руку не подать?
И в полиции у меня один близкий друг служит- старший участковый- взяток не берет, людей не обижает - что ему руку не пожать?
А те ФСБшники, которые на передовой с террористами воюют- так тех и поклоном приветствовать не грех- молодцы, ребята.
Мне видится, что у нас с Вами различаются представления о нравственности и морали.

Вопрос 93: Как именно "Пророк Божий Илия" может кого-либо "хранить"?

Ответ: Мы, православные верим, что по молитвам праведников Господь спасает нас, лечит наши язвы телесные и духовные, помогает и оберегает в бранях.
Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой
(Иак. 5: 16-18).

По этому мы и обращаемся к святым угодникам Божиим в молитвах, что б они помолились о нас, грешных пред Престолом Господним.

Вопрос 94: Во первых молиться "за кого-то" или "перед кем-то" и молиться "кому-то" это разные вещи.
Во вторых: Тут вы явно простили не о том, что бы "Пророк Божий Илия" помолился (или заступился) за кого-то перед "Господом".
Вы явно сказали, что он может как-то кого-то "хранить".
Притом, судя по фразе, хранить "Пророк Божий Илия" может прям таки на ровне с "Господом".

Ответ: Если Вы так поняли, то это плохо. Плохо, что я так написал, коротко, по привычке, не понимая, что то, что привычно одному другому не привычно вовсе. Простите меня.
Конешно, никто из святых не может нас сохранить как Господь, ни даже близко.
Ведь даже если исцеление произошло от святых мощей или иконы, то исцеляет Господь. Только благодать Свою Он может передавать через икону или через святые мощи.
Храни нас, Пророк Божий Илия следует понимать как Храни нас своими святыми молитвами пред Господом за нас, грешных.

Мне Ваши копания к моим формулировкам напомнили одну мною сильно любимую книгу в детстве- писателя из Польши Альфреда Шклярского про приключения Томека.
Там есть эпизод, когда молодые поляки- гимназисты, очень не любившие одного учителя по географии из царской России ждали того перед уроком (прозвище учителя было "пила") и гадали: "А вдруг не придет?" Но учитель пришел и стал спрашивать. А у одного из друзей главного героя - Томека были нелады с географией да и вообще с царским режимом (у его отца) и он очень боялся "засыпаться".
И вот, вместо него пошел отвечать к доске Томек (учитель был сильно слаб зрением) и ответил на отлично. Но когда он шел обратно, то один из учеников его сдал, сказав, что не тот, кого вызывали был у доски.
- Томаш Вильмовский - это Вы?
- Да, господин учитель.
-Почему Вы пошли отвечать вместо (фамилия ученика, которого вызывал учитель)?
- Нет, господин учитель, я ясно слышал свою фамилию.
- Но я вызывал (фамилия ученика, которого вызывал учитель)!


И тут Томек переменил тактику:
- Видимо я ошибся, господин учитель, так как Вы ошибаться не можете! Простите меня!
Учитель задумался - что же делать... и в это время прозвенел звонок- друг Томека был спасен, т.к. учитель уже поставил оценку в журнал, а исправлять её накануне выпускных экзаменов это была целая эпопея.
Так что будем считать, что всегда, когда Вы что-то недопоняли, виноват я, а не Ваше нежелание прочитать о иконопочитании.

Вопрос 95: может ли монах иметь собственность?

Ответ: Просто монах нет.
Монах ,ставший епископом может . По сороковому правилу святых Апостолов:
Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема бесславием.

Вопрос 96: Что такое "душа"?

Ответ: Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Вопрос 97: Не стыдно ли рабу божьему, за поведение его коллег по рабству? Не считает ли он себя ответственным за это?

Ответ: Мне стыдно за иереев, гоняющих на дорогих машинах пьяными, сбегающими от наказания.
Мне стыдно за то, что с амвона позволяют говорить невоцерковленным людям и не обличают их грехи.
Мне стыдно, как я уже писал, за журналистов (среди которых наверняка были православные), которые стояли и фиксировали как пилят Крест, вместо того, что б встать на его защиту.
Мне много за что стыдно.

Но более всего мне стыдно за тех православных , которые в связи с подобными бедами отворачиваются и предают Христа. Впадают в грех осуждения, разотождествляют себя с Православной Церковью- типа мы такие "белые и пушистые", а они (иерархи, Патриарх, священники...и т.п.- нужное подчеркнуть) плохие- нас таких отличных такая Церковь недостойна. Подождем, когда она станет другой. Вот за таких православных мне очень стыдно. Потому что если повнимательнее посмотреть на себя в зеркало, то сразу видно- я еще хуже по сравнению с остальными и это я недостоин соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, а не Церковь недостойна.

Я позавчера еще раз посмотрел фильм о. Тихона Шевкунова про Псковско-Печерский монастырь (1996 год съемок) в те времена, когда еще жив был о. Иоанн Крестьянкин. И в очередной раз подумалось- какие это великие люди наши старцы! Какие же никчемные мы по сравнению с ними! Как мелки мы в своих помышлениях и желаниях и делах.
А ведь это тоже наша Церковь! Как же стыдно, что я, как член этой Церкви, настолько никчемен, порос грехами, словно коростой и не имею сил расти... Вот за что стыдно.
И совершенно очевидно, что без Церкви, без Таинств Христовых не спастись.

С любовью,
рБ Дмитрий


Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/50871.html
Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments