filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

28 марта (10 апреля) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Страстная седмица. Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754); прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).
Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097); прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476); мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330); мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

Сщисп. Николая Постникова, пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина, пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобномученик Евстратий Печерский

прпмч_Евстратий_Печерский

Святой Евстратий показал себя мужественным воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего - Иисуса Христа и, приняв то же страдание от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. 6, 17).

Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева. Он пожелал облечься во все оружие Божие (Еф. 6, 11), что принадлежит иноческому образу. Зная, что никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальннку (2 Тим. 2, 4), он роздал имение свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак, обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы - Христа, побеждая мечом духовным, т.е. силою молитвы и гладом великого воздержания не только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием; потому и он вооружил себя теми же добродетелями. Но зная прежде всего, что человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником.
Когда же попущением Божиим, напал на русскую землю со множеством половцев злочестивый Боняк и пленил ее, тогда и блаженный Евстратий при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в греческую землю, в город Корсун одному еврею, вместе с другими христианами - тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами.

Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами: «Брате! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при крещении. Христос возродил нас водою и духом, искупил нас от клятвы закона Своею кровью и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто сказал: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп. 1, 21).
Укрепляемые словами преподобного пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и питья, нежели отречься Христа, Который есть пища и питие вечной жизни.

Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые - чрез семь, более же крепкие - чрез десять. Только один Евстратий, уже четырнадцать дней томимый голодом, все-таки оставался жив и невредим, ибо от юности привык к посту.
Нечестивый еврей, видя, что черноризец был причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему.

Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом нашим Иисусом Христом. И, как в древности евреи распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его.
Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он сподобил его жить без пищи и пития уже пятнадцатый день.
Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили ему: «Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: проклят всякий, повешенный на дереве» (Втор. 21, 23).

Преподобный отвечал на это: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: и будет жизнь твоя висеть пред тобою (Втор. 28, 66). О празднике же пасхи Давид говорит: Сей день, егоже сотворил Господь, возрадуемся и возвесилимся вонь! (Пс. 117, 24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония».
Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!»

прпмч_Евстратий_Печерский_1

Тело святого мученика жидовин, сняв со креста, ввергнул в море, где совершилось после этого много чудес. Верные прилежно искали там святых мощей, но не нашли их. По промышлению Божию, они были обретены в пещере, где и доныне почивают нетленно.

Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после его страдания. Ибо в тот день пришло повеление от царя греческого изгнать из области его всех евреев, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит, по пророчеству блаженного Евстратия, епарх, возбудивший евреев против христиан. А произошло это таким образом. Крестился один богатый и славный еврей, и потому царь, желая отличить его, чрез несколько дней сделал его епархом; он же, получив этот сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение евреям по всему пространству греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов. Когда этот нечестивый епарх был обличен в злой своей хитрости, царь повелел умертвить его, а также и всех евреев, живших в земле греческой. И в то время, когда избивали евреев, живущих в греческом городе Корсуни, того нечестивого еврея, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так обратилась болезнь его на главу его (Пс. 7, 17), и он разделил участь Иуды.
Прочие же евреи, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали во Христа и приняли крещение. А поработивший их Христу и по смерти своей добрый воин
Его и победоносец, святой Евстратий, сподобился с безсмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим победителем смерти Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом в безконечные веки. Аминь.

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского
глас 7
Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.

Кондак преподобномученика Евстратия Печерского
глас 8
Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.


Преподобный Иларион Новый, Пеликитский, игумен

прп_Илларион_Новый_игумен

Преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский, с юности посвятил себя служению Богу и много лет провел в затворе. За непорочность и святость жизни он сначала удостоился сана пресвитера, а затем был поставлен игуменом Пеликитского монастыря (близ пролива Дарданеллы). Преподобный Иларион сподобился от Господа дара прозорливости и чудотворений. Благодатной силой молитвы он низводил дождь во время засухи, подобно пророку Елисею разделял воды реки, отгонял от полей вредных животных, наполнял рыбой сети рыбаков при неудачном лове и совершал много других чудес. Кроме того, он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов.

Преподобный пострадал в 754 году, когда в Великий четверг военачальник Лаханодракон, преследуя иконопочитателей, неожиданно напал на Пеликитский монастырь, дерзко ворвался в церковь во время Божественной литургии, прервал службу н поверг на землю Святые Дары. Сорок два инока были схвачены, закованы в цепи, отосланы в Ефесскую область и умерщвлены. Оставшимся инокам были нанесены тяжелые увечья, их били, опаляли бороды огнем, лица мазали смолой, некоторым исповедникам отрезали носы. Во время этого гонения мученически скончался за иконопочитание преподобный Иларион.

Преподобный Иларион оставил духовные произведения, в которых содержатся глубоконравственные наставления о духовном подвижничестве. С трудами преподобного Илариона был хорошо знаком преподобный Иосиф Волоцкий (память 9 сентября и 18 октября), в Богословских произведениях которого также раскрывается значение монашеского подвига.

Преподобный Стефан Триглийский, игумен

прп_Стефан_Триглийский

Преподобный Стефан Исповедник, игумен Триглийский, пострадал при императоре-иконоборце Льве Армянине (813 - 820). С самой юности святой подвижник посвятил свою жизнь Богу и принял монашеский постриг, а потом стал настоятелем Триглийского монастыря, близ Константинополя. Когда началось гонение на святые иконы, святой игумен был вызван на допрос, где его принуждали подписать отречение от иконопочитания. Преподобный Стефан решительно отказался изменить Православию и смело обвинил императора в нечестии. Святого подвергли страшным мукам, после которых, в 815 году, сослали в заточение. Истощенный, больной и исстрадавшийся святой исповедник Стефан вскоре скончался в темнице.

Мученики Иона, Варахисий и другие с ними

мчч_Иона_Варахисий_и_иже_с_ними

Братья Иона и Варахисий были христианами. Они жили в селении Ясы в Персии при царе Сапоре (310 - 331), жестоком гонителе христиан. Узнав, что в городе Варавохе истязают христиан, они направились туда, нашли в темнице мучеников Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илию, Марина, Авива, Сивефина и Савву и убеждали их твердо держаться христианской веры до конца. Святые братья были схвачены и приведены на суд к персидским князьям Масдрафу, Сирофу и Мармисию, которые стали принуждать их поклониться солнцу, огню и воде. Святые мученики твердо исповедали перед ними свою веру во Христа и отказались выполнить требование язычников, за что были подвергнуты жесточайшим истязаниям.
Первым пострадал святой Иона. Мученика привязали к дереву и долго избивали, потом волочили по льду замерзшего озера, отрезали пальцы на руках и ногах, отрезали язык, содрали кожу с головы, наконец, перепилили пополам и бросили тело в ров.
Святому мученику Варахисию на руки надели раскаленные оковы, лили расплавленное олово в нос, уши и рот, терзали, привязав к вертевшемуся колесу. Святой мученик предал дух свой Богу после того, как в рот ему влили кипящую смолу. Тела святых мучеников Ионы, Варахисия и других замученных страстотерпцев были погребены благочестивым христианином по имени Авдисот.

Тропарь мученикам

Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.

Преподобный Иларион Псковоезерский

прп_Илларион_Псковоезерский

Преподобный Иларион Псковоезерский был учеником преподобного Евфросина Псковского, основателя Спасо-Елеазаровского монастыря.
Преподобный Иларион Гдовский был одним из молитвенников-пустынножителей. В XV – XVI веках в разных уголках Псковского края возникали скиты пустынножителей, которые в поисках безмолвия уединялись от людей в глухой пустыни, среди леса, болот и мхов. Не зря Псковскую область, полную древних скитов и монастырей, православные называют Палестиной.
Такое же место для молитвы выбрал Преподобный: территорию дремучего Сорокового бора около Чудского озера, на пустынном острове реки Желча (сегодня Гдовский район). Пустынник питался травами и кореньями, очищая ум духовным созерцанием и пребывая в неустанной борьбе с невидимыми духами.

В 1460 году он основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Вместе с тем велись большие работы по укреплению и благоустройству обители.
При своей жизни преподобный Иларион нес подвиг столпничества – молился в дупле дерева. До сих пор эта сосна сохраняется в часовне недалеко от самой Покровской церкви. Сохранилось предание, что он уже в земной жизни обладал благодатью узнавать, кто с чем пришел и кто какой страстью одержим. Вся жизнь преподобного заключалась в непрестанным трудом, самопонуждении ко всему доброму, внимании к себе, бдении, молитве, богомыслии, воздержании, кротости, смирении и всецелой преданной любви к Богу.

Преставился преподобный Иларион 28 марта 1476 года и был погребён у северных дверей иконостаса в храме Покрова Пресвятой Богородицы основанного им монастыря. Впоследствии в обители был построен храм в честь Рождества Христова, левый придел которого назывался именем основателя Гдовского монастыря. Указом Екатерины II монастырь был упразднён, Покровская церковь стала приходской. В ней обычно совершал Литургию в день празднования памяти преподобного священномученик Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Последняя служба в храме прошла в 1942 году.
В 1993 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца отца Николая (Гурьянова) настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы стал иерей Евгений Михайлов, который возобновил Богослужения и восстановил храм. Два колокола Покровской церкви, отлитые по личному заказу Ивана Грозного в 1570 году, находятся в Псковском музее-заповеднике, а на колокольне церкви сегодня находится пять новых колоколов, отлитых на Урале. Островная деревня Озера, где стоит церковь Покрова Богородицы, в которой сберегаются святые мощи преподобного, является местом паломничества православных.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского
глас 4
В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Кондак преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Чистотою душевною божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Иларионе отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному Илариону Псковоезерскому чудотворцу

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иларионе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов

Мученик Боян (Енравот) Болгарский

мч_Боян_Енравот_кн_Болгарский

Святой мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь Боян обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), который долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в языческом жертвоприношении при князе Обритом (Крутогоне), предшественнике князя Маломира.

Желание благоверного князя Бояна было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения. В конце дружеской беседы он сказал князю: "Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? - Веруй в Господа Иисуса". Князь Боян с радостью принял святое Крещение.

Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием, проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маломир, узнав об обращении брата в христианство, потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству. Однако святой князь Боян решительно ответил: "Я гнушаюсь языческими идолами и почитаю Христа, Истинного Бога, и никто не может меня отлучить от любви ко Христу". Маломир, услышав ответ брата, приговорил его к смертной казни. Перед мученической кончиной святой князь-исповедник пророчески произнес: "Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут". С последним пророческим словом он обратился к брату Маломиру: "От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть".

Предсказание святого мученика, убитого мечом, прежде всего исполнилось над его братом. Вскоре Маломир умер и, поскольку он не имел наследника, престол наследовал его старший брат Пресиян (836 - 852). Сын князя Пресияна, святой равноапостольный князь Борис, в святом Крещении Михаил (память 2 мая), крестил впоследствии болгарский народ. Исполнилось и это пророчество святого мученика князя Бояна.

Тропарь святому князяю страстотерпцу Бояну
глас 4
Якоже Авель, от суда братняго смерть приял еси/ и кровь твою пролиял еси за Искупившаго ны честною Своею Кровию./ От земнаго же к Небесному преставився Царствию,/ княже и мучениче Енравоте-Бояне,/ моли Царя царей о нас, присных твоих.

Священноисповедник протоиерей Николай
(Постников Николай Яковлевич, +10.04.1931)

сщмч_протоиерей_Николай_Постников

Священноисповедник Николай родился в 1857 году в городе Касимове Рязанской губернии в семье священника Иакова Постникова. В 1878 году Николай Яковлевич окончил Духовную семинарию и до 1883 года был директором и преподавателем Закона Божия Курловского одноклассного образцового училища в Касимовском уезде.
В 1883 году он был рукоположен во священника к Воскресенскому храму в селе Любич Зарайского уезда Рязанской губернии, впоследствии этот уезд вошел в состав Московской епархии. С 1889-го по 1902 год отец Николай исполнял послушание окружного миссионера по борьбе с расколом, с 1893-го по 1906 год он был членом благочиннического совета. В 1901 году отец Николай был награжден наперсным крестом и впоследствии возведен в сан протоиерея.
В декабре 1929 года протоиерей Николай приехал по приглашению прихожан служить в храм святого апостола Иоанна Богослова в селе Тимошкино и прослужил здесь до 21 января 1930 года. Архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский), в чьем ведении тогда был Иоанно-Богословский храм, благословил его остаться здесь, но попросил, чтобы он испросил разрешение на переход у своего епископа.

Церковь Иоанна Богослова - Тимошкино - Шиловский район - Рязанская область, фото 1 мая 1914 года (автор - Алексей Байрошевский)
(Церковь Иоанна Богослова - Тимошкино - Шиловский район - Рязанская область, фото 1 мая 1914 года (автор - Алексей Байрошевский))

Пока отец Николай служил в Тимошкино, против него в Любиче было начато дело; священника обвинили в том, что он «вел антисоветскую агитацию против совхоза, колхоза и прочих мероприятий советской власти на селе, распускал провокационные слухи о гонении на религию и призывал к защите церкви от варварской власти».

Церковь Иоанна Богослова - Тимошкино - Шиловский район - Рязанская область
(Церковь Иоанна Богослова - Тимошкино - Шиловский район - Рязанская область - современный вид. В 1922 г. из храма были отобраны ценности для голодающего Поволжья, а в 1935 году запрещен звон колоколов. С 1937 года службы в храме не проводились, но на 15.09.1940 г. церковь официально закрыта не была.)

Сотрудники ОГПУ, не обнаружив священника дома в Любиче, объявили его в розыск, и 28 января, по возвращении домой, отец Николай сразу же был арестован, заключен в тюрьму в Коломне и допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал, что действительно бывали случаи, когда он в беседе с людьми говорил, что жить стало теперь тяжело, налоги стали большие, на религию гонение, но против совхоза и колхоза он ничего не говорил.

В тот же день следствие было закончено, и 28 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Николая к трем годам ссылки в Северный край. В это время ему шел семьдесят третий год и условия ссылки оказались для него непосильны. Протоиерей Николай Постников скончался в ссылке в Соломбальской больнице города Архангельска 10 апреля 1931 года и был погребен в безвестной могиле.

17 июля 2002 года Определением Священного Синода был причисленк лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик протоиерей Василий
(Малинин Василий Ксенофонтович, +10.04.1938)

Священномученик Василий Малинин

Священномученик Василий родился 30 декабря 1877 года в селе Патакино Владимирского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Ксенофонта Малинина. По окончании Владимирской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и служил в храме во имя преподобного Корнилия в городе Переславле. Со временем отец Василий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

1 декабря 1936 года сотрудник местного НКВД, допросив в присутствии учителей школьников, записал: «В Корнильевскую церковь города Переславля ежедневно ходят дети-ученики, проживающие в поселке Новый Быт, в том числе ходят и пионеры, с которыми проводит беседы поп данной церкви Малинин и бывшие монашины.
На беседы в церковь Малинин учеников заманивает разными предлогами – дает им по три просфоры, их смачивает в красном вине, а когда передает, их благословляет. Рассказывает ученикам о религиозных праздниках – Рождестве и Пасхе, показывает икону “мучения грешников”, заманивает учеников ходить на большие праздники в церковь, в особенности в Рождество и Пасху. Малинин говорит, что в эти праздники в церкви бывает очень хорошо. Учеников расспрашивает, кого как зовут, и, узнавши имя, говорит им, когда приходить в церковь на свои именины.

Кроме того, Малинин расспрашивает учеников, чему учат в школе, на Рождество устраивают елки; вместе с этим Малинин ученикам наказывает: если будет елка, приходили бы к нему за свечками для елки. Поп Малинин учеников-ребят водит в алтарь, показывая им, что находится в алтаре.
Вместе с Малининым с учениками беседует одна монашина, которая также прислуживает в церкви Корнилия. Бывшая монашина ученикам рассказывает о благоразумном разбойнике и распятии его, учеников призывает ходить в церковь и молиться Богу, а после службы и моления в церкви подходить ко кресту и целовать его.
Организатором ребят, посещающих церковь, является ученик средней школы пионер Коля Ранеткин, который проживает в квартире рядом с церковью. Мать его – член ВКП(б), к которой ездят очень часто из воинской части на автомашине; в квартире устраивают пьянство, а ученика Колю в это время из квартиры выгоняют: он в это время собирает ребят и уходит в церковь.

Кроме того, церковь вместе с вышеуказанными ребятами посещают дошкольники, проживающие в поселке Новый Быт – от 10 до 15 человек.
30 ноября 1936 года вышеуказанная группа опять собиралась пойти в церковь, но церковь оказалась закрытой – не было Малинина, которого ученики ходили встречать, но не встретили.
Вышеуказанная группа учеников-пионеров в данный момент разложилась, пионерские галстуки после прихода домой из школы снимают и между собой договариваются, чтобы галстук не носить, а кто наденет, с того стаскивают. Этим больше всего отличаются пионеры Александров и Ранеткин: если на пионере увидят галстук, над пионером устраивают смех: “Зачем надел собачью радость?”
».

18 октября 1937 года протоиерей Василий был арестован, заключен в тюрьму в Ярославле и в тот же день допрошен.
Выяснив, что отец Василий поддерживает отношения с благочинным и священниками, служащими в соседних приходах, и что некоторые из них приезжают к нему исповедоваться, следователь заявил:

– Вы обвиняетесь в том, что состояли членом церковно-монархической организации города Переславля. Признаете себя в этом виновным?
– Нет, не признаю,
– ответил священник.
– Следствие располагает данными, что вы вовлекали в церковь детей рабочих, пионеров, и подвергали их там антисоветской обработке. Вы это подтверждаете?
– Нет, этого не было. Были случаи посещения церкви школьниками-пионерами в 1936 году, но делали они это самостоятельно.

19 октября 1937 года следствие было закончено, и 28 октября тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 19 января 1938 года он прибыл в один из лагерей Бамлага, откуда его отправили в лагерь на Дальнем Востоке. Протоиерей Василий Малинин скончался 10 апреля 1938 года в одном из лагерей Дальнего Востока и был погребен в безвестной могиле.

Мученик Иоанн
(Чернов Иван Алексеевич, +10.04.1939)

мч_Иоанн_Черновjpg

Мученик Иоанн родился в 1880 году в деревне Алексеевка Рождественской волости Боровского уезда Калужской губернии (ныне Наро-Фоминский район Московской области) в семье крестьянина Алексея Чернова. Окончив сельскую школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После прихода к власти безбожников и коллективизации крестьянских хозяйств Иван Алексеевич из деревни уехал и устроился работать на наро-фоминскую фабрику, но когда ее администрации стало известно, что он исполняет в Петропавловской церкви обязанности псаломщика, он тут же был с фабрики уволен и ему пришлось вернуться в деревню.
В 1938 году председатель сельсовета составил справку для НКВД на арест Ивана Алексеевича, поставив ему в вину, что дочь его была в монастыре и сам он был устранен от работы в колхозе как религиозный элемент.

Все жители деревни Алексеевка были прихожанами Введенской церкви в соседнем селе Котово, но к концу тридцатых годов священники, служившие здесь, были арестованы, и Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления богослужения. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В нем он писал, что жители деревни желают иметь своего священника, чтобы он мог исполнять требы, чтобы могла совершаться божественная служба, и просят, чтобы власти передали ключи от церкви группе верующих и избранному от них уполномоченному Ивану Алексеевичу Чернову.

В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района.
«Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, – писал он. – Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно.
Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа – глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и не верующих, будь ко всем ровным
».

Письмо это сразу же попало в НКВД, для которого не представляло большого труда установить, кто его написал. Сотрудники НКВД приступили к допросам некоторых жителей деревни Алексеевка, и те показали, что Иван Алексеевич в марте 1938 года ходил по деревне, собирал подписи за открытие церкви в селе Котово и проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости веры в Бога и улучшения жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем молиться. Кроме того, он будто бы говорил колхозникам: «Вот видите, колхозники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот до чего мы дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало; раньше мы были сами себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого-то спросись да доложись... Вот какое пришло проклятое время, от своей церкви последней куда идти молиться Богу? Вот что наделала это проклятая советская власть, мучают всех антихристовы коммунисты, пишут и туманят головы своей конституцией, которая никому прав не дала, позакрывали все церкви, а в этом была только одна отрада для народа, но все-таки придет и этому конец, и сгонят проклятых коммунистов, и тогда только заживем хорошо».

21 июня 1938 года сотрудник НКВД выписал справку на арест псаломщика, где в вину ему было поставлено, что он собирает подписи под ходатайством за открытие церкви. 28 июня Иван Алексеевич был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Скажите, вы писали в день выборов Верховного Совета 12 декабря 1937 года письмо на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова, если писали, то куда вы его дели? – спросил псаломщика следователь, зная, что письмо находится в деле псаломщика.
– Да, в день выборов в Верховный Совет я писал письмо. Содержание письма религиозного характера. Письмо... я опустил при голосовании в урну в конверте вместе с бюллетенем, – ответил Иван Алексеевич.
Следователь спросил, признает ли себя Иван Алексеевич виновным в контрреволюционной деятельности, на что тот ответил, что не признает. Были вызваны на очные ставки с ним лжесвидетели, но Иван Алексеевич отверг все их показания.

13 августа следствие было закончено, и 19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД приговорило псаломщика к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в один из Беломорско-Балтийских лагерей, прибыв туда 8 ноября. Иван Алексеевич Чернов скончался от голода в лазарете 14-го лагерного пункта Семеново Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен на кладбище в километре от лагеря в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников 30 июля 2003 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment