filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Русский Афон, Схимонах Израиль Мерзликин

Русский афонский отечник XIX–XX веков. Первым в нашем Русском Афонском Патерике будет самый легендарный подвижник - Схимонах Израиль Мерзликин, ученик прп. Серафима Саровского и учитель прп. Силуана Афонского. - Святая Гора Афон


Схимонах Израиль Мерзликин
(Схимонах Израиль Мерзликин)

Схимонах Израиль (Мерзликин) (в миру Яков Иовлевич Мерзликин) родился в крестьянской семье в 1812 году в одном из сел Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.

Ему было 20 лет, когда он в качестве паломника отправился в Саров, к знаменитому подвижнику преподобному Серафиму. Он хотел посоветоваться с великим старцем о своем намерении стать монахом. Прозорливый старец принял его ласково и на вопрос Якова о том, есть ли воля Божия стать ему монахом, ответил: «Монахом станешь, когда научишься любить!» Тогда Яков спросил: «Когда это будет?» Старец уклончиво ответил: «Молись, и Божия Матерь подскажет».

Огорченный таким неопределенным ответом, Яков пошел обратно домой. Дорога его лежала через дремучие тамбовские леса. И хотя он здесь был своим человеком, но,
погрузившись в свои думы, не заметил, как заблудился. Ночевать в лесу было опасно. Тогда он, уже отчаявшись найти дорогу, хотел было залезть на какое-нибудь дерево и там переночевать, как вдруг среди деревьев увидел маленькую избу, похожую на монашескую отшельническую келлию.

Он добрался до келлии, постучался, дверь...почти сразу отворилась, и в ней показалась монахиня. Она пригласила гостя в свою келью, усадила, помыла ему ноги, накормила и указала угол для ночлега. В крайнем изумлении Яков не мог выговорить ни слова, только заметил, что у монахини-отшельницы необычайно светилось лицо, да так, что его охватило глубочайшее благоговение к ней. Утомленный Яков быстро заснул, а утром, когда проснулся, то обнаружил, что он лежит под огромным дубом, ни избы-келлии, ни монахини не было.

Он понял, что ему явилась Божия Матерь и что Она благословила ему в этом пустынном месте построить странноприимный дом для идущих в Саров паломников.
Голыми руками, без каких-либо на то средств Яков приступил к осуществлению своего замысла. Работа продвигалась на удивление быстро. Через два года был готов
не только дом, но была построена и маленькая часовня в честь Покрова Божией Матери. Все, к кому бы он ни обращался, с радостью помогали ему в этом деле.

И вот, с самого момента завершения строительства, в течение последующих 40 лет в этом странноприимном доме Яков принимал для ночлега паломников, и как ему однажды услужила Богородица (омыла ноги и накормила), так и он прислуживал каждому, кто бы ни приходил к нему, невзирая на его происхождение и возраст.
О его гостеприимстве и любвеобилии все в округе говорили с нескрываемым восхищением. Однако своего первоначального намерения стать монахом он никогда не
забывал. Но насыщенная заботами о других жизнь заставляла его откладывать на неопределенное время осуществление сей цели.

После такого 40-летнего служения людям, в одну прекрасную ночь в тонком сне ему опять явилась Божия Матерь, но теперь уже в игуменском одеянии в тени какой-то дивной горы и сказала ему:

«Теперь пора тебе облечься в ангельский образ и служить Моим сугубым подопечным».

Проснувшись, Яков побежал к своему духовному отцу и, рассказав ему свой сон, получил следующее объяснение: «Пора, видно, идти тебе на Афон, — говорил духовник, — в удел Божией Матери и там облечься в ангельский образ».

Яков Иовлевич прибыл на Афон в 1871 году и поступил в Руссик. Старец Макарий, выслушав его исповедь, определил его на Троицкую келлию работать в винограднике, а после четырех лет искуса постриг его в схиму с именем Израиль. После пострига до самого конца своего жизненного пути он проходил послушание на Старом Руссике архондаричным в ночлежном домике, который обслуживал множество сиромахов, живших вокруг Руссика в лесах. Прежний опыт любвеобильного приема паломников ему тут очень пригодился, и он с необычайным рвением приступил к выполнению этого послушания. На протяжении 25 лет отец Израиль был почти единственным утешением для сотни сиромахов, за что и они его любили и почитали. Вот что пишет о нем отец Владимир (Колесников): «Был старец очень простосердечный, добрый и милостивый к сиромахам-ночлежникам».

Отца Израиля лично знал и преподобный Силуан Афонский. В своих записках он пишет:

«Там же [на Старом Руссике] был отец Израиль. Он видел Божию Матерь. Был очень стар, а когда жил еще в России, то ходил к преподобному Серафиму Саровскому и видел его живым еще. Жил отец Израиль в том самом домике, где теперь кипера (огороды). Там была трава, и мы ее косили. Однажды пошел я к нему. Он сидел на
лавочке под зеленым дубом. Росту он был высокого, сам сухой, сидит, четки в руках. Я был молодой монах, подошел к нему, низко с благоговением поклонился и говорю: «Благослови, отче». А он ласково сказал: «Бог тебя благословит, чадо Христово». Я и говорю ему: «Батюшка, вот вы один. Хорошо вам здесь умной молитвой заниматься».
А он отвечает: «Молитва дура не бывает, а вот мы-то дураки». Мне стало стыдно, и я не посмел его более беспокоить, но и смысла его слов не понял. После уже понял я, что «мы-то дураки», потому что жить, как должно, и работать Богу не умеем
».
(Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. М., 1996. С. 390.)

Преставился отец Израиль 29 декабря 1900 года.


Tags: Афон, Афонские старцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments