filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

28 февраля (13 марта) 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прп. Василия Декаполита исп. (750); сщмч. Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского (1772); прп. Кассиана (Иоанна Кассиана) Римлянина, иеромонаха (435).
Блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576); сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457); сщмч. Нестора, епископа Магиддийского (250); прпп. Марины и Киры (ок. 450); прп. Иоанна (Варсонофия), епископа Дамасского (V); исп. Феоктириста (Феостирикта) Медикийского (VIII).

Икона Божией Матери: Девпетерувская (1392).

Святые дня, молите Бога о нас!


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

прп_Иоанн_Кассиан_римлянин

Преподобный Иоанн Кассиан родился в 360 г. в богатой семье. Уже в юности он принял монашество в Вифлееме. Затем он предпринимает путешествие по самым известным монастырям Востока, побывав, в том числе и в Скитской пустыне и Фиваиде, где знакомится с лучшими образцами подвижничества. В 397 году он отправляется в Египет, где проводит жизнь отшельника.
В 400 году Иоанн Кассиан оказывается в Константинополе, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, через несколько лет, когда святитель оказался под угрозой изгнания, он отправился в Рим в поисках защиты у папы Иннокентия.

В 415 году Иоанн принимает сан пресвитера и устраивает два монастыря близ Марселя по восточному образцу. Спустя несколько лет он записывает свой опыт жизни в монастырях Палестины и Египта, чтоб познакомить западных читателей с их духовным опытом. Известно, что в 431 году он пишет сочинение против Нестория.
Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием бл. Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине, где скончался в 435 году.

Труды

По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417-419 годах написал 12 книг "О постановлениях киновий" палестинских и египетских и 10 книг "Собеседований египетских отцов", чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге "О постановлениях киновий" речь идет о внешнем виде монаха; во второй - о чине ночных псалмов и молитв; в третьей - о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой - о чине отвержения от мира; в восьми остальных - о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве.

В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов "не еже хощу, сие творю".

В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам блаженного Августина что "благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона".
По словам преподобного Иоанна Лествичника, "великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно".

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину
глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину
глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Преподобный Василий Декаполит, исповедник

прп_Василий_исповедник

Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно скончался.

Священномученик Арсений, митрополит Ростовский

сщмч_Арсений_митрополит_Ростовский

Память 28 февраля, в Соборах Киевских и Эстонских святых.


В миру Мацеевич Александр, родился в 1697 году в городе Владимире Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.
Начальное образование получил в Польше.
В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1716 году ушел в Новгород-Северский Преображенский монастырь, принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха.
В 1728-1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре.
В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским), в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику".
В 1734 году назначен в Камчатскую экспедицию для открытия морского пути на Камчатку.
В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.
В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче), занимавшем в то время первенствующее место в церковной иерархии.
С 1738 года - соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.

"Когда Арсений Мациевич был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно."

Митрополит Тобольский

26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны, попросился в Ростов.

На Ростовской кафедре

28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода, но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне, отправился прямо в Ростов.
В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию, преобразованную затем в Ярославскую духовную семинарию, в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре.

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".

Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.

Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе.

По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III (1761-1762) митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.

Лишение сана и ссылка

Святейший Синод доложил императрице о митр. Арсении как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных".

В Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург. Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье" и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.

14 апреля 1763 года он был привезен на суд Святейшего Синода. На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) ("язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь") и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины (она, как известно, умерла внезапно).

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды, и он был отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь, потом в Николо-Корельский монастырь, и наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря.

Соловецкий монастырь. Анзерский скит, фото начала XX века
(Соловецкий монастырь. Анзерский скит, фото начала XX века)

Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т.п. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича, замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог". Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова.

Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными.

Лишение монашества, заключение в крепость и кончина

14 октября 1767 года он был лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "камчадалы", в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор - отправиться в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат.

Скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля (по преданию, под амвоном главного алтаря Никольской церкви на улице Вене).

Таллинский Никольский собор на ул.Вене
(Таллинский Никольский собор на ул.Вене)

Почитание и прославление

Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями. В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.

"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий", - говорится в воспоминаниях о нем.
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский, действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.
Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.

В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела".

В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшейся 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.
Прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.


Молитва

О великий угодниче Христов, многострадальне святителю Арсение! Умилосердися убо о мне грешнем, услыши слезное мое моление. Не возгнушайся скверных моих язв греховных. Приими недостойное мое хваление от всего сердца тебе возносимое. И милостив сотворися на мои прошения к тебе многомощному заступнику моему пред Господем. Умоли Всеблагаго Бога моего даровати дух сокрушения о гресех моих, дух смирения, кротости и незлобия, еще же вся заповеди Его неленостно исполняти, к ближнему любовь и милосердие выну являти. Наипаче же имя Его Сладчайшее в сердце и уме содержати и устами безбоязненно исповедати. Да дарует молитвами твоими Христос Бог наш всем призывающим имя Его святое вся потребная ко спасению, дабы во всякое время и на всяцем месте с любовию славилось имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Священномученик Нестор, епископ Магиддийский

сщмч_Нестор_епископ_Магиддийский

Священномученик Нестор, епископ Магиддийский, в гонение на христиан от римского императора Декия (249 - 251), в 250 году, был взят в своем доме во время молитвы. О предстоящем ему страдании он был извещен особым откровением - видением агнца, уготованного к закланию. Правитель города Магиддиса отправил его на суд в Пергию. На пути туда святой Нестор укрепился духом - он слышал Глас с неба, после чего произошло землетрясение. В Пергии после страшных истязаний священномученик был распят на кресте.

Преподобные Марина и Кира

прп_Марина_Кира

Преподобные Марина и Кира, родные сестры, жили в IV веке в городе Берии (Малая Азия). Родители их были знатными и богатыми, но сестры, достигнув совершеннолетия, оставили дом и удалились из города. Отгородив небольшой уголок земли, святые девы завалили вход в свое убежище камнями и глиной, оставив лишь небольшое отверстие, через которое им подавали пищу, и жили там под открытым небом. На теле они носили тяжелые железные вериги и терпеливо переносили голод: в течение трех лет они принимали пищу один раз в 40 дней. К ним пришли их прежние служанки, желая присоединиться к их подвижнической жизни. Святые поместили их в отдельном домике недалеко от ограды и руководили ими, возбуждая к подвигам молитвы и поста. Жизнь святых подвижниц Марины и Киры хорошо знал блаженный Феодорит, епископ Кирский: его одного, из почтения к святительскому сану, допускали святые девы в свое жилище. Блаженный Феодорит беседовал с ними и убеждал не обременять себя ношением вериг, которые были так тяжелы, что слабая телом Кира под их тяжестью всегда была согнута и не могла выпрямиться. Так подвизались они в течение 40 лет.

Свое уединение они нарушили лишь для того, чтобы совершить путешествие в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. Во время странствия они не принимали никакой пищи, пока не поклонились Святым местам, возвращаясь обратно, также ничего не вкушали. Такой же подвиг они совершили еще раз, когда путешествовали ко гробу первомученицы равноапостольной Феклы в Исаврию. Скончались преподобные Марина и Кира около 450 года.

общий тропарь преподобной жене
глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная (имя), дух твой.

Священномученик Протерий, патриарх Александрийский, и с ним пострадавшие

сщмч_Протерий_Александрийский

Во время патриаршества Диоскора (444 - 451), который был последователем монофизитского лжеучения Евтихия, в Александрии жил пресвитер Протерий, который бесстрашно обличал еретиков и исповедовал православную веру. В 451 году на Халкидонском Вселенском Соборе ересь Евтихия была осуждена и составлено определение, по которому Христос исповедуется, как Совершенный Бог и Совершенный Человек, пребывающий в двух природах неслиянно и нераздельно. Еретик Диоскор был низложен и изгнан, а на Александрийский патриарший престол был возведен Протерий, отличавшийся строгой и добродетельной жизнью.
Однако, в Александрии оставалось много приверженцев Диоскора, которые восстали против избрания Протерия, произвели мятеж и сожгли воинов, присланных для их усмирения. Благочестивый император Маркиан (450 - 457) лишил александрийцев всех льгот, которыми они пользовались, и послал новый усиленный отряд воинов. Тогда жители города смирились и просили Патриарха Протерия ходатайствовать перед императором о возвращении им прежних привилегий. Незлобивый святитель согласился и легко достиг просимого.

После смерти Маркиана еретики опять подняли головы. Пресвитер Тимофей, домогавшийся патриаршего сана, воспользовавшись отсутствием правителя города, выступил во главе мятежников. Святитель Протерий решил оставить Александрию, но в ту же ночь он увидел во сне святого пророка Исаию, который сказал ему: "Возвратись в город, там я буду ждать тебя". Святой понял, что это - предупреждение о мученической кончине, возвратился в Александрию и укрылся в крестильне.
Мятежные еретики ворвались в это убежище и убили Патриарха и еще шесть человек, бывших с ним. Их не остановило даже то, что происходило это в самый канун Пасхи - в Великую Субботу. В ярости своей они дошли до того, что, привязав веревку к телу убитого святителя, вытащили его на улицу, били, терзали и, наконец, сожгли, а прах развеяли по ветру (+ 457).

Православные известили об этом святого императора Льва (457 - 474) и святителя Анатолия, Константинопольского Патриарха (449 - 458). В Александрию прибыло войско, мятеж был подавлен, Тимофей предан суду и сослан.
По кончине священномученика, современные ему четыре епископа фракийские писали: "Святейшего Протерия полагаем в чине и лике святых и просим Бога быть милосердным и милостивым к нам его молитвами".

Преподобный Иоанн Дамасский

Преподобный Иоанн, нареченный Варсонофием, был родом из Палестины, 18-ти лет воспринял он святое Крещение, а вскоре н иноческий постриг. За свою подвижническую жизнь преподобный Иоанн был рукоположен во епископа города Дамаска. Однако, любя жизнь уединенную, преподобный Иоанн оставил епископию и тайно ушел в Александрию, наименовав себя Варсонофием. Затем он удалился в Нитрийскую пустыню, пришел в монастырь и просил игумена принять его в обитель, чтобы служить старцам. Это послушание он добросовестно исполнял днем, ночь же проводил в молитве.
Через некоторое время преподобного увидел святой Феодор Нитрийский, знавший о том, что он епископ, тогда святой Иоанн вновь скрылся и ушел в Египет, где подвизался до конца своей жизни (V век).

Святой мученик Феоктирист

Святой мученик Феоктирист (Феостирикт), игумен Пеликитский, пострадал за иконопочитание при нечестивом императоре Константине Копрониме (741 - 775). Вместе с ним были подвергнуты пыткам святой Стефан Новый (память 28 ноября) и другие благочестивые иноки. Святой Феоктирист был обожжен кипящей смолой.
Святой мученик известен как духовный писатель и автор канона Божией Матери "Многими одержим напастьми".

Блаженный Николай Псковский

блаж_Николай_Псковский

Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят.

В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити".
Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта), "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да престанут убийства"".

Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови".
Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая.
Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: "Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: "Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов".

Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри.

Псков Свято-Троицкий кафедральный собор
(Псков Свято-Троицкий кафедральный собор)

Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены 1 октября).

В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который "плотски в юродстве быв, ... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив".

Тропарь блаженного Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского
глас 4
Словенска языка, Псковския земли/ плотски в юродстве быв,/ юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/ Ангелом, славне, свеселишися,/ мироточиваго святителя Николая звание восприим,/ с нимже всегда Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Кондак блаженного Николая
глас 8

Чудотворец явися, Николае,/ царску державу и смысла свирепства на милость обратив,/ и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/ и ныне молим тя, святе,/ пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение.

Икона Божией Матери Девпетерувская

икона_Божьей_Матери_Девпетерувская

Происхождение столь необычного названия этой иконы неизвестно. По преданию, Девпетерувский образ Божией Матери был келейной иконой святителя Питирима, Тамбовского чудотворца (память 10 августа по новому стилю). Особенно стали чтить эту икону с 1833 года, после одного чудесного события. Одна женщина, у которой муж вследствие ложного обвинения был заключён в тюрьму, увидела во сне неизвестного старца, повелевшего ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима (икону Божией Матери Девпетерувскую) и перед ней отслужить молебен.

После того как перед иконой отслужили молебен, действительно, в скором времени муж этой женщины был освобожден из тюрьмы. В настоящее время список этой иконы постоянно лежит на аналое слева от мощей святителя Питирима в кафедральном соборе Тамбова. Сама же икона выносится для поклонения верующих в большие праздники при службе архиерейским чином. Считается, что этот образ и есть келейная икона святителя Питирима, которая чудом сохранилась до наших дней. Икона представляет собой оплечный образ Божией Матери, Которая нежно обнимает Младенца Иисуса, и относится к типу «Умиление».
Существует предположение, что происхождение такого образа произошло из-за ошибочного прочтения надписи на Днепрской иконе Божией Матери, после чего её список назвали Девпетерувским. Совершенно противоположное мнение утверждает, что именно Днепрскую икону назвали ошибочно, делая список с Девпетерувского образа, надпись на котором была традиционно написана сокращённо.

Предположения эти – попытка объяснить, почему согласно авторитетным источникам Девпетерувский образ был совсем другой иконографии: «на иконе изображается Божия Матерь со стоящим Младенцем Иисусом с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери». Древний образ с такой иконографией по свидетельству Е. Поселянина находился в Николаевской церкви села Батюшкова (или Бататкова) Дмитровского уезда, Московской губернии.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать два вывода: либо изначально существовали две совершенно разные иконы под названием Девпетерувская, либо оплечный образ был когда-то назван ошибочно, и впоследствии за Девпетерувским образом закрепилась именно такая иконография.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Девпетерувская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments