Преподобный Маруф Мартиропольский (Тигритский) и Мученики Персидские в Мартирополе

После страшного гонения на христиан персидских при шахе Шапуре II (309-379) настало для них более спокойное время. В начале V века их положение улучшилось вследствие того, что один благочестивый Месопотамский епископ, святой Маруф († 422), приобрел сильное влияние на персидского царя Издегерда I (400-421).
Святой Маруф был епископом города Тигрит. В 381 году он присутствовал на II Вселенском Соборе в Константинополе.
Благочестивый епископ, как светильник, сиял светом своего богопознания: язычников-персов он своей проповедью обращал в христианство, ходатайствовал за христиан перед персидскими царями и всюду старался внести мир и безмятежие. Персидским магам его деятельность очень не понравилась, и они решили погубить благочестивого епископа; после того, как Маруф исцелил персидского царя Издегерда от опасной головной боли, которую не могли исцелить маги, они постоянно строили против него козни. Но святой Маруф не сдавался. В 414 году он вместе с епископом Авдою молитвой веры исцелил бесноватого сына Издегерда. После этого Издегерд прекратил преследование, позволил христианам строить церкви и свободно совершать богослужение, и даже сам намеревался принять Крещение.
Пользуясь таким расположением персидского царя, святой Маруф всюду распространял Христово учение, восстанавливал храмы, ниспровергнутые во время гонения Шапура II, созывал Соборы. В это же время он собрал останки святых мучеников, пострадавших при царе Шапуре, и перенес их в город Тигрит. Святой Маруф скончался мирно около 422 года.
Тропарь Преподобному Маруфу Мартиропольскому (Тигритскому)
глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и читоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Маруф, премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак Преподобному Маруфу Мартиропольскому (Тигритскому)
глас 2
Насладився, богомудре, воздержания, и желания плотская ты успил еси, явився верою возращаемь, и яко живота древо райское процвел еси, Маруф, отче священный.
Тропарь святым 12 мученикам Персидским в Мартирополе
глас 4
Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Кондак святым 12 мученикам Персидским в Мартирополе
глас 2
Светильницы светли явльшеся, Божественнии мученицы, тварь всю светлостию чудес озаряете, недуги разрешающе и глубокую тьму всегда отгоняюще, Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас.
Преподобномученик Роман Афонский
Святой преподобномученик Роман был родом из Карпениси: он происходил от родителей простых и безграмотных, но благочестивых. По причине их безграмотности и Роман оставался безграмотным и потому мало имел понятия о догматах веры. Однажды, услышав рассказ некоторых о св. Гробе Господа нашего Иисуса Христа, он возымел ревность сам посетить св. град Иерусалим, куда немедленно и отправился.
С благоговением поклонившись живоносному Гробу Господню и всем там св. местам, он пришел в лавру святого Саввы Освященного. Слыша там чтения о мучениях, каким подвергались святые мученики за имя Христово для получения будущих вечных благ, он спрашивал: что такое будущие блага? Получив же о них понятие, возжелал сам достигнуть сих благ подвигом мученичества. Возвратившись из лавры в Иерусалим, он объявил о таком своем намерении тогдашнему патриарху, но святитель Божий удержал его от страдальчества, как по причине неизвестности конца сего великого и страшного дела, так и потому, чтобы не навлечь чрез то гонение от турок на братство Св. Гроба и прочих христиан. Роман, однако ж, непременно желал мученичества и не мог более подавлять в себе это желание, или, так сказать, не мог утушить пламени, возгоревшегося в сердце его: почему, удалившись оттуда, явился в Солунь, и здесь представ пред судьей, дерзновенно исповедал пред ним Христа Богом истинным, Творцом всего видимого и невидимого и Спасителем человеков, пророка же агарянского назвал баснословом, обманщиком и врагом всякого добра и счастья человеческого, а веру их признавал обманом и прелестью, как исполненную басен и достойную смеха. Не терпя такого дерзновения, судья велел бить его без пощады: варвары, принуждая его отречься от Христа, из спины его вынули несколько ремней и изрезали ему щеки. Кроме сего, вынес тогда мученик за имя Христово и другие разные мучения. Но так как он оставался тверд в своем исповедании, то судья приговорил его к посечению.
Случилось тогда быть там капитану солунских галер, который стал просить себе у судьи мученика для корабельной службы, говоря, что это наказание для него будет жесточе мечного посечения: на галере будет он мучиться во всю свою жизнь. Это рассуждение капитана понравилось всем нечестивцам, и они с удовольствием подарили ему мученика. Итак, капитан, взявши его, обрил ему бороду и волосы, приковал на галере и заставил грести веслом. Спустя немного времени некоторые из христиан, друзья капитана, дав ему выкуп, освободили страдальца от тяжкой работы и препроводили его на святую Афонскую Гору. Явившись туда, он избрал себе в наставники в духовной жизни дивного в то время подвижника, преподобного Акакия, безмолвствовавшего в ските Кавсокаливском, и стал ангельски подвизаться под его руководством. Впрочем, душа Романа не была спокойна: он был как бы чужд всего земного, не заботился ни о пище, ни о питии, ибо мысль его постоянно была устремлена к желанному для него подвигу мученичества. Для лучшего решения этого вопроса, с общего согласия, оба — старец и ученик — наложили на себя на несколько дней пост и предались теплой и усердной молитве к Господу Богу, чтобы Он открыл им о том волю Свою; скоро преподобный Акакий получил откровение, что есть на то воля Божия и что Роман славно совершит за Христа мученический свой подвиг.
Итак, Роман, в день Пятидесятницы, облекшись в ангельский образ и утвердившись молитвами старца своего и тамошних отцов, отправился в Константинополь. Прибыв сюда, святой употребил следующее средство, чтобы заявить себя агарянам: поймав одну из бегавших там собак, привязал к своему поясу и стал таскать ее посреди базара. Турки, видя такое нечестивое, по их понятию, действие, спросили его: зачем таскает он собаку; мученик отвечал им: чтобы кормить ее, как христиане кормят вас, агарян. Разгневанные таким его ответом, мусульмане устремились на него, как неукротимые звери, и начали бить его без милости, а потом представили его к самому визирю, который, слыша из уст мученика те же слова, предал его нечестивцам на мучение до тех пор, пока не отречется своей веры. Нечестивые слуги взяли его, бросили в сухой колодезь, куда обыкновенно бросают убийц, и продержали его там 40 дней, не давая ему ни пищи, ни пития, потом, вынув, опять безжалостно мучили его, но не могши склонить к своему нечестию, донесли о том визирю, который и повелел лишить его жизни мечом. Тотчас же палачи взяли его и, приведя на место казни, чрез отнятие там честной главы его препроводили святую душу его к праведному Судии всех — Богу.
Святые мощи мученика по отсечении главы обратились и упали сами на восток; чему позавидовав, агаряне начали бить и гнать оттуда христиан, стекшихся во множестве. Святость страстотерпческих этих мощей Божественная благодать благоволила явить людям осиянием их небесным светом, который освещал их целых три ночи, пока нечестивцы стерегли их: свет сей видели все и дивились. Христиане, славя Бога, радовались этому; агаряне же посрамлялись. Тогда случился там английский корабль: он купил святые мощи и увез их в Англию. Но одному из христиан удалось омочить в крови святого мученика плат, который и находится на Афоне в Дохиарском монастыре, где христианин тот кончил жизнь свою иноком с именем Агапия. Так блаженный Роман получил венец мученичества во славу Христа Бога нашего. Аминь.

(Дохиарский монастырь, Афон)
Св. преподобномученик Роман пострадал в 1694 г.
Священномученик Павел Смирнов, пресвитер
Священномученик Павел родился 6 декабря 1877 года в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Феодора Константиновича Смирнова. Позднее его отец служил в Борисоглебской церкви села Генино.
В августе 1893 года по окончании курса в Перервинском Духовном училище Павел Смирнов поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в июне 1899 года. После окончания семинарии Павел Федорович женился на Клавдии Николаевне, впоследствии у них родилось четверо детей.
10 ноября 1901 года он был определен к Ильинскому храму села Ильинское Серпуховского уезда Московской губернии и 22 января 1902 года рукоположен во священника. С 1 февраля 1902 года отец Павел стал также и законоучителем церковноприходской школы.
За ревностное служение Церкви отец Павел был награжден многими церковными наградами и возведен в сан протоиерея.
Отец Павел и его семья разделили судьбу многих священнослужителей того времени. Они были лишены избирательных прав, во время коллективизации их выгнали из дома, отняли землю и домашний скот. По воспоминаниям знавших их людей, отца Павла с матушкой несколько раз забирали органы ОГПУ–НКВД, но потом отпускали.
В 1930 году отец Павел был осужден Тройкой ОГПУ по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки. После отбывания ссылки он несколько месяцев жил в Кашире, а затем по рекомендации священника Голубева, который переходил служить из села Карачарово Можайского района в село Глазово, и по благословению епископа Волоколамского Иоанна (Широкова) с марта 1934 года стал священником села Карачарово.

(Церковь Николая Чудотворца в селе Карачарово, разорена в 30-е годы XX века)
29 ноября 1937 года отца Павла Смирнова арестовали по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Можайской тюрьме. На допросе отец Павел виновным себя не признал.
7 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Павла к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Протоиерей Павел Смирнов умер 1 марта 1938 года (день памяти святого мученика Павла Кесарийского) в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле.