filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

27 (12 марта) февраля 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Священномученик протоиерей Сергий
(Увицкий Сергей Александрович, +12.03.1932)

сщмч_протоиерей_Сергий_Увицкий

Родился в 1881 году в семье учителя, позднее священнослужителя Александра и Ольги Ивановны Увицких.
По окончании духовной семинарии, в 1900 поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил с отличием в 1905 году. Кандидат богословия. Его курсовое сочинение называлось "Христианский идеал воспитания в истории педагогики".
С 1905 года - преподаватель Могилевской духовной семинарии.
Женился на Павле Ивановне.
1 августа 1908 года рукоположен в сан священника.
В 1910 г. в семье о.Сергия родилась дочь Нина, а в 1912 г. - сын Николай.
В 1918 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Покровского собора г. Камышлов.
Гражданская война в Камышловском уезде по сравнению с другими районами Урала отличалась особой жестокостью. В Камышлове еще до 1917г. действовала сильная большевистская группа, которая вела активную пропаганду. Либерально настроенная интелигенция тоже призывала население к перемене существующего строя и с восторгом встретила известие об отречении императора Николая II. После Октябрьской революции в уезде стали создаваться боевые дружины, а в период гражданской войны - регулярные революционные войска. Рабочие Камышлова входили в состав знаменитого полка Красных Орлов, прославившегося своими зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая.
В июле 1919 г., при наступлении красных на город Камышлов, Камышловскому женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. О.Сергий согласился. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска.
В Иркутске о.Сергий был прикомандирован к женскому епархиальному училищу в качестве преподавателя.
Жили Увицкие у матушкина брата - профессора Иркутского университета. Через некоторое время к городу подошли части Красной Армии, начались бои за Иркутск, линией фронта стал Университетский городок, где жили Увицкие. Бои за Иркутск длились две недели. Войска адмирала Колчака отступили, и красные взяли город. Епархиальное духовное училище было закрыто. Чтобы как-то содержать семью, о.Сергий вынужден был поступить работать счетоводом на аптечный склад в фармацевтическом подотделе здравохранения.
В июне 1920 г. о.Сергий с семьей вернулся в г. Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора.
О.Сергий был прекрасным проповедником, умел до каждого донести Евангельское слово; послушать его проповеди приходили даже неверующие люди. Власти стали требовать от о.Сергия прекратить проповедовать, угрожая арестом.
10 июля 1920 года он был арестован по обвинению в "антисоветской агитации во время пребывания белых на Урале" и заключен в Камышловскую тюрьму. Прихожане Покровского собора не побоялись заступиться за своего пастыря. На общем собрании прихода было написано обращение к властям:
"Мы, верующие, прихожане Градо-Камышловского Покровского собора... постановили: просить Комитет правящей власти освободить гражданина отца Сергия Увицкого из-под ареста и отдать его на поруки всего нашего общества, как человека, необходимого как для нас, прихожан, так и для его большого семейства..."
По делу проходило 47 человек. 11 человек из них оправдали, а 36 человек, в том числе и отца Сергия, приговорили к бессрочному заключению в концлагерь с применением принудительных работ.
В конце июля 1920 г. он был этапирован в Екатеринбургский концлагерь. В лагере о.Сергий заболел тифом, и его положили в тюремную больницу. Каким-то чудом ухаживать за ним разрешили крестной матери младшего сына Николая, Сениловой Марии Николаевне, которая ранее работала преподавателем музыки в Камышловском духовном училище. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции власти даровали заключенным амнистию: 12 декабря 1920 г. приговор пересмотрели и постановили заменить бессрочную меру наказания на срочную - на 1 год. О.Сергий был освобожден в июне 1921 г.
После освобождения о.Сергий некоторое время служил в Успенском соборе Верх-Исетского завода Екатеринбурга.
В Екатеринбурге Увицким жилось очень тяжело, семья голодала. Однажды в храм пришли прихожане из села Меркушино Верхотурского уезда. Они побывали на приеме у Екатеринбургского епископа с просьбой прислать второго священника, и владыка указал им на о.Сергия. После службы батюшка пригласил селян к себе в дом, но угостить их было нечем. Гости достали из своего багажа обильно всякой пищи, накормили всю семью священника. После беседы была достигнута договоренность о том, что осенью, как только установится санный путь, из Меркушино приедут за отцом Сергием.
С начала 1921 г. - настоятель Михаило-Архангельского храма в селе Меркушино.
В село почти каждый день приходило множество голодающих из разных мест, и меркушинцы приходили им на помощь. С такой толпой голодающих пришла и мать священника о.Сергия Увицкого Ольга Ивановна. К сожалению, Ольга Ивановна заболела брюшным тифом и через две недели умерла. О.Сергий ее исповедал, причастил, и она скончалась очень спокойно и радостно. Ее похоронили в селе Меркушино.
В Меркушине о.Сергий прослужил три года. Церковь при нем во время обновленческого раскола осталась "тихоновской". Ревностное отношение о.Сергия к священническим обязанностям сильно не нравилось местным властям. О.Сергия часто вызывали к начальству и требовали прекратить проповеди.
В 1923 г. о.Сергий был слушателем обновленческого собора.
В 1924 г. о.Сергий с семьей переехал в Нижний Тагил.
В Нижнем Тагиле служил сначала во Введенской церкви, но вскоре храм захватили обновленцы, и в 1925 году о.Сергий перешел служить в Выйско-Никольский собор. В том же году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным церквей Нижнетагильского староцерковного округа.
Во время продолжавшейся с 1922 г. "кампании по изъятию церковных ценностей" о.Сергий подчинился решению епархиальных властей, и из Выйско-Никольской церкви изъяли 99.5 кг серебра.
Осенью 1929 г. власти Нижнего Тагила решили "изъять Выйско-Никольскую церковь в связи с требованиями рабочих". Отец Сергий сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви. Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал чаще исповедоваться и причащаться. На заседании приходского совета решили собрать подписи верующих под обращением к властям не закрывать храм. Из проповеди прот.Сергия:
"Миряне! Производят гонение на Православную Церковь. Нам нужно сплотиться, не допустить осквернения и поругания Православной веры и Церкви. Жизнь на земле становится тяжелой и с каждым годом нас постигают разные бедствия. Это - кара Божия за наши грехи, за наше неверие... Терпите, православные, переносите все напасти, как терпел и переносил наш Спаситель Иисус Христос. Возносите и восхваляйте имя Его, боритесь и страдайте за веру Христову, молитесь и утешайте молитвами святыми свою истинность. Бог милостив и нам поможет, услышит наши мытарства и гонение с нас снимет. О Господи, помоги нам!"
В ОГПУ стали приходить доносы на батюшку.
10 февраля 1930 года о. Сергий был арестован по обвинению в "антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка". В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого священника Увицкого Сергия говорилось:
"Увицкий С., являясь священником монархической религиозной ориентации, в целях противодействия социалистическому строительству, в связи с движением среди рабочих за изъятие церкви под культурные нужды, повел среди верующих антисоветскую деятельность, выразившуюся в том, что для привлечения в церковь большого количества верующих не в установленные сроки ввел посты, говение, причащение. Под его руководством приходской совет развесил объявления и расписания, носившие, по существу, антисоветский характер. В церкви было вывешено объявление о часах записи верующих и раписание богослужений...".
На эти обвинения о.Сергий написал заявление, в котором убедительно доказывал их абсурдность и заявил:
"Если я принял на себя служение приходского священника, то считаю своим священным долгом служить религиозным интересам избравшей меня общины не за страх, а за совесть соответственно канонам христианской Церкви и в строгом соответствии с законами Советской власти... "
Виновным себя не признал. Находился во время следствия в Тагильском Домзаке.
16 мая того же года тройкой при ПП ОГПУ по Уралу был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.
В том же 1930 году был этапирован в Вишерский концлагерь, ст. Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Потом о.Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ дер. Воронье.
После ареста о.Сергия семье его пришлось очень тяжело. Матушка постоянно находилась с сыном Николаем, дочерей, как детей "врага народа", уволили с работы. По приглашению старосты Невьянского храма и по благословению настоятеля она с детьми переехала в г.Невьянск. В храме дочери пели в церковном хоре. Дочь Нина вскоре вышла замуж за псаломщика Григория Александровича Пономарева. Матушка о.Сергия Павла Ивановна пыталась узнать о судьбе своего мужа, и вскоре ей удалось получить разрешение на свидание. С сыном Николаем она ехала сначала на поезде до ст. Усолье Пермской обл., потом на пароходе до реки Вишера. Провела там двое суток, пока не выяснила, что о.Сергий находится в другом концлагере. Пришлось снова плыть на пароходе вверх по реке Вишера, потом на моторной лодке до деревни Воронье, недалеко от которой на равнинном месте власти на скорую руку построили концлагерь. Вместо деревянных бараков стояли брезентовые палатки, в которых жили заключенные. О.Сергий занимал в концлагере должность помощника лекаря. Это назначение он получил лишь потому, что знал латынь. Днем он находился в своем медпункте, а на ночь в сопровождении конвоя возвращался в лагерь. Матушке Павле Ивановне удалось снять в деревне комнату. Ей разрешили в течение недели видеться с мужем. О.Сергий терпеливо переносил скорби заключения. Самым тяжелым являлось для него то, что он был лишен возможности служить Божественную Литургию. Сын Николай вспоминал: "Самым заветным папиным лагерным желанием было хоть еще раз постоять у Престола Господня".
Осенью 1931 г. о.Сергий был переведен в Белбалтлаг, на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Матушка Павла Ивановна снова выхлопотала разрешение на свидание. Время свидания власти ограничили двумя часами. В октябре 1931 г. Павла Ивановна приехала к месту заключения мужа. Она шла на свидание по улице вдоль колючей проволоки, и вдруг ее остановил идущий навстречу старик. "Павлинька!" - сказал он. Матушка с трудом узнала отца Сергия: он весь опух, поседел, еле двигался. Павла Ивановна заплакала, а конвоир грубо оттолкнул ее, разрешил сказать друг другу лишь несколько слов, произнес: "Свидание закончено" - и увел батюшку. Это была их последняя встреча.
12 марта 1932 года о. Сергий Увицкий погиб в Белбалтлаге.
Причислен к лику новомучеников российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года для общецерковного почитания.

Священномученик иерей Петр
(Успенский Петр Васильевич, +12.03.1938)
Священномученик Петр родился в 1876 году в селе Алексеевском Коломенского уезда Московской губернии (ныне Ступинский район Московской области) в семье священнослужителя Василия Успенского. По окончании Духовной семинарии Петр в 1901 году был рукоположен во диакона и в 1905 году – во священника ко храму в честь Иоанна Предтечи в селе Ивановском Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь он прослужил до 1929 года, когда в связи с ухудшением здоровья ушел за штат.
В 1937 году отец Петр вернулся к священническому служению и в середине августа 1937 года был назначен служить в Николаевскую церковь в село Федоскино Дмитровского района. Но к этому времени храм в селе, за неимением священника, был закрыт, и отец Петр, решив собрать прихожан для регистрации двадцатки, просил разрешения у председателя сельсовета на проведение приходского собрания. В этом ему было отказано, и священник послал старосту храма по домам местных жителей, чтобы узнать, кто из них готов записаться в двадцатку.
26 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей. Они мало что могли сказать о священнике, зная его всего лишь три месяца, но подтвердили, что отец Петр действительно отправил активных прихожан по домам жителей, чтобы выяснить, кто в селе относит себя к верующим, и это наверное для того, – по подсказке сотрудника НКВД добавил один из свидетелей, – чтобы знать, кто не пойдет голосовать на советские выборы.
На следующий день, 27 ноября, отец Петр был арестован и допрошен.
– Вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию. Дайте по этому вопросу показания! – потребовал от священника следователь.
– Никакой антисоветской агитации среди населения я не вел, это я отрицаю.
– Следствию известно, что вы в связи с составлением списков верующих говорили, что этим вы выясняете, сколько людей не будут голосовать за коммунистов. Дайте по этому вопросу показания.
– Это я отрицаю... Это делалось исключительно с целью выполнить требования гражданских властей при регистрации священнослужителей.
– Признаете себя виновным в том, что среди населения вели антисоветскую агитацию?
– Виновным себя в этом не признаю, никакой агитации против советской власти я не вел,
– ответил священник.
После этого допросы были прекращены и отец Петр отправлен в Таганскую тюрьму в Москву.
2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Петр Успенский скончался в заключении 12 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Мученик Михаил
(Марков Михаил Дмитриевич, +12.03.1938)
Мученик Михаил родился 8 ноября 1884 года в селе Глухино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Дмитрия Маркова. Родители Михаила занимались крестьянским хозяйством и разрабатывали лесные делянки, изготовляя пиломатериалы. Михаил окончил сельскую школу и помогал родителям; со временем, освоив бондарное ремесло, он стал изготовлять бочки на продажу.
В 1930-х годах Михаил Дмитриевич за невыполнение твердого задания дважды привлекался к судебной ответственности. Много лет он состоял в церковном совете и был псаломщиком в Тихвинской церкви. Это и было сочтено властями за преступление. 14 ноября 1937 года Михаил Дмитриевич был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста он был допрошен и на все вопросы следователя ответил, что виновным себя не признает. 16 ноября следствие было закончено, и 19 ноября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 31 декабря 1937 года он прибыл в один из Мариинских лагерей, тяжелые условия заключения в котором оказались для него непосильными. Псаломщик Михаил Марков скончался от голода 12 марта 1938 года в Мариинском распределителе Сиблага и был погребен в безвестной могиле.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments