filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Покаяние зовет человека в храм...

Христос посреди нас!

В подготовительные недели перед началом Великого поста Церковь нас предуготовляет к тому, чтобы наши труды, если мы на себя таковые воздвигнем, случились к нашей пользе, а не оказались во вред.

1. Минула неделя о мытаре и фарисее, началась о блудном сыне…
Отчего именно эти притчи легли в основание такой подготовки? Причина проста – в них Господь нам указывает о том, что главным делом нашей жизни ко спасению является покаяние. Человек может поднять на себя подвиги и подчас весьма значительные. Но если причиной таковых будет гордость, то все напрасно. И более скажу - ко вреду, потому как укрепляют человека в его гордыни и тем самым отдаляют покаяние.

Многие (чаще всего это христиане иных конфессий и «верующие в душе») говорят так:

- Что толку ходить в храм на богослужения, если человек не имеет в себе состояние мытаря? Много лучше иметь покаяние – это главное дело человека в жизни. А богослужения, Таинства и обряды – это все внешнее, ничего не возвещающее о том, что человек по-настоящему встал на покаянную дорогу!
Вот, посмотрите на фарисея - все, что предписывал Закон он исполнял, однако молитва мытаря Господу была много угоднее…


И ведь есть в рассуждениях таких людей доля правды, когда речь заходит о главном. Но таково уж свойство лжи, что для того, чтобы быть принятой многими, ей необходимо замаскироваться под правду. В обнаженном виде ложь мерзка и мало кто устремится за ней, а вот если ко лжи примешивается и правда, то в таком случае, возможно, обольстить многих.

Когда мы читаем Евангелие, то должны понимать, что важно каждое слово и нет случайных слов или незначительных в Благовествовании!
Давайте вскроем замаскировавшуюся ложь, дабы не увлекла она от Церкви Спасительной многих…


мытарь и фарисей 1

Вспомним притчу о мытаре и фарисее:

«два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что' приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится
» (Лк. 18: 10-14).
Не случайны слова Спасителя, которыми Он открывает нам притчу:

«два человека вошли в храм помолиться»!

Да, правда то, что не каждый, кто притек в Дом Божий, получит пользу. Но верно и другое – и именно это особенно важно: Покаяние зовет человека бежать в храм!

Вот и явная человеку подсказка о нем самом! Если не зовет его сердце в храм, если стопы его не направляются на богослужение, если душа не торопится разрешиться от грехов через Таинство Исповеди, чтобы потом приобщиться (не будучи достойным, ибо все мы без исключения недостойны) без осуждения Святых Таинств, то покаяние не приблизилось к нему. А ложь помогает такому человеку оправдывать себя, свое неделание тем, что якобы он, как мытарь, возможет, пребывая в грехах снискать себе милость от Господа безо всяких на то трудов. А ведь первый такой труд явно указан Господом:

«вошли в храм помолиться».

2. Рассмотрим, чтобы не привидилось кому-то, что слова сии незначительны и вторую притчу из предуготовительных недель – о блудном сыне:

блудный сын

«у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся
» (Лк. 15: 11-32).

Сын ушел от Отца (а святые отцы явно говорят нам, что под образом отца в этой притче Спаситель указывает на Господа) в страну далече, то есть пристал к бесам, и там с ними расточил все свои божественные дары (имение). Но что же стало причиной к его возвращению? Ведь это не крайнее обнищание - мы знаем, что для многих и бедность не является причиной к тому, чтобы вернуться к Отцу…

Господь нам говорит:

«Придя же в себя»!

Вот причина! И блаженный Феофилакт Болгарский говорит:

«Со временем распутный пришел в себя. Ибо доколе он жил развратно, он был вне себя. Говорится, что он расточил имение, и справедливо: поэтому он вне себя. Ибо кто не управляется разумом, но живет как неразумный и других доводит до неразумия, тот вне себя, и не останется при своем имении, то есть при разуме. Когда же кто сообразит, в какое он впал бедствие, тогда он приходит в себя чрез размышление и обращение от блуждания вовне к покаянию».

Пришел в себя сын, устремилась душа его к спасительному покаянию и

«Встал и пошел к отцу своему».

Как только Покаяние достигло его сердца, то тут же встал и пошел. Не сказал Господь, что собрался, дождался удобного дня или месяца, что пас свиней еще какое-то время, чтобы получить полагающуюся ему плату, но тут же

«Встал и пошел к отцу своему».


И блаженный Феофилакт разъясняет нам:

«заметь, что когда он грешил, тогда делал грех как бы не пред Богом, а когда раскаивается, тогда чувствует себя согрешившим пред Богом».

Когда пришел в себя, то увидел свои грехи, совершенные перед отцом (Богом) и не в силах более огорчать грехами Господа тут же возвращается к Нему!
Но скажи, человек – как возможно испытывая вину перед любящим тебя не устремиться тотчас на его выю и не залить его слезами покаяния?

Говорят еще так:

- Можно испытывать Покаяние, но в храм не идти – и дома можно помолиться!

И да, дома тоже и можно и нужно пребывать в молитве. Но разберем сокрытую за теми словами ложь подробнее…

3. Что такое Покаяние? Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». Отчего эта перемена и что это за перемена?

Перемена эта от осознания своей греховности, сокрушение о совершенных грехах, осознание того, что ты сильно, смертельно болен.
А что это за перемена? Перемена эта в том, что у человека появляется воля к исправлению своей жизни, твердое желание бороться со своими греховными наклонностями и жажда к излечению от болезни!

Что же первым делом совершает человек, осознавший свою болезнь и пожелавший излечения? Он устремляется ко врачу, в больницу…Он готов делать все его предписания и процедуры, часто весьма неприятные и болезненные. Но больной терпит и помогает врачу, потому что доверяет ему и знает, что от последнего в значительной мере зависит и все выздоровление.

Обратимся вновь к Евангелию от Луки, на этот раз к притче о добром самарянине:

добрый самарянин 1

«некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же
» (Лк. 10: 30-37).

Разбирая и в этом случае Слова Благовествования обнаруживаем, как и во всех остальных случаях неслучайность каждого слова…

«человек шел из Иерусалима в Иерихон» … Недаром именно эти два города указаны Господом, не случайно и направление.

Блаженный Феофилакт пишет так:

«Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает "видение мира". Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жара, то есть в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал Он "сошел", но "шел". Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью».

И на этом пути неминуемо человека подстерегают опасности! И никак не мог минуть шествующий таким погибельным путем беды. Она и случилась:
«попался разбойникам», то есть бесам, которые искалечили душу и еле живу её оставили.

И Господь, милостивый Владыка сжалившись над бедой человека не дал того погубить до конца. Он (а под видом Самарянина святые отцы полагают Самого Господа) оказал первую милость раненому и привел того в гостиницу- в Свою Церковь! И удалился на время…

Не стал до конца излечивать израненного, но вверил его, как члена Церкви, своим служителям, дав им власть лечить и разрешать от грехов болезненных. А чтобы излечение было действенным (потому как сам себя человек спасти не был в состоянии), вручил Церкви Таинства для нашего спасения и приобщения к Нему.

И святые отцы и духовники, пастыри наши не иначе как врачебницей называют Святую Церковь, а Таинства – лекарствами для исцеления и исправления души. И сколь же неразумным выглядит человек, который говорит о том, что Покаяние его достигло, однако не имеет он нужды ни в том, чтобы бежать в Церковь за исцелением, потому как и сам себя вполне готов исцелить!

И не только неразумие в этом обнаруживается, но и ложь, потому как если ради исцеления души, которая много важнее тела человек тот не спешит ко врачам, а ради того, чтобы не болело тело, готов много тратиться на лекарства, на врачей, на санатории и на операции и даже на процедуры, неприятные и болезненные, обнаруживая тем самым только одно, что он еще
не «пришед в себя».

Мы же, братья и сестры, устремимся ко спасительному оплоту – в Святую Церковь, чтобы пребывая там и получая из рук её служителей увещевания и Таинства удобно достигнуть Небесного Царства Господа нашего Иисуса Христа, которому и через которого слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь!

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Размышления, Церковь, грех, догматическое богословие, притчи, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments