filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.9)

Христос посреди нас!

часть девятая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 71: Как мог умереть Господь? Как Господь мог воскреснуть если не умер?

Ответ: Господь вочеловечился, т.е. принял Своим Естеством естество человека.
В Иисусе Христе два совершенных естества – истинное Божеское и истинное человеческое – и что эти два естества соединены в Нем ипостасно, т.е. составляют одно Лицо.
Это соединение – не простое общение Бога с человеком, а постоянное, неразрывное единство двух природ, в котором человеческая природа существует в воспринявшей ее ипостаси Слова.
По учению Православной Церкви (IV Вселенсий Собор), естества во Иисусе Христе соединены неслитно (т.е. остаются целыми, а не образуют смешанную природу полуБога, получеловека), неизменно (т.е. и Божество продолжает обладать своими свойствами без всякого уменьшения или ослабления, и человеческая природа сохраняет человеческие свойства), нераздельно (т.е. не составляют двух обособленных лиц, а единое лицо), неразлучно (т.е. никогда не разлучались и не могут быть разлучены с самого момента зачатия и пребывают во Христе по вознесении).

Свщ. Писание говорит нам о том, что Лицо Христа есть именно Лицо Божеское В Ин. 1, 14 говорится - "Слово стало плотью" .

Свщ. Писание указывает на две воли и два действования во Христе. Например, Ин. (6, 38): "Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца". Какая может быть во Христе воля, отличная от воли Отца? По Божеству у Отца и Сына одна и та же общая воля, следовательно, речь идет о человеческой воле. Мф. (26, 39): "Впрочем, не как Я хочу, но как Ты". Указание на различие хотения между Отцом и Сыном. По Божеству у Них одно хотение, так как в Троице единая воля, значит, здесь говорится о хотении человеческом. Лк. (22, 42): "Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет".

Святитель Афанасий Александрийский так комментирует эти слова: "Здесь являет Господь две воли — человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу. Человеческая по немощи плоти молит отклонить страдания, а Божеская желает страдания".

Человеческая плоть исуса Христа умерла и воскресла. Божеством же своим Господь не умирал, как мы знаем, а сошел во ад и разрушил его, выведя праведников из темницы.

Вопрос 72: А насчёт того, что воскрес... Откуда такой вывод? Нет тела - нет дела. Не видел его никто воскресшим, значит и утверждать такое нельзя.

Ответ: Ну, тела нет потому что Воскрес. Иисус же не призрак был- в теле Воскрес и в теле Вознесся.
А видели Его воскресшим многие...
...явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
(1 Кор. 15:5-9).

Более, нежели пятистам человек (не считая апостолов и жен мироносец)- это по Вашему - никто?
Да и как переменились после этого апостолы- из испуганных и бежавших они почти все стали мучениками за Христа.

Храни Вас Господь!

Вопрос 73: Кого можно считать православным? Достаточно ли того, что человек называет себя православным? Должен ли он быть крещён? Должен ли безоговорочно верить в Бога? Должен ли посещать церковь, если должен, с какой частотой? Можно ли назвать православным человека, не соблюдающего посты, не причащающегося, не исповедующегося? Какие вообще есть необходимые и, может быть, достаточные условия, чтобы считать человека православным?

Ответ: Кто такой православный...
Конешно, православный должен быть крещен во имя Отца и Сыны и Святаго Духа. Это необходимое условие- это второе рождение человека.
Конешно, православный верит в Бога. Как говорят некоторые из святых отцов - минимум он должен исповедовать Троицу и Двоицу. Троицу- Единого Бога в трех ипостасях (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго), Двоицу - Богочеловеческое существо Иисуса Христа - воплощенную вторую ипостась Пресвятой Троицы - Бога Сына (Слово).
Наверное это необходимые условия исповедания Веры Православной.
Формально, человек отвечающий этим двум условиям может называться православным.
Но только формально, т.к. формальная принадлежность православной вере не спасает человека.
Эти формальные условия - как необходимое семя, посаженное в землю. Без семени не вырастет злак, а вот вырастет ли он из конкретного посаженного семени - для этого нужно многое.

Во первых- человек православный не просто верит в Бога- как некоторую абстрактную недостижимость, которой до нас и дела то нет - только миловать или казнить.
Человек православный верит в Бога, который пришел в наш мир спасти его, человека. Ради него перенес поношения, гонения, битие и мучительную и позорную смерть на кресте. Ради каждого из нас, ради меня и Вас тоже. И сделал Он это по той бесконечной любви, которую Бог имеет ко своему творению.
Человек, познавший такого Бога не может Его не любить даже до смерти. Но это любовь нас ко многому обязывает. В первую очередь- не противиться Его воли. По этому православный христианин старается жить так, что б через него совершалась воля Божия.
Человек православный старается любить своих ближних, ибо
Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1 Ин.4:20-21).

Человек православный старается любить своего ближнего настоящей любовью- жертвенной.
Не когда - вот, я люблю тещу, она мне вкусные пирожки готовит, подарки дарит.... а когда ближний твой тебя ругает, несносен, привередлив, не помнит того хорошего, что ты с Божьей помощью ему сотворил- а ты молишься за него, просишь Господа благ для него, откликаешься на просьбу помочь ему и не ждешь благодарности за свой труд и ответной любви. Дана нам заповедь - возлюбить ближних своих, но нет такой заповеди, что б они нас возлюбили.

Человек православный, безусловно живет жизнью церкви.
Церковь – это основание истины. Если кто-либо хочет подлинно узнать Христа, в Его полноте, он обязательно должен приобщиться Церкви. Без Церкви мы не способны познать Христа. Также как без Церкви мы не можем понять Священное Писание, а точнее Библию, которая принадлежит Церкви. Но верным является и то, что для познания Христа в Церкви, существующей здесь и сейчас, Церковь должна быть выражением Христа во всей Его полноте. Иначе истинный Христос остается неизвестным и недосягаемым, а человек остается вне спасения, – это является сутью различных ересей. Только в Церкви, Православии, т.е. правильной вере, человек подлинно встречает Христа и спасается.

Человек православный не может жить без Таинств, главными из которых (про Крещение я уже говорил) Исповедь и Причащение. человек, не исповедующийся, не открывающий Господу перед священником свои грехи, не борящийся с ними, не изменяющийся - вряд ли по праву может назвать себя православным. Равно и не приобщающийся Тела и Крови Христовой. Не соединившийся со Христом в Таинстве, не обновивший свое естество - может ли спастись ? Не нам, конешно решать- Бог милостив. Но мы помним, что " ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем".

И, конешно, человек православный старается быть неосуждающим никого, кроме себя самого.
Это не всегда получается, увы, но устремление и понуждение к рассмотрению своих грехов, нежели чужих быть должно. И это очень правильно. Во- первых - не судяй да не судим будет, а во вторых - как часто замечаешь, когда начинаешь обращать внимание- что худого в другом заметил - на самом деле гнездится в тебе в большей степени. Правильно говорят - лучше всего свои грехи видишь в другом человеке. Увидел в другом что плохое- знай - это в тебе пребывает в превосходной степени.

А вообще- рядом с православным человеком становится светло. От него исходит тепло и радость другим людям, он неконфликтен и готов помочь, утешить словами, разобраться в беде, если надо - помочь финансово или своим временем. С ним всегда хочется встречаться, с ним спокойно и тихо.
Мне в свое время повезло - я такого человека встретил - это был сельский священник из небогатого прихода. Теперь это мой духовник и, если хоть малым чем я мог бы быть похожим на него, то я этому был бы бесконечно рад и за все Слава Богу!

Вопрос 74: Попробуйте "объяснить" в рамках любой удобной вам "парадигм", например эти высказывания:
"И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно".
Для справки, автор этих высказываний раннехристианский теолог Тертуллиан, практически современник Иисуса Христа.

Ответ: В общем, это и некоторые другие высказывания Квинта Септимия Флорента Тертуллиана, как, например:
"Верую, потому что абсурдно" (что на самом деле в оригинале звучит по другому) разбирались много раз и то высказывание, что просите Вы прокомментировать не исключение.
Надо сказать, что Тертуллиан был выдающимся оратором и часто использовал в своей речи парадоксальные обороты, чтобы острее выразить свою главную мысль. Сверхъестественная тайна бытия Божия не поддается рациональному познанию, поэтому словесные формулы богооткровенных догматов не могут уложиться в рациональные рамки силлогизмов. Язык парадоксов способен более адекватно, чем логически стройные определения, приблизить жаждущий высшей истины человеческий ум к ее постижению, притом, что эта истина в существе своем остается всегда принципиально непостижимой тварному восприятию. Многое Божественное человек не в состоянии описать словами.
Так Апостол Павел не мог описать пребывание на Небе:
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать

(2 Кор.12: 2-4).
Не стоит забывать, что Тертуллиан жил в то время, когда стали во множестве появляться различные ереси (собственно, и сам он не избежал позднее печальной участи), которые пытались Божественную тайну объяснить логически. Комментируя стиль богословской мысли Тертуллиана, А.А. Столяров (доктор философских наук) писал:
Важнейшие формулировки символа веры – поистине сверх-разумны. Все учения, объявленные ересью, пытались привнести рациональный, логический элемент в описание тайны Откровения. Общая формула такова: чем логичнее описание, тем оно (потенциально) еретичнее с точки зрения подлинной религиозности… Тертуллиановы ”парадоксы” показывают, до какой границы может продвинуться разум в поисках истины.
Вообще, большинство его парадоксальных высказываний направлено против претензий языческого эллинского любомудрия на постижение Истины. Она дается нам в Божественном Откровении и может быть воспринята только живой верой:
Что сходного между философом и христианином, учеником Греции и учеником Неба, между домогающимся славы и ищущим спасения, между мудрецом на словах и мудрецом на деле, между строителем и разрушителем, между другом заблуждения и врагом его, подделывателем истины и верным толкователем ее, между вором ее и стражем ее?
(Апология. 46).
Да и в самой обсуждаемой фразе в общем-то мало нового. Вот, как говорил Апостол Павел:

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
(1 Кор.1:22-29).

К парадоксам прибегали и гораздо более наши современники, нежели живший на рубеже 2 и 3 веков Тертуллиан. Когда прп. Амвросия Оптинского спросили- неужели он верит , что кит проглотил Иону?
Он ответил:
Это слово Божие!!! как можно сомневаться в этом? Если бы мне сказали,что Иона проглотил кита,я бы поверил этому.
И даже верующие представители ученого мира:
Я много занимался изучением природы; поэтому я верую, как бретонский крестьянин. Если бы можно было мне заниматься и исследовать еще более, то я веровал бы простою детскою верою крестьянки из Бретани (Луи Пастер).

А в центре всего этого лежит прямое указание к нам Иисуса Христа, который призывал нас обратиться к вере как дети:
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Мф. 18:1-4).

И действительно- именно детское восприятие наиболее искреннее. Разве многие из взрослых могут так быстро прощать обиды, как дети? Стоит их приласкать с любовью- и вот, он уже не плачет, а весело смеется. А какое доверие у дитя к маме и папе, которые могут подбрасывать их, ловить на руки. Недаром ребенок при опасности прячется за спины родителей, рядом с которыми он ощущает себя таким защищенным.
Ребенок настоящий- если горюет, то плачет, если веселится- то смеется. И в том и другом случае он всегда хочет быть с любящими мамой и папой. Такими и нас призывает быть Господь- и в горе и в радости верить в доброе произволение Его о всех нас и бежать в Его распахнутые объятия.
Спаси, Господи!

Вопрос 75: А можно вопрос? А какие критерии, по которым Вы оцениваете людей по категории лучше/хуже? В общем, не применительно к данному конкретному случаю [Вопрос был задан по поводу того, что Петр Мамонов был мною охарактеризован как христианин настоящий, в отличии от меня, убогого]. Я вот лично для себя таких критериев назвать не могу. Каждый человек в чём-то конкретном лучше, а в чём-то хуже меня. А вот как определить в целом, мне как-то не очень понятно.

Ответ: Да в общем-то все достаточно просто.
Вначале, пока не стараешься смотреть больше в себя самого, очень хорошо замечаешь недостатки и пороки других. Один жаден, другой зол, третий - пьяница, четвертый - глупец, и.т.п. И сам себе видишься эдаким молодцом, гарным парнем, лучше которого если и есть кто на белом свете, то уж- по пальцам руки сосчитать, не более. Все вокруг видятся тебе малозначимыми и мало умеющими, каждый - не на своем месте. Тренер сборной- фуфел, сам играть не умеет- других учить пробует... "Вот, я бы! ", левый нападающий- хромой тормоз- ни подать, ни пробить не в состоянии... " У нас во дворе и то лучше играли... не говоря уж про меня...".
Водитель в соседнем ряду или перед тобой - просто недотепа "Как ему права выдали? Ездить не умеет...".
Директор, тот просто полоумок "занимается непонятно чем, вместо работы... как таких директорами назначают, идиоты..".
Ну и так далее и т.п.
Но если ты начинаешь пробовать разобраться в себе самом, то многое видишь уже по другому.
Следишь за собой и замечаешь, что вечером или утром ты только взглянул на немытую посуду и.. не поставил в посудомойку, или не помыл... устал, бедный... А жена не устала? Ах, да ..дети... а сам в их возрасте часто без напоминаний помогал? Бывало? Ну да, бывало.. два раза за год... Что ты на жену накинулся, если сам ничего не делаешь, т.к. якобы сил нет?
На работе стал небольшим, но руководителем- и что? А то, что оказалось ,что помимо того, что было на виду в работе прежнего начальника, оказалось у тебя столько обязанностей, что и не снилось. И ответственность иная- раньше за свой труд отвечал, а теперь и за свой и еще 30 с лишним человек отвечаешь... Вот оно как оказалось- руководить-то! Оказалось- сложно. А сколько раз ты раньше говорил- "ну что этот пипипи... (вырезано) делает-то? НУ как так можно? " А оказалось- что только там и можно, а иначе другие съедят и начальника и весь отдел. Вот оно как получилось то...

Родственники ... все меж собой ругаются, друг друга не любят...
А сам- ты любишь? И как любишь- сидя в стороне... отвлеченно любишь?
Нет, брат, любовь- это действие. Это самопожертвование.
Много ты своим близким пожертвовал времени, оказал сочувствие, утешил, помог материально (причем не как подачку или в долг, или - " вон, смотрите, каков я! " А тихо... просто тихо помог- взял и дал деньги- " потом отдашь... ну, если вдруг разбогатеешь сверх меры... потом, сейчас давай о другом ладно? Что еще надо? Да нет, не за что... ты бы сам так сделал, я знаю...не надо обо мне, давай о тебе, хорошо? " )...
Любовь... любовь- это вымытая тобой посуда, пока жена спит, это отвезенный на другой конец города приятель с тяжелой сумкой, когда не по пути и выходной... это приезд в больницу к знакомому или родственнику с гостинцами и добрым разговором, когда полуфинал чемпионата Европы по хоккею и играют наши... любовь- это жертвенный труд, когда надо, а не когда хочется.

И вот, когда начинаешь обращать внимание на себя, то вдруг замечаешь, что те, кто еще вчера виделись тебе если не исчадиями ада, но уж никак не праведниками, они не такие, а другие. И совершают поступки, которые тебе либо не даются, либо даются со скрежетом...
Теща, которая пилит и пилит своих подруг, других родственником, вечно всем не довольна- вдруг, когда это надо с добротой, без всяких условий дает тебе деньги (а тебе не хватает, например, на участок в деревне) на покупку дома, для нее огромные- наверное почти все, что отложено. Да еще говорит: "Не думай, когда сможешь и, если сможешь- отдашь. А дом важнее."
Сам бы так смог? Да нет... в такой мере нет, не смог бы, наверное... не все, что отложено.... "НИАСИЛИЛ БЫ".
Когда родственница, которая вечно наезжает на то и на сё, все её не так и не эдак... а она со своими мамой и папой уже пятый год (те не ходят, сильно за 80-лет , в маразме уже) - для твоей семьи эти папа и мама тоже родственники, кстати... так вот, она с ними уже пять лет нянчится, с работы в обед бежит- покормить, переодеть... и вечером.. и в выходные... и так без отдыха...
А ты? А ты и отдохнуть можешь... и в выходные выбраться... а посуду лень... устал. Кто их Вас более устал? Кто их Вас хуже?
Да ты, конешно... кто ж еще...
Иногда радуешься- вот, Бог позволил доброе что совершить... всем от этого хорошо, и тебе тоже.. и душа поет, радуется...И грязная мыслишки приходит: "Молодец! Каков молодец! Какое добро совершил... " И все хвалят...
Хорошо?
Хорошо. Если отбросить грязную мыслишку и всегда помнить, как Господь входил в Иерусалим на молодой ослице... вокруг кричали "Осанна! " и "Слава в Вышних Богу! " , бросали одежды и пальмовые ветви...
А ослица шла и радовалась , как народ встречает её...
Хорошо, если всегда помнить, что ты та самая ослица, что тобой Господь совершил добро ,а не ты сам, что это Ему теперь говорят спасибо и благодарят. Ты же просто в этот раз был проводником Воли Божией и ...Слава Богу за то ,что дал тебе такую возможность!

Вот так, когда, разув глаза, начинаешь сравнивать себя и других- все выходит не в твою пользу.
Петр Мамонов... Вы спрашиваете- чем же я хуже его? Да хотя бы тем, что меня Господь, как нежный цветок оберегая от потрясений несет по жизни, а я только к концу четвертого десятка лет своей жизни наконец стал немного это понимать...А Мамонова жизнь покидала в такие тяжкие, что иной и не выбрался никогда... а он смог. Смог. И то, о чем я только думаю во многом уже реализовал. Потому что дерзновение имеет, я же такого не иму.
Потому что, получив ответ- зачем человеку жизнь дана, он не на форуме сидит, где пять человек в неделю читает писанное тобой, а пишет книги, выступает с беседами, делится своей новостью с другими. Я же не использую, данное мне Богом... где-то ленюсь, где-то боюсь... разве я не хуже?

У меня есть друг- банкир, крупный банкир. Одно время я много ему о Богу рассказывал... Но трудно уверовать, когда у тебя такая работа- должность очень высокая, вокруг куча соответствующих предложений - как что попилить да стырить. И он мне как-то говорит:
- Да я сам понимаю, что так дальше жить нельзя... тупик. Но как я могу поверить православному священнику, если ко мне постоянно ходят батюшки и архиереи и предлагают своровать?

Я же просто предложил ему пообщаться с простым сельским священником, который живет другим, который не работает в храме, а служит, который не хочет воровать, а молится о восстановлении храма...
И он побеседовал. И мы съездили в дальнюю деревню на батюшкин приход. Он побывал на службе, исповедовался и причастился... а потом приезжал еще...
А сейчас храм уже восстанавливается.
А мне он сказал:
- Я теперь понял, что такое вера. Я наконец увидел, кто такой священник, служащий Богу, а не требоисполнитель. Надо хоть что-то сделать в жизни хорошее... попробую для начала помочь восстановить храм, а там- как Бог даст.

И мимо поруганной иконы святителя Николая он не смог пройти, а тоже уговорил батюшку на время забрать её для реставрации. А я ходил мимо... Конешно, я помогаю храму, но мимо иконы ходил... хотя мог и сам взять на себя эту заботу. Но в сердце мое это не пришло. А ему пришло.
Мне после этого моя жена как-то говорит, радуясь тем переменам, что произошли у моего друга:
- Как хорошо! Надо за него помолиться!

А я ей говорю:
- Знаешь, я думаю, что уже надо его просить молиться о нас...

И это истинная правда. Господь перерождает человека, он становится живым, любящим, думающим.
И многим это дается легче, многие идут семимильными шагами, пока я ковыляю на хромых ножках...
Кто же из нас лучше?
Но и хромая лучше стремиться к Богу, чем бежать Его. Может и помилует...:
- Последним... Ну ладно уж, иди....

Спаси нас всех ,Господи!

С любовью,
рб Дмитрий


Продолжение следует...
тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/39796.html

Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments