filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

18 (31) января 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…

Святитель Максим (Бранкович), митрополит Белградско-Сремский, Валашский

святитель Максим Новый Сербский Бранкович

В миру Георгий, он принадлежал к славному сербскому роду Бранковичей и был сыном святых - деспота сербского Стефана Слепого и деспотиссы преподобной Ангелины. Его родители бежали от преследований турок в Италию. После кончины отца, семья получила в надел от Венгерского короля Матвея Корвина земли Срема, ранее принадлежавшие прадеду Георгия Вуку Бранковичу и переселилась сюда в 1486 году.

Георгий сделался деспотом Срема. Он женился на Изабелле, итальянской родственнице венгерской королевы Беатрисы, однако их брак распался "из-за различия в вере". Тогда, около 1497 года, Георгий сошел с престола в пользу младшего брата, святого деспота Иоанна. Сам же он принял монашество в Манасийском монастыре с именем Максим.

Притесняемый турками, он бежал в горные пределы Румынии, где был поставлен на вдовствующую Валашскую кафедру. Здесь архиепископ Максим примирил соперничавших воевод Радула и Богдана, отведя опасность войны между ними.
К концу жизни он возвратился в Сербию и с 1513 года стал митрополитом Белградско-Сремским. Вместе со своей преподобной матерью он основал монастырь в Крушедоле. Проведя жизнь в духовном подвиге, святитель преставился 18 января 1516 года и был похоронен в церкви Крушедольского монастыря рядом со святыми отцом и братом. В житии святителя Максима говорится, что еще при жизни от его руки распространялось благоухание. Часть его нетленных и чудотворных мощей и поныне пребывает в Крушедольском монастыре.

Крушедольский монастырь, Сербия, усыпальница семьи Бранковичей
(Крушедольский монастырь, Сербия, усыпальница семьи Бранковичей)

В записях XVII века святитель Максим называется сербским чудотворцем, и почитание его началось довольно рано не только в Сербии, но и в России.

Священномученик Сергий Лебедев, пресвитер

Священномученик Сергий Лебедев, пресвитер

Священномученик Сергий родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии. В 1910 году Сергей окончил Донское духовное училище, а в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года. В 1920 году Сергей Петрович был рукоположен во священник. В это время его отец служил в храме Воздвижения Креста Господня в селе Алтуфьеве Московского уезда; в 1927 году отец Петр скончался, и в Воздвиженском храме стал служить его сын. В 1929 году хозяйство отца Сергия было записано как кулацкое и все имущество реквизировано, но затем после хлопот и просьб оно было возвращено.

В 1937 году в связи с приказом НКВД о начале массовых репрессий оперуполномоченный Мытищинского отделения НКВД, в территориальное подчинение которого входило в то время село Алтуфьево, начал оформлять документы на арест отца Сергия. В декабре 1937 года и в начале января 1938 года он вызывал к себе нескольких свидетелей. Протоколы с показаниями у него были написаны заранее, и требовалось не только их подписать. Свидетелям он объяснял, что дело священник уже составлено и только требуется всего лишь дооформить. Говорил он это, впрочем, таким тоном, что свидетелю казалось, что если он не подпишет протокол с предложенными показаниями, то его самого непременно арестуют. Некоторые свидетели были дежурными и подписывали не читая свидетельские показания не только на священника, но и на других жителей села. Один из дежурных свидетелей был инициатором создания колхоз и корреспондентом местной газеты, впоследствии он стал председателем сельсовет в Алтуфьеве.

Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве - Лианозово
(Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве - Лианозово)

Отец Сергий Лебедев был арестован в самый праздник Богоявления, 19 января 1938 года, и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день следователь вызвал его на допрос, и затем священника допрашивали в течении двух дней беспрерывно.

Выяснив у отца Сергия, что его брат арестовывался в 1930 году, следователь сказал:

- Вам известно, что ваш брат был судим за совершение террористического акта над председателем сельсовета села Виноградово, а также известно, что соучастники его дела 1930 года в 1937 году вновь были арестованы и осуждены. Что вы скажете теперь?
- Об этих фактах я слышал, но утверждать не могу,
- ответил священник.
- Следствие располагает данными, что вы проживая в зоне специального обслуживания, часто посещали запретную зону. Для какой цели вы посещали запретную зону?
- В запретной зоне я никогда не был. Я совершал прогулки по лесу, поскольку мне это рекомендовали врачи. Никаких других целей я не преследовал.
- Следствию известно, что вы во время выборов в Верховный Совет выступали с контрреволюционной клеветой на политику Советского Союза. Что вы скажете по данному вопросу?
- Контрреволюционных выступлений с моей стороны не было.
- Намерены ли вы давать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности?
– задал следователь священнику последний вопрос.
- Никакой контрреволюционной деятельности никогда и нигде не вел – ответил отец Сергий.

На этом следствие было закончено. 26 января 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Сергий Лебедев был расстрелян 31 января 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В августе 1938 года некоторые из сотрудников Мытищинского отделения НКВД были арестованы по обвинению в практиковавшихся ими незаконных методах следствия. При аресте оперуполномоченный, ведший следствие по делу отца Сергия, покончил жизнь самоубийством, застрелившись.

Священномученик Николай Красовский, пресвитер

Священномученик Николай Красовский, пресвитер

Память 18 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.

Родился 7 мая 1876 года в селе Воинова Гора Московской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе.
Окончил Владимирскую духовную семинарию и до 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, в нескольких километрах от родного села. В связи с началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны вернулся работать в школу в село Городищи.

В 1922 году храм в селе Городищи был закрыт и превращён в клуб, и власти заставляли учителей водить туда учащихся. За отказ вести детей в устроенный из храма клуб Николай Константинович был из школы уволен.
В 1924 году был рукоположен в сан диакона (целибатом). к Успенскому храму в селе Воинова Гора. Священником в храме служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 году он тяжело заболел и вскоре скончался. Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил священником в храм отца Николая Поспелова (муж сестры о. Николая), но власти по совету обновленцев отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм.

Диакон Николай, несмотря на угрозы заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался служить с обновленцами и был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново, где служил благочинный церквей Орехово-Зуевского района протоиерей Василий Максимов.
В 1932 году был рукоположен в сан священника к той же церкви.

В 1936 году был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района.
Священник Николай Красовский жил один, проводя от дней юности целомудренную жизнь. Это был инок без пострига, исполнявший монашеские правила без внешних обетов. Он с особенным усердием прилежал к молитвенным трудам, украшая свою душу в посте и бдении, любовью к людям, состраданием к бедствующим и нуждающимся, поспешением в оказании благодеяний. В это время множество людей были лишены властями средств к существованию, так как им не выдавались хлебные карточки. Многим из них отец Николай оказывал помощь.

Церковь Никиты Мученика - Дровосеки - Орехово-Зуевский район - Московская область
(Церковь Никиты Мученика - Дровосеки - Орехово-Зуевский район - Московская область)

18 января 1938 года отец Николай отслужил всенощную под Богоявление и в ту же ночь был арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве.

— Обвиняемый Красовский, следствие располагает данными о том, что вы среди населения и верующих проводили антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий советской власти. Вы признаете это? — спросил следователь.
— Нет, этого я не признаю, — ответил священник.
— Вы показываете неправду. Следствию известно о том, что вы летом 1937 года агитировали против новой конституции, распространяя о ней клевету.
— Нет, этого я также не признаю.
— Вы опять показываете неправду. В июне 1937 года вы распространяли клевету о колхозах, о якобы плохой жизни в колхозах.
— Этого я также не признаю.
— Следствию также известно, что вы вели повстанческую агитацию среди жителей села Воинова Гора. Признаете ли вы это?
— Этого также не было. И вообще никакой антисоветской агитации я не вёл,
— ответил священник.

На этом допросы были закончены, а через день и само следствие.
26 января Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".

Священник Николай Красовский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год
(Священник Николай Красовский. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год)

31 января 1938 года был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.

Молитва

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче Николае, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии, и , яко отца чадолюбиваго просим: всели в сердца наша любовь, еюже к Богу и ближним твоим при жизни земней преисполнен был еси, яко и душу твою положил еси, мученически пострадав. Научи нас, отче Николае, подражати тебе верно, Бога и ближних наших любити искренне и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы с тобою чада Божия, не по имени токмо, но и самим делом и всем житием нашим.
Призри благоутробно на всякую душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую. Буди всем нам в болезнех - целитель, в скорбех - утешитель, в печалех - избавитель, в бедах - помощник, в час смертный – покровитель, да помощию молитв твоих святых сподобимся и мы грешнии спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати.
Ей, страстотерпче Христов, не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам многомощное заступленине, да хвалим, славим и величаем человеколюбие дивнаго со святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Священномученик Евгений Исадский, пресвитер

Память 18 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского.
Окончил Рязанскую духовную семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо (или Малиево) Егорьевского уезда (ныне Коломенский район).

Церковь Петра и Павла - Маливо - Коломенский район - Московская область, разрушен, на его месте установлен Поклонный Крест
(Церковь Петра и Павла - Маливо - Коломенский район - Московская область, разрушен, на его месте установлен Поклонный Крест)

В 1929 году перед престольным праздником (12 июля) сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило и дело ограничилось слухами.

15 июля того же года иерей Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. Но, придя домой, в тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.

По селу стали расползаться слухи, что церковь закрыли насовсем. И мало-помалу среди жителей села созрело убеждение созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.

Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму. На допросе он изложил весь ход событий в селе, совершенно не подозревая, что это будет иметь для него серьёзные последствия. Заканчивая показания, священник добавил, что не знает, кто был инициатором созыва собрания 18 июля.

Все вызванные свидетели, знавшие своего пастыря уже почти тридцать лет, вполне объективно изложили историю. Обнаружилась полная невиновность священника. Но одна из женщин, привлеченная вместе с отцом Евгением к ответственности, известная своей невоздержанностью в употреблении спиртных напитков и невыдержанностью в поведении, ради смягчения своей участи дала показания против батюшки. Но всё же отец Евгений не признал себя виновным в организации выступления верующих против закрытия церкви.

14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация уже закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте.

Скончался 31 января 1930 года в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей, и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 июля 2006 года для общецерковного почитания.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, Сербия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment