filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

13 (26) января 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мчч. Ермила, диакона и Стратоника (ок. 315); прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616); прп. Елеазара Анзерского (Севрюкова) (1656).

Мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310); прп. Иакова Низибийского (Нисивийского), епископа (350), свт. Агриция, епископа Трирского († 329 или 333/335),
прп. Максима Кавсокаливита, Афонского († 1354) (Греч.).

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученики Ермил, диакон и Стратоник Белградские

Мученики Ермил, диакон и Стратоник Белградские

«Ермил славный и богомудрьгй Стратоник, двоица чудная», пострадали при царе Ликинии. Святой Ермил был диаконом г. Сингидона (ныне Белград, столица Сербии); осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго мучим за имя Христово. «Повешен и ранами озлобляем», он остался непреклонен и был потоплен в реке Дунае. Стратоник был тюремный страж, тайный христианин и друг святого Ермила. Видя страшные мучения своего друга, он не мог удержаться от слез и, будучи, таким образом, уличен в христианстве, после истязаний также был потоплен в Дунае. Мощи их на третий день были обретены верными на берегу реки и погребены близ Сингидона.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Ермила и Стратоника
глас 2
От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.

Преподобный Максим Кавсокаливит, Афонский

Преподобный Максим Кавсокаливит, Афонский

Память 13 января и в Соборе Афонских преподобных.

Воспитывался при храме Пресвятой Богородицы в Лампсаке. В семнадцатилетнем возрасте он оставил родительский дом, принял монашество и проходил послушание у лучшего духовного наставника Македонии - старца Марка. По кончине наставника преподобный подвизался под руководством нескольких пустынных отцов чрезвычайно строгой жизни. Прибыв в Константинополь, преподобный Максим постоянно находился при Влахернском храме Пресвятой Богородицы, как бы поселившись в притворе.

Чтобы скрыть молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный вел себя как юродивый. На Афоне преподобный Максим проходил послушание в Лавре преподобного Афанасия и на вершине Святой Горы удостоился видения Божией Матери. О своем видении преподобный Максим рассказал одному старцу, подвизавшемуся при церкви святого Пророка Божия Илии на Кармиле, который объявил преподобного прельстившимся. Однако и это недоверие преподобный обратил на благо, под видом прелести и гордости скрывая свои дивные подвиги, лишения, странническое терпение и одиночество. Для большего утверждения общей молвы о своем юродстве святой Максим не заводил постоянного жилища, переходил с места на место как помешанный, сжигая свои каливы - травяные шалаши (кавсокаливит - значит "сжигающий каливы").

Святогорцы, зная о чрезвычайных лишениях и скорбях преподобного Максима, тем не менее долгое время смотрели на него с предубеждением, даже и тогда, когда преподобный достиг высоты и совершенства созерцательной жизни. Когда на Афон прибыл преподобный Григорий Синаит (+ ок. 1310), проводивший жизнь в умной молитве, он встретился с мнимопрельщенным и, пораженный беседой с ним, стал называть преподобного Максима не иначе, как земным ангелом.

Преподобный Григорий убедительно просил святого Максима оставить юродство и пребывать на одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта. Вняв словам святого Григория и убеждению других старцев, преподобный избрал себе в постоянное жилище пещеру по соседству со знаменитым старцем Исаией. Зная о его даре прозорливости, византийские императоры Иоанн Палеолог (1341-1376) и Иоанн Кантакузин (1341-1355) посещали преподобного и поражались исполнению пророчеств.

Проигумен Ватопедской обители Феофан писал о святом Максиме:

"Призываю Бога во свидетели, что и сам я был очевидцем нескольких чудес его: раз, например, видел его перенесшимся по воздуху с одного места на другое, слышал, как преподобный пророчески предсказал мне, что я буду прежде игуменом, а потом Охридским митрополитом, открыл мне даже и о страдальческих подвигах моих за Церковь".

Великая Лавра св. Афанасия, Афон
(Великая Лавра св. Афанасия, Афон)

Только перед кончиной святой Максим оставил свое уединение и поселился близ Лавры преподобного Афанасия, где и предал Господу свою душу в возрасте 95 лет (+ 1354). Как при жизни, так и по смерти преподобный Максим был прославлен многими чудесами.

Преподобный Иринарх Ростовский

Преподобный Иринарх Ростовский

Память 13 января, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Авраамия Ростовского, который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: "Мать моя преставилась!" Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.
В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Ростовский Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить". После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: "Увидите славу Божию". В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.

Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года).

Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского
(Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха Ростовского)

После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Тропарь Иринарху, затворнику Ростовскому

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Преподобный Елеазар Анзерский (Севрюков)

Преподобный Елеазар Анзерский (Севрюков)

Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюкиных. По благословению родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. По благословению игумена, он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы.

В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой.

Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон.

Царь Михаил Феодорович (1613–1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель.

Соловки, Анзер, Свято-Троицкий скит. Фото XIX века
(Соловки, Анзер, Свято-Троицкий скит. Фото XIX века)

Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги «Цветника», в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости.

Тропарь преподобного Елеазара Анзерского
глас 3
Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Елеазара Анзерского
глас 1
Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобне,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.

Молитва преподобному Елеазару Анзерскому

О преподобне отче наш Елеазаре, Богоизбранный начальниче и основателю безмолвнаго иноческаго жития в пустыни Анзерстей, дарованной ти милостию царевою, сущия ради в тебе благодати пророческий. Молим тя мы, смиреннии и недостойнии, испроси, угодниче Божий, у Вседержителя Бога, в Троице покланяемаго, Емуже в дерзновении предстойши с лики святых, да дарует стране нашей мир и утверждение, на враги победу и одоление, церквам благостояние и всем людем тишину, и благоденствие, и изобилие плодов земных. Угаси молитвами твоими разжженныя на ны стрелы диавольския, да не прикоснется нам злоба греховная, да, благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Преподобный Иаков Низибийский (Нисивийский), епископ

Преподобный Иаков Низибийский (Нисивийский), епископ

Иаков был сыном князя Гефальского (Армения) и получил хорошее образование. С юности он полюбил уединение, долгое время жил в горах, около города Низибии (на границе Персии и Римской империи), где нес самые строгие подвиги: жил под открытым небом, питался древесными плодами и зеленью, одевался в козьи кожи. Всё время преподобный проводил в молитвенных беседах с Богом. В гонение императора Максимиана (305 - 311) он прославился мужественным исповеданием веры.

За его строгую, благочестивую жизнь низибийские жители избрали его своим епископом (не позднее 314 года). Святитель Иаков прославился своей горячей ревностью к православной вере, великими чудесами и даром прозорливости. Его молитвами Низибия была спасена от нашествия Сапора, царя Персидского. Святитель Иаков, в числе отцов I Вселенского Собора, был одним из видных защитников православной веры. Мудрый и просвещенный пастырь устроил в Низибии огласительную школу, в которой он сам был наставником. Своей высокой нравственной жизнью он сильно влиял на сердца слушателей.

Святитель Григорий, епископ Великой Армении, обращался к нему с просьбой написать о вере, и Низибийский пастырь послал ему в ответ подробное рассуждение (18 глав): о вере, о любви, о посте, о молитве, о брани духовной, о воскресении мертвых, об обязанностях пастырей, об обрезании против иудеев, о выборе пищи, о Христе как Сыне Божием, и пр. Сочинения его отличаются убедительностью, ясностью изложения и сердечностью.

Скончался святой Иаков мирно около 350 года.

Tags: Афон, Православие, Святые дня, Соловки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments