filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Кто виновен в том, что человек грешит?

Навеяно разговором у Сергея Худиева, который пишет:

"От природы люди склонны ненавидеть друг друга..." (https://www.facebook.com/sergey.hudiev/posts/902928266386699?comment_id=903036956375830&offset=0&total_comments=42¬if_t=feed_comment_reply).

И вот что хочется по этому поводу сказать, братья и сестры...
Велико желание многих найти виновного в собственных прегрешениях. А уж помощников у такого человека найдется столько, хоть отбавляй! И не только среди людей...

Желая предостеречь от подобных поисков виновных, напомню моего любимого святителя Иоанна Златоустого:

Видишь ли, что добродетель сообразна с природою, а порок противен ей, как болезнь и здоровье. Еще: какая например необходимость заставляет лгать и божиться? Никакой нет необходимости, никакой неволи; но мы это делаем по доброй воле...

...есть ли какая-нибудь необходимость досаждать другим? Конечно, скажешь. Внутренний жар возбуждается, воспламеняется и не дает душе покоя. Нет, не от внутреннего жара происходит, о человек, досада, а от малодушия! Если бы досада происходила от сердечной горячности, то все бы досаждали, и непрестанно бы досаждали. Мы имеем горячность в сердце не для того, чтобы досаждать ближним, но чтобы обращать согрешающих, чтобы восставать самим по падении, чтобы не быть ленивыми. Внутренний жар вложен в нас, как некоторое жало, чтобы мы выказывали его против диавола: чтобы с силой отражали его нападения; а не для того, чтобы нам восставать друг против друга. Мы имеем оружие не для того, чтобы воевать с самими собой; а чтобы употреблять оное в войне с неприятелем.

Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам; бичуй свою душу, свою совесть, будь строгим и грозным судьей и карателем своих собственных грехов. Вот польза гнева; для сего-то Бог и вложил в нас способность гневаться. Еще: лихоимство бывает вследствие ли необходимости? Нет! Какая нужда, какая сила, скажи, понуждает грабить?

Бедность заставляет, - скажешь ты, - и страх не иметь самого необходимого. Но поэтому-то самому тебе и не должно быть лихоимцем; богатство, приобретенное неправдой, непрочно. Ты делаешь то же самое, как если бы кто-нибудь, быв спрошен: для чего это он на песке основывает себе дом? отвечал: чтобы укрыться от холода и дождя. Но для этого-то именно и не следовало бы ставить дом на песке; потому что тогда дождь, бури и ветер скоро могут разрушить его. Посему, если хочешь разбогатеть, то не лихоимствуй; если хочешь оставить детям богатство, приобрети богатство честное, - если бывает такое богатство!
(Наставления в христианской жизни).

Хорошо помню и своего духовного отца:

- Человек всегда себя оправдает!


Оттого, чтобы не участвовать в делах беззакония и клеветы на Бога, якобы таким образом нас сотворившего, что и не можем не грешить, скажу. Лично за себя только:

- В моих прегрешениях виноват я один, одно мое произволение. Не природа заставляла, а воля лежала или была направлена не на должное!
Господи, прости грехи мои и помилуй мя, недостойного!


Tags: Иоанн Златоуст, Размышления, грех, мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments