filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

18 ноября (01 декабря) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Мч. Платона Анкирского (302 или 306); мчч. Романа, диакона, и отрока Варула (303).
Сщмч. Закхея, диакона Гадаринского, и мч. Алфея, чтеца Кесарийского (303); Собор святых Эстонской земли, мч. Анастасия Эпирского (1750, греч).

Сщисп. Николая Виноградова, пресвитера (1948).


Святые дня, молите Бога о нас!

Мученик Платон Анкирский

Мученик Платон Анкирский

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину.

Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести «велик бог Аполлон». «Не хочу согрешить и словом», – отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).

Кондак мученику Платону

Святая твоя память вселенную веселит,/ созывающи верныя вся в пречестный храм твой,/ идеже ныне, радостию совокупльшеся,/ поем в песнех и светлостех./ Сего ради, Платоне, вопием ти:// языческаго нашествия избави град твой, святе.

Мученики Роман, диакон и отрок Варул

Мученики Роман, диакон и отрок Варул

Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.

Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения.

Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: «Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам». Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303).

Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).

Священномученик Закхей, диакон Гадаринский и мученик Алфей, чтец Кесарийский

Мученик Закхей, диакон Гадаринский

В Кесарии Палестинской, с приближением двадцатилетия царствования императоров, заключенным в темницах объявлялось обыкновенно прощение преступлений. Так было и в царствование Диоклетиана. При этом правитель области, даровав свободу даже величайшим преступникам, христиан подверг жесточайшим мучениям. В это время за исповедание Христовой веры был схвачен диакон Гадаринской церкви Закхей1. Спрошенный на судилище о вере, он смело и безбоязненно исповедывал Христа.

За это его подвергли жестоким истязанием: секли розгами, затем терзали когтями и, наконец, забив ноги его в колодки, ввергли в темницу. Святой доблестно переносил мучения. Когда мучили святого Закхея, приведен был на судилище еще один исповедник за имя Христово, именем Алфей. Он происходил из знатного рода и был родственником Закхея, родился же в Палестинском городе Елевферополе2.

мученик Алфей, чтец Кесарийский

Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, Алфей занимал должность чтеца в Кесарийской церкви. Гонение, воздвигнутое на исповедников Христовой веры, было очень жестоким, и многие из христиан не снесли тяжести мучений, отпали от веры Христовой и уже готовы были принести жертвы идолам. Тогда Алфей, ревнуя о Боге, вбегает в толпу отпавших и отвлекает их от идольских жертв. За это он был схвачен и в оковах отведен в темницу. Через несколько дней его подвергли таким же мучениям, как и родственника его Закхея: терзали розгами, раздирали когтями, и, наконец, заковали в одну колодку вместе с праведным Закхеем. В таком положении они пробыли ночь и день. Когда и после сих мучений, святые мученики продолжали непрестанно исповедывать Христа, их обезглавили3. Так скончались святые мученики, претерпев многие страдания за имя Христово.
________________________
Примечания
1
Город Гадара был расположен на юге восток Геннисаретского озера, на южном берегу реки Иеромакса.

2 Елевферополь расположен был в южной части Палестины, в прежней Иудее.

3 Это было в 303 году.

Собор святых Эстонской земли

Собор святых Эстонской земли

Собор был установлен указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана и икона "Собор Святых земли Эстонской", которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.

В Собор входят:

• Блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексей (+ 1263, память 30 августа, 23 ноября)
• Сщмч. Исидор Юрьевский и с ним 72 пострадавшие (+ 1472, память 8 января)
• Прпп. Иона (+ ок. 1480, память 29 марта) и Васса (+ ок. 1473, память 19 марта) Псково-Печерские
• Прп. Серапион Псковский, Спасо-Елеазаровский (+ 1482, память 15 мая, 7 сентября)
• Прмч. Корнилий Псково-Печерский (+ 1570, память 20 февраля)
• Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский (+ 1772, память 28 февраля)
• Прав. Иоанн Кронштадтский, прот., чудотворец (+ 1908, память 20 декабря)
• Сщмч. Иоанн (Кочуров) (+ 1917, память 31 октября)
• Сщмчч. Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) Ивангородские (+ 1918, память 26 декабря)
• Сщмч. Сергий (Флоринский), Раквереский (+ 1918, память 17 декабря, 19 июня)
• Сщмчч. Платон (Кульбуш), еп. Ревельский, Михаил (Блейве) и Николай (Бежаницкий), протт., (+ 1919, память 1 января)
• Свт. Агафангел (Преображенский), исп., митр. Ярославский (+ 1923, память 3 октября)
• Сщмч. Николай (Сиймо), пресвитер Кронштадтский (+ 1931, память 5 апреля)
• Сщмч. Карп (Эльб) (+ 1937, память 11 сентября)

Тропарь

глас 4
Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.

Кондак
глас 8
Днесь святии земли Эстонския предстоят Богу / и усердно за ны Ему молятся, / Ангели славословят с ними, / и вси святии Церкве Российския им спразднуют, / о нас молят вси купно с Богородицею Превечнаго Бога.

Молитва ко всем святым земли Эстонския

О всеблажении и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Эстонскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовни воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

НОВОМУЧЕНИК АНАСТАСИЙ ЭПИРСКИЙ

мученик Анастасий Эпирский

Святой Анастасий жил в первой половине XVIII века. Однажды он отправился на жатву вместе со своей сестрой и другими христианами из деревни Парамифия в Эпире. По дороге им повстречался отряд всадников-мусульман во главе с Мусой, сыном местного паши. Пораженный красотой сестры Анастасия, Муса воспылал страстью и захотел похитить ее. Но Анастасий смело бросился на турок, дав тем самым сестре время убежать. Мусу и его спутников прогнали христиане.

Тогда турки обратились с жалобой к паше. Тот велел арестовать Анастасия и, видя его отвагу, попытался склонить святого к переходу в ислам. Но ни угрозы, ни побои, ни заточение, ни обещания славы и почестей не смогли поколебать веру молодого человека.

Потрясенный стойкостью Анастасия, Муса захотел побольше узнать о вере, дающей христианам силу, какой не дает никакая мирская власть, и тайком отправился в место его заточения. В ту минуту, когда тюремщик отворил дверь, Муса увидел рядом с узником двух юношей, от которых исходило сияние, но как только он вошел, они исчезли. На его расспросы Анастасий ответил, что это были ангелы-хранители, оберегающие христиан и особенно помогающие в испытаниях, переносимых ради любви ко Христу. Также он объяснил Мусе, почему христиане с такой легкостью отрекаются от мирских наслаждений и переносят все мучения, надеясь на вечное блаженство. Сердце мусульманина исполнилось благодати, и он бросился к ногам мученика, умоляя причислить его к христианам. Однако Анастасий попросил его немного подождать, поскольку отец Мусы мог начать гонения против христиан тех мест, услышав об обращении сына. Несколько дней спустя, 18 ноября 1750 года, Анастасий был обезглавлен по приказу паши, не знавшего, что его собственный сын отныне стал тайным христианином.

Сразу после этого паша отправился в соседнее селение, чтобы присутствовать на свадьбе. Воспользовавшись отлучкой отца, Муса пошел поклониться могиле святого мученика. Там он увидел Анастасия, окруженного сиянием. Святой призвал Мусу следовать за Христом. Ведомый ангелом, юноша отправился на Пелопоннес, где стал духовным чадом старца-подвижника. Тот наставил его в тайнах веры и аскетической жизни. После этого Муса уехал в Патры, а оттуда отплыл в Венецию, чтобы принять святое крещение, не опасаясь турок.

Получив в крещении имя Димитрий, он принял монашеский образ с именем Даниил в обители на острове Корфу. Но аскетические подвиги не удовлетворили его жажды во всем следовать Христу, и, чтобы достойно увенчать свой путь принятием мученичества, он отправился в Константинополь. Однако местные христиане отговорили его от добровольной смерти, опасаясь преследований, которым могли подвергнуться прочие верующие. Тогда преподобный Даниил возвратился на Корфу, где основал церковь во имя святого Анастасия. Там же святой мирно отошел ко Господу.

Свв. Анастасий и Даниил почитаются в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви их память не включена.

Священноисповедник Николай (Виноградов)

Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер

25 июля 1908 года, за полгода до своей кончины, святой праведный Иоанн Кронштадтский записывает в своем дневнике карандашом: «Священник Николай Васильевич Виноградов, Ярославской губернии Романовского уезда, село Малахово». О причинах появления этой записи остается только гадать. Известно, что именно в эти дни отец Иоанн объезжал Ярославскую епархию. Видимо, не мог один святой, широко известный на всю Россию и уже заканчивающий путь своей жизни во Христе, не заметить и не отметить другого, которому не суждено будет приобрести такую же известность, но который стяжает святость подвигом исповедания Христовой веры. Отец Иоанн Кронштадтский как бы указывает нам на скромного священника села Малахово, как на образец того, как надо жить во Христе даже в самую лютую годину.

Церковь Рождества Христова в Малахово Тутаевского района Ярославской области, фото 2010 года, не действует. В этой церкви произошла встреча прав. Иоанна Кронстадсткого и сщисп. Николая Виноградова
(Церковь Рождества Христова в Малахово Тутаевского района Ярославской области, фото 2010 года, не действует. В этой церкви произошла встреча прав. Иоанна Кронстадсткого и сщисп. Николая Виноградова)

Николай Васильевич Виноградов родился в 1870 году в том самом селе, в котором застает его в 1908 году в сане священника святой Всероссийский пастырь. Именно в родном селе Малахово Ярославской области арестовывают в 1929 году 59 летнего священника Николая. 1 декабря следует осуждение и приговор: 3 года исправительно-трудового лагеря. Стойко держится за свою веру тот, кого отметил отец Иоанн! После долгих лет исповедничества, протоиерей Николай Виноградов почил в Бозе 1 декабря 1948 года, в день своего первого осуждения.
Tags: Греция, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment