filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

17 февраля (02 марта) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Священномученик протоиерей Павел
(Косминков Павел Васильевич, +02.03.1938)

сщмч_протоиерей_Павел_Косминков

Протоиерей Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия Косминкова. По окончании Московской семинарии был рукоположен во священника, и с 1900 года служил в Покровской церкви в селе Лысцево Коломенского уезда. После революции отец Павел был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
25 ноября отец Павел был первый раз арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 5 декабря ему было предъявлено обвинение в том, что «он открыто с амвона произносил контрреволюционные проповеди... Находясь в близких отношениях с бывшим епископом Феодосием, оказывал ему материальную поддержку и при его содействии вёл контрреволюционную деятельность». На этом документе отец Павел написал: «С епископом Феодосием находился в официальных отношениях, проповеди произносил лишь только касательно истин веры без контрреволюционных целей».
3 февраля 1930 года коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Павла Косминкова к заключению в исправительно-трудовой лагерь на три года. Оттуда батюшка возвратился в Покровскую церковь в Лысцеве. За усердное служение в 1933 году награжден палицей. В июле 1934 года отца Павла назначили в Никольский храм в селе Столпово Зарайского района.
15 ноября 1937 года постановление об аресте утвердил начальник управления НКВД по Московской области Якубович. В ночь в 16 на 17 ноября в дом к отцу Павлу пришли сотрудники НКВД, предъявили ордер на обыск и арест. Перерыв весь дом, они изъяли дароносицу, а отца Павла доставили в коломенскую тюрьму, где он был допрошен. «Виновным себя в антисоветской и контрреволюционной деятельности не признаю» - был ответ.
25 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к десяти годам заключения в ИТЛ. Находясь в заключении, протоиерей Павел Косминков умер от непосильных условий содержания 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик иерей Михаил
(Никологорский Михаил Михайлович, +02.03.1938)

сщмч_протоиерей_Михаил_Никологородский

Священномученик Михаил родился в 1883 году в селе Гребнево Щелковской волости Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Никологорского, служившего в Никольской церкви в Гребневе. По окончании духовного училища Михаил Михайлович с 1902 года стал служить псаломщиком в храме во имя Иоанна Предтечи в селе Фряново Аксеновской волости Богородского уезда (ныне Щелковского района Московской области). В 1917 году Михаил Михайлович был рукоположен во диакона к этой церкви, а в 1921 году – во священника. В этом храме отец Михаил прослужил до своего ареста.
В 1937 году, после того как был отдан секретный приказ о начале массовых арестов, оперуполномоченный Щелковского отдела НКВД допросил свидетелей, которые могли дать показания о священнике Михаиле Никологорском. Один из жителей села Фряново показал, что отец Михаил в разговоре о жизни при советской власти будто бы говорил, что он первое время боялся, что при советской власти народу православного мало будет, не будут в церковь ходить. Но оказалось наоборот, православные ходят в церковь. Не все еще с ума сошли. А скоро и все вразумятся, ведь советская власть – это явление временное, это как костер – пока сухой, горит, а как намокнет, так и потухнет. Свидетель также показал, что когда в 1931–1932 годах власти хотели закрыть церковь, священник собирал в храме верующих, организовывал из них бригады, которые ходили по деревням и собирали подписи, чтобы храм не был закрыт.
В качестве свидетеля был вызван снявший сан диакон Предтеченской церкви Михаил Тихомиров, он сказал, что хорошо знает священника Михаила Никологорского, так как тот служил во фряновской церкви псаломщиком, а сам он диаконом. Свидетель показал, что в 1918 году он от сана отрекся, а Никологорский остался служить. «Политические взгляды Никологорского антисоветские, так как Никологорский систематически высказывает свои недовольства существующим строем... Мне не раз приходилось доказывать ему, что он говорит неверно, но Никологорский оставался при своих мнениях».
В качестве свидетельницы была допрошена председатель сельсовета, жившая во Фрянове по соседству с отцом Михаилом, она показала: «В сентябре 1937 года у Никологорского было организовано сборище, куда явились ярые вероисповедницы и певчие церковного хора. Последние производили всевозможные пения церковных молитв и песен. По окончании Никологорский, обращаясь к присутствующим, сказал: “Молитесь больше. Главное, Бога не забывайте”».
Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года и сразу же допрошен. – Следствие располагает данными, что вы вели антисоветскую деятельность. Подтверждаете ли вы это? – Нет, не подтверждаю. Я антисоветской деятельности не вел. – Вы говорите следствию неправду. Следствие предлагает вам рассказать о своей антисоветской деятельности. – Никакой антисоветской деятельности я не вел. – Следствие располагает данными, что вы в сентябре 1937 года вели контрреволюционный разговор по вопросу о жизни при советской власти. Подтверждаете ли вы это? – Нет, не подтверждаю.
На этом допросы и следствие были закончены, и отец Михаил был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
Отец Михаил был отправлен на общие работы в лагерь на Беломорско-Балтийском канале и прожил недолго. Священник Михаил Никологорский скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Преподобномученица Мария
(Виноградова Мария Георгиевна, +17.02.1938)

Преподобномученица Мария родилась в 1886 г. в селе Лихачево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Виноградова; отец умер, когда девочке было два года, и её воспитывала мать, Екатерина. Окончив церковноприходскую школу, Мария помогала матери по хозяйству, но, имея непреодолимое влечение к монашеской жизни, она, когда ей исполнилось восемнадцать лет, поступила послушницей в Скорбященский монастырь в Москве. Здесь Мария подвизалась на разных послушаниях до закрытия обители в начале 1920-х гг. во время гонений от безбожной власти. После закрытия монастыря она осталась жить в монастырском корпусе, зарабатывая на жизнь огородничеством. Впоследствии сестры монастыря организовали артель по пошиву одеял, однако власти потребовали в 1929 г. ликвидации артели, и Мария нанялась домработницей.
В 1933 г. власти потребовали от нее, как от бывшей монастырской послушницы, покинуть Москву, и она уехала в Волоколамск и стала подрабатывать поденной работой на огородах крестьян. В 1935 г. настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Возмище Волоколамского района пригласил её работать в храм уборщицей; здесь тогда подвизались несколько монахинь из закрытых монастырей. Собираясь поочередно в доме у одной из них, они совершали уставные монастырские службы. Одним словом, несмотря на гонения, они оставались верными Христу, данным ими в монастыре обетам, а также и тому уставу монастырскому, и образу жизни, к которым привыкли за многие годы и которые не хотели менять ни на что земное.
В 1937 г. во время усиления гонений на Русскую Православную Церковь были арестованы один за другим священники и монахини, и, в конце концов, 25 января 1938 г. была арестована и послушница Мария. На следующий день была вызвана на допрос свидетельница; она показала, будто бы послушница жаловалась ей, что советская власть никакого житья не дает, говорила, что на старости лет отправили священников скитаться по тюрьмам, ни за что арестовывают, вероятно, скоро и её арестуют, раз монахинь арестовали.
1 февраля следователь допросил послушницу. Сказав, что в монастырь она поступила по религиозным убеждениям и призванию, Мария подтвердила, что действительно они с монахинями собирались вместе молиться, но никого из посторонних в это время у них не присутствовало.
— Вы арестованы за контрреволюционную антисоветскую деятельность, которую вы проводили в течение ряда лет. Признаете ли вы это? — спросил её следователь. — Виновной себя не признаю. А если я прикладывала усилия к тому, чтобы больше народа посещали церковь, так я это делала по своим религиозным убеждениям, по вере в Бога и Христа, — ответила послушница. — Каким образом вы вели агитацию за посещение церкви и что этим преследовали? — При встрече на улице и в церкви я говорила женщинам, что надо посещать церковь и молиться о грехах… — Из показаний свидетелей по вашему делу вам зачитаны выдержки о вашей антисоветской деятельности. Признаете ли вы это? — Таких высказываний с моей стороны не было, и показания против меня даны ложные.
4 февраля следствие было закончено, и 11 февраля тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу. Послушница Мария (Виноградова) была расстреляна 17 февраля 1938 г. и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments