filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

30 октября (12 ноября) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Сщмч. Зиновия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия (Терентия), Марка (Иоанна), Варсавы (Иуста) и Артемы (I); сщмч. Маркиана, епископа Сиракузского (II); мц. Евтропии Александрийской (ок. 250); свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316), и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина, протодиакона (1942); Обретение мощей сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского (1998).

Икон Божией Матери: Озерянская; Численская.


Святые дня, молите Бога о нас!

Священномученик Зиновий, епископ Егейский и сестра его мученица Зиновия
Священномученик Зиновий, епископ Егейский и сестра его мученица Зиновия

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.

Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. «Я буду говорить с тобой кратко,- сказал Лисий святителю. – Предлагаю тебе: жизнь – если поклонишься нашим богам, и смерть – если не поклонишься». Святой ответил: «Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду».

По приказу Лисия, святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.

Кондак священномученику Зиновию и сестре его, мученице Зиновии
глас 8
Истины свидетели, и благочестия проповедники, двоицу достойно почтим в Богодухновенных песнех, Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею, купно жившия и отшедшия, и мучением приимшия венец нетленный.

Апостолы от 70-ти Тертий (Терентий), Марк (Иоанн), Варсава (Иуст) и Артема (I)

Апостол от 70-ти Тертий (Терентий)
(Апостол от 70-ти Тертий (Терентий))

Св. апостол Терций, один от 70-ти, был одним из ближайших учеников и сотрудников св. апостола Павла. Трудясь и подвизаясь на ниве евангельской под непосредственным руководством великого апостола языков, он в то же время исполнял и частные его поручения. Известно, что Послание апостола Павла к Римлянам написано было апостолом Терцием, так как апостол Павел, по его собственному свидетельству, имел неразборчивый почерк и затруднялся сам переписывать свои послания. О том, что св. апостол Терций переписывал Послание к Римлянам, узнаем из этого последнего, где находим следующие слова: Приветствую вас в Господе и я Терций, писавший сие послание (Рим.16:22).

Св. апостол Терций был епископом в Иконии после св. апостола Сосипатра, где и удостоился принять мученический венец.

апостол_Марк_евангелист

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы. Об этом апостоле я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/274906.html


Апостол от 70-ти Артема
(апотол от 70-ти Артема)

Имя Артемы сокращенное от имени Артемидор или Артемон — Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (гл. III, 12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца, октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре, и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов». В славянской Четьи Минее (св. Димитрия) сказано: «Артема святый, его же Павел снятый (воспоминает) к Титу: егда послю Артему к тебе (III, 12) бысть епископ в Листре» (4 января л. 47) и под 30 октября: «Артема бысть епископ в Листре».

Преосвященный Феофан в тoлкoвaнии на послание к Титу пишет: «о Артеме говорится в первый раз (гл. Ж. ст. 10) и более о нем ничего неизвестно. Предание передает, что он был епископом в Листре. Он причисляется к 70 апостолам. Память его 30 октября» (I882. Москва 135 стр.). В православной богословской энциклопедии, изданной под редакцией А. П. Лопухина (1900 г. т. I. стр. 1080), сказано: «Артема (сокращ. от Артемидор — дар Артемиды) один из апостолов, о котором св. ап. Павел упоминает в своем послании к Титу (3, 10). О жизни его ничего неизвестно. Полагают, что он впоследствии был епископом в Лпстре. Память его 30 октября». Западные церковные писатели о св. Артеме сообщают: Аббат Минь (Dictioimaire de la Bible I. p. 607): «Артема, ученик ап. Павла (Тит. III:12); он был послан aп. Павлом в Крит на место св. Тита, пока сей последний пребывал при апостоле в Никополе, где и провел зиму.
Ничего не известно ни о жизни, ни о смерти св. Артемы, но из поручения, которое делает ему св. Павел, видно, что он пользовался большим доверием
».

В правосл. церкви память св. Артемы 30 октября вместе с ап. Клеопою, Иустом, Марком и Тертием и 4 января в Соборе св. 70 апостолов. Г. Листра ныне не существует; по раскопкам, произведенным в 1892 г. в 50 верстах от Конии, по направлению к горе Али Сумас, найдены развалины, свидетельствующие о процветании здесь хриспанства и думают, что здесь был древний город — Листра, близ нынешнего поселка Хотын Сарая. Во времена Апостольские был ещё св. Артемон, епископ Селевкии Писидйской, которого некоторые смешивали с ап. Артемою. Св. Димитрий, митрополит Ростовский, кратко изложив житие св. Артемона, замечает: «зде же ведати потребно яко ин есть св. Артема, един от 70 апостолов, св. ап. Павлом в послании к Титу, в главе третьей воспомяновенный, епископ в Листре бывший; а ин есть св. Артемон, не от числа 70 апостолов, и не в Листре, но в Селевкии Писидийской первый бывший епископ» (Четьи Минея, 24 марта).

Иосия, он же Иосиф называемый Варсавой и прозванный Иустом (+ I), апостол от 70-ти, епископ Елевферопольский, священномученик.
Память 30 октября и в Соборе семидесяти апостолов.

Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом апостолов Иуды из лика 12 и Иакова из лика 70.
Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: "Ни братья бо Его вероваху в Него" (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю. Только старший Иаков принял Иисуса, за что был назван братом Господним, тогда как Иосия и Иуда воспротивились.
Впоследствии Иосия уверовал во Христа и был одним из двух учеников Христовых, избираемых на апостольство вместо Иуды Искариота, но не был избран, так как жребий пал на апостола Матфия (Деян. 1, 23-26).

Святой Иосия епископствовал и мученически скончался в Елевферополе.

Тропарь
глас 3
Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Кондак
глас 4
Лозие явистеся Христова винограда, мудрии, / гроздие приносяще в добродетелех, / вино нам спасения источающе, / егоже приемлем, веселия исполняющеся. / Празднуем честную вашу память, / в нюже молите дароватися нам велицей милости, и отпущению грехов, / Господни апостоли.

Святые Стефан Милютин , король Сербский, брат его Драгутин (в иночестве Феоктист) и мать их Елена

Святой король Урош II Милутин, святая королева Елена
(Святой король Урош II Милутин, святая королева Елена, святой Король Урош I Симон, святой король Драгутин преподобный Феоктист)

Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана - Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.

Святой Стефан Милютин

Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.

Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.

Драгутин Сербский
(св. Драгутин Сербский)

Святая Елена Сербская, по происхождению из французского королевского рода, приняв Православие, вышла замуж за короля Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала.

"Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила", говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную задушбину (пожертвование "за душу") свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Упокоилась святая Елена в своем королевском дворе в Брняцах, что на реке Ибар, и была погребена в своей задушбине, монастыре Градац.

Баньский (Баньска) монастырь в Косово
(Баньский (Баньска) монастырь в Косово)

Баньский (Баньска) монастырь в Косово 2 за фото пасибо Хаджи Миодраг Миладинович


Баньский (Баньска) монастырь в Косово 1
(За фото Спаси, Господи Хаджи Миодрага Миладиновича!)

На погребении присутствовали ее сын святой король Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило и епископ Рашки Павел. На ее погребении было бесчисленное множество бедных, которых милостивая королева питала и одевала. Спустя три года, ее святые мощи были обретены нетленными. Открытие мощей было совершено после ее чудесного явления епископу Рашскому Павлу, которого святая Елена при жизни почитала как родного отца. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял тело святой Елены и положил в киот, установленный в храме монастыря Градац перед иконостасом.

Болгария. София. Собор Святого Воскресения (Св. Недели)
(Болгария. София. Собор Святого Воскресения (Св. Недели))

Рака с мощами св. Стефана Милютина в Софийском Соборе Святого Воскресения
(Рака с мощами св. Стефана Милютина в Софийском Соборе Святого Воскресения)

Тропарь преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 4
Божественнаго страха огнем душу свою распалил еси,/ очистився покаянием и украсився кротостию и смирением,/ востекл еси к невечернему Свету — Христу,/ преподобне отче Феоктисте,/ и ныне, трисолнечным светом озаряемь,/ на Небеси ликуеши,/ моли о нас, верою почитающих честную память твою.

Тропарь святого праведного Стефана Милютина

глас 3
Ты на земли вседушно Христа возлюбив/ и Того заповеди соблюдая,/ яко река, благоутробием изсохших нищетою богатно напоил еси/ и люди своя снабдел еси,/ и рака мощей твоих благоухания цельбы всем подает,/ сего ради, святе, молим тя,/ изпроси душам нашим велию милость.

Тропарь святой Елене Сербской

глас 4
От страны западныя / святородней лозе сербстей совокупльшися, / доброрасленная ветвь явилася еси, / благоверная княгине Елено. / Плода красная святую сыну двоицу / принеся Богови и роду сербскому, / на конец вся суетная мира оставила / и преподобным приложилася еси: / со дерзновением Владыку всех моли / мир вселенней даровати / и сыновом словенским спастися.

Кондак преподобного Феоктиста, бывшего Драгутина, короля Сербского
глас 7
Верою истинною украшен быв,/ просиял еси добродетельми,/ храмы и обители щедро помогал еси,/ богомилов же душетлительную ересь искоренил еси,/ сего ради вопием ти:/ преподобне Феоктисте, блаженне,/ со всеми преподобными предстоя Христу,/ молися о всех нас.

Кондак святого праведного Стефана Милютина
глас 4
Явился еси от корене благаго/ отрасль преславная отечеству своему и прародителем своим,/ новообразен подобник бывавши/ и людем своим являешися утварь прекрасная.

Священномученик Матфей Казарин, протодиакон

Священномученик протодиакон Матфей Васильевич Казарин родился 9 ноября 1886 года в селе Покосы (ныне Зубово-Полянский район Мордовской области) и происходил из семьи псаломщика. Будущий священномученик окончил 4 класса духовного училища, затем учился в Тамбовской Духовной Семинарии, но не окончил ее.

Мы не знаем, когда началось диаконское служение отца Матфея и где он служил первоначально. Известно, что в 1930 году он был арестован в Тамбовской области и приговорен нарсудом к 2 годам лишения свободы. После освобождения из лагеря отец диакон служил в Ильинской церкви города Мичуринска (Козлов) вместе с преп. Севастианом Карагандинским. Следующий арест состоялся 1 августа 1937 года. Отца Матфея привлекли по групповому делу «церковно-монархической повстанческой организации. Мичуринск, 1937г.» и обвинили в контрреволюционной агитации.

Из обвинительного заключения: «Входил в состав церковно-монархической повстанческой организации. Вел среди населения контрреволюционную агитацию, призывая крестьян к организованным выступлениям против советской власти и оказанию помощи фашистам в случае войны. Возводил клевету на политику партии и правительства». 6 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Тамбовской области приговорила протодиакона Матфея Казарина к 8 годам Исправительно-трудового лагеря. Священномученик пробыл в Мичуринском домзаке 9 месяцев и 17 мая 1938 года был выслан в Карлаг НКВД.

По прибытию в лагерь отец диакон был определен на общие работы.В деле имеется характеристика: «К работе относится добросовестно, к инструментам отношение бережное, норму выработки выполняет. В культмассовой работе не участвует, в быту ведет себя хорошо, дисциплинирован». В 1939 году отец Матфей работал на 3-ем участке Карлага сторожем зерносклада. В лагере ему была сделана операция по поводу болезни желудка. Более поздняя запись: «Почти все время болеет, поэтому работает на более легкой работе дневальным. К труду относится хорошо, честно».

12 ноября 1942 года отец Матфей скончался в лагере. В деле сказано: «смерть последовала в 16 часов дня от правостороннего катарального воспаления легких и язвенного кровотечения».

Протодиакон Матфей Казарин был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Священноисповедник Агафангел (Преображенский), митрополит, обретение мощей

святитель_Агафангел_митрополит_Ярославский_(Преображенский)

Об этом угоднике Божьем я подробно писал тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/278282.html

Икона Богородицы Озерянская

Икона Богородицы Озерянская

Во второклассном Преображенском Куряжском монастыре, в 10 верстах от Харькова, по большой дороге в Киев, есть чудотворный образ Озерянской Божией Матери. Эта св. икона явилась в конце XVI столетия, во время татарских набегов на Украину.

О происхождении этой иконы догадываются, что она принесена в Украину из-за Днепра, именно — из Галиции.
На месте явления чудотворной иконы впоследствии возникла обитель, получившая название Озерянской; в этой обители была поставлена чудотворная явленная икона Богоматери, названная также Озерянской.

В Озерянской пустыни от этой иконы стали совершаться обильные чудотворения. Но несмотря на это никто не знал, кто именно поставил св. икону в монастырской трапезной церкви, где она находилась.

В 1794 году икона была перенесена в Куряжский монастырь, отстоящий от Харькова на десять верст. Когда вскоре Куряжский монастырь был закрыт, тогда икону перенесли в Харьков и поставили в Покровскую училищную церковь (ныне — Крестовая церковь харьковского архиерейского дома). Здесь икона пребывала 8 лет. В начале XIX столетия Куряжский монастырь был снова восстановлен, и по просьбе братии Куряжской обители, св. Озерянскую икону возвратили из Харькова в нее; здесь она пребывает и доселе.

На поклонение этой иконе стекается множество богомольцев из Харькова и окрестных селений. Так как Куряжский монастырь расположен на высокой горе, то обыкновенно из монастырской Преображенской церкви, в которой совершается служба в летнее время, св. икону ежедневно ради богомольцев и для совершения молебствия сносят в церковь преподобного Онуфрия, устроенную под горой, на роднике. Родник находится под самым престолом, и от него проведена чугунная труба под полом вдоль всей церкви. Эта вода проходит в устроенные недалеко купальни, где многие получали исцеление от различных болезней.

В 1843 году, по просьбе жителей Харькова, Святейший Правительствующий Синод с Высочайшего соизволения разрешил чудотворный образ Озерянской Божией Матери на зиму с крестным ходом переносить в Харьков, в Крестовую церковь архиерейского дома, а весной опять относить ее в монастырь. Торжественный крестный ход из монастыря бывает два раза в год: 30 сентября — под храмовой праздник главной Крестовой церкви харьковского архиерейского дома, где св. икона находится в продолжение всей зимы, и 22 апреля — под храмовый праздник теплой церкви Куряжского монастыря, в котором икона пребывает до 30 сентября. В крестном ходе участвует множество богомольцев, стекающихся как из Украины, так и из смежных губерний.

Озерянская икона имеет в длину немного более 9, а в ширину 7 1/2 вершков. Она украшена дорогой ризой из чистого червонного золота старинной работы и в 20-х годах XIX столетия поновлена на средства генеральши Глазенап. Икона писана на холсте кистью древнего малороссийского художника и сохраняет на себе небольшие складки — следы путевого хранения святыни.

В 30-е годы прошлого столетия икона была утеряна, нет точных сведений, что случилось с ней, остались только 2 списка с нее один в Свято-Благовещенском Соборе, а другой в Свято — Озерянском на Холодной Горе (говорят, что в церкви возле этой иконы пахнет розами).

Свято — Озерянский Собор на Холодной горе, Харьков
(Свято — Озерянский Собор на Холодной горе, Харьков)

Тропарь иконе Божией Матери Озерянская
глас 3
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Озерянская нам, Владычице, показася; / пред неюже души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпослй / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак иконе Божией Матери Озерянская
глас 5
Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред ико́ною Твое́ю моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни и крест земна́го жития́ носи́ти им помози́;/ ели́ка бо хо́щеши, мо́жеши.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧИСЛЕНСКАЯ

Икона Богородицы Численская

Сведений об этой иконе никаких не имеется. Богородица изображена на ней во весь рост, в короне и с Предвечным Младенцем. Икона утрачена, сохранились лишь списки, изображения на которых сильно различаются.
Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Озерянская, икона Божьей Матери Численская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments