filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Слово об икономии...

Христос посреди нас!

1. Жизнь каждого из нас не под одну кальку списана. И детство у всех разное, и зрелые годы и окружение… И емкость наша различная, хотя бы мы и стремились к одному, но впитать одинаково не в состоянии. В наперсток не может поместиться море, по этой причине и не следует стараться в стакан упихнуть трехлитровую банку. Но и опасно довольствоваться рюмкой воды в ведре…

Икономия… где разумные границы её? Где она нам полезна, как анестезия перед уколом, а где наносит урон? Мне бы хотелось посмотреть на этот вопрос с нестандартной стороны – не в том, как широко может развернуть свой пластырь икономия, а со стороны того, кого она готова укутать.

афон
(гора Афон)

2. Вот пара счастливых родителей – светящийся от радости папа и немного утомленная, но умиротворенная кормящая мама. Добро бы им было иметь духовного наставника, могущего подсказать им меру теперешней аскезы и духовных подвигов. Но если отсутствует таковой? Не станем тотчас исследовать причину отсутствия, рассмотрим немного позднее. Если нет доброго пастыря рядом, то может возникнуть соблазн в послаблениях, которые будут весьма неполезны. Как часто случается, применимое к одному и ему полезное примеряет на себя другой и разрушает то немногое, что сложил ранее.

К примеру, маме разумно будет ослабить меру поста, без смущения вкушать скоромное и в среду и в пятницу, ради того, чтобы чадо не получало недостатка в питании. Но разумно ли будет ей распространить послабление и на просмотр сериалов, участии в шумных развлечениях и зрелищах, оставив дитя на попечение няни? Будет ли польза, если мама оставит молитвенное правило, сетуя на боли в спине или на недосыпание? Не разумнее ли, смирившись с недомоганием, молиться сидя или лежа, заменить часть правила (если нет навыка читать его наизусть) Иисусовой молитвой, богородичным правилом? Ведь оскудение в молитве коснется не одной мамы, но и отца ребенка и самое дитя. А недополученное в таком раннем детстве камнем будет лежать на воле его в зрелости, не давая подняться на борьбу со своими духовными недугами.

Иногда случается, что те же послабления, что позволительны и даже полезны для мамы примеряет на себя и папа. Вот, однако, диво: здоровый, обеспеченный папа, не кормящий младенца грудью и менее озабоченный домашними делами требует в душе и себе подобной икономии!
И странное дело – имеющий средства к решению множества крупных дел и власть над многими, оказывается не в состоянии обеспечить себя постным столом! И если его спросить о причинах, то найдет многое множество оправданий. Вот так одно и то же допущение послабления в одном случае становится помощью и пользой, в другом же растлевает и отравляет.

3. Недавно к своему сожалению познакомился и с другим видом применения икономии не с той стороны, что её следует принимать к пользе.
Венчание. В православной Церкви принято, чтобы венчание совершал «белый» священник. Монашествующий священник не венчает, о таковом гласит 85 правило Номоканона:

«Калугер сыи презвитер, не венчает женитву, неключимо бо есть. ниже приимец бывает детищу, сиречь, да то приимет от крещения».

венцы

Правда, допускаются по икономии случаи, когда допускается и священнику из монашествующих совершать Таинство Брака. К примеру, если иеромонах поставлен служить на приходе и других священников нет, то он Венчает. И для прихожан пусть сие не служит к соблазну – нет ничего в этом дурного или «неправильного» - это обстоятельства, которые сопутствуют нам на протяжении всей жизни и которые весьма различны для каждого. Но будет ли также действовать это правило для того, кто едет на таковой приход, не имея настоящего иеромонаха духовным наставником своим, минуя по пути и те храмы, что могли бы быть его приходом, минуя еще сотни тех, в которых окормляют паству сотни и сотни приходских священников из «белого» духовенства? Пусть не обольщает себя совершающий таковое «паломничество» - на него это исключение не распространяется – не было нужды ему к подобному допущению от правил, потому как не имел на то нужды. Вот еще пример того, как одно и то же допущение на одинаковое действие полезно и необходимо одним и неполезно другим.

4. Что же заставляет искать себе такой ненужной, да что говорю ненужной – опасной и часто вредной икономии? Чаще всего главная причина в неверии Богу. Человек не полагается на Бога, практически исключая его из своей жизни – ему просто не хватает на Бога времени. Такой человек может совершать множество добрых дел, но полагается он на свои силы, на сослуживцев, начальство, корпоративную этику, друзей или сильных мира сего. Только не на Господа. И, разумеется, он себя оправдывает: нехваткой времени, невозможностью следовать общим правилам, своей исключительной ситуацией.

- По другому не получится – говорит он, если заметить ему о том, что так не принято, что это не правильно, что не следует такие допущения относительно себя позволять, - я по другому не смогу, нет времени!

Да, нет времени. Как известно, человек не может одновременно находиться в двух местах, вот и выбирает он то, которое для него важнее. Грустно, если всегда это место мирское и дело человечье…

«Идѣ́же бо éсть сокрóвище вáше, тý бýдетъ и сéрдце вáше» (Мф. 6: 21).
И сколько бы добра не делал человек, если сокровище его все земное, тут и останется его внутреннее.

5. Но много хуже, если причина иная…

Случается, что человек, как это нынче называется, научного склада ума даже встретившись с Богом продолжает искать. Его тянет мистика, он ожидает чуда. Такие люди долго не могут найти себе ни мира в душе, ни духовного водителя – всякий такому приходится простым, «недостойным», не таким, как бы желалось. Ожидание чуда, ожидание мистического не дает такому человеку успокоиться и отправляет его в поиск «духовника» хотя бы «равного ему». Забывают несчастные Слова Господа:

«рóдъ сéй лукáвъ éсть: знáменiя и́щетъ, и знáменiе не дáстся емý» (Лк. 11: 29).

Забывают и другое, не менее важное:

«Вся́кому же, емýже данó бýдетъ мнóго, мнóго взы́щется от негó» (Лк. 12: 48).

Вот и бегают таковые либо по старцам, либо по лжестарцам, по тем, о ком сказывают, что чудеса творят, не гнушаясь и магией и разного рода эзотериками. Хорошо если Бог устроит так, что поиск закончится на старце, а если нет?

йог

Да, все, что устрояет Господь к лучшему, но это лучшее не для каждого. Не всякий воспользуется возможностью, но только тот, кто не оглядывается в заднее. А именно таким оглядыванием жены Лотовой и будет для человека возврат к поиску чудес. Но что ищут? Не большее ли из чудес есть то, когда человек грешный и немощный пусть и пошатываясь и падая, но встает на дорогу, «Взем бо Крест Христов» и идет за Христом! Вот чудо из чудес! Которого же иного ищешь, человек?

Потому будем же более искать простоты, а не мудрования века сего, потомку как в простоте той и ангелы, и Небесное ликостояние и начало смирения и спасительная дорога к Путеводителю Христу, Которым и через Которого Богу Отцу Слава со Святым Духом всегда ныне и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments