filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

Комментарий к статье Андрея Десницкого " Грех Хама и грех Илия " на Правмире...

Доброго всем времени суток!
Сегодня опубликована статья Андрея Десницкого на Правмире " Грех Хама и грех Илия "( http://www.pravmir.ru/dve-istorii-xam-i-ilija/), с недвусмысленными намеками на ситуацию вокруг дьякона о.Андрея Кураева.
То, что Правмир давно уже сквозь пальцы смотрит на то, что боли нашей Церкви выносятся на всеобщее обсуждение и всячески поддерживает отца дьякона это понятно и другого ожидать было бы сложно от этого ресурса.
Хуже то, что в запале допускаются к публикации статьи, где представлены столь оригинальные современные прочтения и толкования, что это не просто не соответствует, но и прямо противоположно толкованиям святых отцов.
Итак к статье...
Священник Илий у автора Десницкого. Хоть и отмечает автор, что Илий был благочестив, но сильно у Андрея он изменяется в этом устроении с годами. Вот каков предстает Илий у автора статьи:

Господь повторил свое обличение через маленького мальчика Самуила, который воспитывался при святилище. Ответ Илия до странного пассивен: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Еще было время для покаяния и изменения, Господь не торопился исполнить угрозу, но… он словно одеревенел, этот старец, он живет уже как придется, а не как надо и, зная о страшном будущем — не пытается его предотвратить. Слова о всесилии Творца — всего лишь оправдание собственной инертности...
...Всё заканчивается военной катастрофой: Ковчег захвачен, оба сына Илия пали в бою. Сам первосвященник в это время сидит у ворот святилища в ожидании вестей… «Он был стар и тяжел», и «глаза его померкли», сообщает нам повествование, и это не только о его здоровье — он отяжелел и ослеп прежде всего душевно, когда отказался видеть неприятное, отказался что бы то ни было предпринимать ради его исправления. Ему возвестили о сбывшемся поророчестве, о том, что Израиль постиг небывалый позор — утрата главной святыни, — а оба его сына, причастные к этому позору, мертвы. Тогда Илий в потрясении пал замертво.


А вот каков Илий у святителя Иоанна Златоуста:

Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий; имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее - он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А проступки этих сыновей состояли в любодеяния и чревоугодии. Они, говорится (в Писании), ели священные мяса прежде их освящения и прежде возношения жертвы Богу (1 Цар.2:15,16). Слыша об этом, отец не наказывал их, а пытался словом и убеждением отклонить их от этого нечестия, и постоянно говорил им такие слова: "нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем" (1Цар.2:24,25)? Очень сильные и поразительные слова, достаточные для вразумления того, у кого есть ум! Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение; однако же, так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым. А так как он ничего этого не сделал, то разгневал Бога и против себя и против них, и, оказав неуместное снисхождение к своим детям, вместе с детьми погубил и свое спасение...
...как благонамеренный раб, только то и знающий, чтобы благодушно переносить все от господина, хотя бы и неприятное, произнес такие, преисполненные любомудрия, слова: "Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит" (1Цар.3:18). И не отсюда только, но и из другого случая можно увидеть доблесть его. Когда во время постигшей иудеев войны, некто пришел и рассказал о несчастиях на этой войне, и о том, как дети его постыдно и бедственно пали в сражении, он выслушал это спокойно; когда же тот к (вести об) этом поражении присовокупил (весть) о взятии врагами кивота, тогда помрачившийся от скорби старец "упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер; ибо он [был] стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет" (1Цар.4:18).
( Слово третье. К верующему отцу. http://www.golden-ship.ru/load/i/ioann_zlatoust/i_1/281-1-0-1329).

Как будто два разный человека представлены у нового "богослова" Десницкого и у святителя Иоанна Златоуста.
Понятно, что все средства хороши для защиты опального отца дьякона, вопреки всем нормам поведения на показ выставляющий свои теории о положении дел в нашей Церкви и для представления в неприглядном свете святейшего ( ака Илий у Десницкого), но за богословием в такой спешке не плохо было бы таки последить.

Автору же, равно как и отцу дьякону напомню слова старца о. Паисия, которые не плохо бы всегда иметь в памяти: Добрые дети не станут обвинять свою мать — Церковь:

Некоторые, оправдывая свою злобу, обличают других, а не самих себя, и, спекулируя на евангельских словах «повéжд Цéркви» (Мф.18:17), выставляют какие-то внутрицерковные проблемы на позор всему миру, трубя на всех углах о том, о чем не подобает и говорить. Пусть эти люди начнут со своей малой церкви – с семьи или монашеского братства, и если это придется им по душе, то пусть уже потом позорят и Мать-Церковь. Я думаю, что добрые дети никогда не станут обвинять в чем-то свою мать.


(Подробнее: http://www.pravmir.ru/starec-paisij-svyatogorec-dobrye-deti-ne-stanut-obvinyat-svoyu-mat-cerkov/#ixzz2qYf8kxdL)

Tags: Десницкий, Кураев, Правмир, Православие, Старец Паисий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments