filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry

Моя Греция. Майские каникулы. Закинтос, Патры, монастыри Пелопоннеса...(ч.4)

Начало первого путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/556.html
Начало второго путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html
Начало третьего путешествия тут:http://filin-dimitry.livejournal.com/110200.html
Начало четвертой истории тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/261871.html

Церковь святой Мавры…

На следующий день по календарю значилось третье мая. По нашему церковному календарю 20 апреля. Но Элладская церковь (исключая Святую Гору Афон, которая имеет одинаковый с РПЦ календарь) использует тот календарь, что и светское общество (новостильный), по этому на Закинтосе не 20 апреля, а 3 мая. А это значит, что в небольшой деревушке Махерадо (Μαχαιράδο) сегодня большое торжество – в церкви святых Тимофея и Мавры храмовый праздник.

Мученики Тимофей и Мавра среди самых почитаемых святых на острове. И еще в Москве ознакомившись с их Житием я тоже проникся к ним особым расположением…

Эти святые жили в конце III – начале IV века, во времена правления императора Диоклетиана. Святой Тимофей служил чтецом и совсем еще недавно венчался с благочестивой девицей Маврой, когда предстал на суд перед Фивейским префектом Арианом за свои религиозные убеждения.
Отказавшись по требованию властителя сдать свои служебные книги, он вызвал ярость судей.

«Ариан рассердился и велел пропустить сквозь уши святого раскаленные стержни, которые прокололи ему барабанные перепонки и выкололи глаза, упавшие при этом на землю. Святого Тимофея привязали к испещренному гвоздями колесу, разрывая ему кожу. Но мученик был исцелен благодатью Божией и выдержал другие истязания, громко возглашая, что невозможно отлучить его от любви Христовой (ср.: Рим 8, 35).

Деспот велел бросить христианина в тюрьму и вызвал Мавру, надеясь через нее победить сопротивление Тимофея. Сначала он попытался лестью убедить ее образумить мужа, чтобы не лишиться супруга всего через двадцать дней после свадьбы. Но после короткого разговора с Тимофеем Мавра вышла из темницы, горя святым рвением, и призналась префекту, что она тоже христианка и готова отдать жизнь за Христа.

Ариан велел остричь ей волосы и отрезать пальцы. Затем ее бросили в кипящую воду. Но она осталась невредимой и сказала судье: «Твой огонь слишком слаб. Если тебе не хватает дров, пошли слуг к моим родителям, они тебе дадут еще!» Ариан подошел и захотел сам проверить, достаточно ли горяча вода. Мавра плеснула на него кипятком. Крича от боли, префект увидел, что кожа на его руке сходит от ожога. Тогда он велел поджечь Мавру факелами, покрытыми смолой и серой. Но мученица вновь осталась невредимой и высмеивала бессилие истязателей. Ариан дал приказ привязать супругов к крестам и оставить медленно умирать» (из Жития мчч. Тимофея и Мавры).

Десять дней умирали в страшных мучениях распятые супруги, однако не отказались от веры в Спасителя. Перед смертью святой Мавре было видение…

…появился Ангел Господень. Он взял Мавру за руку и в видении понес на Небо. Он показал ей сияющий престол, на котором лежало платье сияющего белого цвета и золотой венец, и сказал: «Все это приготовлено для тебя». Потом понес святую еще выше, где находились другие престол, белое платье и венец, и добавил: «Это приготовлено для твоего мужа, потому что он – причина твоего спасения». Придя в себя, Мавра рассказала Тимофею об откровении. И на десятый день они с радостью отошли ко Господу
» (из Жития мчч. Тимофея и Мавры).

Конечно, мы не могли упустить такую возможность, чтобы не побывать в церкви святой Мавры в день её памяти.

Мы выехали из Циливи и через Закинтос выехали на дорогу по направлению к Музаки (Μουζάκι), а оттуда повернули на Махерадо (Μαχαιράδο). По пути то и дело нам попадались небольшие отары овец.

день_второй_овцы

И вот уже виднеется тридцатисемиметровая колокольня храма:

церковь_св_Мавры_колокольня

Церковь, как и практически все прочие здания острова, пострадала в 1953 году от землетрясения, но набожные жители деревни отремонтировали ее.

церковь_св_Мавры

церковь_св_Мавры_вход

Внутри храма праздничное убранство. Служащий, помогавший убираться после богослужения, рассказал, что приезжал служить епископ. Увы, я не разобрал, какой именно.

церковь_св_Мавры_внутри

Храм построен на месте чудесного обретения иконы св. Мавры. Традиция гласит, что икону Св. Мавры, повешенную на заборе, нашел пастух из деревни Лагоподо. Он тщетно пытался трижды перенести ее в деревню — ночью икона таинственным образом возвращалась на прежнее место. Так, икона сама выбрала место, где надо было построить церковь.

Правда, это не та икона, что в праздничном киоте в центре. Та, о которой гласит предание за ней, ближе к амвону, в прозрачном стеклянном ящике.

церковь_св_Мавры_икона_старая

Рядом лежит то, что осталось после страшного пожара 2005 года, уничтожившего все внутреннее убранство храма.
Чудесным образом сохранилась и коса Великой княгини Ольги Константиновны Романовой. Предание гласит, что корабль с Великой княгиней плыл на Ионические острова, когда попал в шторм. Ольга с экипажем стали молиться и им явилась святая Мавра (о том, что это она узнали уже на берегу) и сказала, что все они будут спасены. Княжна посетила церковь святых Тимофея и Мавры и в дальнейшем никогда о ней не забывала – помогала изо всех сил. И как-то спросила настоятеля церкви «– чем еще можно вам помочь»? Настоятель сказал: «отдай нам свою косу». Королева, без особенных раздумий, отрезала свои волосы и отдала их церкви…

В некоторых источниках эта церковь называется по имени двух святых супругов – Тимофея и Мавры. Как будет более правильно, я не знаю, но в храме икона мужа святой Мавры – мученика Тимофея занимает одно из самых почетных мест.

церковь_св_Мавры_икона_мч_Тимофей

Попросив молитвенной помощи святых угодников Божьих и не забыв купить иконочки, мы еще ненадолго задержались в деревушке.

церковь_св_Мавры_дочка

Совсем недалеко есть еще одна церковь, однако, в честь которого из святых она освящена мы узнать не смогли – церковь была закрыта. Скорее всего, она и вовсе не действующая – уж больно заросли к ней все тропинки…

мохерадо_старая_церковь

На выезде из Махерадо (в соседней деревне Лагоподо (Λαγοπόδο)) расположен Женский монастырь Панагии Элефтеротрии (Освободительницы).

махерадо_указатель_на_монастырь

мохерадо_монастырь_Богородицы_освободительницы

Мы дважды за время отдыха проезжали мимо монастыря, однако оба раза он был закрыт. Для туристов вход открыт каждый день с 8.30 до 12.00 и с 16.00 до 19.30, но мы в указанные временные интервалы рядышком не оказывались. Монастырь достаточно новый и также пострадал во время землетрясения 1953 года. В настоящее время обустройством обители занимаются 17 насельниц.

Пляж Лаганас (Λαγανάς)…

На обратном пути все мои спутники просто настоятельно требовали повернуть на пляж, который в большинстве путеводителей по Закинтосу обозначается как «знаменитый» и «главный» - на Лаганас (Λαγανάς).

Я, честно скажу, купаться не сильно желал. Мало того, что было прохладно, но еще и какой смысл купаться где-то по дороге в вовсе не уникальном месте, когда через полчаса можно спокойно окунуться возле отеля. Но одна взрослая и две растущие женщины это великая сила и устоять было невозможно, да и просто небезопасно для всего дальнейшего отдыха, и мы поехали.
И прибыли. Вот он знаменитый и главный:

закинтос_пляж_Лаганос

закинтос_пляж_Лаганос_1

По прибытии дамы успокоились и насладившись тучами и видами, купаться, однако, не полезли. Хотя вода не могу сказать, что была сильно холодной… просто ветер и облака не настраивали на плавание. Успокоившись, что вода тут не лучше, чем в нашем Планосе, и что пляж тут никакой не особенный, а самый, что ни на есть обычный, все с радостью побежали в автомобиль.
Забегая вперед скажу, что после обеда в отеле мы все совершили первое в эту поездку погружение в воды Ионического моря!

Также этот день ознаменовался переселением в другой номер, подальше от громкой анимации. Теперь мы стали обладателями номера с видом на море.

отель_вид_из_другого_номера

Вечером мы вновь побывали в столице, в храме святого Дионисия на Всенощной и зашли в иконную лавку напротив. Там нам поведали, несколько задумчиво, что Литургия начнется в 7-00.
Так что завтра в день Воскресный мы, Бог даст, поедем на Литургию и наверняка постараемся побывать еще в каком-нибудь интересном уголке этого острова, а в понедельник нас ожидает паром на материк. Но об этом будет уже другой рассказ.