filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Дела минувшие...вопросы и ответы ( ч.6)

Христос посреди нас!

часть шестая.
Часть первая тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/12230.html

Вопрос 46: Почему верны решения именно "Вселенских Соборов"?

Ответ: Вселенские Соборы - это собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Так что, поскольку Вселенских Соборов было всего семь, то и решения всех семи обязательны по настоящее время.

Вопрос 47: А это тоже заповедовал Иисус, или свидетельсвует Писание?

Ответ: Вселенские Соборы созывались для изложения догматов веры и для борьбы с лжеучениями (ересями).
Прообразом Вселенских Соборов является Апостольский Собор в Иерусалиме, описанный в "Деяниях Святых Апостолов":
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать
(Деян. 2: 1-4).

Вопрос 48: А католики считают, что их уже состоялся 21 Вселенский Собор.
Гореть им в аду?

Ответ: Я не знаю, что будет с католиками... Не мое это дело судить кого-либо.
Мне в этом вопросе очень близки слова Феофана Затворника, который так ответил на вопрос одной дамы- спасутся ли католики:
Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь.


Вопрос 49: И такое происходило на каждом из семи Вселенских Соборов?
Или на них уже Дух Святой сходил не так эффектно?

Ответ: Чудеса они и сейчас происходят.
И на Вселенских Соборах происходили... об одном таком чуде я писал уже, когда рассказывал про св. Спиридона Тримифунтского:
На Первом Вселенском Соборе святитель сотворил особенное чудо. Он вступил в спор с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Все епископы были смущены этим, понимая, что не силен епископ- пастух в такого рода дискуссиях. Но произошло чудо - простые и правдивые слова святого Спиридона о Сыне Божьем так подействовали на греческого ученого, что тот воскликнул:
"Пока состязание со мною велось посредством доказательств, - я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, - доказательства бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу".
В последствии этот философ принял Крещение и стал ревностным защитником Христианства.
На этом же Соборе святой Спиридон показал еще одно чудо. Когда ариане стали хулить Триединого Бога, говоря, что этого не может быть, Спиридон взял в руку кирпич и сжал его, в результате чего вверх взметнулось пламя, вниз устремилась вода, а в руке святителя осталась глина.
«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон,—так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Первый Вселенский Собор осудил ариеву ересь и много в этом потрудился и святой Спиридон.

А, например, на четвертом Вселенском Соборе было иное чудо:
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора . Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.

Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

Но ведь дело то не в чудесах. Дело всегда в устроении человека. Один пытается оправдать свое существование, не делая себя изменять и ищет причины, другой, осознавший свою греховность и решивший себя изменять, ищет способов.

Вопрос 50: Вот мне интересно, если р.б. Дмитрий вдруг узнает, что его знакомый единоверец убил язычника, он лично донесёт на него или поможет скрыться и обеспечит своим враньём алиби? Что в таких случаях является достойным поступком, а что мерзким с точки зрения христианства?

Ответ: Добрая девушка!
Для начала спрошу Вас- почему Вы выделили именно убийство язычника?
Никого не следует убивать, если ты не воин и не война вокруг. В этом смысле для меня нет разницы- убит язычник ли, иудей, христианин или атеист- разницы нет.

Как я бы поступил ? Не знаю, я с такой ситуацией, слава Богу, не сталкивался.
Как я думаю, что поступил бы, я могу ответить (только я рассматриваю, как уже сказал просто случай убийства, т.к. неважно, кого убили).
Доносить я не стал бы. Скрыться? Смотря что под этим понимать. Если б дать ему возможность прежде ареста поговорить с духовником, то да, я бы постарался такую встречу обеспечить. Если пожить, или укрыть, пока его ищут, то наверное нет. Я бы постарался, что б он исповедовался, причастился и сдался бы в полицию сам. Если он не желает так поступить- что ж, я бы дал ему вещи, денег немного, продуктов и выпроводил бы его. Сам же стал бы за него молится и постарался бы объяснить его родным, чтоб и они за него молились усиленно, если у него есть дети- то постарался бы им помочь. Ведь ему все равно придется пострадать, так лучше, если пострадать добровольно, в тюрьме, а не остаться не раскаявшимся.
Идеальный случай как раз приведен в рассказе об о. Иоанне Крестьянкине, который смог открыть духовные очи падшему молодому человеку. Но Вы же не будете от меня требовать того же? Я же не старец, а убогий раб Божий, мне такого дара не дано Богом.
Алиби я бы ему создавать точно не стал. Если он бы отказался от покаяния у духовника и ушел- то я не стал бы спрашивать- куда он идет, что б не пришлось врать, когда спросят.

А уж как оно бы вышло, если б вышло... Упаси, Господи, от такого случая!

Вопрос 51: Вот то-то и оно-то, и бог ваш выбрал преступника, и вы вслед за ним тоже выбираете преступника, а на жертву и другие потенциальные жертвы вам плевать…

Ответ: Добрая девушка, Бог заботится о всех - о праведных и неправедных, о злых и добрых...
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5: 44-45).

Бог терпеливо ждет покаяния от каждого человека. И покаявшегося принимает.
Нет греха, которого не мог бы простить Господь.
Вы говорите, что Бог выбрал преступника, видимо подразумевая благоразумного разбойника. Но рядом с Господом висел еще один разбойник- его Господь не избрал. Господь выбрал не преступника, а сердце смиренное, покаявшееся.
И мы выбираем не преступника, а ожидаем покаяния падшего человека. Будет покаяние - спасется душа, нет - бесполезны все остальные усилия.
Если б в Вашем примере человек был не моей веры и убил бы моего единоверца, то я бы постарался поступить точно так же.
А на других жертв христианам не плевать, это Вы придумываете. Просто выше спасения тела христиане ставят спасение души.

Вопрос 52: А мне плевать на преступника.

Ответ: Жаль. А мне нет. Он тоже создание Божие, по Его образу и подобию созданное. Обезображенное грехом. Но и он может очиститься, омыть свой грех покаянием. И мир знает подобные примеры, когда даже закоренелые преступники преображались и даже становились монахами, праведниками. Скорби им все равно приходилось терпеть- болезни, лишения, мученическую смерть... но это уже были другие люди.

Вопрос 53: Вы спасение души преступника ставите выше спасения тел жертв...

Ответ: В данном случае Вы неправильно определяете тех , кто пострадал, как жертвы. Да, мы сострадаем им, мы сопереживаем им, мы молимся за них. Если это наши близкие, то наши страдания усугубляются. Это наши человеческие переживания, наша боль- мы же люди, а не бесчувственные аппараты какие-то.
Но в отличии от Вас мы понимаем и то, что смерть - это только начало. Мы плачем от горя разлуки с близкими, но и одновременно верим, что милостивый Господь устроит душу ушедшего в своих обителях не по делам нашим или почившиго, но по милости своей. И по молитвам нашим и церкви и святых, к которым мы обращаемся за помощью.
Также мы знаем, что Господь каждого прибирает в лучшее для него время. И то ,что нам кажется, что это произошло рано, не вовремя- это наши человеческие эмоции. Время ведомо сие не нам, Господу одному. Пришло - и забрал.
Сердце же преступившего закон сковано грехом, злом. Как окалина покрывает оно душу грешника. Но по молитвам за него и по промыслу Божьему и такой человек может сбросить с себя окалину грехов, очиститься от грязи, если принесет покаяние и если в будущем смиренно примет наказание Божие за грехи. Оно, наказание это может быть разным- тюремное заточение, казнь, тяжкий труд, болезни, потери близких...- не мы, но Господь определяет меру и вид наказания. Но смиренное перенесение скорби, с осознанием, что "достойное по делам своим приемлю", с тем, что и большего наказания достоин, с сокрушением сердечным и благодарением Господа за все - такое перенесение скорбей может и падшего восставить.
И в этом смысле да, душа преступника более телес жертв. А наши молитвы за обидевших нас, если они сердечные, очень ценны пред Богом.
А проклятия и ненависть ничего не принесут, кроме еще большего зла. Зло нельзя победить злом, только добром.

Почитайте ,если будет не лень этот рассказ:
http://www.pravmir.ru/proshhenie-2/

Очень тонко и точно в нм подмечены некоторые сложные моменты понимания в православии:
Чтобы один человек покаялся иногда нужны смерти нескольких людей.
Попробуйте прочесть, пожалуйста.

Вопрос 54 (после прочтения статьи): Предлагаю усложнить задачу: она это сделала специально, с особой жестокостью (пытки, расчленёнка), но ... потом всё равно раскаялась и "вернулась к богу" (я не понимаю смысла этого выражения, но, надеюсь, что Вы понимаете). Вопрос собственно в чём: Простил бы он тогда, и порадовался бы?

Ответ: Вы уж очень сильно усложнили ситуацию, спрашивая меня о том, что сделал бы другой человек в этом случае.
Ответ простой - Я не знаю, что он бы сделал.
И даже не знаю -что сделал бы я.
Я знаю одно- я должен был бы попытаться простить. Самому это, наверное, не возможно. Но невозможное человекам возможно Богу. С Божьей помощью и такое можно простить, а уж оказался бы я на такое прощение способным - надеюсь, никогда не узнаю, избави, Господи!

Вопрос 55: Опять же, представим себе животных, которые оскверняют святыни ...... Вы будете готовы убивать?

Ответ: Нет. Животные в этом не виноваты.

Я сразу вспомнил историю ,которую мне рассказывал батюшка один:
Дело, если мне не изменяет память, было в Касимове.
Шла литургия. В алтаре во время освящения Даров над телом христовым (т.е. когда освящение уже состоялось) вдруг появился шмель и сел на хлебы. Священники переглянулись - что делать? Конешно, шмеля можно прогнать, но он унесет на себе частицу Тела Христова... Тогда один батюшка с укоризной обращается ко шмелю:
-Что же ты делаешь? Разве так можно?
То, что произошло после этого всех находящихся в алтаре изумило- шмель поднялся со Святых Даров, но не улетел, а завис над Дискосом, тщательно отряхнул лапки и только после этого улетел.

Вопрос 56: Если Бог абсолютен, значит вы не можете ни приближаться, ни отдаляться от него в любом смысле.

Ответ: Вы правы в части того ,что Бог обладает такими свойствами, как неизмеримость и вездеприсутствие.
Священное Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога:

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня (Пс. 138, 7-10).
Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь. — Небо — Престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Иер. 23:24).
Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.
Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Православной веры", кн. 1, гл. XIII) говорит: "Все отстоит от Бога, но не местом, а природой". Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.
"Ибо велико и непроходимо расстояние, — говорит святитель Григорий Богослов, — отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности".
В тропаре Св. Духу "Царю Небесный"… говорится, что Бог "везде сый и вся исполняяй".
Бог запределен миру по сущности , но во всем присутствует в Своих энергиях.

Святитель Афанасий Александрийский учит:
"Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству".

Хотя мы и знаем, что Бог присутствует везде и во всем, сам способ этого присутствия не может быть понят силами человеческого ума.
Свт. Иоанн Златоуст (Беседа II на послание к Евреям):
"Что Бог везде присутствует мы знаем, но как, не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное и не дано вполне разуметь естество Божие".
Священное Писание и Предание Церкви говорит нам о существовании особых мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, это просто означает, что в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие.

Священное Писание говорит нам, что такими местами особенного присутствия Божественного являются:
— небеса (Пс. 113, 24);
— храм (III Цар. 9, 3), книга Царств говорит о храме ветхозаветном, храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии;
— человек (2 Кор. 6, 16), который может стать, по выражению апостола, "храмом Духа Святого".

Но это не значит, что человек не может отдаляться от Бога. Говоря, что человек отдаляется от Бога мы имеем ввиду не отдаление пространственное, а большую или меньшую способность (а иногда и неспособность) воспринимать Благодать Божию.
О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел (Деян. 17, 24-27): "Бог, сотворивший мир и все что в нем от одной крови, произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас". Свт. Иоанн Златоуст следующим образом комментирует этот стих: "Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его".

Таким образом, назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему.
Человек же своими поступками может уйти от поиска Бога, тем самым отдалиться от него, закрыться от Него.
Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны (Б. Паскаль).

Продолжение следует...


С любовью,
рБ Дмитрий
Tags: Вопросы и ответы, Православие, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments