filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

04 (17) сентября 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Мученица Ермиония, дочь апостола Филиппа

мч_Ермиония

Святая мученица Ермиония была дочерью святого апостола от 70 Филиппа. Желая увидеть святого Иоанна Богослова, Ермиония со своей сестрой Евтихией отправилась на поиски святого в Асию (Малая Азия), но, прибыв в Ефес, они узнали о смерти святого. Продолжая путь, сестры встретили ученика Иоанна Богослова Петрония и, подражая ему во всем, стали его ученицами. Святая Ермиония, владея врачебным искусством, оказывала помощь многим христианам и силою Христовой врачевала болезни.

В это время император Траян (98 - 117) шел войной на персов и проходил со своим войском через Ефес, где жила святая. Когда ему донесли, что Ермиония христианка, он велел привести ее к себе. Император хотел ласковыми увещеваниями убедить святую отречься от Христа, но успеха не имел. По другой версии, узнав о пророческом даре Ермионии, Траян призвал ее к себе. Святая предсказала императору победу над персами, но в то же время сказала, что правление империей достанется двоюродному племяннику Траяна Адриану, что и произошло в дальнейшем.

Разгневанный император повелел жестоко мучить Ермиону, но она с радостью претерпевала эти страдания. Притом она была утешена видением Господа, седящего на престоле судейском, похожего лицом на Петрония. Убедившись, что она непреклонна в своей вере, Траян отпустил ее. Ермиония устроила гостиницу, в которой принимала больных, врачуя их душевные и телесные недуги.

Преемник императора Траяна Адриан за исповедание христианской веры велел вновь привести святую на суд. Сначала император приказал бить ее без пощады, затем ей пронзили ступни ног гвоздями и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой, оловом и серой. Но святая за всё возносила благодарение Богу. И Господь оказал ей свою милость: огонь угас, олово разлилось, а святая осталась невредимой. Удивленный Адриан подошел к месту мучений и дотронулся до котла, чтобы удостовериться, не остыл ли он. Как только он прикоснулся к котлу, кожа на руке опалилась. Однако и это не убедило мучителя. Он приказал раскалить сковороду и положить на нее святую мученицу. Здесь снова было показано явное чудо. Ангел Господень разбросал угли и опалил многих, стоявших около огня. Святая стояла на сковороде, как на зеленой траве, и воспевала славословие Господу. Сойдя со сковороды, святая мученица сделала вид, что желает принести жертву богу Геркулесу. Радостный царь приказал отвести ее в идольское капище. Когда же святая помолилась там Богу, послышался сильный гром, и все идолы в капище упали и разбились.

В ярости царь приказал вывести Ермионию за город и отсечь ей голову. Двум слугам - Феодулу и Тимофею - было поручено осуществить казнь. Идя по дороге, они хотели совершить беззаконие над святой, но лишь только они об этом подумали, руки у них высохли. Тогда они уверовали во Иисуса Христа и с раскаянием припали к ногам святой Ермионии. Они просили ее помолиться Господу, чтобы Он призвал их к Себе прежде нее, что по этой молитве и совершилось. После этого, помолившись, и она отошла ко Господу в Ефесе (+ ок. 117 года).

Священномученик Григорий (Лебедев), епископ

сщмч_Григорий_Лебедев_епископ_Шлиссельбуржский

Память 4 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Лебедев Александр Алексеевич.
Родился в городе Коломне Московской губернии 12 ноября 1878 г. Отец его, Лебедев Алексей Михайлович (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы.

Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения.

В 1898 г. он окончил духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Бобренев Рождественский монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.
Во время вступительных экзаменов в Московскую духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 г., по первому разряду. Святейший Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.

С переездом в Москву продолжилась его педагогическая деятельность. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете.

Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана.

С переходом монаха Григория в Московский Даниловский монастырь, его наставником стал епископ Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) в Москве рукоположил архимандрита Григория во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епархии. "В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при назначении нового викария: "Посылаю вам жемчужину".

Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград. Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.
Как наместник Лавры Владыка Григорий прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым) – будущим преподобным Серафимом Вырицким.

прп_Серафим_Вырицкий
(прп. Серафим Вырицкий)

Согласно данным архива ФСБ епископ Григорий в Петрограде был дважды арестован. Первый раз в декабре 1924 г. как наместник Лавры "за неуплату налогов" и "продажу лаврской ризницы". На суде держался мужественно. Получил небольшой срок и был освобожден 17 апреля 1925 г. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года по групповому делу Пастырского училища. По этому делу, прекращенному чекистами "за недостатком компрометирующего материала", Владыка обвинялся по ст. 58/10 в создании некоего кружка. "Ревнителей истинного Православия", члены которого якобы должны были организовывать протесты при закрытии властями церквей.

Владыка Григорий вышел на свободу 19 ноября 1927 г. во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг "Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)" от 16 (29) июля 1927 г. Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра.

В течение нескольких месяцев 1932 г. и начала 1933 года Владыка Григорий провел в подмосковном поселке Жаворонки (Белорусская ж/д), но власти оказали давление на хозяйку дома, и ему было отказано в жилье.

Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормляет своих духовных чад, которые приезжали к нему. Из сохранившихся его писем видно каким духовно-чутким, любящим и мудрым наставником был он для них. Он стремился вести их путем христианского подвига, неизбежность которого для всех учеников Христовых, в те годы, связана была прежде всего с жестокими гонениями на Церковь: "Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой... Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения. Христианство – подвиг... Всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания... А потому полюби спасительную скорбь. Она – неизбежный путь к Богу, через нее очищение".

Сам епископ Григорий шел путем деятельной христианской любви. Он мужественно и стойко совершал путь исповедничества: "В совершающемся со мною вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную".

В Кашине Владыка Григорий посещал собор св. благоверной княгини Анны Кашинской, но служил, по-видимому, дома. При аресте его было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей.

Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля - мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали.

13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня, 17 сентября 1937 года, он был расстрелян.

Священномученики иерей Иоанн (Ромашкин), иерей Николай (Хвощев), иерей Александр (Никольский), иерей Петр (Лебединский); мученики Василий (Ежов), Петр (Лонсков), Стефан (Митюшин (Митюшкин)), Александр (Блохин)

8 сентября 1937 года были арестованы священнослужители и православные миряне Гагинского района Нижегородской области, всего десять человек. Никто из арестованных не признал себя виновным. Их обвиняли в том, что они 6 июля организовали торжественную службу, в которой участвовало четыре священника и множество верующих. И хотя после службы проповеди на политическую тему произнесено не было, самой церковной службе было придано значение антигосударственного мероприятия, потому что она отрывала крестьян от работы в колхозе.

17 сентября 1937 года восемь человек были приговорены к расстрелу и расстреляны. Их имена сохранились в следственных делах: священник Иоанн Дмитриевич Ромашкин (родился в 1891 году в крестьянской семье, первый раз арестован в 1928 году и приговорен к трем годам ссылки; служил в селе Субботино); священник села Сорочки Петр Иванович Лебединский (родился в 1881 году в семье священника, в 1935 году за проповеди был приговорен к двум годам ссылки); священник села Юсупово Николай Александрович Хвощев (родился в 1883 году в семье священника); священник села Панова-Осанова Александр Семенович Никольский (родился в 1883 году в семье священника); крестьяне села Покров Александр Иванович Блохин (1879 года рождения, из крестьян), Петр Васильевич Лонсков (крестьянин, родился в 1881 году), Стефан Семенович Митюшин (крестьянин, родился в 1874 году) и Василий Киреевич Ежов (родился в 1867 году в селе Покров Нижегородской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1930 году он был арестован за неуплату налогов и приговорен к 5 годам ИТЛ).

Священномученик иерей Павел
(Васильевский Павел Иванович, +17.09.1937)

сщмч_иерей_Павел_Василевский

Священномученик Павел родился 22 июня 1881 года в селе Карабузино Кесовогорского уезда Тверской губернии в семье церковнослужителя Ивана Васильевского.

Семья была большая, девять человек детей. Отец Павла умер, когда ему исполнилось пять лет, и его взял на воспитание дядя. Павел окончил духовное училище. В 1916 году он был призван в армию и служил до 1918 года в 177-м запасном пехотном полку, расквартированном в Новгороде. После демобилизации вернулся на родину и служил в храме псаломщиком, затем женился и был рукоположен в сан священника ко храму в селе Хобоцкое. Жена о. Павла, Анна Михеевна Михеева, была дочерью благочестивых крестьян, которые имели тринадцать детей и воспитывали еще одного приемного. Желая помочь о. Павлу, тесть купил для его семьи дом. У о. Павла с матушкой родилось пятеро детей, но все они умирали в раннем возрасте, и жива осталась только младшая дочь Тамара. Впоследствии священник служил в Никольском храме села Добрынине Максатихинского района. Хотя его служение там было непродолжительным, прихожане успели полюбить своего пастыря.

В 1937 году о. Павел был арестован. В России в это время было фактически установлено военное положение, когда аресту подвергалось множество невиновных людей; дела велись зачастую не местными сотрудниками, а военнослужащими войск НКВД, которые производили аресты, вели следствие и участвовали в расстрелах.
Отца Павла арестовали 6 августа в шесть часов вечера. Он только что вернулся с женой и дочерью из леса, где они собирали грибы и ягоды на зиму. Пришло трое сотрудников НКВД. Перевернули весь дом, но ничего не взяли. Жене и дочери, несмотря на просьбы, не разрешили проводить священника до околицы. Повели пешком, попутно производя аресты в других селах. Дошли до села Дымцево, где арестовали глубокого старца, священника Михаила Косухина, который не мог идти; здесь всех арестованных погрузили в машину и повезли в тюрьму.

Следствие по делу о. Павла продолжалось всего четыре дня. Два дня следователь допрашивал крестьян добрынинского прихода, некоторые из которых уже сами были арестованы. На третий день, 9 августа, следователь допросил священника.

— Расскажите о вашей антисоветской и контрреволюционной деятельности.
— Антисоветской и контрреволюционной деятельностью не занимался.
— Как вы рассматриваете факт хождения по домам и сбора подписей для хождения с иконой в период весеннего сева?
— Факт срыва сева я отрицаю, если и был, так только в деревне Дубищи, так как мне там были разрешены хождения утром, и в некоторых домах колхозников остались взрослые, хотя о том, чтобы они остались, я их не просил.
— Расскажите о вашей связи с Воиновым Василием Федосеевичем.
— Он мой прихожанин, его дети пели в церкви.
— Какие разговоры вы вели в церкви по вопросам войны и ваши взгляды на будущую войну?
— Разговоров о войне в церкви я никогда не вел. Я думаю, что войны у нас скоро не будет, в чем я убеждён, хотя я об этом никому не говорил.


На следующий день, 10 августа, не выезжая из села, лейтенант войск НКВД закончил следствие, посчитав, что, несмотря на то что священник не признал себя виновным, его виновность в антигосударственной деятельности доказана, и передал дело в Тройку НКВД, которая 13 сентября постановила священника расстрелять. Священник Павел Васильевский был расстрелян через несколько дней, 17 сентября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Собор Воронежских святых

Собор_Воронежских_святых

На епархиальном собрании Воронежской епархии, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: "Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни." Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля 2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых. По этому решению в Собор были включены:

• Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
• Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец,(+ 1783, 13 августа)
• Прав. Феодор Ушаков (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
• Прп. Иоанн Сезеновский (+ 1839, местная память 14 декабря)
• Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский, (+ 1846, память 10 мая [местн.], 20 декабря)
• Прп. Иларион Троекуровский, затворник (+ 1853, местная память 5 ноября)
• Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая)
• Прп. Дария Сезеновская (+ 1858, местная память)
• Прп. Иларион Оптинский (+ 1873, память 18 сентября)
• Прп. Серафима Сезеновская (+ 1877, местная память 14 сентября)
• Прп. Иоанникий (Аверкиев) Святогорский, иером., (+ 1882, память 10 февраля)
• Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891, память 10 октября, 27 июня)
• Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894, память 10 января)
• Свт. Иустин (Полянский), еп. (+ 1903, память в Соборе Крымских святых)
• Сщмч. Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
• Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
• Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1920, память 27 декабря)
• Прп. Нектарий Оптинский (+ 1928, память 29 апреля)
• Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский (+ 1928, память 3 октября)
• Прмч. Иннокентий (Беда) (+ 1928, память 24 декабря)
• Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
• Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
• Сщмчч. Александр Вислянский и Даниил Алферов (+ 1930, память 21 февраля)
• Сщмчч. архим. Тихон (Кречков), иеромм. Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), свящщ. Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Георгий Никитин, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, мчч. Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников (+ 1930, память 21 июля)
• Прписп. Георгий (Лавров) (+ 1932, память 21 июня, 28 сентября)
• Прмч. Игнатий (Бирюков) (+ 1932, память 15 сентября)
• Сщмч. Николай Околович (+ 1934, память 30 августа)
• Прмч. Евтихий (Качур) (+ 1937, память 25 января)
• Прмч. Иларион (Цуриков) (+ 1937, память 22 августа)
• Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1937, память 22 августа)
• Сщмч. Алексий Зиновьев (+ 1937, память 3 сентября)
• Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
• Сщмч. Василий Максимов (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Глеб Апухтин (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Евгений Попов (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
• Сщмч. Феодор Богоявленский (+ 1937, память 27 сентября)
• Сщмч. Тихон Архангельский (+ 1937, память 4 октября)
• Прмч. Амвросий (Астахов) (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Невельский (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Александр Орлов (+ 1937, память 20 октября)
• Cщмч. Александр Лебедев (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
• Прмч. Алексий (Гаврин) (+ 1937, память 27 ноября)
• Сщмч. Феодосий Болдырев (+ 1937, память 16 декабря)
• Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
• Сщмч. Иоанн Алешковский свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
• Прмч. Антипа (Кириллов), Татариенцевский, иером. (+ 1938, память 22 февраля)
• Прмц. Наталия Ульянова (+ 1938, память 9 марта)
• Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмчч. свящщ. Павел Попов и Николай Садовский, мч. Георгий (Григорий) Богоявленский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмч. Сергий Кротков (+ 1938, память 18 июня)
• Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1938, память 22 августа)
• Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
• Сщмч. Исмаил Базилевский (+ 1941, память 4 ноября)
• Сщмч. Василий Крымкин, свящ. (+ 1942, память 21 сентября)
• Мцц. Анна Боровская, Евфросиния Денисова, Наталия Силуянова (+ 1942, память 29 декабря)
• Мц. Александра Смолякова (+ 1942)
• Прмч. Феодор (Богоявленский) (+ 1943, память 6 июля)
• Прмц. Пелагия (Жидко), монахиня (+ 1944, память 13 июня)
• Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
• Исп. Хиония Архангельская (+ 1945, память 4 октября)
• Прписп. Сергий (Сребрянский) (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
• Сщисп. Сергий Правдолюбов (+ 1950, память 21 сентября, 5 декабря)
• Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Крымский (+ 1961, память 29 мая)
• Присп. Севастиан (Фомин), Карагандинский, архим., (+ 1966, память 6 апреля)

Тропарь Воронежских святых
глас 6
Под покровом Пресвятыя Богородицы,/ ниспосланнии нам духовнии стражи:/ вси воронежстии святии,/ приснии наши со святыми Митрофаном, Тихоном и Антонием заступницы:/ новомученицы и исповедницы Христовы,/ преподобнии боголюбцы и блаженный подвижницы,/ в подвизех за Христа, чудесех и страданиих/ землю Русскую от царствующих град до Азова осиявшии,/ Христа Бога молите о стране нашей Православней// и о всех соборно вас почитающих.

Кондак Воронежских святых

глас 4
Во свете богомудрых иерархов,/ столпов веры Митрофана, Тихона и Антония,/ днесь красуется преславный град Воронеж,/ яко освященный собор святых предстоит Владыце Вседержителю:/ темже Силы Небесныя ликовствуют и Святую Троицу воспевают;/ с нимиже вси благодарственно вопием Богу/ о еже даровати нам оставление грехов// и велию милость.

Икона Богородицы «Неопалимая Купина»

икона_Божьей_Матери_Неопалимая_Купина

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
глас 4
Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты— «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,— именуемая— «Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты — «Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты— «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покровительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Неопалимая Купина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments