Праведный Алексий (Гневушев), Бортсурманский, пресвитер

Это тот святой, о котором прп. Серафим Саровский сказал: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».
Родился святой праведный Алексий Гнеушев 13 (26) мая 1762 года в семье священника. Когда пришло время, отец отдал его в духовную семинарию — в Нижний Новгород. Вышел он из нее на двадцать втором году и перед священством вступил в брак. В том же году был рукоположен преосвященным Нижегородским Дамаскином во диакона к Успенской церкви села Бортсурманы, Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинского района Нижегородской области), а через тринадцать лет преосвященным Нижегородским Павлом посвящен во священника к той же церкви. При ней он служил до глубокой старости, у стен ее был похоронен, в ней ныне покоятся его честные мощи.

(церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Бортсурманы, в которой более 60 лет прослужил праведный Алексий. Фото начала XX века)
Первое время своего служения отец Алексей не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексей рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему, но застал крестьянина уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках… то видение так поразило отца Алексея, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком.
С этого дня он всего себя посвятил служению Богу и людям; с этого дня повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины. Каждый день он неизменно служил обедню и, насколько было сил и возможности, придерживался монастырского устава. Келейное правило у него было такое: полуночное — полуночница, двенадцать псалмов избранных, житие святого того дня, из Пролога поучение того дня; утреннее — молитвы утренние, часы, акафист или преподобному Сергию, или великомученице Варваре, или святителю Митрофану; полуденное — четыре кафизмы; вечернее — канон Спасителю с акафистом, канон Ангелу Хранителю, молитвы на сон грядущим; и при этом он клал поклоны с молитвой Иисусовой. Ночью при всяком пробуждении также клал поклоны — вообще в течение суток полторы тысячи.
Все время, которое оставалось у него от треб и служб церковных, он принимал приходивших к нему людей. Желавших предпринять какой-нибудь подвиг он или благословлял на него, или же отговаривал, смотря по Божию откровению и указанию; больных и немощных исцелял святыми молитвами своими; страждущих утешал и укреплял словом Божиим; порой читал приходившим к нему наставления, но всегда с такой кротостью и любовью, что невольно привлекал к себе сердца и глубоко действовал на слушателей. Единственно, к кому он относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи; их он даже не впускал к себе и приказывал передавать им, что примет их только тогда, когда они покаются перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и всех, кто к ним обращался.
Порой, когда у отца Алексея оставалось немного свободного времени, он занимался полевыми работами и разного рода домашними делами. Был у пего небольшой пчельник, который он сам завел.
За праведность свою получил отец Алексей от Бога дар целения и прозорливости. Удостоился он также от Бога многих видений и откровений. Одно из видений записано игуменией Арзамасского монастыря Марией, которую отец Алексей очень уважал и которой рассказывал про себя то, чего не открывал другим людям. Вот как она говорит: «Во время опасной болезни, когда сей праведный старец лежал на одре своем с великим терпением, он удостоился слышать такое сладкое пение, которое никакой язык человеческий передать не может, и Сама Царица Небесная с великомученицей Варварой, одеяния в белые ризы, посетила раба Своего страждущего и без всяких врачей сотворила его здрава».
Сам отец Алексей также записывал свои видения и откровения, и в его записках говорится, что однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос в царской одежде, пришедший с неба, и благословил его. Рядом со Христом стояли три девы в белых одеждах, то есть три добродетели: Вера, Надежда и Любовь. Явилась с неба и Царица Небесная, и слышал он голос, который вещал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий».
Во время французского нашествия, в 1812 году, отец Алексей молился за обедней, чтобы Господь даровал России победу над врагом, и вдруг он увидел Ангела, посланного Богом, который возвестил ему, что силы небесные двинулись на помощь, что враг будет сокрушен и что возрадуется вся Россия.
За девять лет до своей кончины отец Алексей вышел за штат и передал свое место отцу Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке от старшей дочери Надежды. Передав свое место, он передал также и все заботы по дому и хозяйству отцу Павлу и уже больше не входил в них. Сам он перешел в малую келью, построенную под одной крышей с домом. В келье этой было одно окно, всегда за навешенное, которое выходило к церкви. Удалив от себя всякие мирские хлопоты, смятой предался молитвенному подвигу Домашние не тревожили его в уединении и приходили только в тех редких случаях, когда требовались их услуги.
На вид отец Алексей в это время был совсем дряхлым и согбенным старцем. Лицом своим, как говорят, он был очень похож на преподобного Серафима. Глаза светились миром и любовью, какой-то внутренней духовной радостью и словно озаряли все вокруг него. Взор у него был проникновенный. Казалось, что он насквозь видел каждого человека и читал в его душе самые сокровенные мысли. Роста отец Алексей был небольшого и очень худ. Голос у него был тихий и мягкий, как в обыденной жизни, так и при совершении службы Божией. В одежде он придерживался крайней простоты и суровости, как и вообще во всей своей обстановке. Белье носил из простого крестьянского холста; рясы он почти не надевал, а ходил в полукафтане из грубой ткани.
Последние тридцать лет жизни он совсем не мылся в бане, а под конец носил власяницу, в которой его и похоронили по его желанию. Спал он па жестком войлоке; ходил постоянно в лаптях, а сапоги надевал только в храм Божий. К старости от долгих молитвенных стояний у него сильно болели и пухли ноги, и он дома иногда ходил в вязанках. В маленькой убогой келье его были только небольшая печь, жесткая постель, стол с несколькими стульями и аналой, поставленный перед образом с теплящейся лампадкой.
Перед своей смертью отец Алексий сказал своим прихожанам: «Кто меня будет помнить, того и я не забуду». Умер отец Алексий Гнеушев в 1848 году, но люди продолжали обращаться к нему – уже в своих молитвах. И по-прежнему по молитвам праведника совершались многие чудеса.

Святость отца Алексия была очевидной, прославление его ожидалось на Соборе Русской Церкви в 1918 году, но этому помешала революция. Храм, в котором он служил, был разорен и закрыт, но чудеса и исцеления, происходившие на могиле праведника не только не прекратились, но даже умножились. Долгожданное причисление к молитвенникам и ходатаям за нас у Бога – канонизация Алексия Бортсурманского, состоялась в 2000 году, на Юбилейном Архиерейском соборе.
Вся жизнь отца Алексия была посвящена Богу и ближним. Все время пребывал он в непрестанной молитве, незлобии и добрых делах. Молился не только днем, но и ночью, молился неустанно и непрерывно, не давая себе покоя телесного, до самой смерти. Преподобный Серафим, чудотворец Саровский, высоко ставил его молитвенный подвиг и почитал его за великого угодника и подвижника Божия. Преподобный Серафим никогда не встречался с отцом Алексием, но знал его хорошо по своей святой прозорливости и говорил про него такие слова: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда к преподобному Серафиму приходил кто-нибудь из той местности, где жил отец Алексий, он всегда этих людей отсылал обратно, говоря, что у них есть свой усердный ходатай и молитвенник пред Богом – священник села Бортсурманы Алексий, который нисколько не ниже его, Серафима.

(современный вид храма в селе Бортсурманы)

(рака с мощами праведного Алексия Бортсурманского)
Тропарь
глас 4
Вознесе Господь бездну смирения твоего превыше небес и дарова нам имя твое во источник предивных чудес. Темже во Христе во веки живый, чудотворче, молитвою спасая сущия в бедах, слыши чада твоя, верою призывающия тя, Алексие праведне, возлюбленный пастырю наш.
Кондак
глас 4
К пресвитерству усердному видением Ангела призванный, пастырь дивный Церкви Христовы явился еси, праведне отче наш Алексие. Моли Христа Бога нашего, грехов оставление нам даровати и с тобою в Царствии Божием быти.
Подробно об этом святом угоднике Божьем можно прочитать тут:
http://bortsurmany.ru/
Фильм о преподобном:
Молитва
Святый праведный отче наш Алексие, сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. И яко предумершую душу отрока молитвою твоею воскресил еси, тако душам нашим испроси у Господа к усердию воззвание. Да, избежавши молитвами твоими мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Мученики Исакий, Аполлос и Кодрат (Кротат)
Святые мученики Исакий, Аполлос и Кодрат были язычниками и служили при дворе императора Диоклитиана (284-305). Во время страданий святого великомученика Георгия (память 23 апреля) они были в числе зрителей. Его вера, мужество и чудеса пробудили в них веру во Христа. Святые всенародно объявили себя христианами и стали упрекать императора за его нечестие и жестокость. Их приговорили к смерти. Мученика Кодрата усекли мечом, а мучеников Аполлоса и Исакия уморили голодом († 303).
Преподобный Маэльруба Апур-Кроссанский (Maelrubha), игумен и миссионер среди пиктов
Родился в Ирландии. Принял монашество у св. Комгалла в монастыре Бангор. Пожив в Ионском монастыре, св. Маэльрубий 671 г. отправился в Шотландию.
Он основал приход Эпплкросс (Applecross) в епархии Росс, Шотландия, и проповедуя на протяжении более чем половины столетия, обратил ко Господу многих пиктов.
Преподобный Иаков Стромынский, игумен

Ученик преподобного Сергия Радонежского, стал игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы.
Погребен в монастырской церкви.
Преподобный Беуно Клинногский, игумен

Родился в землях Повис (Powis). После получения образования и рукоположения в монастыре Бангор, что на севере Уэльса, стал активным проповедником. Кадван, король Гвинеда был его щедрым благотворителем. Кадваллон, сын Кадвана и его преемник, обманул Беуно относительно некоторых земельных владений, что было доказано на священном судебном разбирательстве. Тогда кузен Кадваллона Гведдеинт (Gweddeint), в порядке компенсации, "отдал Богу и Беуно навечно городок", где святой около 616 года основал монастырь Клинног Фавр, что в Карнарвоншире (Carnarvonshire).
Беуно стал опекуном своей племянницы, девы Винифреды (Winefride), которую, по преданию, он воскресил к жизни после усечения мечом.
Он неустанно укреплял борящихся с грехом и был полон сострадания к бедствующим.
Преподобный Маэльруба Апур-Кроссанский (Maelrubha), игумен и миссионер среди пиктов

Родился в Ирландии. Принял монашество у св. Комгалла в монастыре Бангор. Пожив в Ионском монастыре, св. Маэльрубий 671 г. отправился в Шотландию.
Он основал приход Эпплкросс (Applecross) в епархии Росс, Шотландия, и проповедуя на протяжении более чем половины столетия, обратил ко Господу многих пиктов.
Священномученик Иоанн Пригоровский, пресвитер

(сщмч. Иоанн Пригоровский. Редкое изображение святого, хранящееся у Алины Иосифовны Бессчётновой)
Память 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии.
В 1897 году окончил Черниговскую духовную семинарию и был направлен служить псаломщиком в храм в селе Мостовое Кубанской области.
28 февраля 1898 года был рукоположен во диакона ко храму пророка Божия Илии в станице Незамаевская Ейского отдела Кубанской области.
19 мая того же года был рукоположен во священника к церкви хутора Кугоейского той же области и назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы хутора. С 1898 по 1903 год он заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней.
6 июня 1903 года переведен служить в Богородице-Рождественский храм в селе Винодельное Ставропольской губернии и назначен законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения и церковноприходской школы.
В 1905 году съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губернии он был избран депутатом на епархиальные и окружные съезды и эту должность исполнял до 1908 года.
В 1908 году стал служить в церкви Сошествия Святаго Духа в станице Шкуринская и был назначен заведующим и законоучителем церковноприходской школы станицы и законоучителем двух училищ Министерства народного просвещения.
17 августа 1916 года возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма.
После прихода безбожников к власти началась гражданская война и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.
В конце Страстной седмицы 1918 года станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 4 мая 1918 года, в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить. По другим сведениям - священника закопали живым в навозной яме.
Погребен на Всехсвятском кладбище Краснодара.

(У молитвенного дома в честь священномученика Иоанна Пригоровского в станице Незамаевской)
В августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Тропарь священномученику Иоанну Пригоровскому
глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый, /
благочестия правило, /
жития евангельского образе, /
священномучениче Иоанне,/
Христа ради пострадавый даже до крове, /
Егоже моли усердно, /
яко Начальника и Совершителя спасения, /
Русь Святую утверди в Православии // до скончания века.
Кондак священномученику Иоанну Пригоровскому
глас 2
Восхвалим, вернии, /
изрядного во священницех /
и славнаго в мученицех Иоанна, /
Православия поборника и благочестия ревнителя, /
земли Русския красное прозябение, /
иже страданием Небес достиже /
и тамо тепле молит Христа Бога //
спастися душам нашим.
Величание священномученику Иоанну Пригоровскому
Величаем тя,/
священномучениче Иоанне,/
и чтим честная страдания твоя,/
яже за Христа /
во утверждение на Руси Православия // претерпел еси.
Священноисповедник Николай Писаревский, пресвитер
Память 21 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1868 году в с. Ягорба Мологского уезда Ярославской губернии (ныне Ермаковский р.).
Окончив духовную семинарию и приняв священный сан, о.Николай много лет служил в родном селе с.Ягорба. Когда начались гонения на Церковь, о.Николай приложил все усилия к сохранению церкви, писал необходимые заявления в советские органы власти, собирал подписи верующих и средства для уплаты налогов. Усиление репрессий заставляло определить свою церковную позицию. Понимая неизбежность ареста, о.Николай избрал исповеднический подвиг. Узнав о том, что диакон его церкви снял с себя сан, убоявшись большого налога, о.Николай сказал ему: "Ты трус... а я вот этого делать не боюсь. Я как был "черный ворон", так им и останусь".
10 апреля 1931 года был арестован по обвинению в "систематической антисоветской агитации" и помещен в Пошехоно-Володарский Домзак.
Для обоснования обвинения следователь привел слова, якобы сказанные священником: "Пришел антихрист и повел народ в бездну. Кто пошел в колхоз, тот подпал антихристу под влияние и не попадет в Царство Небесное. Придет время - всех колхозников сожжет красный петух", - которые кто-то передал в ОГПУ. Кроме того, ему поставили в вину то, что, обложенный высоким налогом, он говорил: "Власть совсем нас хочет ограбить", что будто бы обзывал Ленина и других вождей революции плутами и т.п.
10 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Ивано-Промышленной обл. был приговорен к 2 годам ссылки в Северный край (Групповое дело "Дело священника Писаревского Н.П. и др. Ярославская о. 1931г." ). Ссылку отбывал в Холмогорах.
4 мая 1933 года скончался в ссылке, в Холмогорах.
4 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Ярославской обл. по 1931 г.
Причислен к лику святых новомучеников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.