filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

29 августа 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Прп. Александра, игумена Вочского († ?), мч. Анастасия Болгарского († 1794), Перенесение мощей преподобного Иосифа Освященного, Самакийского (1667).

Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных.


Святые дня, молите Бога о нас!

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Усекновение_главы_пророка_Иоанна_Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.

Соломея_Лукас_Кранах_старший_ок_1530
(Соломея. Лукас Кранах Старший, ок. 1530г.)

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери — жены Ирода четверовластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

Кондак Предтечи
глас 5
Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.

Величание

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных

Поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных - день особого всецерковного поминовения павших на войне воинов в Русской Православной Церкви.

панно_Страшный_Суд_роспись_в_Якутском_храме
(панно "Страшный Суд" (фрагмент) в Якутском храме Преображения Господня)

Совершается 29 августа, в день воспоминания Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

В «Чине поминовения» в этот день сказано:

Сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и положивших живот свой за веру и Отечество.

Поминовение православных воинов 29 августа установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II указом от 17 августа 1769 года во время войны с Османской империей и Польшей. Чин поминовения православных воинов 29 августа был опубликован отдельной книжкой.

Моление об упокоении православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Своим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшные и смертоносные силы, разрушающия телеса, расторгающие члены и сокрущающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники Веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов на брани убиенных и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Свое.

Молим Тя, приими убо отошедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов Веру Православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, всех, добрым подвигом подвизавшихся за древлехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их. мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютые скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениях быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачевством и елеем, возлиянным на греховные язвы их.

Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленные о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенные воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестр, плачущих о своих присных, – и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости; услыши молитву нашу и прими милостиво отошедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за Веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствие Твоем, яко мучеников, отошедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предавшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранях; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей и венцов мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных Страстотерпцев, добропобедных Мучеников, Праведных и всех Святых Твоих.
Аминь.

Преподобный Александр, игумен Вочский

прп_Александр_Вочский

Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Основанная им Александровская Преображенская пустынь на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминается под 1533 г., уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского († 1375).

Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).

Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню».

Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.

Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: «Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив». «Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение». Не год и не два, а «многое время» преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.

Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. «Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия». Нигде не упоминается, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме. Но за схимнический чин говорит описание его иконописного образа XVIII в. «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах».

Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых».

Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых». Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением Александра Вочского в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-х гг. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).

В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.

Коровново_Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревня Коровново. На переднем плане Поклонный Крест у места захоронения прп. Александра Вочского)

Мученик Анастасий Болгарский

Мученик Анастасий, болгарин, родился в 1774 году в Струмницкой епархии в селе Родовичах. Родители отдали его в учение оружейнику. Когда юноше было 20 лет, ему случилось побывать у своего учителя в Солуне (Фессалониках). Мастер захотел сбыть несколько турецких одежд без платежа таможенной пошлины. Он уговорил ученика одеться турком и выйти за город. Сборщики пошлины (хараджи) остановили его и потребовали письменного свидетельства (тескэре) об уплате пошлины. Юноша отвечал, что он турок. Тогда сборщики потребовали от него прочитать салават - магометанскую молитву. Юноша смутился и молчал.

Его повели к начальнику, который, допросив мученика, предложил ему потурчиться. Юноша отказался, и его отвели к главному сборщику. Чиновник пытался сначала обольстить, затем запугать мученика, но тот, признав свою гражданскую вину, ни за что не соглашался изменить святой вере. Сборщик податей дал знать об этом муфтию. Тот ответил: "У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй, что хочешь".

Это значило, что по закону сборщик должен был взять с юноши пошлину, но тогда он по суду муфтия не последователь Магомета, вооруженный мечом. Получив такой ответ, начальник хараджа препроводил юношу к местному мулле вместе с пятью турками, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру. На обличения свидетелей в хуле на Магомета мученик честно отвечал, что он не хулил его, но признает показываемую хулу за верную оценку Магомета. Его предали мучениям и приговорили к повешению. По дороге мученика продолжали уговаривать отступить от веры, он же, истерзанный и измученный, упал на дороге и скончался 29 августа 1794 года.

Перенесение мощей преподобного Иосифа Освященного, Самакийского

прп_Иосиф_Освященный

Память 22 января (Греч.), 29 августа в день перенесения мощей (Греч.).

Родился около 1441 года в селении Керамон (совр. Азокерамос) на острове Крите.
Был монахом небольшого ставропигиального монастыря Богородицы Акротерианы, расположенного близ Керамона, который в настоящее время известен больше как туристическая достопримечательность под получившим в период турецкой оккупации названием "Монастырь Топлу", а затем в метохе вышеуказанного монастыря - в обители св. Иоанна Богослова близ крепости Хандакас (совр. Ираклион) в районе Дермата (в настоящее время на этом месте расположена Троицкая церковь).
Когда скончались его родители, преподобный в неустанной заботе о бедных и обездоленных раздал все свое имущество, по слову Спасителя (Мф. 19, 21).

Прославился многими чудесами. Так, однажды он раздал все просфоры бедным и не позаботился оставить ни одной для Литургии. Когда же его помощник сказал ему, что совсем нет жертвенного хлеба, преподобный заявил, что Господь пошлет все необходимое и начал усердно молиться, после чего чудесным образом появилось множество еще теплых, прекрасно запеченных просфор.

Скончался преподобный в 1511 году, но и после его смерти продолжались чудеса, особенно исцеления болезней.
Когда нечестивые агаряне вторглись на остров Крит в 1669 году, 29 августа того года мощи преподобного для защиты от варваров были перенесены священником Антонием Армакисом на остров Закинф и помещены в Мантинейский Иоанно-Богословский монастырь в районе Ксеровуния, а в 1915 г. - перенесены в церковь Преображения в Гайтани (пригороде города Закинф).

Храм Преображения Господня в Гайтани в Закинфе
(храм Преображения Господня в деревне Гайтани, Закинф)
Tags: Закинтос, Православие, Святые дня, пророк Иоанн Предтеча
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments