filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

24 сентября (07 октября) 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение...



Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерский, схиархимандрит


Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерский 1


Память 24 сентября (Казан.) и в Соборах Казанских и Псковских святых

В миру Гавриил Михайлович Зырянов, родился 14 марта 1844 года в деревне Фролово (приход с. Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии, в семье зажиточных государственных крестьян, крещен во имя архангела Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Гавриил совершил паломничество в Верхотурский Никольский монастырь к мощам св. Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество.

13 августа 1864 г. (по др. сведениям, 16 августа 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам оптинских старцев.
Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий (Антимонов). Осенью 1874 года Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февраля 1877 г. рукоположен во иеродиакона. Утверждение архим. Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается официальными документами.

Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 г. иеродиакон Тихон перешел в Московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.
Поддерживал переписку с оптинскими старцами, по совету прп. Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский Богородицкий монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии, 24 апреля 1883 г. рукоположен во иеромонаха.

Утверждения архим. Симеона (Холмогорова), что в Раифском монастыре преподобный был официальным братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым).
7 октября 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома.
В ноябре того же 1883 года был переведен в Седмиезерную пустынь,
4 марта 1889 года был назначен духовником и благочинным обители.
Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря - чудотворной Седмиезерной иконой Божией Матери.

Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года принял постриг в великую схиму с именем в честь архангела Гавриила. Пять лет о. Гавриил не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости.

На пожертвования светских посетителей, которые приходили к нему за советами (около 10 тысяч рублей), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пустыни была построена церковь во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. 16 октября 1900 года архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) освятил этот храм, а 8 августа 1901 г. назначил преподобного Гавриила исполняющим обязанности наместника, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

9 июня 1902 года о. Гавриил был возведен в сан архимандрита.

Схиархимандрит Гавриил наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту наместника была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах, в Синод направлялись на него жалобы.
В 1908 году в Синод поступил донос, в котором наместник обвинялся в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархим. Гавриил и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения», впоследствии он был оправдан. Официально выселенный из обители, о. Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.

В конце июля 1908 года он приехал в Спасо-Елеазаровский монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для старца был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 г.


Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, чото 1960-х гг. из архива Б. Скобельцина
(Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь, фото 1960-х гг. из архива Б. Скобельцина. До разорения монастырь был мужским, но в 1918 году все монахи были расстреляны, а монастырь разорен)

Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) о. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели Казанской духовной академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский). Вел. кн. Елисавета Феодоровна несколько раз посещала старца и присутствовала на его похоронах. Схиархим. Гавриил бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители. Он окормлял насельниц псковских Старовознесенского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

С 1912 года состояние здоровья старца ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пустыни. Наступление немецких войск летом 1915 г. и угроза оказаться на оккупированной территории заставили преподобного в августе 1915 года уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА архим. Гурия (Степанова).

Скончался 24 сентября 1915 года в Казани. Перед кончиной старца причастил иером. Иона (Покровский). Был похоронен в церкви прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пустыни. В 1928-1929 гг. обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение старца Гавриила было осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной иконой сохранил иеросхим. Серафим (Кашурин).
Первоначально житие прп. Гавриила составил его ученик, архим. Симеон (Холмогоров).

В 1981 г. по благословению Казанского еп. Пантелеимона (Митрюковского) изображение прп. Гавриила было помещено на иконе Собора Казанских святых, которая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 г. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 г. канонизация прп. Гавриила была утверждена патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 году - акафист преподобному.

Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерский 2


С 1997 года мощи преподобного находились в храме св. Иоанна Кронштадтского Казанской духовной семинарии, с 30 июля 2000 года - в восстановленной Седмиезерной пустыни. Частицы мощей и иконы преподобного Гавриила имеются в церкви Иоанна Кронштадтского и Спасо-Елеазаровском монастыре.

Рака с мощами прп. Гавриила (Зырянова) в Седмиезерной пустыни
(Рака с мощами прп. Гавриила (Зырянова) в Седмиезерной пустыни)


Тропарь
глас 4
От ю́ности, богому́дре, просвети́вся любо́вию Христо́вою,/ су́етный и многомяте́жный ми́р оста́вил еси́./ Житие́ свое́ вве́ря предста́тельству Пречи́стыя Богоро́дицы,/ сле́з пото́ки излива́л еси́ пред честны́м Ея́ о́бразом,/ и тече́ньми их се́дьм езе́р освяти́л еси́./ И терпе́ния ра́ди украси́ тя́ небе́сными дара́ми Христо́с Бо́г на́ш,// в чудесе́х и ученице́х сла́вна показа́ земле́ Каза́нстей.

Ин тропарь
глас тот же
Подви́жник, я́ко еди́н от дре́вних,/ соверше́нство стяжа́л еси́ во мно́гих ско́рбех,/ благода́тными да́ры украше́н бы́в оби́льно,/ но́вых му́чеников воспита́л еси́ Бо́гу./ Заступи́ на́с и ны́не моли́твами твои́ми,// Преподо́бне о́тче Гаврии́ле, ста́рче на́ш.

Кондак
глас 5
Претерпе́л еси́ ско́рби и наве́ты вра́жии благоду́шно,/ кро́тостью, любо́вию и смире́нием побежда́ти зло́ науча́л еси́,/ те́плою моли́твою со слеза́ми предстоя́л еси́ Го́споду,/ созерца́я та́йная и бу́дущая, я́ко настоя́щая,/ преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ не оста́ви ча́д твои́х// усе́рдным и ско́рым к Бо́гу хода́тайством.

Ин кондак
глас 2
Ста́рчества яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, блаже́нне,/ житие́ свое́ испо́лнил еси́ терпе́нием, посто́м и моли́твами./ Прозорл'ивости и исцеле́ния да́ры стяжа́л еси́,/ и ученице́м свои́м проложи́ пу́ть в Небе́сныя селе́ния./ И ны́не та́мо мо́лиши Христа́ Бо́га о все́х зову́щих ти́:/ ра́дуйся, преподо́бне о́тче Гаврии́ле,/ сосу́де Свята́го Ду́ха,// всея́ Каза́нския земли́ украше́ние.



Икона Пресвятой Богородицы «Миртидиотисса»




Остров Кифира гордится своей предстательницей — Богородицей «Миртидиотиссой». Эта чудотворная икона, согласно древнему преданию, была найдена в небольшом местечке Миртида, располагавшемся в некогда пустынном, заросшем миртовыми деревьями районе острова.

Один благочестивый пастух во время пламенной молитвы услышал здесь взывавший к нему голос:

— Если ты поищешь вокруг себя, то найдешь Мою икону. Я уже давно здесь нахожусь. Я хочу помочь этому месту.

И в самом деле, вскоре среди ветвей миртовых деревьев пастух обнаружил святую икону Пресвятой Богородицы. Пораженный, он облобызал ее и перенес в свою хижину.

Утром, странное дело, икона исчезла. Пастух снова нашел ее там, где она была найдена. Тогда на этом месте он построил часовенку, поместил в ней священную икону, дав ей имя «Миртидиотисса», поскольку она была найдена в Миртиде в зарослях миртовых деревьев.

На этой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Божия Матерь изображается с Младенцем на руках. Ее лицо, как и лицо Господа, темное, обрамлено чистым золотом и драгоценными камнями. Обычно черты лица на иконе неразличимы. Однако в редкие моменты лицо Богородицы внезапно меняет окраску и становится розовым. На губах появляется неописуемо умилительная улыбка, а глаза начинают радостно смотреть на верующего. Это продолжается всего несколько секунд, и затем величественный образ Приснодевы приобретает свое обычное состояние.


Строительство

С момента чудесного обретения иконы прошло много лет. В 1841 году деятельный иеромонах по имени Агафангел Каллигер взялся за сооружение на священном месте нового величественного храма и завершил свой труд к 1857 году.

На протяжении всего строительства Богородица совершала чудеса и помогала богоугодному начинанию. Едва начались работы, как мужчины вместе с женщинами и даже детьми сбежались, чтобы потрудиться в славной тогда уже Миртиде. Характерно, что за период строительства не произошло ни одного несчастного случая, не было произнесено ни одною плохого слова.

Не раз рабочим доводилось спать зимой под открытым небом, но никто не заболел, ни у кого ни голова, ни даже палец не заболели. Все работали с таким рвением и охотой, что забывали даже о пище и сне. Один работал за десятерых, а десять — за сотню. В перерывах между работой устраивали танцы, пели народные песни и воспевали гимны Божией Матери «Миртидиотиссе».

Как-то раз работавший высоко на строительных лесах прораб попросил пить. Один из рабочих протянул ему кувшин, но потерял равновесие и упал с лесов. Падая, он что было сил закричал: «Миртидиотисса!» И Богородица совершила чуда рабочий оказался стоящим на ногах! Он был цел и невредим, а в руках держал наполненный доверху кувшин с водой.

В другой раз, чтобы взорвать огромные глыбы камней, рабочим нужен был динамит. Наполненные порохом бочки находились в подвале, и за необходимым количеством пороха спустился игумен. Все бочки оказались запечатанными. Тогда он, не имея подходящего инструмента, чтобы их открыть, совершенно не думая о последствиях, по своей рассеянности, взял кусок железа, раскалил его на огне и… принялся открывать бочки. В этот миг сильный удар невидимой руки поверг его наземь.

Придя в себя, он перекрестился и в страхе осознал, что, могло последовать, не вмешайся та невидимая рука! Кому как не Пресвятой Богородице, могла она принадлежать?

Миртидийский храм поддерживается внутри двумя рядами монолитных колонн из туфа. Во время строительства храма на острове не было туфовых карьеров. Поэтому прораб решил отправиться в плавание, чтобы договориться о закупке необходимого количества колонн. Для этого он взял в наем небольшое парусное судно.

Внезапно на море разразился шторм, который продолжался без перерыва пятнадцать дней. Кораблю пришлось вернуться назад. В течение этого времени сын прораба неоднократно видел во сне одетую во все черное почтенного вида Женщину, Которая ему говорила:

— Пойдите вместе с отцом в такое-то место, что рядом с Миртидийским храмом. Там находится старый заброшенный туфовый карьер.

Так и произошло. Карьер был найден, и качество туфа оказалось превосходным. Удивительным было также то, что ни одна колонна не была повреждена ни при выемке камня, ни при обработке, ни при размещении в храме.

Каждую субботу отец Агафангел выплачивал рабочим деньги. В одну из суббот оказалось, что все средства закончились, и он принял решение отправиться в город, чтобы взять у кого-нибудь в долг. Однако еще до отправления его известили, что деньги нашлись. Он пошел к хранилищу, в котором только что смотрел, и с удивлением обнаружил здесь два мешочка, доверху наполненных талерами.

В другой раз тоже приближался день выдачи денег, а их не было. Рабочие требовали заработок, а игумен был болен и не мог пойти в город, чтобы занять. Старец три дня постился и со слезами молился перед иконой Приснодевы Марии, чтобы Она помогла ему, как казалось, в безвыходной ситуации.

Вечером третьего дня он, опечаленный и совсем уже потерявший надежду выйти из затруднительного положения, сидел в своей кельи. Вдруг он услышал стук в дверь. Поднявшись, он открыл дверь, но никого не увидел. Пристально всматриваясь в темноту, вдалеке он различил приближающуюся к нему фигуру человека. Незнакомец был одет в старую критскую одежду и в каждой руке что-то держал. Приблизившись к отцу Агафангелу, он поприветствовал его и сказал:

— Когда-то давно я попросил помощи у Пресвятой «Миртидиотиссы» и дал обет принести в Ее храм большое количество золотых и серебряных монет. Богородица помогла мне, однако я постоянно откладывал с исполнением своего обета. А сейчас вот уже: в продолжении трех дней мне во сне является почтенная Женщина в черном и говорит «Отправляйся как можно быстрее на Кифиру в Миртидийский храм и исполняй свое обещание».

После этих слов игумен провел нежданного гостя в храм. Там благочестивый критянин, поклонившись пред Святой иконой, опорожнил перед полным удивления старцем два толстых мешочка. Храмовый даек наполнился монетами.

Когда паломник ушел, отец Агафангел сосчитал деньги. С изумлением он удостоверился в том, что денег было ровно столько, сколько было необходимо для зарплаты рабочим.


Рыбаки

Предстательство «Миртидиотиссы» простирается на весь остров. Она врачует недуги, спасает утопающих, укрощает природные стихии и спешит на помощь во всевозможных происшествиях и нуждах.

Был февраль 1892 года. В Капсали, портовом городе острова, на борт корабля взошли четыре рыбака и после небольших приготовлений отправились в открытое море для рыбной ловли.

Был вечер, стояла чудесная погода. Уже не один час они пытались раздобыть приманку для ловли, но ничего не получалось, а следовательно, они даже не могли начать рыбачить. Проходило время, и наступила ночь. В десять часов вечера они подошли к острову Антикифире. Тогда отчаявшиеся рыбаки приняли решение возвращаться домой. Однако внезапно погода начала портиться. Подул сильный юго-западный ветер, а за ним — южный. Опустилась кромешная тьма, и рыбаки уже не различали берегов Капсали. Они были уверены, что держат путь к берегам Капсали, тогда как в действительности плыли по направлению к Пиреям.

Буря тем временем усиливалась. Волны неудержимо набрасывались на маленький кораблик. Судно начало трещать, в подводную часть корабля стала поступать вода.

Несчастные рыбаки побросали в море сети, переметы и даже веревки, чтобы хоть как-то облегчить судно. Однако вода продолжала прибывать со всех сторон. Тогда они решили разбить кувшин с пресной, водой, чтобы осколками вычерпыватъ воду из шлюпки. Но сосуд был разбит неудачно, и им нельзя было воспользоваться. Тогда были открыты все кожаные мехи, но отверстия в них были маленькими, а воды в лодке — много. Недолго пришлось ждать и жажды, так как кувшина с водой больше не было.

Придя в отчаяние, после всех безрезультатных попыток спасти положение, они обратились к Благодатной Деве «Миртидиотиссе». Моряки молились и со слезами просили Пресвятую Мать о помощи. И Та не замедлила ее оказать: в какой-то момент рыбакам показалось, что они увидели на носу корабля величественной внешности Женщину в черном, Которая сразу же исчезла. Это видение, несмотря на то, что было мимолетным, придало им смелости.

— Не бойтесь, ребята! — закричал капитан, — С нами «Миртидиотисса»!

Море после этого успокоилось, ветер утих, и рыбаки, славословя Богородицу, взялись за весла. Когда рассвело, измученные моряки поняли, насколько они отклонились от курса. Перед ними возвышался мыс Тенаро. Кифира едва виднелась вдалеке.

Подул легкий западный ветерок. Рыбаки расправили парус и взяли курс на свой остров. Однако ветер все крепчал, и корабль уже не плыл, а словно летел по волнам. И рулевой — невиданное дело — не мог изменить направление движения лодки. Ее курс был один — Миртидийский порт. По пути они разминулись с рейсовым кораблем, с палубы которого на них с удивлением и недоумением смотрели пассажиры. Ветер стал еще сильнее. Лодка теперь едва касалась волн. На полной скорости они приближались к священной земле Пресвятой Богородицы.

Выйдя на сушу, они от счастья стали обнимать друг друга и целовать прибрежные камни. Сразу же, без всяких задержек, они босяком отправились к святому Миртидийскому храму. И там, преклонив колени перед святой иконой, рыбаки со слезами возблагодарили Богоматерь за свое спасение.

С того времени моряки каждый год участвовали в крестном ходе со святой иконой по деревням острова, неся ее на руках.


Молнии

21 января 1829 года. Глубокая ночь. Жители Кифиры разошлись по домам, и все вокруг замерло. Внезапно тишину сменяет вой природных стихий. Отверзлись небеса, и потоки воды хлынули на землю с шумом, угрожая уничтожить весь остров. Молнии жгли землю дотла, а сильный гром, словно вулкан, сотрясал ее до самого основания. Беспросветная тьма сделала ночь настоящим адом. И одичавшее море то разверзалось до самых недр, то возвышалось великаном, словно желая поглотить остров. Видно, грехи и нечестие островитян привели Творца в негодование.

В древней крепости, где проживало множество семей, находилась церковь, построенная в честь Пресвятой Богородицы. Именно в ней в то время хранилась чудотворная икона Божией Матери «Миртидиотисса».

Божий гнев все не прекращался, и внезапно в крепость ударили Одновременно две молнии. Одна, сломав древко флага, разрываясь й брызжа искрами, ворвалась в храм, распорола пол, пробила дыру в стене перед святой иконой и влетела в находившуюся рядом комнату, использовавшуюся в качестве временного хранилища для пороха. Молния, словно огненный змей, перевернула помост и опрокинула вверх дном открытые бочки с порохом. Затем она вышла наружу и встретилась с другой молнией, которую с самого начала оставила терзать крепостную площадь. Объединившись, молнии обрушились на дом управляющего, оставляя на своем пути лишь следы разрушения.

В крепости находился еще один, больших размеров, пороховой склад. Одна из молний направилась к нему, разорвала его на части, прошла между ног охранника и повергла его наземь. Охранник начал усиленно призывать Божию помощь, и тогда, как он сам позже рассказывал, у самых Дверей церкви его глазам предстала одетая во все белое Женщина. Это не мог быть никто другой, кроме Пресвятой.

«Миртидиотисса» Преблагая Дева повелела молниям ударить в море. Так и произошло.

После этого шум сразу же прекратился, и наступила полная тишина. На рассвете все жители собрались вместе, чтобы возблагодарить свою Заступницу. Действительно, в ту мрачную ночь Богородица вмешалась явным и осязаемым. образом. Молнии перевернули огромное число бочек с порохом, не вызвав при этом ни единого взрыва! Также не было человеческих жертв, а только материальное убытки и повреждения.

Последовал крестный ход и обнесение святой иконы по всему городу с военным парадом. Из толпы выкрикивали: «Пресвятая Владычице, спаси, помилуй!»


Парализованный

В конце XVI — начале XVII века в Корсунаре Кифирском жил некий благочестивый человек по имени Федор Кубаниос.

Согласно преданию, он был, потомком того самого пастуха, который чудесным образом обнаружил всеми почитаемую икону Пресвятой Богородицы «Миртидиотиссу». К ней Федор испытывал особое благоговение.

Добродетельный и набожный крестьянин ежегодно приходил в Миртидийский храм на торжественное, всенощное бдение в честь обретения святой иконы. Он. приезжал со всей семьей, преподнося все необходимое для Божественной Литургии и проскомидии.

Внезапно Кубаниос тяжело заболел и на многие годы остался парализованным. Однако он не впал в отчаяние, а принял это испытание со смирением. Не имея возможности ездить сам, он каждый год посылал в Миртиду своих родственников.

Годы шли, и парализованный почувствовал, что приближается его конец. Он мечтал только об одном: сподобиться в последний раз перед смертью поклониться иконе Пречистой «Миртидиотиссе». Его мечта сбылась. В тот же год, 24 сентября, четыре его родственника принесли его на деревянной кровати в Миртиду и поставили прямо перед чудотворной иконой. Кубаниос был переполен как радостью, поскольку снова сподобился поклониться иконе, так и скорбью о своем плачевном состоянии.

Вскоре началось всенощное бдение. Закончились вечерня, лития, и шла утреня. Была глубокая ночь, когда один из паломников вышел ненадолго из храма, чтобы немного отдохнуть. Однако вскоре он буквально влетел в храм и нечеловеческим голосом завопил:

— Спасайтесь, кто может, — пираты! Я слышал доносящийся с моря шум. Уже, должно быть, многие высадились.

В ту эпоху пиратские набеги на остров были столь частыми, что паломники, едва заслышав о страшном известии, сразу же прервали бдение и бросились прятаться. В спешке никто и не вспомнил о несчастном парализованном. Одинокий и опечаленный своей судьбой, он неподвижно лежал на кровати, брошенный на милость бессердечных пиратов. Он поднял глаза, пристально посмотрел на икону и с еще более горячей молитвой стал просить у Пресвятой Девы милости. И тогда произошло чудо: сквозь слезы и мольбы он услышал исходящий от иконы голос, повелевавший ему:

— Встань и беги!

Он сделал попытку встать и вдруг обнаружил, что до сих пор неподвижные члены его тела стали двигаться. Он поднялся на ноги, вышел из церкви и побежал искать своих родственников. Сначала он думал, что все это происходит во сне. Однако вскоре он убедился в реальности своего исцеления, и тогда его радости и ликованию не было предела. На крики еще минуту назад парализованного из укрытий вышли все паломники и окружили его тесным кругом. Услышав его рассказ о великом чуде, все собрались внутри храма и со слезами умиления принесли благодарение неисчерпаемому Источнику милости.

Однако, странное дело, пираты все не появлялись! И тогда люди догадались, что доносившийся с моря шум происходил не от пиратов, а до Божественному Промыслу! Все произошло так, чтобы беспомощный парализованный остался один, горя-40 помолился и сподобился чудесного исцеления.

Уже будучи здоровым, Федор, переполненный благодарности, стал еще с большим благоговением участвовать в праздновании 24 сентября. И своим детям он дал наказ, чтобы те и после его смерти продолжали этот благословенный обычай.


Наказание

По древней традиции, чудотворная икона Божией Матери «Миртидиотисса» ежегодно обносится по кифирским деревням для благословения и освящения. Это шествие начинается в столице острова в понедельник Страстной седмицы и заканчивается в среду Светлой седмицы, когда Она возвращается в Миртиду.

Однажды вскоре после воссоединения Ионических островов с Грецией, в понедельник Фоминой недели, икона находилась в храме святых бессребреников деревни Фацадика. Секретарь епархиального управления Диомид Фандрид с дерзостью приблизился к священной иконе, вздумав щегольнуть перед присутствующими своим неверием и нечестием. Поцарапав ногтем лицо Приснодевы, он ударил по нему пальцем и громко сказал верующим, пришедшим в ужас от такого нечестивого поступка:

— Икона «Миртидиотисса» — это просто кусок почерневшего от древности дерева.

Вскоре святотатец был приглашен на обед в Один из деревенских домов. Сев за стол, Фандрид взял бутылку с вином и попытался ее откупорить. Когда он вынимал пробку, по непонятной причине горлышко бутылки откололось и глубоко поранило палец, которым он царапал святую икону. Из раны потекла кровь, которую никак не удавалось остановить. На помощь Фандриду сбежалось множество людей, но остановить кровотечение не удавалось.

Тогда Фандрид, видя непосредственную угрозу жизни, оставил свое высокомерие и с сокрушением начал молить Богородицу о прощении. И в самом деле, Богородица охотно его простила и чудесным образом остановила кровотечение.

Это чудо является единственным наказанием Пресвятой «Миртидиотиссы», направленным, однако, на спасение человеческой души.


Засуха

Жестокий бич засухи неоднократно наносил свои удары по острову, в результате чего здесь все выгорало. В таких случаях жители прибегали к помощи чудотворной иконы Божией Матери «Миртидиотиссы». Они со слезами и горячими молитвами совершали крестный ход с Ее иконой, и Она всегда посылала им дождь.

Однажды во время приготовления жителей ко крестному ходу среди них оказался некий богатый турок с острова Крит.

— Почему это вокруг церкви такое необычное движение? — спросил он в недоумении.

— Люди собираются на крестный ход, — ответили ему. — Уже много месяцев на острове не было дождя. Мы совершим сейчас вынос иконы Пресвятой Богородицы «Миртидиотиссы», дабы по Ее святым молитвам прекратился Божий гнев и закончилась засуха.

— Как вы глупы!
— сказал турок, вглядываясь вверх. — На небе нет ни облачка! Однако если после вашего крестного хода пойдет дождь, я Пожертвую «Миртиотиссе» вот это бриллиантовое украшение.

Неверный турок поспорил на эту изумительной красоты драгоценность, так как не мог себе представить, что в этот день может пойти дождь. Вскоре клир и народ совершили с чудотворной иконой крестный ход вокруг храма. Все преклонили колени и с глубоким волнением и умилением вознесли свои молитвы Божией Матери о прекращении засухи.

Во время хода на небе начали показываться облака, число которых постоянно увеличивалось. Когда шествующие возвратились в храм, начался проливной дождь, исполнивший жителей радостью и весельем.

Турок стоял, потеряв дар речи. Признав поражение, он исполнил свое обещание. До сего дня это драгоценное бриллиантовое ожерелье в форме полумесяца украшает венец Пресвятой «Миртидиотиссы» и напоминает всем о чуде.

(Источник: Книга "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы ", 2001 (ISBN 5-7533-0187-8))


Tags: Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Миртидиотисса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments