filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry

Путешествие по святым местам Бари, Корфу и материковой Греции или записки упрямого ослика... ч.8

Продолжение...
предыдущая часть тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/2197.html

Литургия…

К девяти мы, разумеется, не пришли, т.к. исповедоваться нам было уже не надо, а пришли к десяти. Первое, что мы увидели, зайдя в Базилику- это две очереди из русских исповедников. Как хорошо, что вчера мы пошли на службу! Сегодня можно было бы и не успеть. Литургия началась как и положено – в полдесятого. Главным священником был приехавший русский батюшка (видимо в гости к настоятелю Русского подворья) из Рима, а сослужили ему отец Андрей ( настоятель), наш батюшка из Волгограда и еще один молодой батюшка ( откуда он и как его зовут мы не узнали).

Базилика св. Николая, Бари, Литургия

Народу было много и, если честно, душновато. Но радости это не отняло. Служба проходила очень торжественно. Было видно, как батюшки с любовью преклоняли колена у надгробья с мощами. А потом была проповедь.
Проповедь произнес батюшка из Рима. И сказал он очень простые слова, но так запавшие в душу, что я не могу с Вами не поделиться ими. А, может, оттого и запали они, что не по-книжному говорил священник, а от сердца. А это всегда чувствуешь, когда слова от сердца идут.
А говорил он о том, что святитель Николай совершил бесчисленное число чудес, и что у каждого, наверное, такое чудо есть в кармане. А хочется, говорил батюшка, сказать о тех маленьких чудесах, что произошли они за одно только литургическое утро простого священника- его самого. Он сказал , что должен был вчера уехать обратно в Рим и сегодня служить на своем приходе. Но в последний момент узнал, что в Риме есть заменяющий его сегодня священник, и он может остаться и отслужить здесь, в Бари. И он остался. И встретил тут, на этой Литургии свое духовное чадо, которое не видел уже 10 лет, по причине того, что чадо это уехало в Австралию. И сегодня, случайно (как, наверное, многие подумают) это чадо приехало именно в Бари и именно на эту Литургию.
А еще, сказал батюшка, сегодня на этой Литургии он встретил еще одно духовное чадо - одно из последних духовных чад, но уже не свое, а своего усопшего отца (он тоже был священником) и которое не видел уже больше 15 лет! Случайность ли это – три события, переплетенные вокруг Божественной Литургии? Да нет, конечно. Это святитель Николай такие встречи устраивает.
Я вспомнил, что и нам он еще на Корфу в помощники и первые гиды по Бари послал не Петра или Василия, а Николая.

А потом было Причастие. Вынесли четыре Чаши, и мы оказались ближе к той, что держал в руках наш старенький священник. Ну, все правильно - у него исповедовались, к нему и пойдем. Причастились. Слава Тебе, Господи, за все! Не в суд или в осуждение, Господи, а во очищение и оставление грехов наших!

Базилика св. Николая, Бари, Причастие

После Причастия можно было приложиться к мощам. Часа два ожидали мы своей очереди, двое батюшек начали читать акафист, а потом и молебен святителю Николаю, а оставшиеся два без отдыха, обливаясь потом (батюшки в облачении были, а духота усиливалась) подхватывали иконы, пакетики, крестики - и несли к Престолу и освящали их на мощах святителя. Дай им Бог здоровья!

Дождавшись своей очереди и приложившись, мы вышли на улицу. Возле центрального входа в Базилику множество итальянцев, куча воздушных шариков, цветы- очередная итальянская свадьба! Из крупных воздушных сердечек выложено: «Марика и Вито»,- ну, теперь мы знаем имена новобрачных.

Базилика св. Николая, Бари, имена молодоженов

В Италии нет в нашем понимании росписи молодых в ЗАГСе. Они венчаются, получают в храме свидетельство, а потом уже просто ставят в известность местный муниципалитет. Вот и все.
Напротив Базилики надувной святитель Николай - что-то среднее, между полненьким гномом и Санта- Клаусом.

Базилика св. Николая, Бари, надувной Санта

А на статую святителя Николая забирается девочка лет одиннадцати и, подражая святителю, копирует его благословение. Ну, такова вера итальянская… не рассуждая - хорошо это или плохо, просто скажу - нам такое отношение к святыне не понять. У нас к святыне почтения поболее будет.
А теперь можно в номер, переодеться, прочесть акафист святителю и поблагодарить его за то, что по его молитвам все устроилось так, Как и планировали и…отправиться покушать. Например, в тот же ресторанчик, что кушали вчера, только уже не смущать официанта (хоть мне кажется, он воспринял заказ воды без смущения) заказом воды, а взять бутылочку вина и посидеть и еще раз пережить в памяти все те события, что с нами произошли во время нашего путешествия.
И еще раз поблагодарить Господа и святых угодников за милости к нам бесчисленные. И за все наши большие и маленькие радости. И вот, даже это вино,… наверное, если бы мы были подвижниками и аскетами, то стоило бы воздержаться – путешествие путешествием, но все-таки пост начался. Конечно, он не такой строгий, как Успенский или Великий, но все же. Но, Господи! Прости нас! Мы немощные сосуды, нет сил обуздать себя настолько.
И тут же мы находим отклик в наших сердцах – нас настолько переполняет чувство радости, что понимаем ,что Господь прощает нам.
У нас остается еще сутки на осмотр города, а потом самолетом до Катании, чтобы там сесть на обратный рейс до Москвы. Шесть взлетов и шесть приземлений за две недели. И ночь в пустынном аэропорту города Катания.

аэропорт Катани- любимая спит

И все закончится хорошо и без ненужных приключений завтра вечером в Шереметьево.
А потом многочисленные поездки по друзьям и знакомым с раздачей привезенных иконок и многочисленные рассказы о том, как все могло плохо начаться, но как все хорошо закончилось. И как здорово было бы в следующем году поехать на Корфу а уже оттуда в Бари… и, может, Даст Бог, удастся поехать с нашим батюшкой. Но все это уже к нашей поездке не относится.

аэропорт Катани - из самолета

Мы прилетели в субботу вечером.
А утром, в воскресенье я в нашем храме Георгия Победоносца и он кажется таким родным, что никуда не хочется уезжать.
Литургия в нашем храме закончилась, я уже дома и первое, что я понял, что мне совсем не хочется сыра, который привезен с собой и который, если его не съесть может испортиться.
Вот, оказывается,… что б войти в пост, надо было просто побывать на службе в том храме, который для тебя стал родным. Все просто - голова встала на место, дух укрепился и тут же обуздал тело. Господи! Помоги нам пребывать в бодрствовании! Укрепи нас!
Завтра, наверное, я уже по-другому буду рассуждать, и мне вновь захочется новых впечатлений и новых путешествий. Но сегодня мне лучше всего тут, дома и никуда ехать нет желания. И Слава Богу, что бывают такие минуты, когда все хорошо там ,где мы есть.