filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

07 (20) сентября 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябля

прп_Сергий_Радонжский_благ_кн_Дмитрий_Донской_прпп_Александр_Пересве_Андрей_Ослябля
(преподобный Сергий Радонежский, Великий благоверный князь Дмитрий Донской, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябля)


Александр Радонежский, в миру Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Битва_Пересвета_с_челубеем
(Битва Пересвета с Челубеем. Илья Глазунов)


Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

церковь_Рождкства_Пресвятой_Богородцы_Симонов_Монастырь_Москва
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Симонов монастырь, Москва)

деревянное_надгробие_Пересвета_и_Ослябли
(деревянные надгробия (современные) Пересвета и Ослябли)


В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.

В наши дни старый Симоновский монастырь восстанавливается.

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским
глас 1
Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте, /
но и нас своим заступлением не остависте. /
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, /
душею в превышнем селении пребываете. /
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским
глас 7
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.



Святитель Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский

Будучи архимандритом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря оказал митрополиту Петру поддержку на Соборе в Переяславле в 1311 году. В том же году святитель Петр рукоположил Прохора во епископа Ростовского.

Удостоился явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Толгской, после чего учредил празднование ей и основал Толгский Введенский монастырь в 1314 году.
В 1319 году был посредником в примирении московского князя Юрия Даниловича и тверского Александра Михайловича.
Когда на Ростов двинулась Ахмылова рать из Орды, в 1322 году святитель вышел навстречу войскам с крестным ходом, чем спас город от разорения.

В 1325 году отпевал в Московском Архангельском соборе убитого в Орде великого князя Юрия Даниловича. Предполагают, что святитель Прохор затем возглавлял Русскую Церковь после смерти святителя Петра в декабре 1326 года и до приезда из Константинополя святителя Феогноста в 1328 году. 14 августа 1327 года он освятил Успенский собор Московского кремля. В том же году на Владимирском Соборе выступал за канонизацию митрополита Петра.

После 16-летнего архипастырского служения удалился в Ярославский Преображенский монастырь и принял схиму с именем Трифон. Преставился святитель 7 сентября 1328 года и был похоронен в монастыре, рядом с храмом Преображения Господня.
Святитель Прохор упоминается в Воскресенской летописи, Никоновском списке, «Житии Петра, царевича Ордынского».


Труды

Почитатель памяти святого митрополита Петра Московского, святитель Прохор составил «Похвальное слово митрополиту Петру» (опубликовано в Материалах для истории русской церкви, Харьков, 1802), а также канон ему же. Составитель "Поучения" и заказчик «Федоровского Евангелия» (ЯИАМЗ).


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments