Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, игумен, второе обретение мощей
Память 19 января на первое обретение мощей, 10 августа на второе обретение и перенесение мощей в 1998, 3 декабря на преставление, в Соборах Московских и Радонежских святых.
Данилов монастырь был последней обителью, закрытой в Москве в 1932 году, и первой обителью, открытой по разрешению властей в 1983 году. В храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря св. мощи прп. Саввы Сторожевского находились с января 1985 года до 22 августа 1998 года.
В 1995 году началась поэтапная передача Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в монастырских стенах возродилась православная служба, появились первые иноки и постоянные прихожане. Первым пострижеником возрожденной обители в апреле 1998 года стал о. Савва, нынешний наместник монастыря. В августе 1998 года, когда Саввин монастырь праздновал свое 600-летие, святые мощи вернулись в родные стены.
(Перенесение мощей преподобного Саввы из Свято-Данилова с Саввино-Сторожевский монастырь. 22 августа 1998 г.)
22 августа православная Москва прощалась со св. мощами Звенигородского Чудотворца. Празднование началось утром того дня в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего верующие могли приложиться к святым мощам преподобного Саввы.
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II у ковчега с мощами преподобного Саввы. 22 августа 1998 г.)
Из Троицкого собора ковчег с мощами преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих. После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь – в Саввино-Сторожевский монастырь. По пути останавливались в Одинцове, Перхушкове, Захарове, где служились молебны и местные прихожане могли приложиться к св. мощам. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со святыней.
В Звенигороде у храма св. блгв. князя Александра Невского колонна остановилась, и все верующие пошли до монастыря пешком. Жители Звенигорода воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.
(Патриаршее Богослужение у мощей преподобного Саввы Сторожевского в Рождественском соборе)
При огромном стечении народа в центре города состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.
И, наконец, под неумолкающий колокольный звон многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение Патриаршим служением.
По окончании праздничной службы к собравшимся обратился с приветственным словом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Этот день, – сказал Святейший, – вне всякого сомнения, войдет навеки в историю Обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня – честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году, они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им Обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя...»
Вечернюю службу 23-го августа и Божественную Литургию 24-го отслужил в Саввинской церкви Скита епископ Бронницкий Тихон. Закончились торжества всенощным бдением 24-го и праздничной литургией 25-го августа в Успенском соборе на Городке, где служил епископ Красногорский Савва (первый постриженик Даниловой обители).
Святые мощи снова на Звенигородской земле. Снова к ним приходят люди со своими надеждами и скорбями. И сегодня, как и столетия назад, у раки преподобного Саввы они обретают утешение и благодатную помощь.
(рака с мощами прп. Саввы Сторожевского)
Очень подробно об этом угоднике Божьем и ученике преподобного Сергия Радонежского вы можете прочитать тут:
http://www.savvastor.ru/
Тропарь преподобного Саввы Сторожевского
глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:/ от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси;/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,/ Савво, отче наш,// моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы Сторожевского
глас 2
Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.
Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Священномученик Вячеслав Закедский, пресвитер
Священномученик Вячеслав - Вячеслав Иванович Закедский - родился в 1879 году в семье священника. В 1900 году он окончил курс Ярославской Духовной Семинарии и был определен учителем церковно-приходской школы в село Толгоболь Ярославского уезда. В этот период он женится на Надежде Митрофановне Солонцовой, дочери диакона Рыбинского Спасо-Преображенского собора Митрофана Тимофеевича Солонцова, происходившего из старинного священнического рода.
21 января 1901 года Вячеслав Закедский был рукоположен в сан диакона к Преображенскому собору города Рыбинска, и вместе с тем назначен законоучителем соборной церковно-приходской школы. В 1909 году он был определен также законоучителем VIII приходского начального училища. К празднованию 25-летия церковно-приходских школ отец Вячеслав был награжден медалью.
После февральской революции в мае 1917 г. диакон Закедский был переведен в тюремную церковь города Рыбинска и возведен в сан священника. По-видимому, в этой церкви в период подавления Ярославского восстания в ночь на 10/23 августа 1918 года он был жестоко изранен, отчего вскоре скончался. Его похоронили на городском кладбище при церкви Святителя Тихона Задонского.
26 декабря 2001 года по представлению Ярославской епархии Священный Синод Русской Православной Церкви вынес определение о канонизации священномученика священника Вячеслава Закедского.
Священномученик Афанасий Кислов, пресвитер
Протоиерей Афанасий Григорьевич Кислов родился в марте 1880 года в бедной крестьянской семье, проживавшей в деревне Тараскино Псковской губернии. В семье Кисловых было трое детей – старший четырехлетний Афанасий и две девочки. Когда их родители умерли, всех троих взял в свою семью на воспитание местный приходской священник. Иерей Иосиф Никанович. Приемных детей он растил также, как и своих – подросшего Афанасия определил на учебу, а сестер его выдал замуж. В возрасте 16-ти лет Афанасий уехал на заработки в Петербург, где устроился писарем при торговой конторе.
В семье отца Иосифа подрастала дочь Анна – тихая, невысокого роста девушка с огромной русой косой; завершив свое образование в Витебской женской гимназии, она уже собиралась замуж. Услышав про это Афанасий Григорьевич приехал из Петербурга и попросил ее руки… Анна согласилась, и они обвенчались в 1908 году. Бог благословил семейство девятью детьми.
Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить свою дальнейшую жизнь Церкви. Путь его по духовному ведомству начался не без участия и рекомендаций его приемного отца, протоиерея Иосифа Никановича, который давно прозрел в нем хорошие задатки к духовной жизни. В 1910 году преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в сан диакона. Шесть лет отец Афанасий служил диаконом в церкви с. Сиротино Витебской губернии. Революция 1917 года и последующие за ней трагические события не переменили желания о.Афанасия служить Богу. Во священники о. Афанасий был рукоположен в 1924 году в Витебске епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем церкви с.Рудня Витебской епархии.
В это время при скрытом активном участии советских властей началось активное разрушение церкви изнутри — был спровоцирован обновленческий раскол. Отец Афанасий не осквернил свою совесть участием в нем – так, когда к нему на приход пожаловал обновленческий епископ, священник не открыл ему двери в церковь, сколько ни стучали в дверь его сопровождающие. Когда же на приход приезжал архиерей тихоновской ориентации, то его встречали «по высшему разряду». В 1927 году Рудненскую церковь обложили непомерно большим налогом, в случае неуплаты которого священника ждал арест. Семья тянулась из последних сил, голодала и продавала последнее…
В 1929 году на Крещение Господне о.Афанасий на реке Ловать освятил в проруби воду. О молебне тут же стало известно властям. Немедленно в Рудню прибыла опергруппа, и батюшку арестовали. В застенках его страшно били, и домой о. Афанасий вернулся через месяц полумертвым. В 1930 году церковь обложили еще большим налогом; батюшка специально ездил к родной сестре одолжить деньги, однако нужную сумму набрать не мог. Снова потянулись долгие голодные дни…Предотвратить арест мог только переезд, и на семейном совете было принято решение возвратиться на Псковщину. Здесь батюшке удалось зарегистрироваться священником Никольской церкви с. Прихабы. Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, он продолжал приходскую деятельность - крестил на дому, где для этого была припасена старинная купель, и тайно ездил на требы по просьбам прихожан. В 1935 году, на Пасху, батюшку арестовали прямо во храме, во время богослужения. После этого ареста он снова вернулся домой полуживым. Он молчал, никому ничего не рассказывал, но однажды у него вырвалось, что довелось ему делить камеру вместе с уголовниками, которые садились на него верхом и заставляли его по очереди на себе возить. Но духом батюшка оставался крепок и , поправившись, снова вернулся к Престолу Божию.
(Церковь Николая Чудотворца - Прихабы - Себежский район - Псковская область, разорен в годы безбожной власти, Крест на месте алтарной части храма)
Жить легально священнику к концу 30-х годов было опасно, и родные не раз просили о.Афанасия скрыться, на что он всегда отвечал так: «Иисус Христос страдал, и я пойду страдать за него»… Всего в священном сане о.Афанасий служил Святой Церкви 27 лет, из них 20 при советской власти. Ночью 13 августа 1937 года батюшку снова арестовали — забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии, и повели к машине. Дети бежали следом. Отец Афанасий благословил их, и больше они его не видели…
Единственный допрос о.Афанасия состоялся сразу же после ночного ареста.
Вопрос: По имеющимся у нас данным вы вели контрреволюционную работу среди населения проив советской власти и проводимых мероприятий.
Ответ: Против проводимых мероприятий советской власти я никаких разговоров не вел…
Вопрос: скажите, вы в октябре 1936 года, когда крестили ребенка у Михайлова Ивана в деревне Б. Авинище, вы там имели разговор со Шматовым Федором?
Ответ: У Михайлова Ивана я ребенка не крестил и никаких разговоров со Шматовым не имел.
Вопрос: У вас при обыске было обнаружено 102 рубля 50 копеек разменной монеты. Известно ли вам, что большие суммы разменной монеты держать нельзя, и умышленно создаете затруднения с разменной монетой?
Ответ: О том, что задерживать разменную монету нельзя, я знаю, но я ждал момента, когда поеду в город и сдам. Никакой цели я при этом не преследовал.
Записано с моих слов верно, протокол мною прочитан, в чем и расписываюсь. А.Кислов.
На следующий день после ареста и допроса о.Афанасия, следователь написал в обвинительном заключении:
Кислов Афанасий Григорьевич …вел контрреволюционную агитацию против колхозного строительства, благодаря чему во многих населенных пунктах, входящих в приход Прихабской церкви, имеется большой процент единоличников, отказывающихся вступать в колхозы…Во время обыска у него было обнаружено много сухарей из печеного хлеба и 102 руб.50 коп. разменной серебряной монеты советской чеканки, что полностью подтверждает его контрреволюционную деятельность.
Особая тройка при УНКВД по Калининской области обвинила священника в том, что он систематически вел контрреволюционную агитацию против соввласти и колхозного строительства, распространял провокационные слухи о войне и гибели соввласти и приговорила его к расстрелу. 23 августа о.Афанасия Кислова расстреляли. Сведений о месте его захоронения не имеется.
Семья его осталась в Прихабах. Трое старших детей в поисках работы уехали кто куда, а вдове священника, как она и предполагала, пришлось ходить по миру и собирать кусочки хлеба, чтобы чуть-чуть накормить шестерых малых детей. На работу ее не брали, а детей выгоняли из школы. Под гитару со сцены учительница пения исполняла специально сочиненные ею частушки «О попе Афанасии», в которых батюшка зло высмеивался. Дома дети плакали, а мать утешала – они-то знали, каким был их отец.
Дети о. Афанасия были способными и хорошо учились, но им специально занижали отметки. Много горя им пришлось пережить – но все они, кроме двух, погибших на войне, остались живы и выросли достойными людьми. Матушка Анна Иосифовна, любимая всеми, прожила до 86 лет.
Сейчас у о. Афанасия было бы 16 внуков и 28 правнуков.
Протопресвитер Афанасий Кислов причислен Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 6 октября 2003 года.
Собор новомучеников и исповедников Соловецких
Празднование установлено указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25 марта 2000 года. Текст службы новомученикам и исповедникам Соловецким был утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 163).
В лик Соловецких новомучеников и исповедников входят:
• Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский (+ 1919, память 20 октября, 28 декабря)
• Мц. Анна Лыкошина (+ 1925, память 28 сентября)
• Сщмч. Александр Сахаров, прот. (+ 1927, память 25 июля)
• Прмч. Вениамин (Кононов), архим. (+ 1928, память 4 апреля)
• Прмч. Никифор (Кучин), иером. (+ 1928, память 4 апреля)
• Прмч. Иннокентий (Беда), архим. (+ 1928, память 24 декабря)
• Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
• Сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (+ 1929, память 15 декабря)
• Сщмч. Николай Восторгов, свящ. (+ 1930, память 19 января)
• Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
• Сщмч. Василий Надеждин, свящ. (+ 1930, память 6 февраля)
• Сщмч. Иоанн Стеблин-Каменский, прот. (+ 1930, память 20 июля)
• Сщмч. Василий Измайлов, прот. (+ 1930, память 15 октября)
• Сщмч. Владимир Введенский, свящ. (+ 1931, память 21 марта)
• Сщмч. Николай Симо, прот. (+ 1931, память 5 апреля)
• Прмч. Серафим (Тьевар), иером. (+ 1931, память 23 ноября)
• Сщисп. Амвросий (Полянский), еп. Каменец-Подольский (+ 1932, память 7 декабря)
• Сщисп. Николай Лебедев, свящ. (+ 1933, память 19 августа)
• Сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934, память 19 апреля, 18 июня)
• Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля)
• Сщмч. Алексий Воробьев, прот. (+ 1937, память 7 августа)
• Прмч. Елевферий (Печенников), схиархим.(+ 1937, память 14 августа)
• Сщисп. Роман Медведь, прот. (+ 1937, память 21 июля, 26 августа)
• Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский (+ 1937, память 2 сентября)
• Сщмч. Дамаскин (Цедрик), еп. Стародубский (+ 1937, память 2 сентября)
• Сщмч. Константин Богословский, прот. (+ 1937, память 6 сентября)
• Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
• Сщмч. Амфилохий (Скворцов), еп. Красноярский (+ 1937, память 18 сентября)
• Мч. Владимир Правдолюбов (+ 1937, память 21 сентября)
• Сщмч. Александр Орлов, свящ. (+ 1937, память 30 сентября)
• Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября)
• Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
• Сщмч. Василий Козырев, прот. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Иоанн Козырев, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Арсений Троицкий, прот. (+ 1937, память 6 ноября)
• Прмч. Гавриил (Владимиров), иером. (+ 1937, память 6 ноября)
• Сщмч. Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский (+ 1937, память 10 ноября)
• Сщмч. Сергий Знаменский, прот. (+ 1937, память 14 ноября)
• Сщмч. Владимир Медведюк, прот. (+ 1937, память 20 ноября)
• Сщмч. Емилиан Панасевич, свящ. (+ 1937, память 20 ноября)
• Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
• Прмч. Никон (Беляев), архим. (+ 1937, память 27 ноября)
• Сщмч. Сергий Голощапов, прот. (+ 1937, память 7 декабря)
• Сщмч. Александр Поспелов, прот. (+ 1937, память 13 декабря)
• Сщмч. Владимир Лозина-Лозинский, прот. (+ 1937, память 13 декабря)
• Сщмч. Василий Виноградов, свящ. (+ 1937, память 15 декабря)
• Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1937, память 16 декабря)
• Сщмч. Владимир Преображенский, свящ. (+ 1937, память 18 декабря)
• Сщмч. Илия Бенеманский, свящ. (+ 1937, память 18 декабря)
• Мч. Иоанн Попов, профессор (+ 1938, память 26 января)
• Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
• Мч. Леонид Сальков (+ 1938, память 22 февраля)
• Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмч. Александр Крылов, прот. (+ 1938, память 26 декабря)
• Прмч. Максимилиан (Марченко), игум. (+ 1938)
• Сщмч. Павел Добромыслов, прот. (+ 1940, память 20 января)
• Мц. Вера Самсонова (+ 1940, память 1 июня)
• Сщмч. Никандр Гривский, свящ. (+ 1940, память 19 сентября)
• Сщисп. Александр Орлов, свящ. (+ 1941, память 14 апреля)
• Сщмч. Николай Правдолюбов, свящ. (+ 1941, память 31 июля)
• Сщмч. Петр Крестов, прот. (+ 1941, память 6 декабря)
• Мч. Стефан Наливайко, псаломщик (+ 1945, память 30 января)
• Сщисп. Сергий Правдолюбов, прот. (+ 1950, память 5 декабря, 21 сентября)
• Присп. Александр (Орудов), архим. (+ 1961, память 14 августа)
• Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября)
• Сщисп. Петр (Чельцов), свящ. (+ 1972, память 30 августа)
(Кладбище жертв ГУЛАГа у подножия Секирной горы, Соловецкие острова)
Тропарь
глас 7
Днесь отцы Соловетстии/ паки славою от Господа венчаются,/ яко дивных страстотерпец новых лик/ тамо паче звезд просиявает,/ очищаяй ны огнем страданий их,/ люте мучимых и убиенных./ Темже крепцею любовию притекаем к вам,/ святолепное собрание святителей,/ иереи же и иноци,/ и мирян честных сословие,/ за Христа на сих отоцех пострадавшии,/ яко много дерзновение стяжавшии,/ укрепите же прилежными молитвами и нас/ в вере истинней и благочестии// стати даже и до крове.
Кондак
глас 2
Христовою любовию распаляеми, мученицы,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте, божественне претерпевающе лютость мук,/ в совершеннем смирении/ воле Божией предающе себе,/ непоколебими пребысте/ во всех мыслимых и немыслимых бедах:/ терзаеми, жегоми, стружеми,/ темже благодать Господню прияли есте/ утверждати в вере и благочестии всех,/ с любовию к вам притекающих,/ тем зовем вам:// радуйтеся, Новомученицы и Исповедницы Соловецтии.
Подробно жития и фотографии святых, входящих в Собор вы можете почитать и посмотреть тут:
http://solovki-monastyr.ru/saints/martyrs/