filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

29 июля (11 августа) 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

Продолжение…


Икона Богородицы «РУДОСЕЛЬСКАЯ»




Название этой иконы происходит от места, где она прославилась - Рудое Село Володарского района, Киевской области. Она чудесным образом явилась в имении местного помещика Станислава Залесского в нач. 19 века.

Рассказывают, что пан С.Залесский страдал тяжелым недугом(по некоторым предположениям, он болел астмой) и искал исцеления у разных врачей, в том числе и заграничных. Во время одной из таких поездок он купил икону Божьей Матери старинного письма. Перед ней Станислав молился об исцелении. Вскоре он выздоровел, однако свое исцелении приписал искусству врачей, а не действию Благодати Божьей, которая исходила от образа Пресвятой Богородицы. Кроме того, пан Залесский проявил нерадение, не забрав икону с собой.

По прибытии в имение, Станислав Залесский устроил банкет в честь своего выздоровления. В разгар веселья к пану прибежала испуганая служанка, которая сообщила, что в погребе, неизвестным образом появилась икона Божьей Матери. Удивленный пан приказал принести икону в дом, но никто не смог сдвинуть её с места. Тогда уже сам пан Станислав, вместе с гостями, спустился в погреб и... узнал ту самую икону, перед которой молился и получил исцеление. Помещика охватил священный трепет, когда он услышал голос, который обличал его в нерадении: "Когда я была нужна тебе, ты молился мне, а получив исцеление - забыл меня..." Потрясенный Станислав пригласил священника, который отслужил молебен прямо в погребе. После этого икону легко подняли сельские девочки -- они вынесли её из погреба и поставили на украшеную телегу, запряженую молодыми волами.

Святыню перевезли в деревянную церковь, которая была тогда в селе. Пан Залесский, в благодарность за исцеление, в 1825 году начал строительство нового каменного храма, освященного уже после его смерти – в 1841 году.

Весть о чудесном явлении иконы в Рудом селе быстро разлетелась по Киевщине и к рудосельской иконе стали стекаться люди, неся Пресвятой Богородице свои несчастья, болезни и скорби, и получая по своей вере и молитвах исцеление от недугов, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы как самих исцелённых, так и свидетелей чудес Божьих.

Похищения иконы

После революции, во времена гонений на Православную Церковь, люди прятали икону в погребах и тайно молились перед чудотворным образом. Место пребывания иконы держалось в тайне - о нём знал только узкий круг верующих. Благодаря таким мерам, икону удалось спасти в те нелегкие времена. Но, как невозможно спрятать город, построенный на вершине горы, так и чудотворную святыню невозможно утаить от страдающих сердец, ищущих утешения и благодатной помощи Пресвятой Богородицы.

Не секрет, что на огонек среди ночи могут зайти не только усталые путники, но и разные проходимцы и мошенники. Так и слава Рудосельской иконы привлекала внимание не только благочестивых людей, но и любителей легкого обогащения, которые неоднократно похищали чудотворный образ.

Один из таких случаев произошел в 70-х годах ХХ в., в разгар атеизма. И хотя о краже было сообщено в милицию, рудосельчане сомневались в том, что их святыню будут искать. В плане борьбы с религией Рудое Село считалось одним из самых неблагополучных, и власть уже давно была недовольна толпами верующих, которые отовсюду стекались к Божьей Матери.

Однако, помышлением Божьим, кому-то из прихожан попалась на глаза газета, в которой рассказывалось о подвиге пограничника, который задержал контрабандистов; Среди изъятых вещей была обнаружена икона Божьей Матери. И казалось бы - разве мало икон похищено? Но у людей затеплился огонек надежды. В редакции газеты нашли корреспондента, а через него следователя, занимающегося этим делом. Но до суда икона не могла быть возвращена владельцам, поскольку считалась вещественным доказательством. А потому рудосельчане, опасаясь, что государство их обманет и заберёт икону в музей, устроили дежурство у дверей чиновников, отвечающих за это дело. В конце-концов, благодаря ревности прихожан, икона была возвращена в Рудое Село.

Ещё один случай похищения иконы случился в 1998 году. С мая по октябрь о ней не было никаких известий, хотя милиция делала всё возможное для её возвращения. И только в средине октября чудотворный образ был найден в церкви села Гореничи Киево-Святошинского р-на, куда её подарил человек, пожелавший остаться неизвестным.

Он рассказал священнику, что икону купил для домашней молитвы, но с тех пор потерял покой и сон, так как Божья Матерь являлась ему во сне грозно предупреждая, что в его доме не место этой иконе. Не зная о происхождении образа, этот человек подарил его в храм Рождества Богородицы с. Гореничи. А в Рудом селе люди плакали о потере и молились Божьей Матери о ее возвращении.

И хотя многим рудосельчанам Пречистая Дева являлась во сне и говорила:"не плачьте я не оставлю ваше село", мало у кого из прихожан оставалась надежда на возвращение иконы. И вот, словно обличая человеческое неверие, Богородица в который раз возвращает свой чудотворный образ в Рудое Село, место предначертанное Ею.

Мы не знаем всей истории Рудосельской иконы (по заключению экспертов она написана примерно во второй половине 17 века на ещё более древнем холсте), но мы знаем, что в начале 19-го века она, чудесным образом, явилась в Рудом Селе где пребывает и поныне.

Время, войны, революции безжалостны не только к людям, но и к иконам. Многие чудотворные иконы сейчас бесследно утрачены и до нас дошли только их копии. Поэтому чрезвычайно важно то, что, хранящаяся в Рудом Селе, икона это тот самый Рудоселький образ Божией Матери который 200 лет назад чудесно явился в помещичьем погребе, от которого как тогда так и сейчас совершаются чудеса и исцеления, который как тогда так и сейчас неоскудно источает благодать и словно град на вершине горы стоящий собирает к себе всех страждущих и немощных ищущих сей благодати Божией.


Чудеса и исцеления

Весть о чудесном явлении иконы в Рудом селе быстро разлетелась по Киевщине и к рудосельской иконе стали стекаться люди, неся Пресвятой Богородице свои несчастья, болезни и скорби, и получая по своей вере и молитвах исцеление от недугов, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы ка самих исцелённых, так и свидетелей чудес Божьих.

Диякончук Мария свидетельствует, что её отец - Мельник Григорий - однажды привез к иконе женщину Марию из соседнего села Косовки, которая ходила на костылях. После нескольких дней молитв перед иконой Божьей Матери раба Бажья Мария полностью исцелилась от болезни. В знак благодарности за чудесную помощь, женщина пешком ходила в Киево-Печерскую лавру(около 150 км), неся перед собой иконку Божьей Матери. Костыли Марии хранились возле иконы до закрытия Троицкого храма в 1962 году.

Раба Божья Соломия(1910г.р., с.Софиполь, Тетиевского р-на) рассказывала о том, что в детстве не могла ходить из-за болезни ног. Врачи, к которым обращались её родители, сошлись на том, что ноги необходимо отрезать. Но в 1925г. по совету одной женщины, отец привез дочь в Рудое Село.

Соломия вспоминала:" Когда меня внесли в церковь, было много людей и все оглядывались на меня, кивая головами и сочувственно говорили:"Такая молодая и красивая, но калека". Я проплакала всю службу, а когда меня подняли, на полу была лужа слез." Выйдя из храма, Соломия почувствовала себя лучше. По дороге домой боль в ногах постепенно исчезла. Врачи, ещё раз осмотрев девочку, удивленно сказали, что ноги необходимо просто полечить и Соломия опять будет ходить. Исцеленная девушка вышла замуж и сейчас имеет детей, внуков и правнуков. Каждый год Соломия приезжала на храмовый праздник, который, не смотря на преграды, празновался и во времена атеистического режима. Она всегда рассказывала всем о чуде, которое произошло с ней.

Рассказывают прихожане и о том, что возле иконы до 1962 гола находилась металлическая пластинка с выгравированным на ней изображением глаз. Эта пластинка была изготовлена по заказу одного прихожанина в знак благодарности Божьей Матери за прозрение. Исцеленный мужчина в большом количестве привозил к иконе лампадное масло, которое в советские времена были дефицитом.

После революции, во времена гонений на Православную Церковь, люди прятали икону в подвалах и тайно молились перед чудотворным образом. Перед тем, как занести святыню в погреб, стены последнего выбеливали и покрывали коврами.. Место пребывания иконы старательно скрывалось -- о нем знал очень узкий круг верующих. Благодаря таким мерам, икону удалось спасти в те нелегкие времена. Но, как невозможно спрятать город, построенный на вершине горы, так и чудотворную святыню нереально затаить от страждущих сердец, жаждущих утешения и благодатной помощи Пресвятой Богородицы.

Так, однажды в дом, в котором пребывала икона, привели душевнобольного мужчину, который забегал по комнате, закрывая голову руками и умоляя кого-то невидимого отпустить и больше не мучить его. Через некоторое время больной забился в угол и затих. Присутствующие уже успели испугаться за его жизнь, но когда мужчину подняли, он оказался вполне здоровым и в полном создании. Рудосельчане утверждают, то этот человек ещё долгое время работал кладовщиком в местном колхозе.

Диякончук Мария, в доме которой долгое время хранилась Рудосельская икона, рассказала потрясающий случай, свидетелем которого была она сама. Как-то, войдя в дом, Мария, как обычно, хотела перекреститься к Матери Божьей, но рука её так и застыла в воздухе: на месте, где находилась икона, висела только пустая рама. Женщина не могла объяснить этой пропажи, ведь в дом никто не входил. В отчаянии она упала на колени, заливаясь горькими слезами, но когда она снова подняла голову, то увидела, как изображение медленно появилось в рамке. Мария поклялась в том, что все рассказанное ею -- чистая правда.

Кодынська Ольга однажды заболела водянкой -- опухло всё тело и женщина уже не могла передвигаться. Врачи ничем не смогли ей помочь, но Ольга получила помощь от самой Милосердной Целительницы, которая явилась больной в образе, похожем на изображение на Рудосельской иконе, и приказала пить чай из растения "нечуй-ветер", о котором раба Божья Ольга до этого ничего не знала. На возражение Ольги, что она не знает, как выглядит это растение, Божья Матерь сама поведала как и где найти его. После такого лечения женщина выздоровела.

Рассказывает Надежда Слободянюк:
"Моя мама, Гринюк Пелагея,1907 г.р., заболела неизлечимой на то время болезнью -- "красной волчанкой". Проходя лечение в г.Сквира, она день и ночь молилась к божьей Матери и всем святым, прося о помиловании.

Как-то раз ей снится, что она ходит по берегу реки, но на другой берег перейти не может, потому что мостик был узенький,как прутик. Но тут явилась сама Пресвятая Богородица, которая подала маме веточку и повела на другую сторону реки. когда дошли до средины, Божья Матерь приказала умываться - и когда мама умылась, с лица облетели все струпья.

Тогда Пречистая осмотрела её и сказала:"Ещё возле уха обмой", после этого признаки болезни исчезли окончательно. Потом Богородица опять подала маме веточку и довела её до другого берега. Мама все время просила:"Матусю, помилуй меня!"Но Царица Небесная приказала ей называть себя не "матусей", а Матерью Божьей. Мама опять попросила"Матерь Божья, помилуй меня!", на что Богородица ответила:"Помилую!" После этого мама стала поправляться и полностью выздоровела
"

Следует также добавить, что в доме Гринюк Пелагеи потом долгое время сохранялась Рудосельская икона. При этом неграмотная Пелагея на память выучила акафист Божьей Матери.

И в наше время не иссякает источник Божьей Благодати от чудотворного Рудосельского образа.Сегодня Божья Матерь сама путешествует по городам и селам нашей земли, исцеляя тела и врачуя души всех тех, кто с верой приходит к её чудотворной Рудосельской иконе.

К сожалению, не всегда есть возможность собрать все данные про чудеса и исцеления.Часто люди или не считают за необходимое, или от радости забывают снова прийти в храм, чтобы прославить Бога и поблагодарить его Пречистую Матерь за исцеление.

Другие же свидетели, сообщают про чудеса не вдаваясь в подробности. Но несмотря на все, существует много свидетельств чудесной помощи от Рудосельской иконы Божьей Матери. Так, в одном только селе Чапаевка Таращанского р-на священник о.Петр собрал восемь таких свидетельств.

Садовенко Анатолий Иванович, из с.Косякивка, после инсульта лежал при смерти. Родные готовились к похоронам, но подавали записки на молебен перед Рудосельской иконой. Через три дня ему стало легче и больной смог встать. Ещё позже Анатолия Ивановича привезли к иконе Божьей Матери, и когда он приложился к ней, то полностью выздоровел.

Яковенко Мария Матвеевна(с. Чапаевка) страдала душевным расстройством. Не могла ни молиться, ни находиться в храме. От Рудосельской иконы Божьей Матери получила исцеление. Теперь регулярно ходит в церковь и причащается.
У Ходакивской Любовь Ивановны было больное сердце, страдала от сильных болей, задышки. Перед иконой Божьей Матери она почувствовала облегчение и с тех пор ей намного лучше.

Рябченко Лидия Данииловна могла передвигаться только с двумя палками. После молитв перед иконой стала ходить без них.

Кучма Неонила Петровна -- простудилась, были сильные головные боли. По молитвам Богородицы исчезла и простуда и её осложнения.

Кучер Мария Максимовна после акафиста перед иконой мгновенно излечилась от тяжелого грипа.

У Береговенко Оксаны Мироновны были больные ноги и она пребывала на начальной стаии туберкульоза. Получив исцеление от Рудосельской иконы, стала ходить в церковь.

Девочку Маричку N., которая страдала ночным энурезом, бабушка приводила в храм к чудотворному образу. По молитвам Богородицы девочка вылечилась.

Ещё один интересный случай рассказала жительница г.Василькова :
«Года три назад в г. Васильков, в храм святителя Николая отец Алексей привез чудотворную Рудосельскую икону Божьей Матери. Все шли к ней на поклонение.

Пошли и мы с дочкой: поклонились, купили иконку, приложили её к чудотворному образу и пошли домой. У меня есть брат, Вовченко Николай Михайлович, который живет в г.Кочалим Тюменской обл. На другой день мы пошли ему позвонить -- узнать, как живет его семья.

А невестка в трубку плачет и кричит, что Коля умирает -- всего разнесло, ноги как бревна, живот как гора; не ест, не пьет. Мы тоже начали плакать и рыдать, так нам было его жалко(он очень добрый у нас). А потом вечером плачем и думаем:"Что же делать?Как помочь?" Сказали, что у него рак простаты.

А это очень страшно. Но мы решили читать акафист Божьей Матери"Всецарица" перед иконкой Рудосельской Божьей Матери, которую купили в храме. Фотографию Коли приложили к иконе. Ночью выключили свет и стали плакать и просить Матерь Божью, чтоб Николай ещё пожил. И от самой иконки, с правого верхнего угла сошел огонь.

Мы с дочерью стояли в темноте и весь этот трепет огня видели. Хоть Коля был и далеко от нас, но Матерь Божья нашу молитву услышала и стала ему помогать. На утро побежали звонить, а невестка радостно кричит в трубку:"Коле лучше!" Опухоль сошла, немного только внизу живота осталось. Брат попросил есть, а на другой день начал вставать. (До этого он чувствовал себя все хуже и хуже, хоть и принимал дорогие лекарства.)

Так он живет уже три года, хотя те, что лечились с ним от той же болезни, умерли. Врачи не верили своим глазам. Все допрашивали:"Чем лечили, что вы ему давали?" Но невестка ничего не рассказывала. Чудо произошло. Брат живет и сегодня. Уже трижды приезжал у Васильков во время отпуска. Опухоль и сейчас немного есть, но он, в свои 59 лет, выучил компьютер и работает.

Брат благодарен Матери Божьей за исцеление и верит, что она не оставит его своей милостью. И Господь помогает ему.
»

Дармостук Александра Михайловна,
г.Васильков, 16 августа 2002 года.

22 марта 2007 года прихожане и настоятель Володарской церкви Трех Святителей протоиерей Михаил Рыскин приехали в Рудое село на праздник. Татьяна Ивановна Демянчук 1961 года рождения приехала вместе со своими прихожанами помочь петь на клиросе, Литургию преждеосвященных даров, хотя с утра чуствовала себя не очень хорошо. Но петь она не смогла, потому, что ей стало совсем плохо и всю службу она просидела скрючившись от сильных болей в животе.

После богослужения был праздничный обед и Татьяне пришлось ждать своих подруг, пока они пообедают. Но когда отец Михаил предложил заехать к погребу, где явилась Рудосельськая икона, Татьяна взроптала: "Разве не видите как мне плохо. Поехали домой." Но батюшка настоял на своем и они спустились в погреб. Татьяна стоять уже не могла и упав на колени проплакала весь молебен.

По завершении молебна она не обратила внимания, как вышла из погреба и, что всю дорогу поддерживала разговор с подругами. Когда подъехали к ее улице о.Михаил хотел подвезти женщину поближе к дому, но Татьяна возразила, что пройдется пешком и только тут заметила, что у неё ничего не болит, после молебна боли прекратились. На следующий день муж Тани отправил жену в больницу чтобы узнать причину болезни.

Пройдя обследование Татьяна узнала, что у неё открылась язва желудка и в брюшной полости было много крови, но кровотечение прекратилось. Врачи недоумевали, как могло такое случиться. Женщине сказали, что если бы она обратилась к ним в тот день, её бы отправили в Киев в областную больницу потому, что в Володарке не было препаратов для лечения язвенного кровотечения. Татьяна поблагодарила Господа и Матерь Божью за милость оказанную ей.

Прославление чудотворной «Рудосельской» иконы — чудо нашего времени:
https://pravlife.org/ru/content/proslavlenie-chudotvornoy-rudoselskoy-ikony-chudo-nashego-vremeni-fotoreportazh



Принесение в Москву чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая


(В середине находится поясное изображение Святителя, а вокруг – 8 клейм из жития Святого:
Приведение Святителя Николая во учение; Явление Святителя Николая царю Константину во сне; Спасение Святителем Николаем Димитрия со дна моря; Служба Святителя Николая в Сионе; Спасение Святителем Николаем корабля от потопа; Избавление Святителем Николаем трех мужей от меча; Возвращение Святителем Николаем Агрикова сына от Сарацын; Погребение Святителя Николая.)


Самый центр первопрестольного града Москвы – Красную площадь украшает выдающийся памятник русской храмовой архитектуры, который именуется ныне храмом Василия Блаженного. Это самый известный храм, освященный святителем Макарием, митрополитом Московским († 1563). Главный его престол посвящен празднику Покрова Божией Матери. Храм был создан в честь покорения Казани в 1552 году.

В начале 1555 года на Соборе Русской Церкви была учреждена новая, Казанская епархия. Вскоре состоялась хиротония первого Казанского архиепископа – святителя Гурия († 1563), а в мае последовали его проводы к месту архипастырского служения. 29 июня 1555 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в Москву из Вятки был принесен чудотворный Великорецкий образ Святителя и Чудотворца Николая [1]. Встреча образу была устроена высокоторжественная: у Николо-Угрешского монастыря ее встречал брат царя Юрий Васильевич, у Симонова монастыря – сам царь Иоанн Грозный; у Яузского моста – духовенство с крестным ходом, «а митрополит встретил, вышедши из града Китая, против Всех святых на Кулишке со кресты же» [2].

Великорецкий образ был торжественно внесен в Кремль и установлен в Успенском соборе «против митрополича места» [3]. Затем «обнавлял образ Николы чюдотворца сам Макарей митрополит, бе бо иконному писанию навычен, а с ним Андрей протопоп Благовещенской со многым желанием и верою, постом и молитвою» [4]. Таким образом, за время пребывания чудотворного образа в Москве митрополит Макарий «поновил» обветшавшую от времени и перенесенного пожара икону Святителя Николая.

В то время, когда в Москву был принесен чудотворный образ, там был заложен храм-памятник «казанского взятия» [5]. Царь Иоанн Грозный повелел «поставити церковь древяну святаго чюдотворца Николы Вятцкого и с его образа таков же образ написати и новонаписанный образ святаго чюдотворца Николы поставити в новопоставленом храме у Покрова Святей Богородицы надо рвом» [6]. Освящение этого, очевидно, деревянного храма митрополит Макарий совершил 29 июля 1555 года. В следующем году, 3 августа, образ Святителя Николая был доставлен обратно в Вятку [7]. А на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1559 году были «священны церкви приделы в Новом городе у Фроловского мосту, которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятье, в которые дни Божия помочь и победа была православному царю над бусурманы» [8].

В Степенной книге говорится о том, что творение русских мастеров «поставлено бысть премудро и дивно разныя церкви на едином основании... на возвышение чюдес Божиих о взятии Казаньскаго царствия и Астараханьскаго царствия» [9]. Среди освященных каменных храмов-приделов в летописи назван и южный придел во имя Святителя Николая (Николы Великорецкого). Главный престол был освящен 29 июня 1561 года, о чем свидетельствует надпись, открытая в верхнем ярусе храма [10]. Ставя вопрос о том, по чьему замыслу был воздвигнут собор Покрова на рву, выдающийся историк архитектуры Н.И.Брунов пишет: «Первое имя, которое приходит в голову, это имя главы Церкви – митрополита Макария» [11].

Четыре придела храма-памятника посвящены праздникам, в дни которых были одержаны победы во время взятия Казани. Никольский придел, необходимый архитектурно-композиционно, получил посвящение уже после закладки собора. «И первое основание сам царь касается своима рукама. И разсмотриша мастеры, что лишней престол обретеся, и сказаша царю. И царь и Митрополит, и весь сунклит царьской во удивление прииде о том, что обретеся лишний престол. И поволи царь ту быти престолу Николину: “И изволи де Бог, и полюби то место Никола, а у меня да не бысть в помышлении того”» [12]. Пребывание в Москве чудотворного образа Святителя Николая, известного только в Вятке, в конечном итоге способствовало распространению почитания святого на Руси. Впоследствии списки с этой иконы стали появляться в различных областях Московской Руси [13].


Принесение в Москву Великорецкого образа Святителя Николая нашло отражение в гимнографии. «Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь» [14]. В кондаке принесению образа говорится: «...честный сей образ твой честно почитаем, и любезно целуем, и яко велие таковое дарование нам от Христа Бога даровася, паче бо сапфира и топазия, принесеся к нам от места, рекомаго Вятка, в царский град, на исцеление всем приходящим к нему с верою» [15]. Гимнографические тексты были составлены, очевидно, в Москве по благословению святителя Макария книжником из его окружения.

В Никольском приделе храма-памятника первоначальный храмовый образ в иконостасе был написан «митрополитом Макарием в меру чудотворного образа Николы Великорецкого», который «сгорел во время пожара 1737 года, а новый был создан только в 1786 году» [16].

Конусные верхние части стен придела покрыты росписью. «Судя по реставрационным исследованиям, стены придела были расписаны в конце XVIII века, хотя сведений об этом в сохранившихся документах нет. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия. Она представляет собой подробную иллюстрацию рассказа Никоновской летописи о принесении образа Николы Великорецкого в Москву. Выдержки из летописи украшают нижнюю часть восьмерика» [17]. В 2007 году в Никольском приделе были проведены реставрационные работы.

Встреча митрополитом Макарием чудотворного образа у «Всех святых на Кулишке со кресты» изображена в Никольском приделе на северо-западной грани храмового восьмерика. Стилистически роспись соответствует поздним традициям масляных храмовых росписей XIX века. Митрополит изображен справа: он в мантии, епитрахили и белом клобуке, а слева находится священник, держащий икону Святителя Николая, иконографически восходящий к Зарайскому образу. Внизу помещена подпись: «Митрополит Макарий встреша образ Николы Великорецкого у Фроловских ворот и поставиша в соборной церкви и много исцеления быша по вся дни».

О принесении в Москву Великорецкого образа говорится в летописях, в Степенной книге, а также в житии митрополита Ионы [18]. Позднее неизвестный книжник сделал выписку из жития святителя Ионы, предпослав ей заголовок «Сказание о святей чудотворней Великорецкой иконе святаго чюдотворца Николы apxиeпископа о чудесех от образов святаго Ионы Митрополита и преподобнаго отца Александра Свирскаго чюд[отворца]», а в конце приписал «и благочинием. Слава Богу. Аминь». Этот текст был опубликован в конце XIX века священником Иоанном Кузнецовым, служившим в Покровском соборе [19].

Принесение в Москву Великорецкого образа святителя Николая свидетельствует об особом почитании этого святого на Руси. Данное событие нашло отражение в памятниках гимнографии, иконографии, летописях, житиях. Росписи Никольского придела храма Василия Блаженного в Москве хранят также образ «чюдного», по отзывам современников, святителя Макария, просветителя Земли Русской.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] О чудотворном образе была составлена повесть, о редакциях которой см.: Романова А.А. Рукописная традиция «Повести о Великорецкой иконе Чудотворца Николая» // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 37–41.

[2] ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1.С. 254. Миниатюру из Лицевого летописного свода, на которой изображена встреча в Москве митрополитом Макарием чудотворного образа, и ее описание см.: Серебрякова Е.И. Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотворной иконы Святителя Николы // Правило веры и образ кротости... Образ святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 463–464.

[3] ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 254. Однако в Постниковском летописце говорится, что чудотворный образ был поставлен «против места царьского, идеже и ныне стоит» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 189).

[4] ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 254.

[5] Васильев А. К 400-летию закладки собора «Покрова на рву» // ЖМП. 1955. № 10. С. 54–58.

[6] Там же. С. 255.

[7] Там же. С. 273.

[8] Там же. С. 320. В конце данного летописного освящения отмечено, что «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

[9] ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 674.

[10] Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного). М., 2004. С. 19; Яковлев И. О дате окончания строительства Покровского собора // Ежегодник Государственного Исторического музея. 1961. М., 1962. С. 115–118. Н.И.Брунов отмечает: «Наружная часть средней башни Покровского собора похожа на царское место – балдахин-сень Ивана Грозного в Московском Успенском соборе, сделанное в 1551 году» (Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М., 1988. С. 93. См. также: Соколова И.М. Трон царя Ивана Грозного в Успенском соборе. М., 2006. С. 64).

[11] Брунов Н.И. Указ. соч. С. 237.

[12] ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 189. См. также: Усачев А.С. Житие митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. М., 2007. № 2 (6). С. 56; Кузнецов И., священник. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора (Новые летописные данные) // ЧОИДР. М., 1896. Кн. 1. Смесь. С. 11.

[13] Например, шитая пелена Святителя Николая (Великорецкий образ) XVII века и икона XVI века в собрании храма Покрова на рву, что на Красной площади. См.: Успенская Л.С. Святыни Покровского собора (храма святого Василия Блаженного). М., 2004. С. 42–43, 56. См. также: Митрополит Макарий – почитатель Святителя и Чудотворца Николая // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 256; Нечаева Т.Н. Иконография Великорецкого образа Святителя Николая Чудотворца в русской иконописи XVI века // Правило веры и образ кротости... С. 439–455; Дудин А., священник. Списки Великорецкой иконы святителя Николая. Проблемы составления каталога // Почитание святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 104–110; Белов С.П. Икона «Никола Великорецкий» на выставке «Образ Святителя Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII–XXI веков» // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. С. 172-175.

[14] Черкасова С.А. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения // Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. С. 358. Как отмечает исследовательница, служба «самому празднику явления Великорецкой иконы была составлена в Вятке, всего вероятнее, после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом Макарием – глубоким почитателем Святителя Николая» (Там же. С. 358–359).

[15] Черкасова С.А. Великорецкий образ Святителя Николая и русская гимнография // Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. С. 74.

[16] Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного). С. 78.

[17] Там же.

[18] Усачев А.С. Житие Митрополита Ионы третьей редакции // Вестник церковной истории. М., 2007. № 2(6). С. 54–57.

[19] Кузнецов И., священник. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора // ЧОИДР. М., 1896. Кн. 2. Смесь. С. 24–27. Описание рукописи см.: Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 524–527; Калиганов И.И. Заметки о русской проложной редакции жития Георгия Нового // Старобългаристика. София, 1979. №1. С. 48–49; Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 353–354.
(Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников), Принесение в Москву чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая. «Журнал Московской Патриархии», № 12, 2007.)


Тропарь на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву
глас 3


Я́ ко драгоце́нное бога́тство,/ прии́де к нам от Вели́кия реки́ Вя́тки/ в ца́рствующий сей град наш Москву́/ честна́я ико́на о́браза твоего́, святи́телю Нико́лае,/ и мно́гая у́бо чудеса́ в прише́ствии свое́м сотвори́,/ боля́щия исцели́ и вся челове́ки удиви́./ Сего́ ра́ди повеле́нием самоде́ржца царя́ / списа́ся с нея́ сия́ честна́я ико́на твоя́ / на просвеще́ние и моле́ние всем лю́дем ца́рска гра́да,/ ю́же днесь зрим и покланя́емся ей,/ моля́ще тя, таи́нника Христо́ва:/ моли́, свя́те, о всех нас,// дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Кондак на перенесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из Вятки в Москву
глас 4


Д несь всеусе́рдне восхваля́ем тя, святи́телю о́тче Нико́лае,/ и честны́й сей о́браз твой ве́рно почита́ем,/ и любе́зно целу́ем и,/ я́ко ве́лие таково́е дарова́ние нам от Христа́ Бо́га дарова́ся,/ па́че бо сапфи́ра и топа́зия,/ принесе́ся к нам от ме́ста, реко́маго Вя́тка, в ца́рский град,/ на исцеле́ние всем приходя́щим к нему́ с ве́рою./ Тем спрославля́ем твою́ святу́ю па́мять// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.


Tags: Николай чудотворец, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments