Память святых отцов шести Вселенских Соборов
(Первый Вселенский Собор)
В воскресение в 9 Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов, которые стали возможны только тогда, когда Римская империя признала христианство законной религией. До этого она не признавала христианство, и по Римскому законодательству оно считалась ересью, и подлежало уничтожению. Как нельзя было чеканить монету никому, кроме Римского императора, также и создавать свою религию, что считалось преступлением против государства.
Но иудеев, которые не почитали императора как бога и идолам жертвы не приносили, никто не преследовал. Как только стали понимать, что христианство – не иудаизм, а совершенно новая религия, стали действовать законы Римской империи, и христиан стали гнать, как секту, как ересь опасную для государства.
Но при Императоре Константине случилось чудо, его мать Елена была христианкой, а самому Императору было явлено знамение на небе Крест, с которым он и победил своего противника, и стал Императором всей Римской империи, Западной и Восточной. С ним и произошел затем чудесный переворот, он признал христианство наравне с другими официальными религиями, и собрал в 325 году в Никее первый Вселенский собор. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.
(икона Никео-Цареградский Символ веры)
Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополепри императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для церкви. На этом соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.
(икона Третий Вселенский Собор)
Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицей. На соборе присутствовало 200 епископов.
(икона Четвертый Вселенский Собор Халкидонский)
Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия. На соборе присутствовало 650 епископов.
(икона Пятый Вселенский собор: Император Иустиниан, Евтихий патр. Константинопольский, Тимофей патр. Антиохийский, Евстохий патр. Иерусалимский, Аполлинарий; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Пятый Вселенский собор был созван в 553 г. в Константинополепри императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви – Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. На соборе присутствовало 165 епископов.
(икона Шестой Вселенский собор. Император Константин Погонат, Петр патр. Александрийский, Епифаний Ефесский; Балканы, Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, XIV в.)
Шестой Вселенский собор был созван в 630 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов. На Соборе присутствовало 170 епископов.
Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
Тропарь святым отцам 6-ти Вселенских Соборов
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.
Блаженный Стефан Лазаревич Новый (Высокий) и матерь его блгв. кн. Ми́лица (во Святом Крещении Евфросиния) (1405), Сербские
После страдальческой кончины князя Лазаря старший сын его Стефан был еще малолетним, и дела Сербии приняла мать Стефана, умная княгиня Милица.
Хотя султан, победитель Сербии, предоставил стране самоуправление, она обязана была выставлять для каждой войны султана тридцать тысяч войска и каждый год вносить в казну султана двадцать тысяч золотых дукатов. Вуку Бранковичу удалось выпросить для себя звание опекуна Стефана и правителя Сербии.
Сначала Вуку Бранковичу досталась большая часть Сербии, но умная Милица мало-помалу улучшила положение. На первых порах первоначальной задачей было восстановить разоренный войной край. Однако начались раздоры: некоторые предлагали вступить в союз с Венгрией и вместе с ней воевать против султана, другие же составили заговор, чтобы лишить Стефана прав деспота. Не обошлось и без недоброжелателей, нашептывавших султану, что Стефан - его враг. Деспотисса сама явилась к Баязету-султану с изъявлениями покорности, затем посетил султана и юный деспот. После церемониального приема Стефан сказал султану:
- Много худого наговорили обо мне вашему величеству, поэтому я сам хочу сказать правду о себе. Действительно, мне советовали заключить союз с венграми, но я, помня клятву и ваши милости, отказался. И вот я пред лицом вашего величества - жизнь моя в ваших руках, распорядитесь ею как угодно.
Баязет изумился его искренности и объяснил молодому князю, что союз с венграми точно дело неумное, так как он намерен скоро усмирить их.
- Если ты, - прибавил султан, - пойдешь со мной, станешь мне как сын, мои дети перессорятся; поэтому сейчас поступай так: держи подчиненных в руках.
Никто не ожидал, что грозный султан так, по-отечески, примет молодого Стефана, и тем больше было радости для Сербии. Баязет попросил у деспотиссы младшую ее дочь себе в супруги и обещал относиться к Стефану как к сыну. Для спокойствия Сербии умная Милица согласилась исполнить желание султана. Через год, в 1395 году, Стефан с войском отправился на помощь Баязету, воевавшему с Венгрией. А еще через они вместе должны были воевать против Боснии, но этому помешал несвоевременно выпавший глубокий снег, что спасло Сербию от неминуемых разгромов.
Одного бедствия удалось избежать, но другое - тут как тут - грозный Тимур потребовал от Баязета капитуляции. Поразмыслив, Баязет решил раз и навсегда разделаться с грозой Востока и, послав жестокий отказ Тимуру, направил гонца к Стефану, призывая его с войском на помощь. Тимур же, получив ответ Баязета, окружил его, и началось жестокое сражение. Стефан три раза врубался в ряды неприятеля, пытаясь спасти султана. Когда же надежды на победу не осталось, Стефан пробился сквозь ряды неприятеля и спас жизнь сыну султана Сулейману. Битва закончилась разгромом войск султана. Потом Стефан же прибыл в Константинополь, чтобы защитить жителей, опасавшихся нападения Тимура, но тот направился в Египет и, разгромив его, пошел в Азию. Стефан отправил к Тимуру посла с просьбой освободить свою сестру, жену Баязета. Тимур не только освободил сестру, но и утвердил Стефана в звании деспота и византийского императора.
В 1403 году Стефан женился на доброй и благочестивой дочери императора Контакузена, но брак оказался бесплодным, и это печалило обоих супругов. Состарившаяся Милица приняла монашество в ею же построенной обители Люботинии и вскоре скончалась.
(блаженная Милица, мать блаженного Стефана Нового Сербского)
Стефан оказался очень хорошим правителем - его уважали жители Сербии, с ним искали союза императоры соседних стран. Пользуясь миром и спокойствием в стране, Стефан стал обустраивать столицу - Белград, который выбрал для своего пребывания. Были возведены княжеские хоромы и храм Святого Николая с больницей, а затем и иноческая обитель, Задушбина. При монастыре возвели храм в честь Святой Троицы, украшать который прибыли лучшие художники и иконописцы. Для новой обители пригласили иноков, в том числе и с горы Афон. Освящал храм сам патриарх Кирилл с собором сербских архипастырей, в присутствии множества почетных граждан княжества в праздник Святой Троицы в 1408 году.
Продолжая благоустройство страны, Стефан ввел новый порядок управления. Высшим органом стал совет бояр под руководством деспота - здесь решались вопросы о благоустройстве отчизны. Составленные предложения передавались средней палате на новое обсуждение; решения ее исполнялись нижней палатой. Князь не допускал, чтобы служащие оскорбляли друг друга или нарушали заведенный порядок.
Трудясь на благо Сербии, благочестивый Стефан не забывал о молитвах и духовном совершенствовании. Он занимался переводом с греческого и сам писал сочинения. Не желая привлекать к себе лишнего внимания, свою благотворительность он совершал тайно - ночью он обходил приюты бедности и оставлял деньги на видном месте. Если до него доходили слухи о каком-нибудь отшельнике, живущем для Господа, Стефан спешил послать ему все необходимое; никогда не отказывал в приюте странникам. Уволившихся со службы чиновников снабжал он содержанием, оказывал помощь потерпевшим от различных бедствий.
Мирские развлечения не привлекали сербского деспота и, на удивление всем, он вел жизнь, сходную с иноческой, чем приобрел себе такую любовь и уважение, что даже папские священники молились за него. Считалось великой честью получить звание рыцаря от Стефана, с ним советовались императоры соседних стран. Гибкая политика сербского деспота освободила страну от бесконечных нападок врагов. Даже султанат согласился на значительные послабления для Сербии.
Когда в Адрианополе умер султан Махмуд, приближенные Стефану воспользоваться случаем, чтобы завладеть городом, но он отказался, сославшись на мирный договор с султаном. Однако дело было в том, что при разделении власти между удельными князьями деспот Стефан не был настолько силен, чтобы выиграть борьбу с наследником Махмуда за полную свободу Сербии. Удельные владельцы ревниво отстаивали свои границы и обычаи, что не способствовало объединению Сербии. Стефану еще не раз пришлось испытать на себе, как трудно бороться с застарелой политической болезнью. Так, после смерти зетского владетеля Юрия Бакшича деспот, опираясь на народ и особенно на желание укрепить Сербию единой властью, два раза осаждал Скадру, но зетяне выстояли при новом правителе Черневиче.
В старости у Стефана стали болеть ноги. Чувствуя приближение смерти, он пригласил к себе зятя Юрия, патриарха, епископов и великих бояр, поблагодарил верных слуг и объявил наследником своим Георгия. «Отныне его признавайте государем вашим вместо меня», - сказал он. Впрочем, вскоре Стефан выздоровел и успел дважды сразиться с Амуратом, прежде чем заключить с ним мир. Мирно почил сербский деспот в 1427 году.
Сербия горько оплакивала Стефана, чувствуя, что не будет больше такого умного, храброго и доброго защитника. Современник Стефана писал: «Многих властителей превзошел Стефан своей мудростию, но никто не превосходит его в милости и вере».
Тропарь блаженного Стефана, короля Сербского
глас 8
С высоты восприяв увещание,/ отечеству твоему был еси предстатель и просветитель,/ святый праведный деспоте Стефане,/ супостаты побеждали, и люди своя просвещали,/ и многия храмы устроили,/ сего ради чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога о спасении народа сербскаго.
Кондак блаженного Стефана, короля Сербского
глас 4
Вернаго Твоего воина Стефана Высокаго возлюбив,/ низпослал еси ему силы благодати, Христе Боже,/ во еже уведети тайны Небесныя/ и ревновати о славе Твоей,/ ейже кланяющеся и мы,/ всегда молим Тя:/ помилуй нас, Спасе, во Царствии Твоем.
Собор Курских святых
Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии.
Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.
По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.
В Собор входят:
• Прп. Феодосий Печерский, игумен, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 2 сентября)
• Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря)
• Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
• Прп. Макарий Оптинский, иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
• Прп. Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (Донецкий), иеросхим. (+ 1867, память 11 августа)
• Прп. Исаакий (Антимонов) Оптинский, схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
• Прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)
• Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский (+ 1919, память 20 октября, 28 декабря)
• Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября)
• Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
• Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
• Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)
• Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский и с ним сщмчч. Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Брянцев) и Павел (Попов) пресвитеры и мчч. Михаил (Вознесенский), Георгий (Григорий) (Богоявленский) (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)
Молитва
Святителие Христови, Курские архипастыри Онуфрие и Дамиане, на ниве Православия потрудившиеся и кончину мученическую приявшии, многих ко Христу приведшии, и великий старче Серафиме, солнцу равно возсиявший подвигами древних подвижников благочестия в пустыне Саровстей и всю Землю Российскую озаривший блистанием святости подобне Моисею пророку, и преподобне Исаакие, земли Курския отрасле, много потрудившийся в подвигах иночества в обители Оптиной, и вси святии угодницы земли Курския, присные ходатаи пред Господем, добре земное поприще прошедшии, иго Христово понесшии и высоких добродетелей достигшие, нравам благим ближних научившие и заповеди Христови соблюдшие, смиренно ныне мы преклоняемся пред вашим предстательством у Господа. С великим упованием молим вас: не презрите молений наших, но испросисте у Господа милости и щедрот, грешником спасение, сущим в скорбех и печалех утешение, маловерным надежду и терпение, в радости живущим благодарение, болящим исцеление. Присно будете наши молитвенницы и ходатаи пред Господем, дабы и нам грешным соделатися причастниками жизни вечныя в тихих и блаженных обителех Его и наслаждатися лицезрением небесной славы Его и вечно славити и воспевати пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки, аминь.
Собор трёх русских святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских
(святитель Дмитрий Ростовский)
Празднование памяти трёх святителей - Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских - установлено в XIX веке. Соединение памяти этих русских святителей сделано по подобию празднования трём вселенским святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, что видно видно из тропаря в честь свтт. Димитрия, Митрофана и Тихона.
(святитель Митрофан Воронежский)
28 октября 1868 года в Бежецком Рождественском храме был освящен алтарный придел в честь вышеназванных русских святителей. Храм в здании Воронежского духовного училища был освящен в их честь.
Особый тропарь и кондак трем святителям был составлен известным агиографом А. Н. Муравьёвым.
Затем, в силу разных причин, этот праздник потерял былую торжественность, стал забываться и постепенно исчез из церковных календарей.
(святитель Тихон Воронежский Задонский)
В начале XXI века были предприняты усилия к возрождению праздника. 24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) совершил чин великого освящения в честь трех святителей земли Российской нижнего придела Благовещенского кафедрального собора.
Тропарь
глас 8
Якоже древле на Востоцех трие велицыи святителие,/ сильный словом Василий,/ глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн,/ тако и днесь в стране полунощней/ три новоявленная светила веры на тверди церковней востекоша:/ столп веры Митрофан,/ слово истины в лице царю исповедавый,/ и обличитель раскола Димитрий,/ мечем обоюду острым вся козни его разсекий,/ и помазания полный сосуд Тихон,/ тихостию словес своих грешника к покаянию призвавый./ О велицыи трие святителие земли Российския,/ молите Христа Бога, Емуже угодни бысте,/ спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Иже в поздния наша роды и в последняя времена/ обуреваемых треволнением житейских страстей и хладом безверия недугующих/ в скорби душевней утешившии и теплотою вашея веры согревавшии,/ трие новоявленнии святителие Российстии,/ Димитрие, Митрофане и Тихоне,/ на камени Православия утвердите ны/ и, яко чадолюбивии отцы,/ духовная чада ваша стезею заповедей отеческих в Царствие Христово вслед себе руководите.
Григорий Новый исповедник (греч. Γρηγόριος ὁ νέος Ὁμολογητής Ἐπίσκοπος Πανήδου), епископ Панедский
Память святого Григория помещена в Патмосский кодекс Типикона Великой церкви без жития.
Точное время жизни неизвестно, в Типиконе Великой церкви IX-X вв. и в Синаксаре Константинопольской церкви (кон. Х в.) Григорий назван новым исповедником, т. е. пострадавшим в эпоху иконоборчества.
Он назван епископом Панедским (Πανήδου) в Ираклии Фракийской.
Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская
Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.
После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.
Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима.
В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени — Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.
Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».
Тропарь
глас 4
К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Кондак
глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Умиление”(Серафимо-Дивеевская)
Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.
Акафист, составленный этому образу Богородицы, наверное один из самых мелодичных…
http://akafist.ru/bogorodica/umilenie-serafim/akafist-vtoroj/