filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

11 (24) августа 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Прп. Зосимы (Верховского); сщмч. Евпла Катанского (Сицилийского), архидиакона (304).

Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098); прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483); мц. Сосанны девы и с нею сщмчч. Гаия, папы Римского, Гавиния, пресвитера, мчч. Клавдия, Максима, мц. Препедигны, мчч. Александра и Куфия (295–296); Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобный Зосима (Верховский)

прп_Зосима_Верховский

В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Родоначальник российского рода Верховских - Адам Верховский, в 1620 году эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году Верховские приняли православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский (+ 1784), относился к пятому поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т.ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна (+ 1786) происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома.

1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление.

В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников - "Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!" - он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.

В Коневецком монастыре

Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме.

Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), Захария практиковал регулярное откровение помыслов строителю монастыря о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп.Зосимы Соловецкого.

В 1792/93 году, во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на островКоневец старца Василиска. Иеромонах Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для Зосимы и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников Зосима составил большую рукопись - "Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска" - описание 75 "действий" Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику.

В 1797 году о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более "глубокую пустыню". Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 года, в котором он сообщал адресату о своих планах. Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года они покинули Коневецкий монастырь.

Поиски места для пустынножительства

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России.
Зиму 1800 года прожили в Киево-Печерской лавре, осмотрели горы Крыма, Северного Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иеромонахом Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря.

В конце 1800 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии.

Весной 1801 года старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах.

Отшельничество

Зимой 1802 года прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была деревня Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до которого было около 50 верст. В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.

Согласно Житию, первоначально Зосима подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на "надоедающих мух".

Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем "высочайшего к Господу горения" юноши, Зосима составил его жизнеописание. Одновременно в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска.

Устроение женского монастыря

Около 1820 года, после 20 лет отшельничества, Зосима и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей деревне Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой - Анастасия Николаевна. В деревне Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестер особое "Поучение о послушании". Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма - "заветы", как называли их сестры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.

Зосима составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого.
В начале 1823 года старец вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Св. Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в Московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.

Удаление из монастыря

Вскоре в женской общине начались нестроения. Мать и дочь Васильевы стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих "чувствительнейших угнетениях", они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игумению.

На обвинение в нарушениях "отправления должности священника" Зосима писал объяснение архиерею: "Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями". В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска.

Указом Синода от 24 января 1825 года Зосима был уволен "от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь", осенью того же года уехал в Москву.

Впоследствии святитель Филарет (Дроздов) говорил о причинах "немирия" в Туринском монастыре:

"Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться".

Прп_Зосима_(Верховский)_Рисунок_Кон_20-х_нач_30-х_XIX_(архив Зосимовой пустыни)
(Прп. Зосима (Верховский), рисунок кон. 20-х нач. 30-х гг.XIX века(архив Зосимовой пустыни))

Устроение Троице-Одигитриевой обители

После приезда в Москву он обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре.

В феврале 1826 году верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В середине июля Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". 20 ноября 1826 года сестры поселились в кельях общины.

В течение трех лет старец часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Одновременно жажда безмолвия не покидала его. В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке пять дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался "на безмолвие". В это время его посетили два неких старца из Орловской губернии, от которых он принялвеликую схиму.

Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма купцу-благотворителю Лепёшкину. Так, в августе 1832 года Зосима просил "не покидать" сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители.
В октябре 1833 года старец заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении.

"Не расходитесь по моем исходе, - убеждал он их, - Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою".

Скончался 24 октября 1833 года и был похоронен по завещанию "около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу".

Почитание и прославление

Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм.

В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в1886 году:

"Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению".

В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно.
25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. "В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы". К 2012 году местонахождение мощей неизвестно.

ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫН
(Троице -Одигитриева Зосимова пустынь, в наши дни восстанавливается)

11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии.
8 октября 2004 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых.

Тропарь преподобному Зосиме

глас 8
Любовию Христовою уязвился еси, преподобне, вся красная мира отринув, подвигом безмолвия подвизався, добродетели Божественныя стяжал еси; премудрости Божия причастниче, отче наш Зосимо, моли Христа Бога и Пречистую Деву Богородицу спастися душам нашим.

Кондак преподобному Зосиме
глас 6
Избранниче Божий и старче премудрый, наставниче наш Зосимо, от юности постническою стезею шедый, во одежду кротости и терпения облеклся еси, темже дар Святаго Духа улучив, многие души Христу уневестил еси. Ныне в сонме преподобных на Небесех ликуеши, моляся непрестанно о чтущих святую память твою.

Священномученик Евпл Катанский (Сицилийский), архидиакон

сшмч_Евпл_Катанский(Сицилийский)

Мученик архидиакон Евпл пострадал в 304 году при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (284-305). Он служил в сицилийском городе Катане. Всегда нося при себе Евангелие, святой Евпл бесстрашно проповедовал язычникам о Христе. Однажды, когда он читал и объяснял Евангелие собравшемуся народу, его схватили и представили правителю города Калвисиану. Святой Евпл исповедал себя христианином и обличил идольское нечестие. За это его предали мучениям. Израненного святого бросили в темницу, где он пробыл в молитве 7 дней. Господь извел в темнице мученику источник воды для утоления жажды. Представ вторично судье, укрепленный и радостный, он вновь исповедал веру во Христа и обличил мучителя за пролитие крови неповинных христиан. Судья велел оторвать святому уши и отрубить голову. Когда святого повели на казнь, ему на шею повесили Евангелие. Испросив время на молитву, архидиакон стал опять читать и разъяснять народу Евангелие. Многие из язычников уверовали во Христа. Воины взяли архидиакона и усекли мечом.

Кондак мученику архидиакону Евплу
глас 1
Законы Христовы в руку обнося,/ предстал еси, вопия врагом, в подвизе:/ самозван есмь страдальчествовати твердейши./ Темже, приклонив радостно выю твою,/ подъял еси усечение мечем,// скончавый течение твое.

Преподобный Феодор Васильевич Острожский

прп_Феодор_Кн_Острожский

Преподобный Феодор, князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15 июля) через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080-1093), великого князя Киевского († 1113). Первый раз имя преподобного князя Феодора упоминается под 1386 годом, когда польский король Ягелло и Литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение – Острожский округ и увеличили Заславским и Корецким округами. В 1410 году преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый прием – гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный украинским казачеством.)

В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. Князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с литовско-польской партией. В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу.

Год преставления преподобного Феодора неизвестен, но не подлежит сомнению, что он скончался во второй половине ХV века в глубокой старости (С. М. Соловьев в «Истории России» считал годом его кончины 1483). Погребен преподобный в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа). Прославление, очевидно, было в конце ХVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».

Тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах
глас 7
Преобразил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный, / и вместо врагов видимых / на невидимыя ополчился еси, / и, обою победитель красен являяся, / един от чудотворец Печерских показался еси; / темже и нам ревности Божия дар испроси, / братолюбием сердца наша просвети / и ко спасению вечному стези наша, Феодоре блаженне, направи.

Ин тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Княжеских дароношений и всего суетствия мирскаго спешне отвергся,/ Божиих же дарований, премудре Феодоре, преискренне сподобитися желая,/ приял еси иноческий образ/ и, в нем смиренным послушанием и безмолвным житием Царю Небесному благоугождая,/ получил еси от Него безсмертныя дары,/ ихже и нам, чтущим тя,/ получити молися.

Кондак преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Красоты ризныя возгнушавшагося/ и богатства тленнаго со благодарением отвершагося,/ в ризу же безстрастия облекшагося/ и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/ приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/ яко молящася непрестанно/ о душах наших.

Молитва преподобному Феодору, князю Острожскому

Воинствование земное на духовную брань преложивый и о людех своих доброе попечение показавый, блаженне Феодоре преподобне. К тебе в смятении сердец наших днесь прибегаем и твоея помощи стране нашей и душам нашим смиренно просити дерзаем, вемы, угодниче Божий, яко малодушие наше и леность духовная далече от твоея пажити ны отревает и всякаго омерзения достойны ны соделовает, но милосердие твое ко врагам и предателем твоим поми¬нающе, имже паки защитник явился еси, равнаго милосердия твоего и нам, недостойным, молим. Ты убо, угодниче Христов, от агарян разоренную землю нашу и от иноверные подавляему жалостию и любовию объемля, паки к бодренному житию верныя призвал еси, елико воинскими победами, толико и молитвою и образом жития своего, аки свещник златый, блистаяся. Ты, мирскаго жития суету оставль, сам убо о душе своей попечение в пещерном уединении предался еси, земли же нашея попечение и исцеление славному роду твоему заповедал еси, и тако предел свой еще на двести лет и вящше по кончине твоея от сетей еретических оградил еси. Ты далече сущее единокровное нам племя чешское ко православной вере приближати тщался еси и от латинскаго нашествия ограждал еси. Ты и ныне, на небесех душею со Ангелы водворялся, нетленным же телом посреде нас почивая, наша не отрини гласы скорбныя, но молитвенный плач согрешающих сынов земли нашея услыши. Согре-шихом бо и неправдовахом и от завет Божиих отступихом, в развра¬щенныя обычаи зле впадохом, и еже едино на потребу есть, душ наших спасение, небрежение оставихом, тебе в Бозе правда и слава, отче преподобне, нам же стыдение лица. Обаче елико грешнейшии явихомся толико вящшаго сострадания твоего требуем и в покаянии зовем ти сице: твоея неистощимыя любве луч нам ниспосли, гнев Божий, праведно на ны движимый, молитвою твоею от нас отведи, спасительную благодать Его к нам, недостойным, предстательством твоим низведи и от греховныя бездны к высоте покаяния нас возведи, да тако и мы житие свое исправити потщимся, крепость земли нашея паки обновляти начнем, врагов же веры Христовы и злых прелестников безбоязненно отражати словом и житием возревнуем и Спасителя нашего со всеми святыми благо¬дарно воспевати будем, славяще Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Собор Кемеровских святых

Собор_Кемеровских_святых

Празднуется 18 августа (при совпадении этого числа с воскресным днем), либо в неделю перед 18 августа.

Просьба о рассмотрении вопроса об учреждении празднования Собора Кемеровских (Кузбасских) святых поступила от епископа Кемеровского Аристарха (Смирнова). В сообщении от 23 августа 2010 года Пресс-служба Кемеровской епархии сообщила о патриаршем благословлении на учреждение праздника. Днём празднования был избран День шахтёра, главный гражданский праздник Кузбасса - т.е. последнее воскресенье августа по григорианскому календарю. 29 августа того же года состоялось первое празднование нового Собора.

В 2011 году епархиальным иконописцем Михаилом Прошкиным была написана икона Собора: святые кузбасской земли, сверху осеняемые образом Пресвятой Богородицы "Знамение", в честь которой освящен главный православный храм Кузбасса –Кемеровский Знаменский Собор; между фигурами святых расположена гористая местность, олицетворяющая горнодобывающие предприятии региона; в верхней части иконы изображена Небесная Церковь, главой которой является Господь Иисус Христос.

В состав Собора изначально были включены имена 39 подвижников, из которых 36 человек - из лика новомучеников и исповедников Российских скончавшихся в лагерях Сиблага на территории Кемеровской области, а также 3 пустынножителя XIX века из-под Новокузнецка. В 2013 году 40-м в списке угодников Божиих, входящих в Собор, стал священномученик Павел Смирнов.

Таким образом к Собору причислены:

• Прав. отрок Петр Томский (+ нач. XIX в./1820, память 4 марта)
• Прп. Василиск Сибирский, монах (+ 1824, память 29 декабря)
• Прп. Зосима (Верховский), схимонах (+ 1833, память 24 октября)
• Сщмч. Владимир Рясенский, свящ. (+ 1932, память 22 ноября)
• Сщмч. Павел Смирнов, прот. (+ 1937, память 16 февраля)
• Сщмч. Петр Попов, свящ. (+ 1937, память 12 мая)
• Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
• Сщмч. Григорий Аверин, свящ. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Лев (Егоров), архим. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Енисейский (+ 1937, память 18 сентября)
• Сщмч. Анатолий Левицкий, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Свердловский (+ 1937, память 21 октября)
• Мч. Киприан Анников, псаломщик (+ 1937, память 21 октября)
• Прмч. Неофит (Осипов), архим. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Никандр Чернелевский, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Александр Андреев, прот. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Александр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Василий Богоявленский, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Владимир Соболев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Герман (Полянский), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Мина (Шелаев), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Константин Пятикрестовский, прот. (+ 1938, память 21 февраля)
• Сщмч. Иоанн Орлов, свящ. (+ 1938, память 22 февраля)
• Мч. Михаил Строев (+ 1938, память 3 марта)
• Сщмч. Александр Лихарев, прот. (+ 1938, память 4 марта)
• Сщмч. Константин Соколов, свящ. (+ 1938, память 12 марта)
• Прмц. Наталия Бакланова, послушница (+ 1938, память 18 марта)
• Прмц. Мария Носова, послушница (+ 1938, память 27 апреля)
• Сщмч. Михаил Марков, свящ. (+ 1938, память 3 июня)
• Прмц. Мария (Цейтлин), мон. (+ 1938, память 2 декабря)
• Сщмч. Леонид Викторов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
• Сщмч. Михаил Березин, свящ. (+ 1938, память 31 декабря)
• Прмц. Евдокия Павлова, послушница (+ 1939, память 7 апреля)
• Сщмч. Леонид Муравьев, свящ. (+ 1941, память 29 октября)
• Сщмч. Василий Мирожин, прот. (+ 1941, память 7 декабря)
• Прмч. Филарет, в схиме Серафим (Пряхин), игум. Срезневский (+ 1942, память 22 февраля)
• Мч. Борис Успенский (+ 1942, память 2 декабря)
• Мч. Иоанн Колесников (+ 1943, память 4 апреля)
Tags: Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments