Преподобноисповедник иеромонах Никон Оптинский
(Беляев Николай Митрофанович, +08.07.1931)
Преподобный Никон был последним из сонма известных не только в России, но и за ее пределами старцев Оптиной пустыни.
Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь».
Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».
(Братья Беляевы. Николай - сидит справа)
9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.
В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года — в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преподобный Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.
После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. «Умру, но не уйду» — так писал преподобный Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. Именно тогда преподобный Никон ревностно трудился, делая все, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель преподобный Исаакий, отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него преподобному Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих духовных чад к преподобному Никону. До этого преподобный Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преподобный Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере «Кемперпункт».
По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, преподобный Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.
3/16 августа 1930 года его «переместили» из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.
Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия: погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.
(Дом, где скончался преподобный Никон)
Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине…
Дом, где умер иеромонах Никон, сохранился до наших дней. Это единственный уцелевший дом в околотке Козлово.
В 1996 году преподобный Никон (Беляев) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
Священномученик иерей Василий
(Милицын (Милицин) Василий Степанович, +25.06.1918)
Священномученик Василий родился в 1861 году. Окончив Камышловское уездное училище, он был в 1887 году рукоположен в сан диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. 8 февраля 1894 года отец Василий был переведен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 году он был рукоположен во священника и служил в Преображенском храме в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское.
9 августа 1907 года отец Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 года в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 году он служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское того же уезда. 25 июня 1918 года священник Василий Милицын был убит безбожниками-большевиками в городе Камышлове.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года иерей Василий Милицын прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Подробно о семье священномученика Василия можно прочитать тут:
http://samlib.ru/s/shetkowa_o_a/kraewedeniezauralxja-7.shtml
Священномученик иерей Василий
(Протопопов Василий Сергеевич, +08.07.1940)
Священномученик Василий родился в 1886 году в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика. После окончания Смоленской духовной семинарии Василий Сергеевич был назначен учителем школы в селе Торбеево Сычёвского уезда Смоленской губернии. В мае 1915 года он был рукоположен во священника к храму в селе Новый Покров Уваровского района Московской области.
В 1928 году суд оштрафовал отца Василия за принятие помощи от верующих для уплаты налога. В 1931 году за неуплату очередного налога он был осуждён на восемь месяцев исправительно-трудовых работ. Кроме того, у него отобрали дом и имущество. После подачи жалобы приговор был отменён, но имущество не вернули.
20 ноября 1937 года 19-летний комсомолец, заведующий избой-читальней соседнего села Острицы, написал в Уваровское районное отделение НКВД заявление, в котором просил «принять меры к служителю церковного культа Ново-Покровской церкви».
На следующий день заявитель был вызван в НКВД для дачи свидетельских показаний и рассказал следующее: «Ввиду того, что у нас в деревне Острицы церковь закрыта, Протопопов взял в свой приход и наш сельсовет, то и дело ходит по деревням, ведёт контрреволюционную агитацию среди населения, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодёжи и школьников, приходящих в избу-читальню… Кроме этого, нужно сказать, что Протопопов взял под своё влияние учительницу, имеющую высшее образование…, к которой он часто ходит в дом. Она в настоящее время бросила работать в школе, занимается исключительно своим домашним хозяйством и регулярно посещает церковь, где поёт как певчая… В сентябре 1937 года я был в кооперативе в селе Новый Покров. Выходя из магазина, встретился с Протопоповым… Я задал ему вопрос: вы всё ещё работаете в церкви? Пора бы кончить, ведь, наверное, к тебе в церковь никто не ходит? На это Протопопов ответил: вы не думайте, что все люди такие тупые, как у вас в Острицах, которые допустили, что вы надругались над Божиим храмом, загрязнили его пылью и зерном. Это безобразие. Нужно верующим решительно идти за то, чтобы очистить храм от зерна и более решительно требовать открытия церкви. В конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, а вы здесь на месте нарушаете это, закрываете церкви. Недолго осталось вам сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому подойдёт конец…»
24 ноября 1937 года священник Василий Протопопов был арестован и допрошен.
– Следствием установлено, что вы среди населения вели антисоветскую деятельность, распространяете контрреволюционную клевету против советской власти. Вы подтверждаете эти следствия? – спросил следователь.
– Антисоветской деятельности и клеветы против советской власти я не высказывал. Это ложные данные, – ответил отец Василий.
2 декабря следствие было закончено. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения. Отбывая наказание в Темниковском лагере, священник Василий Протопопов умер 8 июля 1940 года и был погребён на лагерном кладбище.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 г.
Преподобные Дионисий и Дометий (1405-1410) из Дионисиевского монастыря, Афонские
Преподобный Дионисий родился близ гор Касторийских, в селении Корисон. Родители его были незнатного рода и жили благочестиво. Несмотря на столь простое просхождение, благородный Дионисий получил начатки классического образования и при содействии благодати Божией достиг такой степени рассудительности, что, подобно жаждущей животворных вод лани восхотел оставить все чувственное и временное, чтобы приобрести духовное и вечное и всего себя посвятить служению Богу. Бог, видя пламенную его к Нему любовь и желание спастись, устроил спасение блаженного следующим образом.
У Дионисия был старший брат по имени Феодосий. Как братья по плоти, имея одинаковые сердечные качества и характер, они держались в жизни одинаковых правил. Будучи восемнадцати лет от роду, Феодосий захотел увидеть Константинополь, чтобы там среди благочестивых иноков найти себе опытных руководителей на жизненном пути и принять от них необходимые в таком случае наставления. Оставив Отчизну, родителей и брата своего Дионисия, бывшего тогда еще дитятей, он отправился в царственный град, где прежде всего явился в патриархию, как в пристанище иноков, испытанных в жизни, составляющих цвет и красоту Церкви. В Константинополе он был рукоположен в диаконы, а позднее принял священнический сан.
В стремлении духа к уединению мысль Феодосия останавливалась на святой Афонской Горе, куда и удалился он из Константинополя. По прибытии туда, посетив монастыри и некоторые из келий, он вступил в число братии Филофеевской обители. Здешние монахи, соответствуя во всех отношениях названию своей обители, то есть будучи поистине боголюбивы, сначала служили Феодосию образцом для подражания и соревнования в подвижнической жизни, а затем он превзошел всех и сам сделался для других примером и украшением боголюбивого братства.
Между тем как Феодосий преуспевал в подвиге иноческой жизни, скончался игумен обители. Вся братия просила назначить на его место Феодосия как опытного инока, достойного быть вождем их духовного стада. Истинный послушник, помнивший священные обеты, данные перед алтарем в присутствии братии, которой предал себя в безусловное повиновение, Феодосий принял жезл настоятельского правления и, при содействии благодати, так мудро руководил всеми и каждым отдельно на стезях иноческого жития, что славой имени его наполнилась Святая Гора и многие стали приходить к нему для душевной пользы.
Дионисий мало-помалу взрослел и, следуя тайному влечению мысли особенно при известиях о Феодосии и его иноческих подвигах, пламенно желал так же посвятить себя служению Господу Богу. Слыша, что брат его на святой Горе Афонской и что там находится много старцев высокой жизни, решился он отправиться туда. Но когда узнал, что на Афоне на немзапрещено принимать в монастыри слишком юных и что за нарушение этого запрета по завету древних отцов строго наказывают, решил отложить свое намерение до совершенных лет, хотя и было это слишком тяжело его сердцу.
Наконец, пройдя такой искус терпения, он как орел понесся на Святую Гору и как жаждущая лань устремился к прохладе живительных вод. Притом ему сильно хотелось не только пустынных подвигов, но и свидания с братом, о котором уже знал, что он сделался игуменом в Филофеевской обители.
Трудно выразить радость от свидания братьев! Вся обитель была тронута, и все братство радовалось прибытию Дионисия, который, со своей стороны, всматриваясь в образ иноческой жизни и видя мир и любовь среди братии, восклицал вместе с Давидом: „Как хорошо, как блаженно жить братьям вместе” (Пс. 132).
Оба брата просияли среди отцов обители, как две яркие звезды, и славился ради них Бог, прославляющий тех, кто Его славит. Но божественный Дионисий в преизбытке сердечной любви к Богу, стремясь к более высоким подвигам поста, молитвы и совершенной нестяжательности, подобно древним богоносным Отцам, чувствовал, что среди множества братии, с коими нужно по необходимости иметь общение, а иногда и неприязненные столкновения, трудно ему вести себя так, как бы он того желал. Вследствие чего и вознамерился он погрузиться в глубокую пустыню, где бы при совершенном безмолвии и невозмутимой тишине можно было без развлечения заниматься умной молитвой и беседовать только с одним возлюбленным Спасителем и Богом.
Впрочем, чтобы и в этом отношении не увлечься своеволием, он обратился к опытным старцам, открыл им свои помыслы и просил их совета. Получив от них благословение на такой подвиг, он тайно вышел из обители, чтобы не останавливали его, и, поднявшись почти на самый верх Малого Афона, нашел в южной части его пещеру и близ нее источник с прекрасной водой, так что все способствовало там проведению безмолвной жизни. Обрадованный этим, Дионисий благодарил Господа и остался на том месте, не имея даже существенно потребного для жизни – хлеба и иной одежды, кроме той, которую носил, и то изорванной.
Так протекло три года. Постоянно очищая молитвой и постом чувства душевные и телесные, Дионисий наконец достиг совершенства. Тогда, наставляемый Богом, явился к нему один из опытных и благочестивых подвижников Святой Горы и попросил благословения поселиться возле его пещеры. С большим трудом упросил он строгого в этом отношении Дионисия. Потом вскоре пришел другой брат, и оба они построили себе каливы, подчинив себя Дионисию с безусловным со своей стороны послушанием его старческой воле. Но как город не может укрыться, стоящий на верху горы (Мф. 5:14), так и подвиги Дионисия огласились повсюду, и славой его имени наполнился Святой Афон.
(Монастырь Дионисиат, Афон)
Полное Житие прп. Дионисия вы можете прочитать тут:
http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/43
Духоносный и богоносный отец наш Дометий был сподвижником и другом святого Дионисия, ктитора обители честного Предтечи, а после кончины его - пастырем и игуменом сей обители.
Мученик Георгий Атталийский, Кринийский (Άγιος Γεώργιος ο εν Κρήνη)
Родился в окрестностях Атталии (совр. Анталья, Турция) в богатой и благочестивой христианской семье. Красивого отрока похитил ага Прусалис, обратил в ислам с именем Мехмет и впоследствии женил на своей дочери.
Когда Георгий узнал от одной христианки по имени Мария о своем происхождении, то под предлогом совершения хаджа в Мекку он покинул дом аги и отправился в паломничество по святым местам. Он пробыл в Св. земле два года, затем вернулся в Малую Азию и поселился в г. Крини (совр. Чешме, Турция), где открыл кофейню. Вскоре он заключил брак с христианкой по имени Елена Мавроянни.
Во время Греческой революции 1821 г. через город проходили турецкие войска, переправлявшиеся на остров Хиос. Один из отрядов возглавлял его бывш. тесть паша Атталии. Он узнал Георгия и приказал схватить его. Георгий смело исповедал веру во Христа. Прусалис уговаривал его вернуться в семью, обещая богатства и почести. Затем турки бросили новомученика в тюрьму, подвергли избиению, заковали ноги в тяжелые кандалы и надели на голову раскаленный медный котелок. Святой Георгий был казнен через повешение, а его тело брошено в море. Капитан австр. судна Илия Склавунос выловил мощи мученика, отвез их в Россию и там похоронил.
Предание о новомученике было пересказано мон. Геласием Лавриотом из Чешме старцу Синесию Симонопетриту, который в свою очередь сообщил его мон. Герасиму Микраяннаниту. На основе этих сведений мон. Герасим изложил Житие св. Георгия, и оно впервые было издано в «Великом Синаксаристе», составленном кафигум. В. Матфеу. Он же написал тропарь, кондак и мегалинарион новомученику.
Святой Адальберт (Адельберт) Эгмондский, архидиакон
Св. Адальберт (Adalbert), принц по происхождению, родился в Нортумберленде, Англия. Он стал монахом в Ратмелсиги (Abbey of Rathmelsigi). Затем вместе с Виллибрордом отправился во Фризию в качестве диакона. Он особо трудился в окрестностях Эгмонда (Egmond) и почитается как покровитель расположенного там монастыря.
Св. Адальберт почитается во Фризии. Его изображают либо с короной и скипетром у ног, либо в далматике и короне, держащим скипетр.
Мученицы Леонида, Ливия и Евтропия, Сирийские
Святая мученица Леонида пострадала во время великого гонения на христиан в царствование Императора Диоклетиана (IV в.) вместе со своей сестрой Ливией и отроковицей (возможно, дочерью или племянницей) Евтропией.
Жития этих мучениц до нас не дошли, но они упоминаются в житии современной им св. преподобномученицы Февронии.
Этот агиографический памятник доносит до нас такие слова настоятельницы монастыря Вриенны, обращенные к св. прмчц. Февронии:
«Поминай страстотерпцев, которые прежде тебя мужественно и доблестно страдали за Христа и получили теперь венец от Него, среди коих были не только мужи, но также женщины и дети. Вспомни Ливию и Леониду – этих славных сестер, которые мужественно положили за Христа души свои. Ибо Ливия и Леонида, одна, будучи усечена мечем, а другая – ввержена в огонь, обе вместе вошли в Чертог своего Небесного Жениха. Поминай девятнадцатилетнюю отроковицу Евтропию, которая была замучена вместе с матерью. Не всегда ли удивлялась ты послушанию и терпению ее! Ты знаешь, как судия, разрешив ее от уз, хотел ее устрашить стрелами, думая, что она побежит от них. Но вот, она услышала голос матери своей, говорящий ей: «дитя мое, Евтропия, остановись», — и отроковица мужественно встала как столп недвижимый, пока не была вся изранена стрелами: тут она пала на землю, предавши дух свой Господу. Отроковица эта была проста и неучена; а ты сама хорошо изучила Божественные Книги и была доброю учительницей многих. Итак, помысли, сколь мужественно тебе подобает стать за Господа твоего».
Из этого свидетельства мы узнаем, что св. Леонида была заживо сожжена за исповедание Веры Христовой.
Житие св. прмчц. Февронии не указывает точной даты мученической кончины Леониды, Ливии и Евтропии, поэтому церковная традиция относит празднование в честь подвига сих мучениц на день памяти самой св. Февронии.
В этот день празднует свое Тезоименитство Августейшая Мать Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны – Е.И.В. Вдовствующая Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Святитель Иоанн Шанхайский, посвятивший немало трудов возрождению почитания святых, память о которых погрузилась в бездну времен, установил еще одну, более точную, по его сведениям, дату мученической кончины свв. Леониды, Ливии и Евтропии – 15/28 июня.
Именно в этот день он всегда поздравлял с Тезоименитством Государыню Великую Княгиню Леониду Георгиевну. Дни памяти: 15/28 июня и 25 июня/8 июля
Тропарь
глас 4
Мученица Твоя, Иисусе, Леонида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищуще страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.