Преподобный Паисий Угличский, игумен

Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать преподобного Паисия, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского (+1483; память 17/30 марта).
Мальчик, названный в святом крещении Павлом, был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители преподобный Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Под руководством опытного дяди, в тишине обители юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. В монастыре ему было поручено переписывание священных книг. Известно, что в начале XX века в Калязинском Троицком монастыре хранились творения святителя Григория Богослова, переписанные иноком Паисием.
Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Преподобный Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему прп. Макарию, но никому другому. Через некоторое время это чудесное предсказание осуществилось.
В 1476 году князь угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей преподобного Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить инока Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь. Преподобный Макарий с радостью откликнулся на богоугодное желание князя и, благословив своего племянника и воспитанника, направил его в Углич. Князь даровал для будущего монастыря землю на левом берегу Волги, в трех верстах от Углича. Поселившись там в хижине, преподобный Паисий приступил к сооружению деревянного храма в честь Богоявления Господня. Вскоре к нему собрались десять монашествующих собратий, которые обосновались в построенных преподобным Паисием келлиях.
Архиепископ Ростовский Тихон, в епархию которого входил Углич, рукоположил преподобного Паисия в сан иеромонаха. После этого князь настойчиво просил преподобного принять игуменство. Уступив его просьбам, преподобный Паисий возглавил новоустроенный монастырь, где ввел строгий общежительный устав.
Благочестивый князь угличский Андрей Васильевич с большим уважением относился к преподобному, не раз он содействовал укреплению обители и делал щедрые вклады для ее дальнейшего благоустройства. Так, в благодарность Господу за рождение двух сыновей, Димитрия и Иоанна, восприемником которых стал преподобный Паисий, князь передал пожертвования на строительство в монастыре каменного храма. В 1479 году началось возведение нового храма. В 1482 году, после завершения работ, построенный храм был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому монастырь стал называться Покровским.
В скором времени по сооружении соборной церкви восстал на князя угличского Андрея Васильевича родной его брат великий князь Иоанн Московский и, согнав с престола, заключил вместе с детьми его в темницу, где и скончался в 1493 году. Не малодушествовал преподобный Паисий, не изменил своему князю, но с честью похоронил его в соборе угличском. Когда же, по смерти родителя, сыновья его Иоанн и Димитрий были заточены в вологодской темнице, много скорбел о такой неправде святой старец, и, хотя не мог одолеть насилия великокняжеского, но неоднократно обличал Иоанна, умоляя его многими посланиями отложить гнев. Видя неуспешность своих прошений, вручил он все сие дело суду Божию, а сам не переставал молиться в тиши своей обители о них и посылал им в вологодскую темницу все нужное. Он заботился даже о том, чтобы и после его преставления не оскудевала милостыня заточенным князьям. Преподобный частым писанием поддерживал дух благородных узников, обещая им страдальческие венцы и нескончаемые блага за маловременные страдания. Таким образом созрел духовный плод сей в темнице и, как достойный ученик старца Паисия, князь Иоанн, в схиме Игнатий, был сам причтен к лику святых.
Святость преподобного Паисия, который собирал в житницы вечной жизни сторичный плод добродетели, еще при временной жизни его ознаменовалась многими чудесами. Ему был дан от Господа дар исцелений, но смирение его умело покрывать совершаемые им чудеса. Когда приходили к нему недужные, беснуемые и прокаженные для разрешения от тяжкого недуга, то не просто возлагал он на них руки, но приводил в церковь, после молебна кропил их святою водою или помазывал елеем от лампады, тем подавая исцеление.
Случился великий пожар в Угличе: загорелись все посады и торговые ряды, и не чаяли ни откуда спасения. Тогда преподобный Паисий собрал всех настоятелей, иноков и священников из обителей и церквей Углича и сам вынес из обители чудотворный образ Покрова Богоматери на пожарище. Огонь как бы устыдился чудотворного лика и такого сонма преподобных, и вскоре угасло лютое пламя молитвами старческими. Было в другой раз сильное наводнение в Угличе. Волга выступила из берегов своих и окружила обитель преподобного, проникла и в ограду, и волны шумели около соборной церкви, но хотя и стояла вода выше порога церковного, однако не взошла внутрь храма, ради молитв старца Паисия.
Случилось однажды молодому боярину угличскому проезжать на коне мимо обители, и внутренне посмеялся он над преподобным, которого застал с заступом в руках, копающим землю в монастырском огороде, но в ту же минуту рассвирепел под ним конь и сбросил с себя — боярин упал без чувств. Преподобный сам его поднял, привел в чувство и кротко сказал: «Не осуждай иноков».
От всех старался утаить свой подвиг труженник Паисий и одному только Господу, зрящему тайная, могло быть известно равноангельное житие его. Похвала же человеческая была прискорбна святому подвижнику, и всячески старался он избежать молвы житейской. Никогда не превозносился он духовной своей высотой и, будучи настоятелем, исполнял все послушания последнего инока своей обители, терпя холод и зной, в одной власянице, в надежде небесного воздаяния. Всех научал он словом и примером, что многими скорбями подобает внити в Царствие Небесное, и пустынные чада умножались около великого своего аввы. В трудах и воздержании достиг преподобный глубокой старости. Однако он сам совершал Божественную литургию по воскресным и праздничным дням. Когда не позволяли немощи, преподобный Паисий продолжал сидя исполнять келейное правило.
Прияв тайное извещение от Господа о скором своем преставлении, совершил он в последний раз священнодействие и потом собрал в келлию свою братию, чтобы утешить ее о скорой разлуке и поучить взаимной любви. Велел он известить блаженного пустынника Кассиана о своем крайнем изнеможении и ему поручил собранное свое стадо, чтобы промышлял о нем после его кончины. Игуменом поставил он после себя в добродетели священноинока, но и ему велел во всем повиноваться духовному своему брату блаженному отцу Кассиану, начальнику пустыни Учьмы, которого умолил из глубины своей пустыни надзирать и за его стадом. Устроив все нужное для обители, разрешился уже от всего житейского столетний старец и почувствовал в сердце своем радость, как бы некто из дальних и чудных стран, весело возвращающийся на свою родину от многих печалей в тихое пристанище. И в самый час своего исхода еще приобщился Божественных Таин; последним его словом было: «Господи!
В руце Твои предаю дух мой», и просветилось лице его, келлия и вся обитель исполнились благовония. Блаженный Кассиан и братия с великим плачем отпели многолетнего своего наставника и положили в созданной им церкви. Во время надгробного пения много недужных исцелялись над священными останками. Июня в 6-й день 1504 года совершилось сие торжественное погребение, и в этот день установила Св. Церковь совершать память сего чудотворца земли Русской.
В 1609 году на обитель напали польско-литовские захватчики: настоятель и братия были умерщвлены, монастырь разорен, но по прошествии некоторого времени силами жителей Углича восстановлен.
Монастырь закрыт в 1928, разрушен и затоплен при строительстве Угличского гидроузла в кон. 1930-х.
Тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Христовы ради любве отечество и род оставил еси/ и, ангельскому житию поревновав,/ духовному отцу твоему преподобному Макарию, подражатель быв,/ града Углеча достигл еси,/ и близ того при водах в пустыню, Ангелом показанную, вселился еси,/ и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/ и множество монахов собрал еси,/ имже и наставник ко спасению быв,/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Паисия Угличского
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и, иже из глубины воздыханьми, во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Паисие, отче наш,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Паисия Угличского
глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанный молитвы, яко копие, имый,/ крепко ссекл еси бесовское ополчение,/ Паисие, отче наш,/ моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобного Паисия Угличского
глас 8
Украшен добродетельми, преподобне Паисие Богодухновенне,/ Церкве Христовы красота был еси,/ подвиги бо иноческими украси ю, блаженне./ Темже молим тя:/ молися ко Господу свободити нас от всякия брани борителя, вопиющих ти:/ радуйся, отче преблаженне.
Молитва преподобному Паисию, юже творяше братия Покровския обители
О, преподобне отче наш Паисие! Не забуди убо нас, чад своих, Богом дарованную ти паству, юже ты сам собрал еси. Без твоей бо помощи ничтоже можем благо сотворити, но, в дому пребывающе Пречистыя Богородицы, во ограде твоей, надеемся Богу угодити. Отче святый, соблюди нас твоими молитвами и заступи нас от находящих зол, да, твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе, Господе нашем. Емуже слава со Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святитель Иона Великопермский, епископ

Святитель Иона, епископ Великопермский, был пятым епископом Пермским. После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана (+1396; память 26 апреля/ 9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.
Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим (+1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим (+1455; память 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг.
Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси чудотворец Иона (+1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь — главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона безусловно понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им сильная московская рать за 1458—1459 гг. установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление Пермской Церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся верований небольших, но очень воиинственных народностей Великой Перми — остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.
Подобно первосвятителю Пермскому Стефану, святитель Иона встретил на своем пути немало лишений, опасностей и гонений. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану — Золотой бабе.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей (по некоторым сведениям, сына того самого Асыки, от руки которого принял кончину святитель Питирим).
С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. За 1462—1463 годы проповедью слова Божия епископ Иона окончательно обратил в христианство народы Великой Перми, которую он, по выражению летописца, «добавне крести».
На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Устъ-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.
В 1468 году Пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим.
Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епскопам о хранении верности Православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой.
За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям.
Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.
По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим». Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском.
В 1764 году во время царствования императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в наше время.

(Михаило-Архангельский мужской монастырь. Часовня трех Святителей Герасима, Питирима и Ионы Усть-вымьских чудотворцев (слева))
Часовня трех Святителей Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских (слева) чудотворцев была освящена 7 мая 1996 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который посетил монастырь во время празднования 600-летия со дня преставления святителя Стефана Великопермского. В часовне под спудом покоятся мощи трех Святителей.
Еще о Великопермских святителях Ионе, Герасиме и Питириме можно прочитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/16423.html
Молитва святителям Герасиму, Питириму и Ионе
О святителие Христовы, Герасиме, Питириме и Ионо! К вам яко чадо ко отцем, в смирении сердца с верою и любовию вси притекаем и умиленно молимся: предстательством вашим со равноапостольным Стефаном испросите у Господа нам покаяние и прощение всех вольных и невольных согрешений наших, да, преуспевающе в истинней вере и благочестии, явимся достойни милости Его неизреченныя. Будите, святителие Христовы, теплии о нас пред Богом заступницы, да умирит и укрепит Господь Святую Церковь Свою, да просветит люди, седящия во тьме и сени смертней. Ограждайте ходатайствы вашими землю Российскую, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем, христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Божием получим и наследницы будем Небеснаго Его Царствия во веки веков. Аминь.
Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна
Святые преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна спасались в небольшом монастыре близ Рима. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святые девы переоделись в мужское платье, остригли волосы и удалились в итальянскую провинцию Кампанию. Поселившись в глухом месте, они продолжали подвизаться в посте и молитвах. Получив от Бога дар исцеления, они врачевали местных жителей, обращая ко Христу многих язычников. Узнав о них, правитель области Леонтий приказал привести их в город Салерно. Он угрожал святой Архелае отдать ее на поругание и предать смерти, если она не принесет жертву идолам. С твердой надеждой на помощь Божию святая отказалась покориться приказу и обличила безумие кланяющихся бездушным истуканам. Тогда правитель приказал отдать святую на растерзание голодным львам, но звери покорно легли у ее ног. В ярости правитель приказал убить львов, а святых дев заключить в темницу.
Наутро, подвесив святую Архелаю, мучители стали строгать ей бока железными орудиями и поливать раны горячей смолой. Святая только громко молилась: внезапно над ней показалось сияние и послышался глас: "Не бойся, Я с тобой". Сила Божия защищала святую: когда хотели раздавить ее огромным камнем, Ангел оттолкнул его в другую сторону, и он раздавил самих палачей. Судья приказал воинам обезглавить святых дев, но воины не смели поднять руку на святых. Тогда святые Архелая, Фекла и Сосанна сказали воинам: "Если не исполните приказания, то не будете иметь чести с нами". Святые мученицы были обезглавлены + 293).

(Церковь святого Георгия (Chiesa di San Giorgio), Италия, вид изнутри)
Мощи святой почивают в городе Салерно, в римо-католическом храме (бывшем монастыре) святого Георгия (San Giorgio, Via Del Duomo 19).
Святитель Иарлаф (Jarlath, Iarlaith, Hierlath, Iarfhlaith), первый епископ Туамский
Родился в Коннахте. Судя по его имени, он происходил из благородной семьи. Иарлаф учился у святого Энды в монастыре Арран около в 495 года. Он был признанным учёным, основателем школы при монастыре в Клунфиш (Cluain Fois, Cloonfush).
Согласно писаниям святого Брендана Странника, Иарлафу было указано место его кончины когда там сломалось колесо его повозки. Там, в нынешнем Туаме, он и основал своё монашеское братство. Здесь он стал настоятелем и епископом.
Среди учеников его школы были святые Брендан Странник и Колман Клойнский (Colman of Cloyne). Святой Иарлаф отошёл ко Господу с миром, разные источники указывают на разные даты его кончины между 540 и 550 годами.
День его памяти 6 июня связан с перенесением его мощей в построенный в его честь придельный храм Туамского собора. Город Туам и ныне использует колесо Иарлафовой повозки как свой символ.
Святитель Клавдий, епископ Безансонский

Родился около 607 года в знатной семье в городе Безансоне. С юности он воспитывался на примерах житий святых. Когда Клавдий подрос, родители определили его на военную службу. Но уже в 20 лет он покинул земное войско, чтобы присоединиться к святому воинству Христову.
Клавдий был принят в клир Безансонского собора. Эта община жила, уподобляясь монастырю, по уставу, написанному их епископом, святым Донатом. Вскоре Клавдий стал образцом для других церковнослужителей и был назначен преподавателем в соборную школу. Святой Клавдий принимал очень скудную пищу один раз в день ближе к вечеру и часто проводил ночи без сна, посвящая их учебе и молитве.
Через двенадцать лет подвижнической жизни в капитуле святой Клавдий принял монашество в монастыре Кондат.
Здесь он также стал для братии образцом подвижничества. Святой Клавдий питался кореньями и спал на убогом ложе. Бледность лица и худоба тела служили ему украшением. Настоятель Инъюриоз предложил святому занять его место, но тот отказался.
После смерти настоятеля (ок. 640) Клавдий был вынужден покориться единодушному желанию братии и согласился управлять монастырем. Обратившись с просьбой к королю Хлодвигу II и при поддержке его супруги святой Батильды, святой получил большое пожертвование. Оно позволило обеспечить не только содержание монастыря, паломников и бедняков округи, но также и строительство новых зданий. Святой Клавдий ввел в монастыре устав преподобного Венедикта и постоянно наставлял монахов как проповедями, так и отеческими увещаниями подвизаться в добродетелях.
После смерти епископа Безансонского Гервасия народ и духовенство вступили в спор о выборе преемника. Во время общей молитвы раздался голос с небес, повелевший поставить пастырем Клавдия. Святой сначала отказался от кафедры, но потом был вынужден вновь подчиниться воле Господа и народа.
Он был хиротонисан во епископа Безансонского и при всеобщем ликовании прибыл в Безансон в 685 году.
И в епископском сане святой Клавдий оставался истинным монахом и вел общую монашескую жизнь со своим духовенством. Всего себя он отдавал насущным пастырским делам: посещал обездоленных, постоянно наставлял верующих в покаянии и делах милосердия. Сохраняя в памяти сладость монастырской жизни, Клавдий не оставил руководства монахами обители святого Евгенда. Через семь лет святительского служения он увидел, что духовенство позволяет себе нерадение и остается бесчувственным к его увещаниям восстановить порядок, введенный святым Донатом. Тогда Клавдий отказался от епископской кафедры и в 692 году вернулся в свой монастырь.
Скончался 6 июня 699 года.
В XII веке его тело было обретено нетленным, и многочисленные чудеса стали происходить от его мощей, которые на протяжении веков привлекали множество паломников. В 1794 году большая часть мощей святого была уничтожена французскими революционерами.
В его честь был назван французский округ Сен-Клод.
Мученики Аманд, Лукий, Александр и Авдальд Нивидунские
Память 5 июня (Зап.),6 июня (Рум., Зап.)
Мученики Аманд, Лукий (Луций), Александр и Авдальд упомянуты в Римском мартирологе на 6 июня; в документе, датируемом 983 г., утверждается, что их мощи хранились в монастыре святых Петра и Павла в г. Кон (диоцез Каркасон, Юж. Франция), где Аманд с дружиной претерпели мученичество при имп. Диоклетиане; мощи открыты в 1391 г. Однако в мученических актах этот город не упоминается, но говорится, что Аманд был епископом Нивидуна и имел 3 братьев-священников.
Распространенное кельт. название Nividunum [Novidunum] (букв.- новый город) трудно отождествить с каким-либо определенным местом. Это может быть либо современный г. Нуайон (Пикардия, Сев. Франция), где 5 июня почитаются святые Аманд, Луций и Александр вместе с мучениками Андреем, Донатом и Перегрином, либо г. Ньон (кантон Во, Швейцария), где 6 июня празднуется память еп. Амантия, Луция, Александра, Андреля, Доната и Перегрины, откуда их почитание перешло в Лозанну (пам. в Лозанне 9 июня).
Икона Богородицы Пименовская

Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери – Богородица Одигитрия.
Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве – Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: «Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в
царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари».
Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году.
Сначала икона находилась в алтаре Успенского собра Московского Кремля, затем была перенесена в Благовещенский собор. До 1918 года находилась в Мироваренной палате Кремля, затем – в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 году была передана в Третьяковскую галерею.