filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

31 мая (13 июня) 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)


Продолжение...



Память Первого Вселенского Собора (325)

Первый_Вселенский_Собор


Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором.
Память свв. отцев I Вселенского Собора в 7-ю неделю по Пасхе.

Собор созывался прежде всего для того, чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего, что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.

Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления этого император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание.


Участники собора.

Богослужебная традиция закрепила количество участников Собора как 318. Святой царь Константин Великий в своей речи к Собору выражается: "Более 300". Святитель Афанасий Великий, папа Иулий, Люцифер Калабрийский говорят о 300. Участник Собора, святитель Евстафий Антиохийский, говорит о 270. Другой участник, Евсевий Кесарийский, называет цифру "более 250". В дошедших до нас рукописных списках на греческом, на коптском, на сирийском, арабском и др. языках находим до 220 имен.

До нас не дошли протоколы этого собора. Однако о чем велись споры на этом Соборе и его постановления известны достаточно хорошо и подробно из произведений и переписки его участников.
Со стороны ариан на Собор приехали, помимо самого Ария, его ближайшие сподвижники Евсевий Никомидийский, Евсевий Кесарийский, а также местный епископ города Никеи Феогнис, Марий Халкидонский. Вместе с Евсевием Кесарийским присутствовали и его соборные единомышленники: Павлин Тирский и Патрофил Скифопольский, были и земляки Ария, ливийцы, поддерживающие его: Секунд Птолемаидский (Киренаика) и Феона Мармарикский.

Православная сторона была представлена на Соборе выдающимися епископами, как по учености, так и по подвижничеству и исповедничеству: Александр I Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский. Леонтий Кесарии Каппадокийской и Иаков Низибийский были известны святостью своей жизни. Исповедниками были Амфион из Епифании Киликийской, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Пафнутий Фиваидский и Потамон Египтянин с выколотыми глазами. У Потамона были вывихнуты и ноги, и в этом виде он работал в ссылке в каменоломнях. Он известен был как чудотворец и целитель. С острова Кипра прибыл Спиридон Тримифунтский. Он был святой простец, продолжавший и в епископстве пастушествовать; он был известен как прозорливец и чудотворец. Константин, входя в залу при парадном открытии Собора, демонстративно приветствовал, обнимал и целовал в выколотые очи этих исповедников.
Так как арианские споры нарушали спокойствие только в восточной части Римской Империи, то западная церковь не посчитала нужным послать многих своих представителей на этот Собор. Римский папа Сильвестр своими заместителями делегировал двух пресвитеров: Викентия и Витона. Помимо этого из латиноговорящих провинций прибыли только святитель Осия Кордувийский из Испании (по некоторым сообщениям - председатель Собора), Марк Калабрийский и Евстафий Миланский из Италии, Кекилиан Карфагенский из Африки, Никасий Дижонский из Галии, и Домн Стридонский из Далмации,
святой Николай от города Миры в Малой Азии, столь известный своею благотворительностью, что даже до сего времени в день памяти его собирают пожертвования на детей. Справедливо говорит Евсевий Кесарийский (De vita Const, с. III, 9) об отцах Собора: "одни были знамениты словом мудрости, другие украшались строгостью жизни и подвижничеством, а иные отличались скромностью нрава", прекрасно присоединяет к тому и Феодорит (Феодорит. Ц. История I, 7): "было много мужей, украшенных делами апостольства; много было и таких, какие, по изречению апостола Павла, носили раны Господа Иисуса на своем теле".

Из-за пределов Римской Империи на Собор прибыли делегаты из Питиунта на Кавказе, из Воспорского (Босфорского) царства (Керчи), из Скифии, два делегата из Армении, один - Иаков Низибийский - из Персии.


Ход Собора

Согласно Сократу, Собор открылся 20 мая, а торжественное закрытие Собора было приурочено императором к 25 августа, ко дню празднования им 20-летнего юбилея его царствования. Но некоторые историки называют 14 июня как начало Собора. Акты Халкидонского Собора (451) датируют принятие Никейского постановления 19 июня.
А. Карташев, предлагает согласовать эти даты следующим образом:

"20 мая был парад открытия Собора. Парад церковный, вставленный в рамки парада придворного, небывалый еще до тех пор "смотр сил" церкви. Пленум Собора определился и формальные голосования начались только с 14 июня. A 19 июня проголосовано главное вероопределение. 25 августа состоялось уже торжество закрытия Собора. Тут Евсевий Кесарийский произнес свою похвальную речь императору, помещенную им в его "Жизни Константина". Завершилось празднество пышным обедом".
Собор начался с речи императора Константина на латинском языке. "Не медлите, - сказал император, - о, други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему сослужителю". Затем эта речь была переведена на греческий язык и начались горячие прения, в которых император принимал активное участие
".

Вот как описывает их Евсевий Кесарийский:
"Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещевая, иных, говорящих хорошо, хваля и каждого склоняя к единомыслию, василевс, наконец, согласил понятия и мнения всех о спорных предметах".

Во время прений Арий и его единомышленники высказывали свою позицию прямо и смело, рассчитывая на веротерпимость императора и надеясь убедить его и привлечь на свою сторону. Их богохульные речи возмущали православных. Накал страстей нарастал. В нужную минуту с хитрым дипломатическим предложением выступил ((Евсевий Кесарийский), которое состояло в том, чтобы взять за основу определения Собора текст крещального символа веры, для большинства привычный:
"Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех (άπάντων) видимых и невидимых. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Слово Божие, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного всей твари (Кол. 1:15), прежде всех веков от Отца Рожденного, через Которого и произошло все... Воплотившегося... Веруем во Единого Духа Святого".

Хитроумный замысел Евсевия состоял в том, чтобы, отчаявшись убедить большинство епископов на Соборе в своей ереси или переманить императора на свою сторону, свести этот собор к формальности, приняв православную привычную для всех формулировку, на которую легко должно согласиться большинство, но при этом недостаточно четко сформулированную, и оставляющую место для еретического учения Ария.

Но император Константин перехитрил схитрившего Евсевия. Одобрив текст, он как бы между прочим предложил этот текст обогатить лишь маленьким дополнением, одним словом "единосущный" (омоусиос). При поддержке авторитетных православных епископов, большинство епископата, который будучи православными, не был тем не менее достаточно образованными, чтобы вникнуть и понять все тонкости этого вопроса, поддержало и проголосовало за это предложенное императором добавление, надежно отсекающее арианскую ересь от православия.

После этого главного для ариан поражения, ряд других небольших поправок и дополнений к символу веры, тоже направленных против ариан, но уже не имевших принципиального значения, был принят уже без споров.

На том же Вселенском Соборе святитель Спиридон для вразумления противников истинного богопочитания явил чудо, которое навсегда вошло в летопись истории христианской Церкви. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.
- Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино.

святетиль_Спиридон_Тримифунтский
(святитель Спиридон Тримифунтский, чудо с плитвой)


Помимо решения главного вопроса, стоявшего перед Собором, - выработать отношение Церкви к учению Ария и его последователей - отцы Первого Вселенского Собора приняли и ряд других второстепенных, но тоже важных решений.

Первым в ряду этих решений идет вопрос о вычислении даты празднования Пасхи. Во времена Собора разные Поместные Церкви пользовались разными правилами для вычисления даты Пасхи. Некоторые Поместные Церкви (Сирийская, Месопотамская и Киликийская) вычисляли Пасху, опираясь на иудейский календарь, другие (Александрийская и Римская) пользовались иной схемой, при которой христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской. Император Константин, созвавший Собор, придавал вопросу об праздновании Пасхи в один день всей церковью не меньшее значение, чем арианской ереси. Вот, что пишет об этом В.В. Болотов:
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, - говорил он, - что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.

Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями.
По мимо этого Отцы Первого Вселенского Собора постановили уврачевать мелитианский раскол следующим образом.
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.


Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Правила Первого Вселенского Собора можно почитать тут:
http://drevo-info.ru/articles/14087.html

Тропарь свв. отцам I-го Вселенского Собора

Препросла́вен еси́, Христе́ Бо́же на́ш, / свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый / и те́ми ко и́стенней ве́ре вся ны наста́вивый, / Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́



Святитель Евстафий I (греч. Εὐστάθιος), патриарх Константинопольский (июль 1019 - нояб./дек. 1025)

Сведений о его жизни сохранилось немного. Евстафий был протопресвитером церквей Большого дворца в Константинополе и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II, в июле 1019 года. По свидетельству византийского хрониста Георгия Кедрина, Евстафий был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы.

Ок. 1024 г. патриарх Евстафий по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за Константинопольским патриархом титула «Вселенский». Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за Константинопольским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат монастыря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм. Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись. Сведения об этих переговорах сохранились только в латинских источниках.

От патриаршества Евстафия сохранились синодальная грамота от 12 сентября 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы, датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте и др..

Патриарх Евстафий I скончался в ноябре или декабре 1025 года.
Сохранилось Жизнеописание патриарха Евстафия, составленное неизвестным автором.



Икона Богородицы Луганская

Икона Богородицы Луганская


Свое неложное обетование "быть с нами - во вся дни" Царица Небесная благосердно подтвердила не только Своим явлением во Влахернской Церкви, откуда простирает Свой Пречистый Омофор над всем миром, а также и в неисчислимых знамениях своих чудотворных икон, которыми Благодатная, на радость и укрепление верных, украсила и освятила все уголки земли.

Почитание Божией Матери идет с первого века, с момента Ее земной жизни, а в святых образах любовь верующего народа к Пречистой только приумножается. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов в день Пятидесятницы, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой. Подобно апостолам, насаждала и утверждала христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. По принятии Святого Духа они пребывали в Иерусалиме около десяти лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Имея Ее как наместницу Христа, Господа своего, взирая на Ее святое лицо и слушая Ее слова, ученики Христовы исполнялись высокой радости. Многие из новопросвещенных верою приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Матерь Христа Бога.

Святой Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство, сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает эту встречу: "Когда я был введен пред лице Богообразной светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия".

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. "Она была, - говорит он, - роста среднего, или как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый... лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные". Однако "поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно свойства Ее души". Многие преподобные и праведные, как Иоанн Дамаскин, Петр и Стефан Афонские, Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Серафим Саровский и другие, за подражание Ее девственной чистоте удостаивались благодатного посещения и пресладкого собеседования с Пречистой.

Подобно древним святым отцам, наш местный подвижник диакон Филипп был удостоен явления Царицы Небесной. Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.

Явление Богородицы над Луганском
(Явление Богородицы над Луганском)


Во время строительства пороховых складов, на завод, где Филипп работал сторожем на проходной, должны был привезти груз. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших его, решили угнать одну из подвод с лесом, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. И когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: "А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы лучше живите-ка той правдой, которою жили".

Устрашились воры, откуда это знает Филипп о подводах? Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, посовещались и решили его убить.
Но Царица Небесная хранила Своего угодника, а готовившиеся совершить злодеяние стали впоследствии свидетелями чуда. Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо разбойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться. Злоумышленники изумленно проговорили: "Смотрите, Филипп опять что-то видит!". Потому что и раньше за ним замечали необычное поведение.

Смотрит Филипп и видит Царицу Небесную, идущую по облакам. Увидев такое, Филипп, опасаясь козней вражьих, стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением. Каждое произнесенное слово золотыми буквами запечатлевалось на небе и вскоре образовалась фраза "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его", сияющая небесным золотым светом. Рядом стоящие разбойники видели только сильный свет, но не видели, по жестокосердию своему, Царицу Небесную.
Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклоненных дев небесных, одни из этих дев стояли на коленях. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово. По окончании виденного зарево оставалось, а Филипп продолжал молиться Пресвятой Богородице.
Через некоторый промежуток времени видит он вновь Царицу Небесную, но уже в других одеждах, так же идущую по облакам по направлению от Краснодона до Старобельска. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери "Умиление" (из келий преподобного Серафима Саровского). За ней следовал с пением монашеский чин. Первым за Божией Матерью шел и нес зажженный фонарь Марк (в народе Марочка, проживал в Луганске и нес на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти собора, обращаясь ко всем проходящим мимо: "Подайте Марочке копеечку". Других денег, кроме как одной копейки, он ни от кого не принимал. Сам он был маленького роста, худощав, одет в подрясник. Обувь не носил).

Весь монашеский чин был одет в подрясники, а на головах скуфеички. За Марком попарно шли монахи, держа в руках хоругви. Как потом рассказывали злоумышленники, когда появилось сильное сияние с небес, передними стала образовываться, как бы быстро возводиться из кирпича высокая стена. И в скором времени они уже не могли видеть и стоявшего рядом с ними Филиппа. Повернувшись через какое-то время в правую сторону, Филипп видит Божию Матерь всю в белом, идущую уже по направлению к нему.

Немного не дойдя до Филиппа, Царица Небесная топнула ножкой и из искр под Ее ногами стал образовываться светящийся бугорок. Став на этом сияющем возвышении, Матерь Божия взяла ниспавшее на плечи покрывало и покрыла им Свою главу. После этого Она обратилась к Филиппу со словами: "Филипп, волею Сына Моего, ты оказался здесь в Луганске, и Промысел Божий вел тебя сюда специально, на служение Богу и людям. С этого дня благодать Родившегося от Меня и помощь Моя будут пребывать с тобою. А также с этого дня ты будешь помогать людям. Молитвою изгонять бесов, вразумлять и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он - Святоград Луганский. И многие люди будут съезжаться сюда в преддверии этих грозных дней, сами не зная зачем. И помощь Моя и благословение пребудет тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нем Ходатаица".

Промолвив это, Царица Небесная благословила Филиппа и ушла. Еще некоторое время Филипп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел себя стоящим в обычной одежде с палкой в руке и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хитоне. "Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю".
Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле, сиянием огня небесного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты говорили только то, что видели яркий свет. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся Филиппа, и он, преисполненный духовной радости, говорил жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и о его спасительной для города силе. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жителям Луганска."Чтите этот день, как Пасху", - говорил он.

Каждый город или обитель, имеющие прославленный или почитаемый образ Божией Матери, гордятся тем, что Заступница рода христианского милостиво призрела на место сие, и для утверждения Православной веры и Своего покровительства над ним украсила его.
Также и земля луганская гордится своим образом Преблагословенной Владычицы. Изображение, которое находилось у старца в келий, было написано одним художником и передавало все явление Божией Матери в подробностях.
Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление. А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: "Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться".
Так и случилось. После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него, пропало. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, была написана Луганская икона Божией Матери.

Как "приятное молитвы кадило" - образ, находящийся в Свято-Петропавловском кафедральном соборе, исполнен в византийской иконописной традиции, отличительная особенность которого - изящество формы и глубина внутреннего содержания. По своему иконографическому изображению она не имеет аналогов в православном мире.
Луганская икона Божией Матери была написана во время Великого поста в Псково-Печерском монастыре с особой на то подготовкой лучшим иконописцем нашего времени - архимандритом Зиноном. Работавший над исполнением образа часто упоминал, что "икону написать нельзя, ее можно только вымолить у Бога". Икона, как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, несет в себе неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Пред ней затихают страсти и суета мира. Она высится над всем в ином плане бытия.
Икона - есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же возвещает образом. Икона несет в себе глубину богословия. Она тесно связана с догматами, символикой и богослужением.
Пресвятая Дева изображена на темно-синем, выполненном из лазурита ночном небе, что указывает на ночное время явления Богоматери. Двенадцать золотых звезд, окружающих Пречистую, - символ двенадцати Апостолов. По вознесении Спасителя на небо Она для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передавала все слова, которые слагала в сердце Своем: о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее Рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни.

Подножие, на котором стоит Преблагословенная, являет собою земной престол - Церковь земную. Семь драгоценных камней, украшающих его, есть символика семи Таинств Церкви, в которых она живет и укрепляется, и самые "врата ада не одолеют ее". Верхняя золотистая часть подножия напоминает о невещественном свете. Число золотых лучей говорит о числе Поместных Православных Церквей, образующих единую святую, соборную вселенскую и апостольскую Церковь.
Лазурное небо и теплая зелень нижней части фона как символ земли в своем соединении напоминают нам о том, что перед нами - Царица неба и земли. Находясь в небесных обителях у престола Сына и Господа, Она заботится о Церкви земной и неотступно в ней пребывет, проявляя материнскую заботу. По слову Григория Паламы: "Она Единая, ставшая между Богом и родом людским".
Руки Пречистой Девы сложены на груди, как в момент Архангельского Благовещения: "Радуйся Благодатная", на что смиренная и совершенно преданная в волю Божию отвечала: "Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему" (Лук. 1,38).

"У Нее ум - Богом управляемый и к Богу одному направленный, очи Ее всегда устремлены ко Господу, сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся - чертог Духа, вся - град Бога Живаго, вся - пред очами Божиими".
Нижняя одежда - хитон Пресвятой Девы голубого цвета, из измельченной бирюзы, как символ девственной чистоты, опоясан червленым поясом. В тенях оттенки доходят до темно-синего, лазурного. Из-под хитона виднеется ярко-красная обувь, которую носили византийские императрицы, выполненная из полудрагоценного камня индийского происхождения и в иконописном искусстве называется - киноварью.
Мафорий - верхняя одежда, широкая, по краям вызолочена узкой каймой, по длине опускается немного ниже колен. Для мафория и покрывала Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен коричневый или близкий к нему темно-малиновый, переходящий местами в фиолетовый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) - есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру - плоть и кровь - Сын Божий.
Ниспадая с левого плеча, на мафорий имеется семь выведенных золотом подвесок, символизирующих число архангелов. Так как Сама Богоматерь через воплощение от Нее Сына Божия сделалась честнейшею Херувимов.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки - символ Ее приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).
Всматриваясь в образ, вспоминаешь слова историка: "Одежда скромная, чуждая роскоши и неги, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, соединенный с приятностью, тиха и покорна родителям, речь кроткая, льющаяся от незлобливого сердца" (Никифор Каллист).

По краю нимба на красном контуре имеется неполных сорок три кружочка. Это число указывает, что около 43 года по Рождестве Христовом, во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 13), Пресвятая Дева Мария удалилась в Ефес с Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. После этого, по преданиям, она посещает и епископствовав-шего в Кипре Лазаря, а также Афонскую гору - место жребия, данного Ей от Господа.

Такие же кружочки, располагающиеся вокруг надписи "Мария", "Дева", а их 59, говорят о числе лет от рождества Преблагословенной до Ее апостольского жребия.
Имеющееся украшение на покрове, состоящее из изображенных жемчужин, указывает на годы земной жизни Божией Матери.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) о почитании чудотворных икон высказывается так: "Не существует ни церковных правил, ни примеров, чтобы какая-либо икона признаваема была чудотворной посредством формального расследования определения... Есть иконы, наименованные в святцах чудотворными по преданию веры, и в особенности, по случаю чудотворений, относящихся ко благу святой Церкви и отечества и требовавших учреждения особых празднеств... И всякая святая икона должна быть благоговейно чтима по возведении сего почитания к первообразу (т.е. потому что честь, воздаваемую к святому образу, мы относим не к дереву или краскам, положенным на дерево, а к Господу Богу или к Божией Матери); и всякая икона по вере и благодати Божией может быть чудотворною. Тем более заслуживает благоговейного почитания тот образ, качества чудотворности которого подтверждаются верою, преданием и особым устроением Провидения Божия".

С верою и благоговением молящиеся перед Святым образом Луганской Пресвятой Богородицы сподобляются сердечного умиления и вручают себя под Всемогущий Покров Царицы Небесной, имеют твердую веру в то, что к нашей Луганской святыне относятся слова, сказанные Пречистой Богородицей при виде первописанной Ее иконы апостолом и евангелистом Лукой (первым иконописцем): "Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет".
Имея такую покровительницу города и области, православные люди молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.

Образ Луганской Божией Матери не без воли Царицы Небесной украшает Своим присутствием Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска, пред которым каждую среду, до начала Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Имеется также образ Луганской Божией Матери и в часовне на могиле старца-диакона Филиппа. В 2002 году, на праздник Покрова Божией Матери, образ, написанный на стене, обильно замироточил. В течение всего года верующий народ, прикладываясь к этому святому образу, помазывался миром, истекавшим от иконы. В определенные дни мироточение происходит и сейчас.
Сердце народа, на глазах которого происходит это чудо, воспламеняется любовью к Пречистой Божией Матери и к угоднику Божию - старцу диакону Филиппу.

Часовня иконы Божией Матери Скоропослушница - Луганск, справа видна могила стара диакона Филиппа с камнем
(Часовня иконы Божией Матери Скоропослушница - Луганск, справа видна могила стара диакона Филиппа с камнем)


В один из дней, в 1930-е годы лютейшего гонения, спешил Филипп с группой близких ему людей на праздник в храм. Проходя по бывшему графскому парку возле храма, старец был встречен группой местных комсомольцев, которые преградили ему путь. Они издевательски смеялись над ним, ставили под сомнения основы веры и, как род лукавый, требовали чуда.

- Ну ты, раб Божий! Докажи нам, что есть твой Бог! И не словом, а делом докажи!

Рядом с Филиппом лежал обрубок дерева, с одной стороны он сохранил на себе отпечатки топора, а с другой - был трухлявый от времени. Старец Филипп стал на колени, поднял руки к небу и воззвал к Богу. После молитвы старец ударил посохом по стволу дерева трижды и произнёс:

- Дуб сей да обратится в камень в воспоминание моё и во свидетельство чудес Божих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере.

Помолчав, добавил:

- Пока не расцветёт.

И произошло чудо. Хулители и окружавший народ были немало поражены случившимся на их глазах. Камень этот сохранился и до настоящего времени, и сейчас служит местом благоговейного почитания верующих, помнящих и хранящих память о старце - диаконе Филиппе. Ныне камень этот находится около часовни на могиле старца.

Как некогда видели Ее на воздухе с омофором в руках, молящуюся за весь мир, так и мы теперь, находясь под сводами храма, своими глазами видим ее образ пред нами.
Итак, к нему ныне прилежно притецем грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
(по материалам: http://monastyr.lg.ua/index.php?id=207)



Tags: Вселенские Соборы, Православие, Святые дня, икона Божьей Матери Луганская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments