filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Слово о нашем преображении, о свойствах предметов и об уловках дьявола...

Христос посреди нас!

Сегодня все мы, православные, радуемся. Сегодня день Преображения Господа нашего и Спаса Иисуса Христа!

Преображение_Господне_2

Я не дерзну рассуждать об этом двунадесятом Господском Празднике – многие святые мужи и проповедники оставили нам нетленные свои слова о смысле и о величии этого дня и о той Тайне, что Господь открыл вначале своим трем любимым ученикам, а затем, через них и всей Вселенной.

1. Я же лишь несколько слов напишу о том, столь необходимо нам наше собственное преображение, если имеем мы хотя бы начаток желания отобрать свою душу от хищного волка, почти уже поглотившего нас целиком. Говорю начаток, поскольку если бы было таковое наше желание, то давно уже мы исхитили её и предоставили Богу в Его Милостивые Руки. Сколько всего готовы мы терпеть ради того, чтобы достигнуть некоторых вожделенных для нас земных наград! Влюбленный юноша не спит ночами, сочиняя стихи или песни для своей возлюбленной. О, если бы нам хотя бы малую часть его желания обратить на молитву! Смею утверждать, что ни ночи не оставалось бы у нас бесплодной!

Купец целыми сутками исчисляет способы получения многократной прибыли, весь день и часто даже и ночи изнуряя себя в расчетах, договорах, встречах с теми, кто может ему такую прибыль обеспечить.… Если бы мы хоть в малом ему уподобились, желая прибыли духовной и проводя столько же времени в обществе святых угодников Божьих, способных помочь нам приумножить наш духовный капитал!

деловой_человек

Но нет у нас дерзновения на то, чтобы потратить свое земное время на заботу о дне завтрашнем. Слишком приземленное стало наше сокровище, совершенно плотское. Забыли мы слова Спасителя:

«идѣ́же бо éсть сокрóвище вáше, тý бýдетъ и сéрдце вáше» (Мф. 6: 21).

Но и это при ближайшем рассмотрении оказывается не последней нашей бедой. Мало того, что все свое сокровище, ради чего мы готовы жертвовать и здоровьем и даже иногда и жизнью, имеем лишь тут, среди земного, так еще и извратили понимание естественного и неестественного, все перевернув с ног на голову. Каким образом? Это я сейчас покажу, а пока на примере докажем, что сказали выше – о нашей готовности жертвовать и здоровьем и жизнью ради тленного сокровища нашего.

2. Посмотри на тех юных и даже не всегда юных женщин, что ради своей фигуры терпят великие лишения и сами себе устанавливают жестокие ограничения в еде. Иные от таких испытаний повреждаются и здоровьем и даже умом. А некоторые и умирают от истощения, не в силах принять и грамма пищи для спасения организма. Что сказать – великая аскеза, а только пустое. И даже не пустое, а пагубное дело такая аскеза, поскольку не ради приближения к Небесному, а для прославления идола- плоти творится. А такая аскеза противна Богу.

анорексия

Что аскеза - даже девство подобное мерзко пред Ним. Послушаем блаженного Иоанна, что он говорит о подобных девах:

«Дев еретических я никогда не назову девственницами, - во-первых, потому, что они нечисты, так как не обручены одному мужу, как желает блаженный друг Жениха - Христа, когда говорит: "потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2 Кор. 11:2)
…а во-вторых потому, что они, признав брак бесчестным, стали воздерживаться от брака. Приняв же за правило считать брак порочным делом, они заранее лишили себя наград, принадлежащих девству; ибо справедливость требует, чтобы воздерживающиеся от злых дел не венцы получали, а только не подвергались наказанию…
…Но не в этом только состоит их несчастие, и не тем только ограничится страдание их, что они ничего не приобрели; но последуют другие, еще гораздо более тяжкие наказания, - огонь неугасающий, червь неумирающий, тьма кромешная, скорбь, теснота. Посему нам нужны бесчисленные уста и ангельская сила, чтобы мы могли создать Богу достойную благодарность за Его попечение о нас; или лучше - и тогда это невозможно. Почему? Хотя старание о девстве и у нас и у еретиков одинаково, а может быть у них и гораздо большее, но плод этих трудов не одинаков: для них (готовятся) узы, слезы, скорби и вечные мучения, а для нас - участь ангельская, блистательные светильники и главнейшее из всех благ - общение с Женихом. Отчего же так, - за одни и те же труды возмездие противоположное? Оттого, что они (еретики) избрали девство, чтобы поставить закон противный Богу; а мы это делаем, чтобы исполнить Его волю
» (святитель Иоанн Златоуст. Книга о девстве).

То же и с теми, кто не ради жертвы Богу, а ради жертвы плоти установил себе пост и подверг аскезе – не просто в пустую аскеза, но и в погибель. Во истину – более праведен тот, кто просто не постится и пренебрегает Церковным постом, нежели тот, кто налагает на себя пост идольский.
Поэтому справедливо наше утверждение, что часто случается такое, когда человек жертвует и здоровьем и жизнью и, как мы рассмотрели, не только телесным здоровьем, но и Жизнью Вечной он жертвует ради сокровища своего тленного, земного.

3. Готовы терпеть лишения и травмы, и случается, что и становятся калеками и даже лишаются жизни многие те, кто решил поклониться иному идолу- славе земной, славе человеческой. Посмотри на канатоходца, на циркача- акробата, дрессировщика, кладущего голову в пасть крокодилу или льву и на им подобных – сколько упорства и какие испытания переносят они ради того, чтобы зал жаждущих зрелищ и развлечений рукоплескал им! Некоторые получают эту временную славу, но большая часть не получает и её. И можно сказать, что те, кто получил увечия и не завоевал рукоплесканий – те, скорее всего, получили награду несоизмеримо высшую, нежели те, кто собирает стадионы и арены. Поскольку имея теперь вследствие травмы недуг, или просто потерпев неудачу вследствие неспособности своей, вынуждены были отойти от этого рода занятия и скорее могут вспомнить о Боге, как о Спасителе нашем, нежели те, кто ослеплен славой среди человеков и усыпан цветами и обласкан взорами зевак.

4. Если рассмотренные примеры не ужаснули нас, показывая как мы, многие извратили те добрые орудия – пост, аскезу, дерзновение, что есть у нас для достижения Жизни Вечной, то покажу еще некоторое: как мы извратили понимание естественного и неестественного. Естественное для человека – это устремление к Богу, желание богообщения, отвращение от греха или хотя бы стыд ко греху. Неестественное для человека это грех, пренебрежение Богом, отвращение от духовного. Отчего пишу, что грех противоестественен? Оттого, что от него тлен и погибель. Отчего же естественно устремление к Богу и отвращение от греха? От того, что

«у Господа милость, и многое у него избавление» (Пс. 129: 6).

А что означают эти слова Пророка Давида ясно объясняет святитель Иоанн Златоустый:

«Что значит: "ибо у Господа милость"?
Здесь, говорит, сокровищница и источник чело¬веколюбия, постоянно текущий. Где милость, там и избавление, и не просто избавление, но "великое" избавление и беспредельная пучина человеколюбия. Итак, хотя бы грехи предавали нас погибели, мы не должны падать духом и отчаиваться. Там, где милость и человеколюбие, не требуется строгого отчета в грехах, так как Судия, по великой милости Своей и по расположению к человеколюбию, многое прощает. Такой судия – Бог, готовый и расположенный постоянно миловать и давать прощени
е» (Беседа на Псалом 129).

А кто прощен, тот и свят, потому что не вменит ему Господь соделанного греха. А кто свят, тот и спасен.

Но лукавый извратил естественный порядок и не без помощи нас самих- без нашего на то произволения, без нашего соглашательства, ничего бы у него не вышло. Но наше произволение, наш ум, потерявший целостность, с удовольствием принял этот новый извращенный и противоестественный порядок и удобно пользуется им. Теперь на грех человек стал скор и греша не испытывает стыда и напротив, покаяние отложено надолго и ему приписывается стыд.

«Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд…
…. Есть язва и лекарство. В язве гной; лекарство обладает силой очищать гной. В лекарстве ли гной? В язве ли целительна сила? Не имеют ли и то и другое своего собственного свойства. Может ли сообщиться первое последнему, или последнее первому? Ни в каком случае. Перейдем к душе, отягченной грехами. Грех имеет своим уделом поношение и бесчестие; покаяние сопровождается смелой надеждой, покаяние соединено с постом, покаяние дает оправдание. "Говори ты, чтоб оправдаться" (Иса. 43:26). "Праведный себя самого обвиняет в первословии" (Притч. 18:17). Итак, сатана, зная, что за грехом следует стыд, который легко может отвратить от него согрешающего, а покаяние сопровождается дерзновением, которое в силах привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд отдал покаянию, а дерзновение – греху. Каким же это образом? А вот как: пленяется кто-нибудь безумной страстью к всенародной блуднице; следует он за блудницей как пленник, входит в ее жилище, и, не стыдясь, не краснея, отдается блуднице, совершает грех, и нет у него ни стыда, ни стеснения. По окончании греха он выходит оттуда и стыдится покаяться. Несчастный! Когда отдавался блуднице, тогда тебе не было стыдно, а когда пришел каяться, тогда стыдишься? О чем он, скажи мне, стыдится теперь, если не стыдился, когда предавался блуду? Делает (постыдное) дело, и не стыдится, а слова стыдится? Злодейство дьявола это. В грехе он не допускает ему стыдиться, а всенародно дозволяет ему бесчестить себя, потому что знает, что если грешник почувствует стыд, то убежит от греха; в покаянии (напротив) заставляет его стыдиться, зная, что стыдящийся не покается. Два зла учиняет он: вовлекает в грех и удерживает от покаяния
» (святитель Иоанн Златоуст. Беседа восьмая. О покаянии).

5. Блаженный Иоанн показывает это на примере блудника, я же покажу на примере том, который уже и не бросается в глаза – столь привычна стала подобная картина…

Известна такая пагубная страсть, как курение. Не скрывая и не замалчивая Церковь в лице своих пастырей обличает этот грех и призывает человека порвать с этой страстью. Старец о. Николай Гурьянов называл курение «кадилом дьявола».

Но мы все давно привыкли видеть людей курящих в многолюдных местах, даже за воротами храма или на детских площадках – не вызывает это стыда или даже простого стеснения и любое замечание легко может быть воспринято как покушение на «святое». Но зрелище человека молящегося на скамейке в сквере или в другом подобном людном месте часто вызовет усмешку или по крайней мере нездоровое любопытство, удивление и даже некоторый снисходительный стыд к такому человеку.

курит_дети

Но ведь естественное свойство вещей как раз то предполагает совершенно иное – радость от лицезрения молящегося и стыд и желание скрыть свою страсть самого курящего. Но увы, при помощи лукавого человек стал приписывать предметам противоестественные им свойства и ныне курящий не стыдится, хотя и грешит и даже прилюдно, а молящийся вызывает сочувствие, хотя и занят делом богоугодным.

6. Рассмотрим для закрепления утверждения еще и другой пример.
Ныне благодатное время – идет Успенский Пост. Пост строгий, однако нет стыда у того, кто не просто пренебрегает постом, а делает это открыто – в общественном месте потребляет скоромные блюда, ест мороженое, пирожки и бутерброды…
Но какой стыд и неудобство испытывает человек, когда ему предлагается помолиться перед едой, попросить у Господа благословить снедь! Стыд обуяет его и краска заливает лицо – человеку неудобно, стыдно…

Что еда! Вот храм Божий! Человеку вовсе нет стыда пройти мимо даже не обернувшись, и часто человек спокойно и не стесняясь может при том и сквернословить и курить и одет быть неподобающим образом – все это видится ему естественным… хотя благодаря блаженному Иоанну Златоустому мы знаем, что сие не более, чем извращение сатаны.

Но каков же стыд обуяет того же человека, если предложить оставить лишь на несколько мгновений мирскую суету и осенить себя Крестным знамением и повернувшись поклониться Дому Божьему! Тут тебе будет и недоумение, и «а вдруг кто-то увидит!», и краска смущения на лице…

Дивное дело! Дело благочестивое вводит в стыд и недоумение, а грех совершается быстро и без всякого смущения! И да, сие есть уловка лукавого, но без нашего на то произволения не имела бы ни малейшей силы, а потому мы не имеем в этом ни малейшего оправдания.

7. Впрочем, оправдаться нам можно и очень даже просто – принести покаяние и принести покаяние торопясь.

«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость - сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого»(святитель Иоанн Златоуст. О покаянии. Беседа вторая).

Почему говорю – принеси покаяние торопясь? Потому что первым должен покаяться грешник, прежде обличения Господом:

«говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43: 26).

Потому как когда начнет говорить Господь, то времени для оправдания более не будет.

Но для того, чтобы положить начало покаяния надо хотя бы (!) осознать свою болезнь. Если человек не ощущает своей болезни, то он не испытывает и потребности во враче. Прежде надо почувствовать болезнь, а можно ли почувствовать болезнь, коли извращены наши понимания о предметах?

Только вернув предметам их естественные присущие им свойства мы можем разглядеть свой недуг. Если вернуть стыд греху, то мы отымем от греха быстроту и станем медлить на согрешение, стыдясь и укрываясь от взоров других. Если вернем дерзновение на покаяние, то не станем медлить и устремимся в храм Божий, ко Врачебнику, дабы исцелил Он наши раны и изгладил их и вернул нам потерянное здоровье.

ходынское стояние

Постараемся же так настроить свое произволение, чтобы избегнув нам ловушек лукавого вернуть понимание верных свойств предметов и тем самым начать свое малое преображение, воздав стыд и медлительность греху и дерзновение и быстроту на покаяние и тем самым постараться приобщиться тому Преображению, что показал нам Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Tags: Православие, Преображение Господне, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments