Преподобномученик Агапит Маркушевский, основатель Маркушевского Николаевского монастыря
Был сподвижником преподобного Лонгина Коряжемского. Находясь в Сольвычегодской Борисоглебской обители, он во время болезни удостоился явления ему иконы святителя Николая, от которой исцелился.
Отправившись на место, указанное в видении, он построил там сначала часовню, а когда возникла обитель, в 1578 году соорудил две церкви - во имя святителя Николая и в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Местные жители хотели уничтожить обитель. Они убили преподобного Агапита 21 мая 1584 года и бросили его в реку. Иноки нашли тело и предали погребению между храмами, поставив на месте погребения часовню, а на гробницу положили вериги святого. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме.
(Агапитов Маркушевский Никольский монастырь - Заречье (Маркуша, Подмонастырское) - Тарногский район - Вологодская область, рисунок из журнала Зодчий, упразднен приблизительно в 1780 году)
В 1712 году Холмогорский епископ Варнава (Волатковский) благословил братию собирать сведения о жизни преподобного Агапита и о чудесах от Великорецкой иконы. По его благословению, в 1715 году написано житие преподобномученика Агапита.
Преподобный Госпитий (Оспитий) Ниццкий (Hospitius, Hospicius, Sospis, греч. Ὁσπίτιος), отшельник Леринский
О жизни св. Госпития рассказывает святой Григорий Турский в VI книге своей "Истории франков". Согласно этому рассказу, Госпитий закрылся в старой башне, расположенной около местечка Виллефранш (Villefranche), расположенного, в одном лье от города Ниццы, на маленьком полуострове, который в память о нем по сей день называется Сан Соспис (San Sospis). Там он предавался наиболее суровому покаянию. Он заковал свое тело в железные цепи, покрыв их сверху власяницей. Питался только сухим хлебом и финиками. Во время поста он употреблял в пищу травы, использовавшиеся отшельниками Египта, которые он покупал у купцов. Согласно местному преданию, он происходил из Египта и обучился там монашеской жизни. Он сначала отваривал эти травы и выпивал отвар, затем ел сами травы.
Бог вознаградил его усердие дарами чудотворения пророчества. Так он предсказал жителям страны ближайшее вторжение лангобардов:
«Придут в Галлию лангобарды и разрушат семь городов, так как увеличились злодеяния народа пред ликом господним, ибо там никто его “не разумеет, никто не творит добро", чтобы смягчить гнев божий. Ибо весь народ этот — неверующий, клятвопреступный, падкий на воровство, расположенный к убийству, и не произрастает в нем плода справедливости. Они не платят податей, не кормят бедных, не одевают нагих, не оказывают гостеприимства странникам и не дают им достаточно пищи для насыщения. Посему обрушится на них это несчастье. А теперь я говорю вам: снесите все имущество ваше внутрь городских стен, чтобы лангобарды не похитили его, и сами укройтесь в наиболее укрепленном месте».
Он предупредил также монахов, чтобы те поторопились в укрытие, взяв с собой всё то, что они могли с собой взять, так как варвары приближались. То же предание утверждает, что святой Госпитий был игуменом монастыря, основанного на том же полуострове, и что он им управлял из своей башни Так как монахи говорили, что не хотят его оставить, он распорядился: "Не бойтесь нимало за меня. Возможно, они меня подвергнут некоторым оскорблениям, но они не дойдут до того, чтобы меня убить".
Едва монахи удалились, прибыли лангобарды. Опустошая всё на своем пути, они достигли башни, где жил в затворе святой, откуда он и показывался им через окно. В напрасных поисках входа, чтобы проникнуть в башню и подняться до него, они поднялись по кровле и, поднимая черепицу, сумели к нему приблизиться. Увидев тогда этого человека, закованного в каналы, в столь строгом затворе, они подумали, что они имеют дело с некоторым опасным преступником. Приведя переводчика, они у него спросили, в чем он был виновен, чтобы заслужить такое наказание. Госпитий заявил, что он был убийцей, и что он совершил наиболее худшее из преступлений. Тогда один из варваров вытянул шпагу и стал размахивать ею над головой. Но когда он собрался нанести удар, его правая рука напряглась так, что он не мог ею пошевелить, и он отпустил своё оружие, которое упало на землю. Другие, увидев это, возопили к Небу, умоляя святого им сказать, что надо делать. Он перекрестил вытянутую руку, и она тотчас обрела свою гибкость. Тот человек в течение часа обратился ко Господу. Позже он принял монашество и являл примеры великого рвения. Он жил еще в те времена, когда Григорий Турский писал свою хронику. Многие другие варвары послушались советов святого и возвратились целыми и невредимыми в свою страну. Напротив, те же, кто их презирали, погибли в чужой стране.
Среди многочисленных чудес святого Госпития выделяют исцеление человека, происходившего из Анжера, который был глух и нем, и которого диакон вёл в Рим к мощам святых апостолов. Когда он проходил около того места, где жил отшельник, тот позвал несчастного. Святой влил освященное масло ему в уста и полил маслом его голову, говоря: «Во имя Господа моего, Иисуса Христа, да отверзнутся уши твои, да отомкнет уста твои сила сия, которая некогда изгнала нечистого духа из человека глухого и немого». В тот же миг он спросил страдальца о его имени. Инвалид ответил громко и назвал себя. При виде этого диакон, который его вел, взорвался в криках восхищения: «Благодарю тебя, о Иисусе Христе, безмерно, что ты изволил таковое явить чрез раба твоего. Устремлялся я к Петру, Павлу и Лаврентию, и к прочим святым, прославившим Рим своею кровью, и вот все здесь обнаружились, всех здесь я обрел!». «Молчи, молчи, любезнейший брат», - сказал святой, который опасался ран напрасной славы. «Ведь это делаю не я, но тот, кто создал мир из ничего, кто, вочеловечившись ради нас, делает слепых зрячими, глухих — слышащими, немых — говорящими, тот, кто дарует прокаженным прежнюю кожу, мертвым — жизнь и всем больным — всеобщее исцеление». Святой исцелил также слепого от рождения и большое число одержимых.
Когда он почувствовал, что приближается день его смерти, он привел настоятеля монастыря и сказал ему: «Принеси лом, взломай дверь и пошли за епископом города, чтобы он прибыл ради моего погребения. Ибо в третий день я покину мир сей и уйду в уготованный покой, обещанный мне Господом». В то время, как выполняли с прилежанием его пожелание, некто по имени Крещент (Crescent) пришел к окну, и увидев отшельника, столь стеснённого цепями и полного паразитов, сказал ему: «О господин мой, как ты можешь так стойко переносить столь тяжкие мучения?» Святой ответил: «Мне придает силу Тот, во имя Которого я страдаю. Но я говорю тебе, что я уже освобождаюсь от этих оков и отхожу на покой». На третий день, о котором он сообщил заранее, оно снял цепи, которые носил и пал ниц, творя молитву. Молясь очень долго, проливая обильные слезы, он лёг на скамью, поднял свои руки к Небу и испустил дух, воздавая хвалу Господу. Тотчас же все паразиты, которые точили его святых члены, исчезли.
Между тем, епископ Ниццы Аустадий (Austadius), прибыв на погребение, повелел похоронить блаженного с наибольшим почтением. Могила тотчас же стала крайне посещаемым местом паломничества. Говорили, что и пылью, которую уносили с собой, он мог творить чудеса. Святой Григорий Турский сообщает в своём другом труде, «Слава исповедников», что христианин, который унёс с собой немного этой пыли, поднялся днем на корабль, принадлежавший евреям, который поднял парус и отправился в Марсель. Но его желание состояло в том, чтобы попасть в монастырь на острове Лёранс (Lérins). Когда путники оказались неподалеку от острова, судно остановилось, и было невозможно его подвинуть. Человек тогда признался евреям в своём намерении и рассказал о святыне, которая у него была при себе: евреи, поняв, что было бесполезно бороться, отправили его на землю и продолжили свою дорогу без препятствия.
Собор Ниццы обладает как реликвией частичкой мощей святого Госпития. Другие частицы существуют в некоторых других церквях епархии, например, в Виллефранше, Тюрби (Turbie) и в алтаре полуострова Сан Соспис. Эти места остаются местами паломничества, очень посещаемыми народом региона. Праздник отмечается и в самой Ницце.
Мученики Константин Брынковяну, его сыновья и советник Янаке Вэкэреску
28 октября 1688 года скончался Шербан Кантакузино, господарь Валахии, в правление которого были построены многие святые обители и начато печатание первого полного издания Библии на румынском языке. В тот день валашские бояре возвели на трон племянника покойного господаря логофета Константина Брынковяну (родился в 1655 году). Был он высокообразованным человеком, знал греческий, латинский и церковно-славянский языки. Молодым был призван на государственную службу, исполняя свои обязанности при правителях Георге Дуке и Шербане Кантакузино.
Его правление началось в тяжелое и трудное для Валахии время, когда турки вели длительную войну с австрийцами. Новый господарь, обладая замечательными дипломатическими способностями, смог сохранить дружественные отношения со всеми противостоящими сторонами. Вверенная ему страна была спасена от опустошений, которые несет с собой война, и грабежей со стороны враждующих армий. В таких благоприятных условиях 26 лет его правления стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства страны. Строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Поместным Церквам, находившимся под владычеством Порты, направлялась значительная материальная помощь.
Во время правления Константина Брынковяну в Бухаресте проживало много ученых, среди которых были и греки, и представители других народов; в частности, секретарем господаря был итальянец Антон М. дель Кьяро. Наряду с иностранцами наукой и литературной деятельностью активно занимались румыны. Это и Константин Кантакузино, известный историк, учившийся в Падуе, приступивший к написанию труда «История Валахии» (была закончена только часть его); это братья Раду и Шербан Гречану, работавшие над переводом Библии, первый из которых был также «официальным летописцем» эпохи правления Константина Брынковяну; это Раду Попеску, создавший историческую хронику Валахии; наконец это священномученик митрополит Антим (Ивиряну), родом из Грузии, просветитель и истинный пастырь верующего народа, выразитель его чаяний, основавший несколько типографий, в которых его трудами печатались богослужебные, богословские и учительные книги на румынском, греческом, арабском и других языках.
Брынковяну стал попечителем Академии, учебного заведения, расположившегося в монастыре Св. Саввы в Бухаресте, и ее реорганизатором, поставив во главе ее ученого грека Севастоса Куминитиса. Одновременно с Академией открылись и другие школы в стенах монастырей, в которых преподавание велось на церковнославянском и румынском. Таковыми были школы в монастырях Св. Георгий Старый и Колця в Бухаресте, в которых готовили дьяков для господарской канцелярии, священников и учителей. Румынские школы возникли и в других городах страны и даже в некоторых селах. В отдельных монастырях были учреждены библиотеки, книги на классических языках для них получали из культурных центров Запада. Особенно известны библиотека монастыря Мэрджинени и библиотека монастыря Хурези, основанная самим Константином Брынковяну.
Брынковяну был одним из величайших ктиторов монастырей и церквей. Летом 1690 года был заложен монастырь Хурези (или Хорезу) с храмом свв. императоров Константина и Елены. Церковь украсили фрески греческого иконописца, жившего тогда в Валахии по имени Константин. Особенно замечательны сохранившиеся до нынешнего времени росписи, изображающие житие императора Константина, персонажей румынской истории, представителей двух семейств – Басарабов и Кантакузино. В пронаосе был изображен сам господарь Брынковяну вместе с четырьмя сыновьями, женой Марией и четырьмя дочерьми. Там же в пронаосе было подготовлено место для вечного упокоения господаря и его супруги. Совместно со спэтаром Михаем Кантакузино господарь возвел монастырь в Рымнику-Сэрат с соборным храмом Успения Божией Матери. Благоверным господарем помимо новых монастырей были частично перестроены и заново расписаны храмы во многих монастырях, таких как Козия, Арнота, Бистрица, Стрехайя, Садова, Гура-Мотрулуй, Куртя-де-Арджеш, Дялу, Снагов, двух церквях Тырговиште – Господарской и Св. Димитрия. В Бухаресте господарем были возведены три храма, из них до наших дней дошла лишь церковь монастыря Св. Георгия Нового в центре столицы. В этой церкви были положены в 1720 году останки святого мученика, которые были тайно доставлены сюда из Константинополя супругой Марией. Храм был расписан известным живописцем XVIII века Пырву Муту, сыном священника из Кымпулунга.
(Константин Брынковяеу с сыновьями. Фреска монастыря Хурези)
Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к румынам прихожанам церкви свт. Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) - он призывал их оставаться в правой вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше.
Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь церквям, монашеским общинам и приходам на Балканах и Ближнем Востоке, которые оказались под турецким господством. Митрополитом Анфимом были отпечатаны на греческом языке десятки названий книг - среди них были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии.
Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь свт. Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.
Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну. Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода 1711 года Петра I, вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря. Он был вызван вместе семьей в Константинополь. По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице, все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную). Узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на переход в мусульманство. Благочестивый господарь решительно отверг это предложение.
15 августа 1714 года, в день Успения Божией Матери, когда господарю только что исполнилось 60 лет, его вывели вместе со всеми на место казни. Его секретарь рассказывает, что Брынковяну успел обратиться с последним словом к своим сыновьям: «Сыновья мои, будьте смелее! Мы потеряли все, что имели на этом свете; спасем, по крайней мере, свою душу, омыв все наши грехи своей кровью!». Затем в присутствии султана, послов иностранных государств, жены и дочерей, приведенных на это жестокое зрелище, господарю и его четырем сыновьям отрубили головы. Раньше всех был казнен Янаке Вэкэреску, ближайший советник господаря, после чего были отрублены головы четырех сыновей: Константина, Штефана, Раду и Матея. И лишь затем, после того, как господарь стал свидетелем трагедии своих сыновей, пришла его очередь. Головы святых мучеников были вздеты на пики и пронесены по Константинополю, а тела их на следующий день брошены в Босфор. Рыбаки христиане выловили тела святых в море и захоронили их в греческом монастыре на острове Халки.
Супруга Мария, ее дочери и их мужья, и ее племянники были сосланы в заточение в один из городов Малой Азии, откуда смогли вернуться в Валахию только через два года.
Своей мученической смертью Константин Брынковяну явил всему миру удивительный пример жертвенности, готовности идти на смерть ради правой христианской веры и ради блага родной страны. Подвижническая его кончина вызвала глубокий отклик в душе румынского народа. Уже тогда началось его почитание как мученика православной веры.
20 июня 1992 года Священный Синод Румынской Православной Церкви прославил Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке в сонме мучеников. Была составлена служба и написаны их иконы. Совершать им память определено 16 августа.
(Мирча Пэкурарю. Перевод с румынского Владимира Мухина)
Собор Карельских святых
Собор Карельских святых - празднование Русской и Финской Православных Церквей в честь святых Карелии.
Празднуется 21 мая в Русской, в первую субботу ноября в Финской Церквах.
Архиерейский Собор Финской Православной Церкви определил установить празднование памяти карельских святых в первую субботу ноября - государственный праздник Финляндии, приуроченный ко дню поминовения всех усопших в Финской Евангельско-лютеранской Церкви. В 1958 году патриарх Константинопольский Афинагор благословил это решение.
В общецерковный календарь Русской Православной Церкви этот праздник был внесен в 1972 году после посещения патриархом Московским и всея Руси Пименом в Финляндии, с целью установления дружеских связей с Финской Православной Церковью. С поправкой на календарные стили, в Русской Церкви праздник был установлен в первую субботу ноября по старому стилю - т.е. в субботу между 13 и 19 ноября нового стиля. Однако, так как это празднование не связано с православной традицией Карелии, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви и благословению патриарха в 2004 году праздник был перенесен на 21 мая (3 июня н.с.). Эта дата была избрана в связи с тем что в этот день в 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение восстановленного в Петрозаводске Александро-Невского кафедрального собора, южный придел которого освящен в честь Собора Карельских святых.
Среди святых входящих в состав собора:
• Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские (+ 1353, память 28 июня, 11 сентября)
• Прп. Кирилл Челмогорский (+ 1368, память 8 декабря)
• Прпп. Лазарь (+ 1391) и Афанасий, Муромские чудотворцы (память 8 марта)
• Прп. Корнилий Палеостровский, Олонецкий, игум. (+ 1420, память 19 мая, 21 августа)
• Прп. Авраамий Палеостровский, Олонецкий, игум. (XV в., память 21 августа)
• Прп. Савватий Соловецкий (+ 1435, память 8 августа, 27 сентября)
• Прп. Зосима Соловецкий (+ 1478, память 17 апреля, 8 августа)
• Прп. Александр Ошевенский (+ 1479, память 20 апреля)
• Прп. Елисей Сумский (XV-XVI в., память 14 июня)
• Прп. Пахомий Кенский (+ ок. 1515, память в первую субботу после Крещения Господня)
• Прп. Геннадий Важеозерский (+ ок. 1516, память 9 февраля)
• Прп. Александр Свирский, чудотворец (+ 1533, память 17 апреля, 30 августа)
• Прп. Иона Клеменецкий (+ 1534, память 6 июня)
• Прмч. Адриан Ондрусовский (+ 1549, память 17 мая, 26 августа)
• Прп. Никифор Важеозерский (+ 1557, память 9 февраля)
• Прп. Варлаам Керетский (XVI в., память 6 ноября)
• Прп. Иона Яшезерский (XVI в., память 22 сентября)
• Прп. Кирилл Сырьинский, Каргопольский (XVI в., память 28 апреля)
• Прп. Афанасий Сяндебский (+ вторая пол. XVI в., память 2 мая)
• Прп. Афанасий Новолоцкий (ХVI—ХVII в., память 18 января)
• Прп. Диодор Юрьегорский (+ 1633, память 27 ноября)
• Блж. Фаддей Петрозаводский (+ 1726, память 21 августа)
Собор Симбирских святых
По данным 2007 года в Собор входило 12 угодников Божиих, но в официальном календаре Русской Церкви 2013 года были поименованы только следующие восемь:
Блж. Андрей Огородников, Христа ради юродивый (+ 1841, память 21 мая, 27 ноября)
Сщмч. Николай Покровский, иерей (+ 1918, память 5 марта)
Сщмч. Иоанн Ильинский, прот. (+ 1918, память 15 сентября)
Сщмч. Неофит Любимов, прот. (+ 1918, память 17 октября)
Сщмч. Александр Гневушев, иерей (+ 1930, память 15 апреля)
Прмц. Екатерина Декалина, послушн. (+ 1938, память 4 февраля)
Сщмч. Александр Телемаков, иерей (+ 1938, память 6 февраля)
Присп. Гавриил (Игошкин), архим. (+ 1959, память 5 октября)
Икона Богородицы Флорищевская
Икона названа Флорищевской по имени той обители, в которой она находится. Обитель эта основана Суздальским митрополитом Иларионом, который до принятия архиерейского сана удалился в пустыню, во Флорищевские горы, находящиеся в нынешней Владимирской губернии, в Гороховецком уезде. Подвизаясь в трудах духовного самоочищения, Иларион испытал великую борьбу с страстями. Эта борьба не раз приводила его в отчаяние. Однажды, когда такой приступ отчаяния был особенно силен, Иларион пал со слезами пред Владимирской иконой Богородицы и молил ее о помощи. Владычица и Заступница рода христианского поспешила оказать ему помощь. Она осенила его благодатию Своею и умирила его мятущийся дух.
Пресвятая Богородица оказала ему помощь и в другой раз. Однажды Иларион совершал богослужение вместе с иеродиаконом. В церковь вошли разбойники и, вызвав иеродиакона на паперть, зверски убили его. Затем они приступили к блаженному Илариону и потребовали под угрозой смерти, чтобы он открыл им, где обретаются монастырские сокровища. Все уверения преподобного, что монастырь не располагает никакими сокровищами, были напрасны. Разбойники связали его и хотели уже жечь на огне. Готовясь к смерти, Иларион обратил свой взор к чудотворной Владимирской иконе Богоматери и начал усердно молиться. «О, Пречистая Дево Марие, Мати Господа нашего! — воскликнул он. — Если они повредят меня огнем, то у меня уже не достанет сил выну прославлять Сына Твоего и Тебя». Как только он произнес эту молитву, разбойники поспешно выбежали из церкви: им показалось, что в церковь идут люди для того, чтобы схватить их.
Однажды Иларион проходил мимо церкви и услышал голос: «Я прославлю тебя на земле». Он вошел внутрь храма, но никого там не нашел. Для него стало несомненным, что это был голос свыше и что исходил он от Владимирской иконы Богоматери. Иларион пал пред ней и со слезами исповедал свое недостоинство.
Преподобный начал строить в своей обители каменную церковь. Эта постройка причиняла ему много забот и беспокойств и в то же время отвлекала его от духовных подвигов молитвы и поста. К тому же у рабочих не раз возникали неудовольствия из-за пищи. Много скорбел преподобный и даже стал раскаиваться в том, что начал эту постройку. Однажды, когда он совершал с братией правило в церкви, в скорби своей он обратился к образу Богоматери со следующей молитвой: «О, Прещедрая Дево Марие, Богоизбранная Отроковице! Молись о мне грешном Сыну Твоему и Богу нашему. Не оставь меня, как Сама обещалась Ты не оставлять меня в скорбях и нуждах и всегда присутствовать со мною. Избавь меня от сих безмерных хлопот». По окончании правила братия вышли из церкви, Иларион же остался в ней и, присев, стал снова размышлять о постройке. Когда он задремал, то во сне ему явилась Богоматерь и сказала:
— Перенеси образ Мой, именуемый Владимирским, из теплой церкви и поставь его в новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницей.
Иларион, пробудившись от сна, поспешил тотчас же исполнить повеление Богоматери, и после этого постройка каменной церкви пошла очень успешно.
Когда храм был построен, то Иларион хотел посвятить его имени Владимирской иконы Богоматери, но во сне ему явилась Богоматерь с апостолами в том виде, в каком Она изображается на иконе Успения Богоматери. Иларион понял, что храм должен быть освящен в честь Успения Богоматери.
В настоящее время чудотворная Владимирская-Флорищевская икона Богоматери находится в соборном храме Флорищевского монастыря, около жертвенника. Написана она знаменитым изографом Иваном Чировым около 1464 года.
Кроме этой чудотворной иконы, во Флорищевском монастыре есть другая Владимирская икона Богоматери, написанная также известным иконописцем Симоном Ушаковым в Москве около 1660 г.
Икона Богородицы Владимирская (Оранская)
Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного.
В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону Божьей Матери, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево.
Пять лет пребывала икона Божьей Матери в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери».
Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.
Подойдя к горе, Пётр увидел, что свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошёл наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богородицы. Возвратившись из Москвы, Пётр Гладков сначала поставил на выбранном им месте мраморный крест, а затем приступил к постройке храма. Местное население – некрещёная мордва – противилась строительству храма на горе, так как именно там они поклонялись своим идолам, но с Божьей помощью церковь и несколько монашеских келий были Петром Гладковым построены.
Вскоре от иконы Богородицы, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошёл до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он сообщил патриарху, что действительно у образа Богородицы, находящегося в храме, совершались чудеса. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранский. Чудотворную икону, которую перенесли в обитель, также стали называть Оранской.
После революции Оранский Богородичный монастырь был разорён, настоятель расстрелян, а святая икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Церкви, в нём почитается список (копия) чудотворной Оранской иконы Пресвятой Богородицы.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.
Икона Богородицы Владимирская (Красногорская, Черногорская)
Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей Мирон принял иноческий постриг от игумена Варлаама с именем Макарий. Он предпринял путешествие в Москву, привез грамоту на постройку храма и сооружение монастыря на Черной горе. В 1608 году возведение церкви было закончено и она была освящена в честь Похвалы Богородицы. Обитель, основанная при храме, получила наименование Красногорской (отсюда еще одно название чудотворной иконы), а иеромонах Макарий был возведен в сан игумена. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, подававшая исцеления всем с верой притекающим к ней, была поставлена в церкви.
Кроме наименований Черногорской или Красногорской, эта икона Пресвятой Богородицы имеет еще название «Умиление».
Тропарь Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Владимирская – Красногорская»
глас 2
Радуйся, святая горо Красная, небеси пободная, слава бо Божия на тебе возсия. Взыграйте, горы и холми, веселием, яко на сей горе икона Божия Матере, честнаго Ея умиления, прославися. Ликуйте, человецы, и веселитеся, яко нам даровася богатство неотъемлемое, исцелений сокровище, гласы, якоже трубы, возшумите, прославляюще Ея чудеса преславныя. И Ты, Чистая, радуйся, яко с Тобою Господь.
Кондак Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Владимирская – Красногорская»
глас 3
На горе святей видяще Твою святую икону, Богородице, Мати Дево, поем Твоего светообразнаго лика изображение, покланяемся Твоей святей иконе, почитаем оную, и славим тоя преславная чудеса, и сице зовем Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.