Волоколамская икона Божией Матери
Волоколамская икона Божией Матери - список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563 - 1566; 1568 - 1573) со всей монастырской братией.
Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских.
С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской.
В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа).
В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря.
В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная.
Икона Богородицы «Знамение» Златоустовская
Икона Божией Матери "Знамение" в Златоустовском монастыре в Москве (празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьеву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ "Знамение", к которому купец поспешил приложиться.
Изображенный на ней Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом в паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьева 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьев обложил ее серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.
На иконе "греческого письма, на липовой доске" (ок. 53Ч44 см) по сторонам Богоматери "Знамение" изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.
Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.
(Московский Златоустовский монастырь. Слева направо- Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год)
Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков - Большого и Малого Златоустинских - в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.
Тропарь Иконе Божией Матери Знамение
Яко необоримую стену и источник чудес /
стяжавше Тя раби Твои, /
Богородице пречистая, /
сопротивных ополчения низлагаем. /
Темже молим Тя:/
мир граду Твоему даруй /
и душам нашим велию милость.
Величание Иконе Божией Матери "Знамение"
Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой честный, /
имже показала еси /
преславное знамение
Гидлянская (Гидельская) икона Божией Матери
Самое раннее упоминание об этом чудотворном образе в России содержится в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое" (1-е изд.: Львов, 1665). Местом явления названо "Гидля, село в земле Лядской", где Ян Чечик весняк (польск.- селянин) обрел в земле образ.
Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. "Солнце Пресветлое", составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годы. Здесь дается дата явления иконы - "в лето 1082 г." - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы "на колени упали" и не пошли дальше, тогда Иоанн "узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый". Он отнес образ в свой дом "и положи в ковчежце". От иконы исходил свет, и Иоанн "постави [икону] со Святою Тайною Господнею". Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса.
Сообщения в разных публикациях XIX века предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Гидлянского образа ничего не сообщается, на месте находки жители "водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону".
Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Гидлянскую икону в списке чудотворных образов "местно чтимых в России" и указывает др. день празднования - 2 марта.
Изображение Гидлянского образа на русских гравюрах и иконах не представлено. В сборнике "Солнце Пресветлое", сказания которого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Г. П. Тепчегорским, гравюра с Гидлянской иконой отсутствует (для нее оставлено место). Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божией Матери, как гравированных, так и иконописных.
Недостаток сведений, в т. ч. об облике Гидлянской иконы, связан с тем, что информация практически не обновлялась со времени помещения ее в сборнике архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое". География распространения икон в этом сборнике не ограничена территорией России, в нем представлены сведения об образах "иже во многих странах чудотворныя". Так, Гидлянская икона явилась "в земле Лядской", т. е. на территории совр. Польши, где и ныне почитается святыней, более известной под названием "Гидельская", и находится в церкви ордена доминиканцев в с. Гидле (в 20-25 км от Ченстоховы).
Польские источники относят явление иконы к 1516 году. История обретения, как и имя человека (Ян Чечик), ее нашедшего, в общих чертах совпадает с русским вариантом. К неизвестным подробностям сказания относятся сведения о том, что Ян, скрывший у себя в доме икону, ослеп (по др. версии, слепотой было поражено и его семейство). По совету набожной женщины в дом был приглашен местный свящ. Петр Волпкай. Он извлек фигурку Богоматери из сундука и омыл ее водой, от которой семейство Чечика получило исцеление. Иконка была перенесена в приходский храм во имя св. Марии Магдалины и поставлена в алтаре ("рядом со Святыми Дарами"), однако вскоре образ переместился на поле, к месту обретения. Там в честь иконы поставили деревянный столп (традиция сооружения придорожных часовен в виде столпов распространена в Польше), который сохранился до настоящего времени.
В 1615 году владелицей Гидле Анной Домбровской, пожелавшей построить для Гидельской иконы каменную часовню, были приглашены монахи ордена доминиканцев. В 1624 и 1636 годы им были пожертвованы с. Гидле и близлежащие населенные пункты. Несмотря на возникшие имущественные споры, в 1649 году в Гидле была сооружена базилика в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящена в 1656), куда была помещена Гидельская икона.
Для засвидетельствования чудес от Гидельской иконы по благословению архиеп. Гнезненского ок. 1615 года была создана комиссия; исследованные ею чудеса были подтверждены специальным актом от 30 октября 1651 года. Согласно сведениям, собранным в кн. «Великое сокровище» (Skarb wielki), наибольшее количество чудес (общее число - 300) было зафиксировано с 1620 по 1700 год, среди них названо 31 (!) чудо воскрешения умерших. Чудеса исцелений происходят и в настоящее время (в 2004, 2005 документировано ок. 10 чудес). Традиционно в первое воскресенье мая (день обретения иконы) совершается омовение иконы в вине, которое, как считается, обретает целебную силу.
19 августа 1922 года была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к которой ежегодно совершается крестный ход.
Гидельская икона представляет собой маленькую (ок. 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (ок. 1410) или Сважево («Мадонна рыбаков», XV в.), изображен обнаженным. В правой руке Богородицы плод - излюбленный мотив многих, в т. ч. чтимых, польских образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, "но зато очень искреннее, вдохновленное подлинной верой" произведение.
В настоящее время икона находится в базилике в честь Успения Пресвятой Богородицы в специально созданном для нее алтаре в южной части храма. Она помещена в небольшой четырехгранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок (в центре - живописная картина), которые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием в доминиканском ордене (слева); под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Гидельской иконы.