filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

03 (16) марта 2021 года. Великий канон Андрея Критского. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Волоколамская икона Божией Матери

Волоколамская_икона_Божьей_Матери


Волоколамская икона Божией Матери - список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563 - 1566; 1568 - 1573) со всей монастырской братией.

Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских.
С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской.
В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа).

В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря.
В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная.


Икона Богородицы «Знамение» Златоустовская


Икона Божией Матери "Знамение" в Златоустовском монастыре в Москве (празд. 3 марта, 27 нояб.), чудотворный образ, главная святыня монастыря, утраченная после его закрытия и разрушения в 1933 г. Икона прославилась зимой 1847/48 г., когда в Москве свирепствовала холера. Проживавшему в Замоскворечье купцу - 60-летнему прихожанину ц. вмц. Екатерины на Ордынке Иродиону Воробьеву во время болезни привиделось, будто он находится в Златоустовском монастыре, где монах с послушником готовятся что-то освящать. На стене был образ "Знамение", к которому купец поспешил приложиться.
Изображенный на ней Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя больного, протянула ему хрустальный сосуд для передачи послушнику. Очнувшись, Иродион почувствовал облегчение. 17 февр. он пришел на вечерню в Златоустовский монастырь, где в молодости часто молился, и обнаружил икону, висевшую над входом в паперть Троицкой ц. По просьбе Воробьева 3 марта образ был снят с арки и внесен в храм. Перед ним отслужили молебен с водосвятием и чтением акафиста Богородице. Икону поместили на аналое в приделе свт. Иннокентия Иркутского. Воробьев обложил ее серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и устроил для нее киот. С 1865 г., когда монастырская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста стала теплой, икона находилась в резном иконостасе этого храма, за левым столбом. В Троицкой ц. был оставлен список в сребропозлащенной ризе (местонахождение неизв.), изготовленный по заказу женщины, получившей исцеление от иконы.

На иконе "греческого письма, на липовой доске" (ок. 53Ч44 см) по сторонам Богоматери "Знамение" изображены свт. Николай Чудотворец и архиеп. Иоанн Новгородский.

Во время существования обители пред иконой ежедневно служились молебны: после ранней обедни - в Троицкой ц., после поздней - в соборе. По пятницам во время вечерни перед иконой читался акафист Божией Матери. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 174, 741.

Московский Златоустовский монастырь. Слева направо- Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год
(Московский Златоустовский монастырь. Слева направо- Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год)

Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков - Большого и Малого Златоустинских - в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.

Тропарь Иконе Божией Матери Знамение

Яко необоримую стену и источник чудес /
стяжавше Тя раби Твои, /
Богородице пречистая, /
сопротивных ополчения низлагаем. /
Темже молим Тя:/
мир граду Твоему даруй /
и душам нашим велию милость.

Величание Иконе Божией Матери "Знамение"

Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим образ Твой честный, /
имже показала еси /
преславное знамение



Гидлянская (Гидельская) икона Божией Матери




Самое раннее упоминание об этом чудотворном образе в России содержится в сб. архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое" (1-е изд.: Львов, 1665). Местом явления названо "Гидля, село в земле Лядской", где Ян Чечик весняк (польск.- селянин) обрел в земле образ.

Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. "Солнце Пресветлое", составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 годы. Здесь дается дата явления иконы - "в лето 1082 г." - и описаны подробности ее обретения: на пашне волы "на колени упали" и не пошли дальше, тогда Иоанн "узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый". Он отнес образ в свой дом "и положи в ковчежце". От иконы исходил свет, и Иоанн "постави [икону] со Святою Тайною Господнею". Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружен сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса.

Сообщения в разных публикациях XIX века предлагают следующее прочтение сказания из сборника Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там ее нашел некий крестьянин; о часовне для Гидлянского образа ничего не сообщается, на месте находки жители "водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону".

Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Гидлянскую икону в списке чудотворных образов "местно чтимых в России" и указывает др. день празднования - 2 марта.

Изображение Гидлянского образа на русских гравюрах и иконах не представлено. В сборнике "Солнце Пресветлое", сказания которого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Г. П. Тепчегорским, гравюра с Гидлянской иконой отсутствует (для нее оставлено место). Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божией Матери, как гравированных, так и иконописных.




Недостаток сведений, в т. ч. об облике Гидлянской иконы, связан с тем, что информация практически не обновлялась со времени помещения ее в сборнике архим. Иоанникия (Галятовского) "Небо Новое". География распространения икон в этом сборнике не ограничена территорией России, в нем представлены сведения об образах "иже во многих странах чудотворныя". Так, Гидлянская икона явилась "в земле Лядской", т. е. на территории совр. Польши, где и ныне почитается святыней, более известной под названием "Гидельская", и находится в церкви ордена доминиканцев в с. Гидле (в 20-25 км от Ченстоховы).

Польские источники относят явление иконы к 1516 году. История обретения, как и имя человека (Ян Чечик), ее нашедшего, в общих чертах совпадает с русским вариантом. К неизвестным подробностям сказания относятся сведения о том, что Ян, скрывший у себя в доме икону, ослеп (по др. версии, слепотой было поражено и его семейство). По совету набожной женщины в дом был приглашен местный свящ. Петр Волпкай. Он извлек фигурку Богоматери из сундука и омыл ее водой, от которой семейство Чечика получило исцеление. Иконка была перенесена в приходский храм во имя св. Марии Магдалины и поставлена в алтаре ("рядом со Святыми Дарами"), однако вскоре образ переместился на поле, к месту обретения. Там в честь иконы поставили деревянный столп (традиция сооружения придорожных часовен в виде столпов распространена в Польше), который сохранился до настоящего времени.

В 1615 году владелицей Гидле Анной Домбровской, пожелавшей построить для Гидельской иконы каменную часовню, были приглашены монахи ордена доминиканцев. В 1624 и 1636 годы им были пожертвованы с. Гидле и близлежащие населенные пункты. Несмотря на возникшие имущественные споры, в 1649 году в Гидле была сооружена базилика в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящена в 1656), куда была помещена Гидельская икона.

Для засвидетельствования чудес от Гидельской иконы по благословению архиеп. Гнезненского ок. 1615 года была создана комиссия; исследованные ею чудеса были подтверждены специальным актом от 30 октября 1651 года. Согласно сведениям, собранным в кн. «Великое сокровище» (Skarb wielki), наибольшее количество чудес (общее число - 300) было зафиксировано с 1620 по 1700 год, среди них названо 31 (!) чудо воскрешения умерших. Чудеса исцелений происходят и в настоящее время (в 2004, 2005 документировано ок. 10 чудес). Традиционно в первое воскресенье мая (день обретения иконы) совершается омовение иконы в вине, которое, как считается, обретает целебную силу.

19 августа 1922 года была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к которой ежегодно совершается крестный ход.

Гидельская икона представляет собой маленькую (ок. 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (ок. 1410) или Сважево («Мадонна рыбаков», XV в.), изображен обнаженным. В правой руке Богородицы плод - излюбленный мотив многих, в т. ч. чтимых, польских образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, "но зато очень искреннее, вдохновленное подлинной верой" произведение.

В настоящее время икона находится в базилике в честь Успения Пресвятой Богородицы в специально созданном для нее алтаре в южной части храма. Она помещена в небольшой четырехгранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок (в центре - живописная картина), которые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием в доминиканском ордене (слева); под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Гидельской иконы.
Tags: Правмир, икона Божьей Матери Волоколамская, икона Божьей Матери Гидлянская, икона Божьей Матери Знамение Златоустовс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments