filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

22 февраля (07 марта) 2021 года. Неделя о Страшном Суде. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…



Мученики Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман Колайские, отроки

Мученики Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман Колайские, отроки


В VI веке в селе Кола, расположенном у истоков реки Мтквари (Куры) в регионе Тао в Южной Грузии (ныне провинция Карс на северо-востоке Турции), бок о бок жили христиане и язычники, которых было большинство. Целыми днями дети язычников и христиан играли вместе. Когда же колокольный звон оповещал о начале службы, христианские дети отправлялись в храм. За ними всегда увязывались девять отроков-язычников: Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман. У церковных врат их всегда останавливали, однако дети столь настойчиво упрашивали разрешить им войти внутрь, что однажды христиане сказали им: "Если вы так хотите ходить к нам в церковь, примите веру Господа нашего Иисуса Христа, креститесь и причаститесь Тайн Христовых, и тогда будете с нами". Отроки с радостью согласились. Христиане сообщили о желании братьев священнику. Не убоявшись ожидаемого гнева язычников, тот в суровую зимнюю ночь повел детей на реку и, троекратно погрузив их в ледяную воду, крестил. Во время крещения произошло чудо: вода потеплела, и отроки увидели святых ангелов. Получив от ангелов укрепление в вере и твердость духа, дети не захотели возвращаться к родителям-идолопоклонникам и остались с христианами.

А родители, узнав о крещении своих детей, силой увели их из церкви и с проклятиями, криками и побоями повели домой. Братья стойко переносили все оскорбления, унижения и мучения. В течение семи суток, голодные и холодные, они твердили одно и то же: "Мы христиане и не отвергнемся Господа нашего Иисуса Христа". Разгневанные язычники решили побить упрямых отроков камнями. У истока реки, там, где они приняли крещение, всем селом вырыли огромную яму и бросили туда детей. Первыми взяли в руки камни родители, их примеру последовали другие, и вскоре яма была заполнена камнями доверху.



Святитель Тит, епископ Бострийский, ученый писатель и оратор


Епископ города Бостра в Аравии Авранитис. Юлиан Отступник, ввиду неурядиц в Бостре по случаю восстановления язычества, объявил Титу что сочтет его и прочее христианское духовенство ответственным за беспорядки в городе. В ответ святитель Тит писал что, хотя христиан в городе больше чем язычников, паства осталась в мире благодаря его увещеваниям и, несмторя на провокации язычников, не нарушит спокойствия и впредь. Тогда Юлиан издал рескрипт гражданам Бостры 1 августа 362 года, предлагая им изгнать Тита прочь за то, что он "очернил" жителей города, говоря что они сохраняют мир благодаря его епископским увещеваниям, а не своему собственному мирному нраву. Однако, ко времени кончины Юлиана, Тит оставался Бострийским епископом.

Тит причисляется к епископам, подписавшим послание к императору Иовиану от Антиохийского Собора в 363 году, в котором Никейский символ принимался с оговоркой в пользу "полуарианской" трактовки понятия единосущия.

Кончина Тита датируется приблизительно 378 годом.


Оценка, почитание

Созомен называет Тита, вместе с Евсевием Емесским, Василием Анкирским, свт. Кириллом Иерусалимским и другими, одним из великих церковных писателей времен Констанция. Блаженный Иероним говорит о Тите как о писателе, чья мирская эрудиция была столь же замечательна сколь его знание Священного Писания.


Труды

Блаженный Иероним говорит о "сильных" ("fortes") книгах святителя Тита против манихеев и "nonnulla alia". На труд против манихеев также ссылаются Епифаний и Феодорит. Из трудов Тита до начала XXI века дошла лишь малая доля.

Его четырехтомник "Против манихеев" ("Contra Manichæos") - один из важнейших обличительных трудов своего рода, изобилует цитатами манихейских писателей. В одном месте Тит кажется склоняющимся к Оригенову взгляду на временность адских мук. Четверная и большая часть третьей книги известна только в сирийском переводе (греч. и сир. тексты изд. Лагардом в Берлине, 1859; манускрипты содержались в библиотеке Йоханнеум в Гамбурге).

От других работ Тита сохранились лишь фрагменты, в частности толкование на Евангелие. Из них видно, что Тит принадлежал к антиохийской экзегетической школе, делая больше упора на дословное, нежели аллегорическое, толкование. Издания: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (новая серия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.


Преподобный Петр Галатийский, Молчальник

Преподобный Петр Галатийский, Молчальник

Память 1 февраля, 25 ноября.

Родился в Галатии недалеко от Анкиры. Девяти лет от роду, стремясь к духовной жизни, он покинул родительский кров, отправился сначала в Иерусалим, а затем в Антиохию Cирийскую. Там он затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь через день хлеб и воду. В этих подвигах он стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Так, он изгнал беса из человека по имени Даниил, оставшегося после этого жить с преподобным; излечил от болезни глаз мать блаженного епископа Феодорита Киррского; ослепил воеводу города, пытавшегося надругаться над монахиней. Скончался преподобный в возрасте девяноста девяти лет, из которых девяносто лет непрестанно служил Богу.


Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник


прп_Афанасий_Павлопетрийский


Преподобный Афанасий исповедник родился в Константинополе от богатых и благочестивых родителей. Он с детства мечтал всецело посвятить себя Богу, и, придя в совершенный возраст, удалился в одну из Никомидийских обителей, под названием Павлопетрия (то есть во имя святых апостолов Петра и Павла), и принял там иноческое пострижение. Высокая подвижническая жизнь его стала известна при дворе императора. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святой Афанасий за почитание икон был подвергнут мучениям, перенес изгнание, скорби и страдания. До конца своей жизни исповедуя православную веру, преподобный Афанасий мирно скончался в 821 году.

Святитель Телесфор (греч. Τελεσφόρος), папа Римский

ТЕЛЕСФОР РИМСКИЙ


Liber Pontificalis сообщает, что он по происхождению был грек — это косвенно подтверждается и его именем.
Занимал Римскую кафедру в 125 - 136 годах.

Евсевий Памфил в «Церковной истории» помещает начало понтификата Телесфора на правление Адриана, а дату его смерти на первый год правления Антонина Пия (138-139).
Согласно Иринею Лионскому считается римский папой, «претерпевшим славные мучения» - первый папа-мученик.
Римо-католическая традиция считает Телесфора важным систематизатором богослужения: с его именем связываются установление ночной службы на Рождество, Великого поста, празднования Пасхи в воскресенье, пение гимна «Слава» («Gloria»).


Преподобномученик Филарет (Пряхин), игумен

Преподобномученик Филарет (Пряхин), игумен


Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.

Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена.

В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток...»

Отец Филарет видел, что власти ведут за ним пристальное наблюдение, и, зная, что повсюду идут аресты духовенства, монахов и мирян, предупреждал всех приходивших к нему в храм помолиться, что близится время его заключения. Сам он уже давно приготовился к этому, и у него всегда висел на стене мешочек с бельем.

31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован.
12 ноября 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила игумена Филарета к пяти годам заключения в концлагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань, пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому), и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь, где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней. Игумен Филарет выехал в Тверь, где познакомился со священником единоверческого храма – второго из незакрытых тогда храмов города, тот помог ему найти в городе квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику, жившему в селе Трубино Медновского района Тверской области. Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников).

храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Волынском кладбище в Твери, разрушен в 30-е годы прошлого века
(храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Волынском кладбище в Твери, разрушен в 30-е годы прошлого века)

В 1938 году епископ Палладий предложил игумену Филарету занять освободившееся место священника в селе Конаково, куда он тут же отправился, но конаковские власти отказались выдать ему регистрацию, и он возвратился в Трубино. В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь. Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.
Отец филарет отвечал следователю: «Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю».

Церковь Серафима Саровского - Тверь, Волынское кладбище ,построен на месте разрушенной в 30-е годы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
(Церковь Серафима Саровского - Тверь, Волынское кладбище ,построен на месте разрушенной в 30-е годы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы)

4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года игумен Филарет (Пряхин) прославлен как преподобномученик.



Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments