filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

22 февраля (07 марта) 2021 года. Неделя о Страшном Суде. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Неделя мясопустная. О Страшном суде.

Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423).
Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305); прп. Петра Молчальника, Галатийского (ок. 403/429); прпп. Фалассия, Лимния, Варадата, пустынников Сирийских (V); девяти Колайских мучеников: Гурама, Адарнасе, Бакара, Ваче, Бардзима, Дачи, Джуаншера, Рамаза и Парсмана (VI; Груз.); прп. Афанасия исповедника Павлопетрийского (821); свт. Телесфора, папы Римского (138); сщмч. Папия, еп. Иерапольского (II); свт. Тита, еп. Бострийского (ок. 378); прп. Аристона, еп. Арсинойского (нач. IV / кон. V; Греч.); прп. Германа Столобенского (1614; Твер.).

Сщмчч. Иосифа Смирнова, Владимира Ильинского, пресвитеров, Иоанна Касторского, диакона, мч. Иоанна Перебаскина (1918); сщмчч. Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова, пресвитеров, прмчч. Сергия (Букашкина), Антипы (Кириллова), иеромонахов, прмц. Параскевы Макаровой, послушницы, мчч. Стефана Франтова, Николая Некрасова, мцц. Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой, Варвары Лосевой (1938); мч. Андрея Гневышева (1941); прмч. Филарета (Пряхина), игумена (1942), блаженная Феоктиста Шульгина, христа ради юродивая (местн. Воронежская епархия, 1940).


Святые дня, молите Бога о нас!

Неделя о Страшном Суде

Страшный Суд, Лавра прп.Афанасия, Афон
(Страшный Суд, Лавра прп.Афанасия, Афон)


По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища — происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде:


« Егдá же прiи́детъ Сы́нъ человѣ́ческiй въ слáвѣ сво¬éй и вси́ святíи áнгели съ ни́мъ, тогдá ся́детъ на престóлѣ слáвы своея́,
и соберýтся предъ ни́мъ вси́ язы́цы: и разлучи́тъ и́хъ дрýгъ от дрýга, я́коже пáстырь разлучáетъ óвцы от кóзлищъ:
и постáвитъ óвцы одеснýю себé, а кóзлища ошýюю.
Тогдá речéтъ Цáрь сýщымъ одеснýю егó: прiиди́те, благословéннiи Отцá моегó, наслѣ́дуйте уготóванное вáмъ цáрствiе от сложéнiя мíра:
взалкáхся бо, и дáсте ми́ я́сти: возжадáхся, и напои́сте мя́: стрáненъ бѣ́хъ, и введóсте менé:
нáгъ, и одѣ́ясте мя́: бóленъ, и посѣти́сте менé: въ темни́цѣ бѣ́хъ, и прiидóсте ко мнѣ́.
Тогдá отвѣщáютъ емý прáведницы, глагóлюще: Гóсподи, когдá тя́ ви́дѣхомъ áлчуща, и напитáхомъ? или́ жáждуща, и напои́хомъ?
когдá же тя́ ви́дѣхомъ стрáнна, и введóхомъ? или́ нáга, и одѣ́яхомъ?
когдá же тя́ ви́дѣхомъ боля́ща, или́ въ темни́цѣ, и прiидóхомъ къ тебѣ́?
И отвѣщáвъ Цáрь речéтъ и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, понéже сотвори́сте еди́ному си́хъ брáтiй мои́хъ мéншихъ, мнѣ́ сотвори́сте.
Тогдá речéтъ и сýщымъ ошýюю [егó]: иди́те от менé, прокля́тiи, во óгнь вѣ́чный, уготóванный дiáволу и áггеломъ егó:
взалкáхся бо, и не дáсте ми́ я́сти: возжадáхся, и не напои́сте менé:
стрáненъ бѣ́хъ, и не введóсте менé: нáгъ, и не одѣ́ясте менé: бóленъ и въ темни́цѣ, и не посѣти́сте менé.
Тогдá отвѣщáютъ емý и тíи, глагóлюще: Гóсподи, когдá тя́ ви́дѣхомъ áлчуща, или́ жáждуща, или́ стрáнна, или́ нáга, или́ бóльна, или́ въ темни́цѣ, и не послужи́хомъ тебѣ́?
Тогдá отвѣщáетъ и́мъ, глагóля: ами́нь глагóлю вáмъ, понéже не сотвори́сте еди́ному си́хъ мéншихъ, ни мнѣ́ сотвори́сте.
И и́дутъ сíи въ мýку вѣ́чную, прáведницы же въ живóтъ вѣ́чный
» (Мф. 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.
Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Нельзя не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…
Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней — масленица.
К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании!
К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.

Архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших. Страшный суд. Северный рукав, северная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в
(Архангел Михаил на весах правосудия взвешивает души умерших. Страшный суд. Северный рукав, северная стена; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.)


Будем помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!

Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи.

Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

С коленопреклонениями.


Наружная роспись церкви Святого Георгия в Воронец, Сучава, Румыния, 1547 год
(Страшный Суд. Наружная роспись церкви Святого Георгия в Воронец, Сучава, Румыния, 1547 год)


Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Слово в неделю Мясопустную (О Страшном Суде):

«Если в толпе кто-либо крикнет: «Пожар!», не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут искать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, заставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот святая Церковь вопиет: «Суд при дверях! Огонь геенны уже возгорелся во многих душах!» А люди слышат то почти равнодушно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души. Если и во сне человек увидит пламя страшного пожара, то не проснется ли от ужаса? Церковь же живописует в уме людей Страшный Суд и пламя геенны всеми чертами, способными возбудить от духовного сна, но люди никакими описаниями не трогаются и беспечно продолжают оставаться в духовном сне часто до самого конца жизни.
Почему же так человек нерадит о гибнущей душе своей? Очевидно, оттого что не верит всему, что святая Церковь устами Самого Христа и апостолов возвещает о Страшном Суде и геенне. Человеку думается, что будет как- нибудь иначе и ужасы геенские минуют его: ведь живут все так, как и он, и не проникнуты особыми страхами. Подлинно, ничем в данном своем рассуждении не отличается человек от глупой овцы стада, которая следует за всем стадом, идет туда, куда все, и почувствует ужас, когда сама увидит воочию приблизившуюся гибель. Человеку кажется, что ужасы геенны как-нибудь минуют его. Почему же? Не укажет ли он только на бессмысленное «авось», которым всегда и в житейских делах хочет оправдать свою беспечность, нерадение и леность? Беспечность — плод неверия в вечные муки. Если бы жива была вера в муки вечные, если бы человек знал, что муки неизбежны, как неизбежно сгореть человеку, не отходящему от близкого огня, то неужели не стал бы он остерегаться? «Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь» — на нем сбывались бы эти слова Премудрого».
(более подробно читайте тут (подготовил протоиерей Анатолий Зыгарь http://kazanskii-hram.church.ua/2016/03/06/nedelya-o-strashnom-sude-velikij-post/).


Мученик Маврикий и с ним 70 воинов: Фотин, Феодор, Филипп и иные

мч_Маврикий


Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал в 305 году при императоре Максимиане Галерии (305 - 311) вместе с сыном Фотином и подчиненными ему 70-ю воинами (из воинов известны по имени только два - Феодор и Филипп).
Во время гонения языческие жрецы донесли императору, что святой Маврикий распространяет веру во Христа. Приведенные на судилище, святой Маврикий с сыном и его воины твердо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились ни на ласки, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли огнем и терзали железными крючьями. Юношу Фотина, твердо переносившего истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание не сломило святого Маврикия, который возрадовался, что сын его сподобился мученической кончины.

мч_Маврикий_и_с_ним_70

Тогда мученикам придумали еще более изощренное истязание: их отвели на болотистое место, где были целые тучи комаров, ос. оводов, и привязали к деревьям, обмазав их тела медом. Насекомые жестоко жалили мучеников, томили жажда и голод. Эти муки святые претерпевали в течение 10 дней, но не переставали молиться и славить Бога, пока, наконец, Господь не прекратил их страданий. Злобный мучитель приказал отрубить им головы и бросить их тела без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых мучеников на месте их ужасной казни.


Преподобные Фалассий, Лимний и Варадат, пустынники Сирийские

Преподобный Фалассий, пустынник Сирийский
(Преподобный Фалассий, пустынник Сирийский)


Преподобный Фалассий, пустынник Сирийский, жил в V веке. В юном возрасте он удалился на вершину горы близ селения Таргала и 38 лет провел там в иноческих подвигах, не имея крова над головой - ни келлии, ни палатки. За простоту нрава, кротость и смирение он был удостоен от Господа дара чудотворений и исцеления болезней. Многие хотели жить под его руководством, и святой не отказывал приходящим, он сам строил им келлии. Скончался мирно, успокоившись от трудов своих.

Преподобный Лимний начал свои подвиги под руководством преподобного Фалассия и прожил около него довольно долгое время, усвоив добродетели своего учителя - простоту в обращении, кротость и смирение. Потом преподобный Лимний перешел к преподобному Марону (память 14 февраля). На вершине горы он сделал себе маленькую загородку из камней без крыши и, через небольшое отверстие в ней, беседовал с приходящими. Сердце его было исполнено сострадания к людям. Желая, по мере сил, помочь всем обездоленным, он, с помощью своих почитателей, устроил на склонах горы странноприимный дом, жилища для нищих и калек и питал их тем, что доставляли ему благочестивые люди. Святой подвижник пожертвовал для этой нищей братии даже своим безмолвием и уединением и взял на себя заботу о их духовной пище, побуждая молиться и славить Господа. За свою святую жизнь он сподобился дара чудотворения.

прп_Варадат_Сирийский
(прп. Варадат Сирийский)


Преподобный Варадат Сирийский начал подвиг пустынножительства в хижине, в окрестностях Антиохии. Потом он устроил себе на горе каменную келлию, столь тесную и низкую, что подвижник мог находиться в ней только в согбенном положении. В ней не было ни окон, ни дверей, в умышленно оставленные щели проникал ветер, дождь и холод, а летом она не спасала от зноя. Через много лет посетивший его Александрийский Патриарх Феодорит убедил преподобного оставить тесное жилище. Тогда святой ушел в новый затвор: покрытый с головы до ног кожаным хитоном с небольшим отверстием для дыхания, он молился стоя с воздетыми к небу руками. Благодать Божия подкрепляла его в трудах и очистила его сердце от страстей. К нему стали стекаться люди за духовными советами, и святой Варадат с глубоким смирением наставлял их. Достигнув многих благодатных дарований, преподобный с миром отошел ко Господу.


Блаженная Феоктиста, христа ради юродивая

Блж. Феоктиста Шульгина


Родилась в 1855 году дворянской семье в Новочеркасске, отец ее был офицером. Впоследствии по некоторым ее высказываниям и оборотам речи можно было заключить что она получила хорошее образование, хотя и говорила, что не грамотна.
Когда скончался ее отец, как только она получила паспорт, она отправилась странствовать. Смолоду матушка Феоктиста посетила многие святые места - от Соловецких островов до Киева. Побывала и в Почаевской Лавре. Первые семь лет своих странствий ходила босиком. Когда же стала носить обувь, подвиг ее от этого не уменьшился, так как носила она большие ботинки, надетые не на ту ногу и непременно с разрезанными задниками.
Несла подвиг юродства Христа ради в Воронеже с 1920-х годов. Беспрерывно обходила город, поддерживая дух благочестия и таким образом противодействуя обновленчеству.

До закрытия Алексиево-Акатова монастыря в 1931 году блаженная жила в одной из келий обители. Потом ютилась у разных людей. Был у нее свой круг, который она постоянно навещала.
К этому времени матушка Феоктиста уже была очень стара. Знавшие ее в эти годы отмечали, что она была маленькой, хотя, по словам подвижницы, в молодости она была среднего роста. Ночи она не спала, проводила их в молитве и бодрствовании. Зимой блаженная ходила в пальто нараспашку, несмотря на кашель и другие болезни. Феоктиста Михайловна постоянно посещала Новочеркасск, села Воронежской области и непременно - Задонск. До Новочеркасска матушка в эти годы добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.

Частью подвига блаженной было кормить людей. Она любила закупать в лавках целые охапки разных булок и на извозчике развозила их по тюрьмам и больницам, а то и раздавала у церквей. Булочники и извозчики зазывали юродивую, по опыту зная, что чьими услугами она воспользуется, у того в этот день будет хорошая выручка. Посещая опекаемые ею семейства после революции она часто приходила с булками и пряниками, а когда эти семьи постигала нужда, под видом юродства помогала им продуктами и деньгами.
Святостью жизни матушка Феоктиста стяжала у Господа дар прозорливости и дар исцеления, которыми не раз помогала своим подопечным. Случалось она обличала кого-нибудь из прохожих на улице. Многие ненавидели ее за то, что она пробуждала в них совесть. Над ней насмехались и даже били ее, но блаженная смиренно сносила поругания.

Феоктисту Михайловну в Воронеже знали все, для неверующих она была просто "дурочка", верующие почитали ее, искали у нее наставления, утешения и помощи. Известный духовным авторитетом и праведной жизнью протоиерей Митрофан Бучнев, отправляясь в ссылку, вверил блаженной окормляемую им девическую общину. На вопрос, почему он почитает юродивую, батюшка ответил, что "эта раба Божия в меру Антония Великого". Высоко ценил блаженную Феоктисту Михайловну за духовный подвиг и просил ее молитв и Воронежский архиепископ священномученик Петр (Зверев).

К концу ее земной жизни врачи определили у Феоктисты Михайловны чахотку и недоумевали, как можно жить со сгнившими легкими. В 1939 году блаженной стало совсем плохо. Она отлеживалась по два-три дня в тех домах, которые обычно посещала. Время кончины было ей открыто заранее. Однажды на ночь глядя, несмотря на большую слабость, она покинула дом Агнии Яковлевны Лихоносовой, у которой лежала из-за болезни. На протесты хозяйки ответила: "Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут." Матушка оставалась до смерти в одном из домов на Чижовке. В вечер перед кончиной блаженная спросила хозяйку: "Где вы меня положите сегодня спать?" Ей указали обычную кровать. "Нет, не здесь вы меня сегодня положите." Так и случилось. В 10 часов вечера в тот день, в среду 6 марта 1940 года, она преставилась. Все, кому была дорога матушка, были в ту же ночь оповещены. Похоронили ее в субботу, 9 марта, на придаченском кладбище.

В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище "на баках." Перезахоронение произвел протоиерей Николай Овчинников, в схиме Нектарий, которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.

16 сентября 2009 года состоялось перенесение честных останков блаженной Феоктисты Михайловны с городского Левобережного кладбища Воронежа в некрополь Алексиево-Акатова женского монастыря. Комиссией по канонизации святых Воронежской митрополии готовятся материалы для прославления старицы в лике местночтимых Воронежских святых.

16 сентября 2009 года, перенесение мощей блаженной Феоктисты Шульгиной
(16 сентября 2009 года, перенесение мощей блаженной Феоктисты Шульгиной)

На 2012 год официальный сайт Воронежской епархии указывал ее как чтимую подвижницу благочестия, хотя соборного прославления ее в лике святых не было.


Священномученик протоиерей Иоанн
(Парусников Иван Васильевич, +07.03.1938)


сщмч_протоиерей_Иоанн_Паруников


Священномученик Иоанн родился 2 июня 1869 года в селе Захарово Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Парусникова. В 1890 году он окончил Московскую Духовную семинарию и два года был учителем церковноприходской школы.

2 марта 1892 года он был рукоположен во священника, в 1920 году возведен в сан протоиерея и в 1931 году награжден митрой. 27 августа 1934 года отец Иоанн был назначен в Успенский храм в селе Успенское Ногинского района Московской области. Храм этот ко времени назначения отца Иоанна уже претерпел поругание от безбожников. В ведомости о церкви за 1935 год сообщалось: «Храм каменный, крепкий, с такою же колокольней, крыша требует ремонта и покраски. Ризница до января 1930 года была богатая, в это же время все было растащено и храм обращен в клуб. В июле того же года храм был возвращен, и все было восстановлено в скромном, но приличном виде».

Через некоторое время, в конце 1936 или в 1937 году, отец Иоанн был назначен служить в храм Рождества Божией Матери в селе Нестерово на реке Вырке Орехово-Зуевского района Московской области.
Летом 1937 года по всей стране начались массовые аресты верующих, закрывались и разорялись храмы. 10 февраля 1938 года протоиерей Иоанн Парусников был арестован и заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве. Подходил к концу сорок шестой год служения отца Иоанна Церкви Христовой. Господу было угодно, чтобы свой многолетний пастырский труд отец Иоанн завершил мученической кончиной.
Готовясь арестовать священника, следователи 22 октября 1937 года допросили двух лжесвидетелей, которые подписали требуемые от них протоколы. Имея на руках показания лжесвидетелей, власти, тем не менее, арестовали отца Иоанна только через несколько месяцев – 10 февраля 1938 года.

17 февраля следствие было закончено, отца Иоанна перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 19 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
Протоиерей Иоанн Парусников был расстрелян 7 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.


Священномученики Иосиф Смирнов, Владимир Ильинский, пресвитеры, Иоанн Касторский, диакон и мученик Иоанн Перебаскин

(Смирнов Иосиф Сергеевич, Ильинский Владимир, Касторский Иоанн, Перебаскин Иван Павлович, +07.03.1918)

новомученники солигалича


Долготерпелив Господь, но тяжело становится тому народу, над которым начинает вершиться суд Божий. Более ста лет ждал Господь покаяния высших сословий в России и возвращения их в православие и укрепления веры в низших, но одни не пришли, чая построения Царства Божия на земле, а другие в вере не устояли, соблазнившись перспективой построения Царства Божия для себя на земле, обещанного высшими. Усилиями высших и низших была разрушена государственность, те национальные формы правления, которые вырабатывались русским народом столетиями.

Начались выборы в Учредительное собрание. Большевики, политически и финансово поддержанные воюющей с Россией Германией, добились наибольших результатов в проведении разрушительной агитации. В город Солигалич Костромской губернии от партии большевиков был послан уроженец этого города Василий Вылузгин. 7 (20) октября 1917 года он прибыл в Солигалич из Петрограда. В ноябре 1917 года состоялись выборы в Солигаличском уезде, на которых за партию большевиков проголосовало большинство населения. Был сформирован Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который возглавил большевик Дудин, предлагавший, однако, сотрудничать и с другими партиями, чему приехавший из Петрограда Вылузгин был категоричным противником, – он, как и большинство большевиков, стоял за абсолютную диктатуру одной партии. Провозгласив создание Военно-революционного комитета, он в ночь на 5 (18) декабря совершил в Солигаличе военный переворот. Были захвачены все государственные учреждения и создан отряд Красной гвардии.

31 декабря (13 января) был проведен уездный съезд советов, на котором был смещен Дудин, а Вылузгин назначен главой советской власти в уезде.
23 января 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, которым открывались повсеместные гонения на Русскую Православную Церковь. В знак протеста против издания безбожного декрета по всей стране прошли крестные ходы. 11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе. В нем участвовали настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.

На фото священномученик иерей Владимир Ильинский (сидит в центре в нижнем ряду)
(На фото священномученик иерей Владимир Ильинский (сидит в центре в нижнем ряду))


12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, отчего он и прозван был в народе Ратьковским, явились представители большевистского Совета, которые заявили, что на следующий день приедут и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню. «До нас дошли слухи, – заявили они, – что у вас собраны буржуазией склады с хлебом». И они стали осматривать монастырь. Во время осмотра склада явился посыльный от Совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе, и, взяв ключи от склада, они поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель от предполагавшегося разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника и отправить делегацию в Совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто «советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия».

На следующий день несколько сот верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих для защиты обители. Так отправил в монастырь своих подчиненных начальник телеграфно-почтовой конторы Дмитрий Кременецкий, и среди других Анну Капустину. Ей было тогда девятнадцать лет, с детства она была глубоко верующим человеком, и когда вскоре после подавления восстания была арестована, то во все время нахождения в тюрьме горячо молилась Господу, сподобившему ее пострадать при защите церковного достояния.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Солигалич, фото С.А. Орлова нач. XX века
(Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Солигалич, фото С.А. Орлова нач. XX века)


После литургии в монастыре священник солигаличского храма великомученицы Параскевы Пятницы Димитрий Потехин произнес проповедь, в которой коснулся происходящих событий; проповедь настолько задела сердца верующих, что многие, слушая ее, плакали. По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Председателем собрания был избран Николай Алексеевич Астраханский, землемер, секретарем – Александр Иванович Румянцев. Собранием было решено отправить делегацию в солигаличский гарнизон, чтобы просить солдат о поддержке. В делегацию вошли Астраханский, Румянцев, Петр Алексеевич Ереминский, бывший становой пристав Николай Николаевич Ильинский, Валентин Вениаминович Решеткин и почтовый чиновник Михаил Григорьевич Евстафьев.

Члены делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев. Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов: Ивана Лелявина, Николая Лихушина и Михаила Симонова, которые вместе с толпой народа, около шестисот человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в Совет делегатов – Астраханского, Ереминского и брата священника Димитрия Потехина штабс-капитана Потехина.

Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом. После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов. К толпе вышел Вылузгин и потребовал, чтобы все разошлись, но никто не расходился и не хотел его слушать. Следственная комиссия впоследствии утверждала, что собравшиеся перед зданием Совета люди кричали: «Выдать оружие! Разоружить их! Мы пришли, чтобы с вами покончить!» Почтовая служащая Анна Капустина кричала в толпе: «Долой Совет! Разоружить Красную гвардию!» – и называла членов совета дармоедами, хулиганами, ворами, «емельками пугачевыми».

Увидев, какой оборот принимают события, Вылузгин скрылся в здании Совета, а затем, быстро вернувшись, закричал, что объявляет город на военном положении, и вслед за этим выстрелил в воздух. Толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы; один из красногвардейцев, судя по одежде моряк, скомандовал: «Пли!» И из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит. После этого члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

Люди окружили пытавшегося скрыться Вылузгина, начали бить его, кто-то выстрелил в него из револьвера и легко ранил в голову, после чего все стали расходиться, а Вылузгин был доставлен в местную аптеку, где ему была сделана перевязка. Все это время почти все храмы города звонили в набат. Вылузгина доставили в больницу, где, после того как врач Виноградов вынул из раны пулю, к его палате была приставлена вооруженная стража.
В полночь в палату к Вылузгину пришла группа вооруженных людей. Пришедшие обвинили председателя Совета в том, что он отказался слушать народ и разоружать Красную гвардию, а также в убийстве Орлова. После этого один из пришедших заколол его штыком.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в Совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского Совета. Было внесено предложение устроить 14 (27) февраля летучие митинги для оповещения населения города о действительных событиях, происшедших 13 (26) февраля.

Городская дума послала телеграмму с описанием всех происшедших событий в Совет рабочих и солдатских депутатов города Буя.

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано пятьдесят два человека, а всего к следствию было привлечено девяносто пять человек.

Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.
Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, то отец священника Василия Ильинского священник Владимир Ильинский, находившийся к тому времени на покое (ему было восемьдесят пять лет), вышел вместо сына к карателям и был арестован.

22 февраля (7 марта) карателями среди других были расстреляны протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин.
Священномученик Иосиф (Иосиф Сергеевич Смирнов) родился в 1864 году. По окончании Костромской Духовной семинарии он был назначен учителем в Солигаличское духовное училище. В 1886 году Иосиф Сергеевич был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе. Он состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского уезда. В 1905 году отец Иосиф был назначен настоятелем собора. Он был депутатом Городской думы, депутатом Солигаличского уездного собрания и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году отец Иосиф был возведен в сан протоиерея.

Священномученик Владимир (Владимир Иванович Ильинский) родился в 1833 году. Был рукоположен во священника и служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 году ему исполнилось восемьдесят пять лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе.
Священномученик Иоанн родился в 1848 году в селе Николо-Березовец Солигаличского уезда в семье диакона Алексея Касторского. По окончании Солигаличского духовного училища он служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году Иван Алексеевич был рукоположен во диакона.

Мученик Иоанн родился в 1862 году в семье диакона Павла Перебаскина, служившего в Костромской епархии. В 1880 году Иван Павлович окончил Костромскую Духовную семинарию, в 1884-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. В 1897 году он был назначен смотрителем этого училища. Одновременно с исполнением обязанностей смотрителя Иван Павлович в разное время был в училище преподавателем церковного пения, русской истории – церковной и гражданской, географии и греческого языка. В 1915 году была издана книга его сочинения «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища».
Расстрел производился ночью; во время пребывания в городе каратели навели своими действиями такой ужас на жителей, что при проезде отряда жители закрывали шторами окна. Всех казненных каратели беспорядочно свалили в яму, и когда жители обратились к ним, чтобы они выдали родственникам тела убитых, то им в просьбе было категорически отказано. На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен в 1996 году.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Солигалич в наши дни
(Собор Рождества Пресвятой Богородицы - Солигалич в наши дни)

Причислены к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Тропарь Солигаличским новомученикам
глас 3
К сонму новомучеников Российских сопричтенные, страдальцы за Христа града Солигалича, священномученицы Иосифе, Владимире, Иоанне и мучениче Иоанне, венцами небесными увенчанные, дерзновенно Христа Бога молите даровати людям земли Костромской веры правыя укрепление и душам нашим спасение.

Кондак
глас 4
Богохранимая земля Костромская многия святыя Богови воспита; ту ныне и новомученицы Солигаличские, кровию своею верность Христу запечатлевшия, молитися усердно о всех, страдания и подвиги ваша почитающия.



Преподобномученик Филарет Срезневский

Тропарь преподобномученику Филарету
глас 5
Учителю благочестия, / истиныя веры Христовы ревнителю, / новомучениче Филарете, / Пронския и Срезневския земли украшение, / стяжал еси в сердце твоем Духа Святаго благодать, / Христа мужественно исповедал еси, / к новомучеником Российским быв причтен, / славу на небесех наследовал еси. / Молися прилежно Владыке Христу, / да сохранит Отечество наше в мире и благоденствии, // и спасет души наша.

Tags: Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments