filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

О памятнике на Лубянке или как мы, православные, опять наступаем на грабли...

Христос посреде нас!

Как только с подачи государства началось голосование по поводу памятника на Лубянской площади, где в качестве кандидатур (без всякого обсуждения, мгновенно) предлагаются Феликс Джержинский, который там уже пребывал и святой князь Александр Невский, которого там пока еще не было, многие православные без размышлений бегом, быстрее своей головы, побежали отдавать свои голоса за схимника Алексия и агитировать остальных в велию радостью...


(Лубянская площадь в Москве до революции)

Я же этим горячим, но нерассудительным головам, предложил бы послушать не меня, убогого (я еще, Бог даст, напишу свои соображения подробно), а архиепископа Никона Рождественского (1851 - 1919), известного церковного публициста, издателя "Троицких листков" (проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника). Святой равноапостольный архиепископ Николай Касаткин (Японский), уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.

Это я пишу все только с одной целью - напомнить, что архиепископ Никон был не просто публицист, но и не одним святым нашей Церкви почитался как талантливый поборник православия... и вот, в начале XX века Московское Археологическое Общество хочет поставить памятник смиренным служителям Церкви Русской, святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому, и преподобному Дионисию, Радонежскому чудотворцу. Местом памятника избрана историческая Красная площадь в Москве.

Кажется (по крайней мере по мнению многих ретивых моих друзей православных, надо было бы срочно бежать и трубить на всю Россию с призывом все это сделать поскорее...однако, не таких мыслей придерживался архиепископ Никон...

В 1910 году он пишет большую статью "Памятники-статуи святым угодникам", в которой клеймит такие затеи и показывает всю неправославность дурной традиции ставить памятники святым, которая к нам пришла из Рима, который отошел от православия и перестал быть спасительным кораблем.

Для желающих внизу ссылка на всю статью целиком, которую я очень рекомендую всем прочитать, прежде чем они ринутся голосовать за памятник св. Александру Невскому... а тут лишь некоторые выдержки из статьи, показывающие пагубность и неправославность таких устремлений.

***

...памятники-статуи не отвечают нашему русскому народному миросозерцанию, нашим народным идеалам. Православная Церковь не приняла ваяние в качестве церковного искусства: она только терпит его как исключение из общего правила. Ваяние слишком напоминало христианину первых времен культ языческий, языческих идолов, которых так ненавидели христиане; оно, воплощая идею, недостаточно способно было одухотворить ее, слишком, так сказать, оплотеняло ее... Вот почему оно несродно духу чистого православия. Западная Церковь постепенно ввела в свой культ ваяние потому, что сама, хотя и бессознательно, постоянно находилась под влиянием воспринятых от язычества идей. Все римское богословие со времени разделения Церквей построено на человеческом, юридическом начале. Вся культура, искусство, наука – все имело корни в язычестве. Римская церковь не задумывалась и языческого Зевса переделывать в Апостола Петра, вручая ему ключи Царства небесного. Православие взяло из языческой культуры только то, что было чисто по природе своей, что не отвлекало мысль верующего в сторону язычества. Церковь взяла для своих храмов, например, план театра, но самый театр отвергла. Для удовлетворения потребности эстетического чувства она создала нечто, отдаленно напоминающее первобытный театр времен Софокла, Еврипида и др. великих трагиков (ибо театр того времени был для язычника почти богослужением), но и то очистила, возвысила, одухотворила до того, что всякое напоминание о театре исчезло. Я говорю об обрядах богослужебных, о пении и т.п. Ваяние же отвергла, заменив его живописью, вернее – иконописью. Наш народ всю свою культуру воспринял от Православной Церкви: понятно, что и на всякие статуи он смотрит с церковной точки зрения. Мне приходилось, например, слышать от простых поселян наименование памятника Пушкина «идолом». И думается мне, что уже по одному этому не следует ставить памятника святым печальникам родной земли в виде статуй: зачем насильственно навязывать народу доселе чуждое ему воззрение на памятники святым людям? Зачем вводить его в искушение мыслию о том: место ли угодникам Божиим стоять среди площади? Не будет ли это профанацией, особенно при нашей русской неряшливости, когда не редкость, например, видеть голубиный помет на памятнике Пожарскому и Минину, когда слышится не редко непечатная брань извозчиков около заветных святынь наших храмов, когда подножия памятников не защищены от возмутительных надписей?..

Пора нам перестать идти в хвосте за западными народами, пора быть самобытными хотя бы в том, что завещала нам родная старина. Тем, западным, позволительно ставить статуи и святым, и не святым людям: для них старый, отживший языческий греко-римский мир был не чужой; о нас, русских, сказать этого нельзя. Мы не знали греко-римской цивилизации: мы, можно сказать, как только появились на свет во всемирной истории, так и окрещены в святую нашу веру православную...Укажите хотя один пример во всей истории Церкви, когда бы Церковь в лице своих святых мужей благословила, одобрила, признала благоприятным постановку мирских памятников, кому бы то ни было из исторических деятелей? Римская Церковь, уклонившись в сторону мира, многое и усвоила заимствованное от мира.

Не лишним считаю кратко повторить здесь то, что писал я в «Душеполезном Чтении» 14 лет тому назад...Пусть наши «интеллигенты» говорят, что русское невежество не додумалось до таких прекрасных вещей, как художественные памятники великим людям: мы думаем совершенно напротив. Русский народ как великая историческая личность внутренним духовным своим инстинктом понимает вещи гораздо глубже, чем ученики Европы, от него отщепнувшиеся. Русский мужичок говорит: «Памятник ставят для того, чтобы не забыли, что жил на свете такой-то». В самом деле: в слове «памятник», как я сказал, уже не звучит ли опасение этого забвения?.. Угодникам Божиим, например, Преподобному Сергию, не ставили памятника-статуи, а попробуйте поставьте ему такой памятник, знаете ли, что скажет народ? Он скажет, что это – кощунство, профанация... Если он, по скромности своей, не говорит этого о памятнике князю Владимиру, то лишь потому, что в руках у князя крест, а поверьте: на памятник его никто не станет молиться, его удел – праздное, холодное любопытство толпы. Хорошо знал это русским православным сердцем святитель Киевский Филарет и потому в свое время протестовал против постановки памятника-статуи князю Владимиру и не постеснялся даже назвать этот памятник «идолом».

В чем же дело? Почему Русский народ так холодно-безучастно смотрит на памятники-статуи? Ответ на это находим в книге Премудрости Соломоновой, гл. 14, ст. 14, – там сказано, что «памятники вошли в мир по человеческому тщеславию». А это чувство – нехорошее, не христианское, нехорошо оно, когда живет в сердце человека, нехорошо, когда и другие питают его чем бы то ни было.

Но, может быть, памятники нам нужны? Да, нужны, но не памятники-статуи. И благочестие народное создает такие, в духе народном, и памятники. Это – памятники, дающие возможность входить с усопшими в непосредственное, живое общение в молитве, это – храмы Божии, часовни, обители... А святым Божиим, каковы суть патриарх Гермоген и преподобный Радонежский чудотворец Дионисий, ставить статуи не подобает. И без таких памятников память их в род и род, потому что в память вечную будет праведник ...
(https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdestvenskij/pamjatniki-statui-svjatym-ugodnikam/)

***

Подумайте над этим, поразмышляйте. А уж потом бегите обличать таких, как ваш убогий раб Божий во всех его пороках и грехах, которых, вы правы, во мне увы, немало. Но чего чего, а духа неправославного не приемлю и не приму. По моему глубокому убеждению, если не обойтись без памятника на Лубянской площади, то пусть уж это будет памятник убийце - все равно это проявление духа тщеславия и человеческой славы. И если на него нагадят голуби, то это будет совершенно нормально.

Храни нас всех Господь и Матерь Божья!

С любовью,
рБ Дмитрий



Tags: Москва, Православие, Размышления, рБ Дмитрий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments