Мученик Никифор Антиохийский (Сирийский)
Жил в городе Антиохии Сирийской. В этом же городе жил также пресвитер Саприкий, с которым Никифор был очень дружен, так что их считали за родных братьев. По наущению вражию они поссорились, и прежнюю любовь сменила вражда и ненависть. Через некоторое время Никифор пришел в себя, раскаялся в своем грехе и не раз просил через своих друзей прощения у Саприкия, но тот не хотел простить его. Тогда Никифор сам пришел к своему бывшему другу и горячо просил прощения, но Саприкий был неумолим. В это время императорами Валерианом (253 - 259) и Галлиеном (260 - 268) было воздвигнуто гонение на христиан, и одним из первых предстал пред судом пресвитер Саприкий. Он твердо исповедал себя христианином, претерпел истязания за свою веру и был приговорен к смерти через усечение мечом. Когда его вели на казнь, Никифор со слезами умолял о прощении, называя его святым мучеником, который скоро предстанет перед Господом и воспримет венец от Него.
Но пресвитер Саприкий ожесточился сердцем и даже перед смертью не захотел простить своего брата-христианина. За это Господь удалил от Саприкия Свою благодать, укреплявшую его во время перенесения мучений, и он, уже почти достигнув блаженного конца своего подвига, вдруг устрашился смерти и согласился принести жертву идолам. Напрасно святой Никифор уговаривал со слезами Саприкия, чтобы он не губил себя отречением, стоя уже на пороге Царства Небесного. Тогда святой Никифор сказал палачам: "Я христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, от Которого отвергся Саприкий. Казните меня вместо Саприкия". Тут же палачи донесли об этом правителю. Последовал приказ: Саприкия отпустить, а вместо него усечь мечом Никифора. Так воспринял мученический венец святой Никифор.
Тропарь мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Кондак мученику Никифору, из Антиохии Сирской
глас 1
Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.
Священномученик Филагрий Кипрский, епископ
Ученик апостола Петра, им был поставлен епископом Курийским, на Кипре. Принял мученическую кончину.
Мученица Аполлония Александрийская
Память 30 октября (Греч.), 9 февраля (Зап., Амер.)
Святая Аполлония была престарелой девой и диакониссой в Александрии. С восшествием на царский престол в 249 году, Декий начал жесточайшее до тех пор гонение на христиан, став первым императором призвавшим к полному уничтожению Христианства. Но в Александрии гонение началось за год до опубликования эдикта о преследовании христиан, по подстрекательству некого пророка.
С помощью государственной власти, язычники избивали христиан. Аполлония тоже была схвачена. Свидетельство о святой Аполлонии сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо святого Дионисия I Великого, патриарха Александрийского (248-265), обращенное к патриарху Фавию Антиохийскому в котором так описывается ее мученичество:
Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь ее живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела.
Поздняя легенда называет Аполлонию римской мученицей, пострадавшей при императоре Юлиане Отступнике в IV веке.
Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские
Преподобный Геннадий был по некоторым сведениям сыном богатых родителей. Неизвестно, где точно родился преподобный и кто были его благочестивые родители. Материальные богатства не прельщали юношу. Придя в совершеннолетие, он отказался от мира, раздал все свое имение нищим и ушел подвизаться на реку Свирь к преподобному Александру, который в то время жил один. Принятый преп. Александром, Геннадий всю свою волю отдал святому учителю и под его руководством быстро достиг высокого духовного совершенства. После подготовительного искуса в трудах, посте и молитве, приняв постриг с именем Геннадия, он с благословения святого Александра ушел на Важозеро, отстоящее в 90-та верстах севернее Свирского монастыря. Пищею служило для него былие, овощи и редко рыба, а ложем земля. Здесь, на избранном месте, он устроил себе на берегу озера келию-пещеру и прожил почти до конца своей жизни одиноким отшельником. Так изнуряя свое тело и смиряя душу, боролся он в пустыни с духами злобы и в борьбе этой остался победителем.
Молва о благочестивой жизни подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить ученики с просьбою принять их под свое руководство. Но преподобный Геннадий, возлюбя уединение и безмолвие, по своему смирению отказывался руководить другими и никого не принимал к себе. Только уже под конец своей жизни он позволил поселиться возле себя двум-трем своим ученикам для безмолвной жизни в христианских подвигах поста и молитвы.
Как при жизни преподобного Господь удостаивал его даром чудотворений, так и по смерти его рака его мощей сделалась обильным источником чудотворений и исцелений.
Скончался преподобный Геннадий 8/21 января 1516 году.
Предвидя свою скорую кончину преподобный Геннадий призвал своих учеников, благословил их и предсказал о возникновении обители: "По моем отшествии ко Господу, на этом месте будет построен храм и устроена киновия (общежительный тип монастыря) на спасение многих". Предсказание сбылось в точности спустя несколько лет после преставления святого, когда на Важеозере поселился преподобный Никифор и устроил общежительный монастырь.
Точное время канонизации преподобного Геннадия неизвестно. Вероятно, что она была совершена в Синодальный период нашей Церкви. Святые мощи его почивали в пещерке под спудом недалеко от обители.
Вполне вероятно, что в земной жизни прп. Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Родом он был из села Важины Олонецкого уезда, из крестьянской семьи. В ранней молодости он пришел к прп. Александру Свирскому и немало лет провел в иноческих трудах. Кроме молитвы, поста и труда, помогавших умерщвлению плоти, он возложил на себя железные вериги, которые носил прямо на теле. Когда Никифор испросил благословения у своего духовного наставника на посещение Киева, тот не сразу отпустил его в столь дальнее странствие. Для опыта и укрепления св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к прп. Кириллу Новоезерскому.
В те далекие времена на Руси не было почт и наши святые предпочитали переписке молитвенное общение. “Когда придешь к Ново-озеру, не ищи лодки... — напутствовал Александр Свирский своего ученика. — Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут”. Прп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, выходящего из лодки. “Благослови меня, святой отец! — попросил прп. Никифор. — Прости, что уснул...” “Меня благослови! — ответил прп. Кирилл. — Ведь ты послан духовным братом Александром — служителем Пресвятой Троицы”. Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними.
Никифор провел в Новоезерском монастыре восемь дней. Прощаясь с ним, прп. Кирилл сказал: “Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом”.
После этого св. Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь. Возвратившись из Киева, прп. Никифор вернулся в родное село Важины и оттуда ушел на Важезеро, где уже упокоился в жизнь вечную прп. Геннадий. Известно, что в 1530 году на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, были сооружены десять келий для братии и дана царская грамота на владение землей.
Скончался прп. Никифор 9 февраля 1557 года. Прпп. Геннадий и Никифор, погребенные рядом, вместе являются с верою призывающим их в молитвенном обращении.
(Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь)
Тропарь преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 4
Яко светильницы пресветлии, Преподобнии отцы наша Геннадие и Накифоре, на брег Важеезера вселестеся и равноангельное житие в пустыне совершили есте. Отнюдоже и по смерти исцеления источаете, Дивнии чудотворцы Карельстии. Темже и мы, притекающие во Обитель вашу, Со умилением и любовию глаголем: молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобным Геннадию и Никифору схимонахам Важеозерским (Олонецким)
глас 2
Мира красоту и яже в нем тленная Оставивше и все умное свое желание К Богу вперивше, Того Крест Нарамо взлемше дарование чудес От Христа прияли есте. И ныне Предстояще Святей Троице, поминайте нас, чад ваших, яже собрали есте мудрии. Сего ради вопием вам: радуйтеся Преподобнии Отцы наша Геннадие и Никифоре.
Священномученик протоиерей Василий
(Измайлов Василий Васильевич, +22.02.1930) - 80 лет со дня кончины
Священномученик Василий (Василий Васильевич Измайлов) родился 4 июня 1885 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1905 году Василий окончил Минскую Духовную семинарию, в 1910-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию и был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии. 7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) просил Учебный комитет перевести Василия Измайлова в Минскую Духовную семинарию, находя, что это будет полезным для учебного дела семинарии, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минскую Духовную семинарию. Неизвестно, когда он был рукоположен во священника, но, когда начались гонения от безбожных властей, он уже служил священником в Покровской церкви в селе Слобода-Озерицкая Минского района. Возведен в сан протоиерея.
В 1927 году протоиерей Василий был назначен настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова, но прослужил здесь всего несколько месяцев и 2 июня 1927 года был арестован. Священника обвинили в том, что он говорил «во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа... что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь... Говорил, что религию преследуют... В разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью... в частной беседе со старушкой-нищей говорил, что дождь идет все время, – это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь... Деятельность Измайлова имела возбуждающее влияние на массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти; принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом».
На допросе отец Василий виновным себя не признал и сказал, что «все эти обвинения ни на чем не основаны». 26 августа 1927 года он был приговорен к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. Протоиерей Василий Измайлов скончался 22 февраля 1930 года в Соловецком концлагере и был погребен в безвестной могиле.
28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Священномученик иерей Иоанн
(Фрязинов Иван Васильевич, +22.02.1938)
Священномученик Иоанн родился 23 апреля 1882 года в селе Сильвачево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Василия Фрязинова. Окончил 1-й класс Вифанской Духовной семинарии и поступил учителем в школу. В 1913 году Иван Васильевич был рукоположен во диакона к Успенской церкви села Шубино Бронницкого уезда. В 1919 году он был переведен в Георгиевскую церковь села Сильвачево. В 1924 году он был рукоположен во священника к этому храму. Прихожане любили его за добросовестное служение, за то что он сразу отзывался на всякую просьбу, а если кто приходил из неимущих крестить, никогда не требовал платы.
В конце 1930-х годов храм в селе закрыли, богослужения в нем прекратились, но отец Иоанн по-прежнему окормлял своих прихожан, и когда была нужда, крестил, исповедовал, причащал, соборовал и отпевал. Когда во второй половине 1937 года прокатилась массовая волна арестов, его брат, священник, стал просить отца Иоанна перестать совершать требы и вообще держаться священником, а уехать, хотя бы ради детей, но отец Иоанн отказался. В 1937 году он был награжден наперсным крестом.
21 января 1938 года следователь НКВД допросил священника Василия Дмитриевича Крестова, служившего в Бронницком районе, в соседнем селе Салтыково. На вопрос следователя, что ему известно об антисоветской агитации священника Фрязинова, он ответил: «Мне известно, что Фрязинов среди населения Сильвачево систематически ведет контрреволюционную агитацию против проводимых мероприятий советской власти. В начале января 1938 года Фрязинов заявлял: “При царском правительстве весь народ жил во много раз лучше, чем сейчас при советской власти, каждый имел возможность купить себе все, что ему нужно. Теперь же, хотя есть и деньги, но ничего нет, за исключением кондитерских. Жизнь стала тяжелая, народ все же одумается, и придет время, пойдем душить всех правителей-коммунистов”».
25 января на основании этих показаний была составлена справка на арест отца Иоанна. Священник Иоанн Фрязинов был арестован в ночь на 26 января и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 31 января состоялся допрос.
— Следствие располагает материалом, что вы в июне 1937 года распространяли среди граждан селения Сильвачево клеветнические слухи о войне и поражении в этой войне СССР и восхваляли фашизм, дайте по этому поводу показания, — потребовал следователь.
— Такого случая и факта не было, каких-либо слухов о войне я не распространял и фашизм не восхвалял, — ответил священник.
— В том же месяце вы высказывались против займа. Дайте по этому вопросу объяснения.
— Высказываний с моей стороны против займа не было, если я и говорил, то только против того, что предлагали одну сумму подписки, а я просил меньше.
— Вы лжете, следствию известно, что вы в январе 1938 года высказывались среди граждан села Сильвачево о применении репрессий против коммунистов и восхваляли старый строй. Признаете себя виновным?
— Каких-либо настроений против коммунистов и о применении репрессий к ним не высказывал, этого не было, а также и не восхвалял старый строй. Виновным себя не признаю.
8 февраля следствие было закончено. 11 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Фрязинов был расстрелян 22 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
После расстрела священника храм в селе был разорен и стал разрушаться, затем его превратили в коровник, который вскоре сгорел.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.