filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

30 декабря 2020 года (12 января 2021 года). Святки. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 32-я по Пятидесятнице. Святки.

Свт. Макария, митрополита Московского (1563);
мц. Анисии Солунской (Фессалоникийской) (285-305); сщмч. Зотика Сиропитателя, пресвитера (IV).

Ап. от 70-ти Тимона, епископа Бострийского (I); мч. Филетера Никомидийского (311); прп. Феодоры Кесарийской (VIII); прп. Феодоры Константинопольской (940); свт. Эгвина, еп. Вустерского (717) (Кельт. и Брит.); прп. Даниила Переяславского (1540), память открытия мощей 1652г.;
прмч. Гедеона Афонского (1818) (Греч.).

Мц. Марии Даниловой (1946).


Святые дня, молите Бога о нас!


Святитель Макарий Московский, митрополит

Святитель Макарий Московский, митрополит

Память 30 декабря, в Соборах Московских святителей и святых.

В миру Михаил, родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515).
Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».
15 февраля 1523 г. он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.
Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.


Архиепископ Новгородский

4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.
29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).
В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор.
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.
По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.


Московский митрополит


С 19 марта 1542 г. - митрополит Московский и всея Руси.
В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий.
Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

митрополит макарий благословляет иоанна грозного
(митрополит Макарий благословляет царя Иоанна Грозного идти на Казань)


3 февраля 1555 г. святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.
В 1555 г. на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная икона святителя Николая Великорецкого. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.


Кончина


15 сентября 1563 г. святитель совершал крестный ход, во времх которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.
4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 г., когда колокол ударил к заутрени.
Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.


Почитание


Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 г., царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

Святитель Макарий Московский, митрополит 1


В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 4
Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак
глас 3
Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.


Святитель Эгвин, епископ Вустерский


Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба
(Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба)


Родился в VII веке. Возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Родители были благочестивыми христианами и сына своего воспитывали в вере. Ещё в детстве посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет уже умел читать Псалтырь. В ранней юности отказался от богатств и всех мирских радостей, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве.
Со временем был рукоположен во пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда был "избранным сосудом Духа Святого."
Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским - на западе Англии. По смирению он отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нём лучшего кандидата.

В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль.

Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию.

Люди, которых он обличал, оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию.

По легенде, в тот момент, когда святитель прибыл в Рим, колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.

Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом».

Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.

Когда устроение Ившемского монастыря было закончено, святитель Эгвин поселил в него общину монахов. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Тем временем святой Эгвин всё больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного и любимого им монастыря. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но хроники того времени указывают его и епископом Вустерским и игуменом Ившемским до кончины.

Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир
(Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир)


Последние годы жизни святой Эгвин провел в крайнем воздержании. При этом святой не забывал о вверенных его заботе монахах и пастве. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, жители которого - преимущественно кузнецы и мастера работы по металлу - не оставляли язычества. Горожане отвергли наставления святителя. Когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей. Предание говорит что с тех пор долгое время ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере.
При святом Эгвине жизнь в Ившемской обители была устроена по уставу преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла.
Перед преставлением святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. До последнего вздоха молитва оставалась его главным занятием: он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых.

Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу и не снимал ее до последнего дня, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. До последнего часа не позволял себе послабления поста. В конце своей земной жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену.

Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление:
"Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: 'Воздай Всевышнему обеты твои.' Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога."
Сказав это, святой Эгвин испустил дух 30 декабря 717 года.

Очень подробное Житие святителя Згвина вы можете почитать тут:
http://www.pravoslavie.ru/50899.html


Tags: Православие, Святые дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments