filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Category:

28 июля (10 августа) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...

Икона Богородицы Одигитрия Святогорская

икона_Божьей_Матери_Святогорская

В 1563 году, в царствование Ивана Васильевича Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче, жил пятнадцатилетний пастух Тимофей, которого все считали юродивым. Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери «Умиление», которая находилась в Вороничской приходской церкви св. Георгия. Это видение Тимофея повторилось вторично в другом месте, на Синичьей горе, причем он в этот раз слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении.

Запомнив слышанный им голос, Тимофей через шесть лет после своего видения, в 1659 году, снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери Одигитрии, стоявшую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явившуюся ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. По прошествии этого времени он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконой «Умиления». Тимофей в точности исполнил повеление Богоматери. В назначенный день вороничское духовенство с крестным ходом и множество народа отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, где пастуху Тимофею было первое видение, начали совершаться исцеления болящих.

Когда все взошли на гору, то началось молебствие, во время которого было явлено чудесное знамение: при чтении Евангелия гору озарил вдруг необыкновенно яркий свет, а воздух наполнился несказанным благоуханием. В этот момент все присутствовавшие здесь узрели икону Одигитрии, стоящую на суке соснового дерева. Некоторые, охваченные религиозным воодушевлением, бросились было снимать ее с дерева, но икона тотчас же поднялась невидимой силой на воздух и спустилась лишь на руки Тимофея, когда он по неотступной просьбе народа приступил, чтобы взять ее. После этого крестный ход воротился обратно. Новоявленная икона Одигитрии и икона «Умиления» поставлены были в Георгиевской церкви Воронича.

Слух о чудесах от новоявленной иконы дошел до Пскова. Царский наместник этого города, князь Георгий Токманов, немедленно донес об этом в Москву царю. Царь Иван Васильевич, заинтересованный донесением о явленной иконе, отправил на место явления особых следователей, которые, ознакомившись со всеми обстоятельствами этого дела, удостоверились в действительности происшедших здесь чудесных знамений и исцелений. Тогда по приказу царя была сооружена часовня на месте явления иконы, на Синичьей горе, которая с той поры стала называться «Святой». В эту часовню были поставлены свв. иконы Одигитрии и «Умиления». Но на следующий год, осенью, после крестного хода сюда в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, часовня эта сгорела дотла, однако святые иконы остались совершенно невредимыми. Царь, узнав об этом, повелел устроить на Святой горе вместо сгоревшей часовни каменный храм в честь Успения Богоматери и основать здесь монастырь. По плану царя, церковь Успения была устроена так, что алтарь занял то место, где на сосновом дереве явилась икона Одигитрии, а престол был поставлен на пне срубленной сосны. Когда новосозданный храм был освящен, обе святые иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: икона Одигитрия на правой стороне, а икона «Умиление» — на левой. В этом храме иконы находятся и до настоящего времени.


(Свято-Успенский мужской Святогорский монастырь, Псков)

Святогорский Успенский монастырь, в котором хранятся эти свв. иконы, находится в 110 верстах от города Пскова и в четырех верстах от древнего псковского пригорода Воронича, на берегу живописного озера Тоболенского. Свв. иконы «Умиление» и Одигитрия ежегодно, в пятницу второй недели Петрова поста, переносятся отсюда во Псков, в кафедральный Троицкий собор. В следующее затем воскресенье совершается с ними торжественный крестный ход вокруг внутренней второй городской стены. В течение целого месяца, с 28 августа по 28 сентября, совершается хождение с этими святынями в ближайшие уездные псковские города Новоржев и Опочку с принадлежащими к ним селениями.

МОЛИТВА

О, Пречудная Госпоже Владычице Дево Богородице! С сокрушенным сердцем и смиренным духом дерзаем припасть к Твоей чудотворной иконе Одигитрии, пречуднем явленней древле в пределах Псковских на святой горе Синичией блаженному отроку Тимофею и многочисленному сонмищу града Воронича и его окрестностей. Вначале на древе, тажде на воздусе, да не прикоснется к ней рука недостойных, прежде же шести лет изволила явити ин образ Твой Умиления. Яко некоего Предтечу от града Воронича возсиявша и сладким гласом предвозвестивша о скором явлении сея пречудныя иконы Твоея Одигитрии, и утвердити то многими чудесы при реце Луговице, и на горе Синичией. Темже со страхом, верою и любовию, взирая ныне на сей пречудный образ Твой молим Тя, Честнейшую Херувим и Славнейшую Серафим, да якоже тогда изволила еси излити дивные Твоея и богатые милости явлением сих чудоточных Твоих икон, такожде и ныне пробави оныя древния милости и щедроты Твоея на храм сей и на вся люди к Тебе прибегающия, да ни мором, ни гладом, ни огненную стихиею, не иными многовидными беды наказаны будем от Твоего возлюбленнаго Сына Господа Нашего Иисуса Христа. За не бремя тяжкое греховное отяготеша на нас. Утеши наша скорбныя сердца, печалию и унынием обуреваемыя, устави стремления страстей присно борющия ны, облегчи нашу брань греховную с миродержителем тьмы века сено люте на ны ратующим. Помози нам, Владычице, не прельщатися красными мира сего, лестию богатства, мовременною славою человеческою. Испроси нам, Госпоже, и вся полезныая ко временному житию нашему, яже Сама веси, и исцели вся недуги наша.

О Всеблагая Одигитрие! На правые стези Господни, во еже не уклонно шествовати в Горнее Царствие путем святых повелений возлюбленнаго Сына Твоего, Им же спасошася вси отцы наша и сипроси нам дух истиннаго покояния и умиления, и послушания, дух чистоты и целомудрия, да в добрем жительстве и с чистою совестию скончавше прочее время живота нашего сподобимся улучити и век грядущего царствия Сына Твоего Христа Бога нашего славяще его присно со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Одигитрия» Югская

икона_Божьей_Матери_Югская

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.

Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.

После революции обитель закрыли, чудотворный образ исчез из монастыря накануне его разорения. В настоящее время Югско-Дорофеева пустынь скрыта водами Рыбинского водохранилища.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской
глас 4
Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской
глас 8
Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Икона Богородицы «Одигитрия» Выдропусская

икона_Божьей_Матери_Выдропусская

Прославление иконы Божией Матери Одигитрии Выдропусской совершилось в XV веке. Эта икона находилась тогда в селе Выдропусске Новгородской губернии, в местном храме во имя св. великомученика Георгия. Среди местных жителей существовало благочестивое предание, что эта икона уже явила однажды чудесное знамение: когда прежний храм, тоже во имя великомученика Георгия, сгорел до основания и стали расчищать после пожара это место, то нашли икону Богоматери, лежащую в пепле под обломками ликом к земле, целой и почти неповрежденной от огня; только задняя сторона доски немного почернела.

После покорения Новгорода Иоанном III, когда войска его возвращались обратно, один из воинов, боярский сын родом из г. Мурома, проходя со своим отрядом мимо села Выдропуска, зашел между прочим в церковь св. Георгия и на правах победителя взял отсюда стоявшую у царских врат икону Богоматери. Он принес ее в свою муромскую вотчину и поставил в храме св. Николая Чудотворца, где она и оставалась некоторое время. В субботу недели свв. жен-мироносиц, после утрени, боярский сын попросил священника отслужить молебен перед принесенной им сюда Выдропусской иконой Богоматери. «Отпой молебен полонянке», — сказал он грубо, обращаясь к священнику.

Священник исполнил просьбу. Во время молебна, когда он прочел слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с Нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой» и когда певцы стали петь «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг налетел вихрь, послышался сильный гром и весь храм потрясся; покров церкви разверзся, и икона Богоматери невидимой силой поднялась с своего места и исчезла из церкви. Пораженные ужасом боярин, священник и все присутствовавшие там люди упали на землю и долго лежали без чувств.

Между тем в этот же самый день и час благочестивый крестьянин села Выдропусска, по имени Флор, вышел в поле на свою ниву сеять лен. Погода стояла ясная и тихая. Вдруг эта тишина была нарушена внезапно налетевшим необыкновенно сильным вихрем, который промчался перед изумленным Флором по направлению к церкви св. великомученика Георгия в Выдропусске. Вихрь был настолько силен, что Флор не мог ничего рассмотреть. Когда он по окончании своей работы возвратился домой, то от своих односельчан услыхал о необыкновенном чуде.

При церкви св. великомученика Георгия, которая после вражеского разорения пришла в запустение, жил только один благочестивый пономарь. Он имел обыкновение каждое утро входить в запустевший храм и кадить св. иконы. Так и в это утро он вошел в храм и начал кадить, как вдруг, к своему удивлению, заметил похищенную когда-то икону Одигитрия; она лежала в алтаре на престоле, ликом вниз, а рядом с ней — другой образ Богоматери «Умиление». Пономарь тотчас же поспешил рассказать всем о чудесном возвращении в храм похищенной иконы. «Пойдемте со мною, — говорил он односельчанам, — и посмотрите на преславное чудо Богоматери от иконы Ее, которая была прежде у нас, как всем это ведомо. Во время войны она была похищена; ныне я по обычаю вошел в храм покадить иконы и нашел на престоле чудотворный сей образ: невидимо пришел он в нашу церковь».

Собравшись в храм, все жители селения с радостью узрели св. икону и благоговейно пали перед нею ниц, молясь Владычице Небесной. Флор, сеявший лен, рассказал о сильном вихре в поле, и все прославили Богоматерь.

Икона Божией Матери «Умиление», явившаяся вместе с иконой Выдропусской, скоро исчезла отсюда и вновь явилась уже в вотчине муромского боярина, в храме святителя Николая Чудотворца. После чудесного исчезновения из этого храма Выдропусской иконы боярина стало мучить раскаяние. Он тяжко скорбел, не находя нигде исчезнувшей иконы, плакал горькими слезами и взывал: «Увы, мне! Я тяжко согрешил, назвав пленницей Свободную, Ту, Которая рождеством Сына Своего освободила весь мир от тяжких уз рабства греху». В это время он услышал от церковного старосты, что икона «Умиление» снова явилась в храме святителя Николая. Он тогда поспешно пришел в церковь, пал перед св. иконой на колени и со слезами восклицал: «Как явлюсь я пред лицом Твоим, Богоматерь?! Увы мне, окаянному! Заступницу мира я назвал пленницею»! Во время усердной молитвы у него мелькнула мысль, что исчезнувшая икона, может быть, возвратилась в свой Выдропусский храм. Тогда он решился, сложив с себя воинский чин, смиренно идти в Выдропусск, чтобы там всенародно покаяться в своем грехе.

Получив благословение от священника и одевшись в убогие одежды, он отправился в путь пешком, в сопровождении одного только верного слуги. Напрасно жена и дети умоляли его отменить свой обет: боярин остался непреклонен. В посте, молитве и слезах совершал он свой путь в рубище убогого странника. Достигнув, наконец, Выдропусска, он прямо вошел в храм св. Георгия и увидел здесь чудотворный образ Богоматери, который он оскорбил раньше пленением и словами. Пав на помост церковный, он со слезами взывал: «Всемилостивая Владычице Богородице, крепкая Помощнице, Стена, Прибежище и Заступление всего рода христианского! Утоли праведный гнев Свой и не отврати лица Твоего от меня, неключимого и негодного раба Твоего. Я недостоин не только просить милости Твоей или воззреть на образ Твой, но и войти в храм сей. Но, уповая на милость благоутробия Твоего, молю — помилуй меня! Как не попалил меня огонь, как не пожрала меня земля, как не оледенел язык, когда я назвал Тебя пленницею?! Как не иссохли руки мои, когда я дерзнул похитить отсюда образ Твой»?!

Три дня и три ночи не выходил он из храма, ничего не ел и продолжал горько плакать. Строгий пост и душевная скорбь так обессилили его, что он стал, наконец, падать без чувств. Тогда бывшие здесь, видя, что он совсем обессилел, призвали священника и попросили его отслужить литургию. Умилостивительная жертва облегчила скорбь боярина: после литургии он вкусил просфоры, а затем принял немного пищи; к нему вернулись силы. Его спросили, кто он, откуда пришел сюда и почему так сильно скорбит. Боярин рассказал о чудесном знамении от иконы Богоматери, и весь народ, умилившись, воздал хвалу Пречистой Богородице, прославившей столь дивно Свой чудотворный образ.

В 1565 году Выдропусская икона Богоматери была поновлена, обложена серебром и богато украшена. Впоследствии, по просьбе жителей города Торжка Тверской губ., сюда из Выдропусска ежегодно стали совершать крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Икону ставили в соборной церкви Преображения и отсюда носили по домам жителей. Через некоторое время образ возвращался обратно в Выдропусск. В 1630 году, как повествует предание, между жителями Торжка и Выдропусска вышло несогалсие и спор из-за этой иконы. Поэтому она была взята в Москву. Там с нее сделали список, который и отправили в Выдропусск, а чудотворный образ Богоматери был поставлен в городе Торжке, в соборном храме Преображения, где он пребывает и поныне.

С этого времени отменили крестный ход из Выдропусска в Торжок. Вместо него установлено было ежегодно, 18 июля, в день принесения иконы из Москвы, с крестами и иконами всех приходских церквей Торжка собираться в Борисоглебский монастырь и отсюда с крестным ходом идти в соборную церковь, где после литургии служат молебен перед чудотворным образом Богоматери.

Молитва Персвятой Богородице пред иконой «Выдропусская – Одигитрия»

О Царице Небесе и земли, Владычице всемилостивая, Одигитрие всечестная, Предстательнице наша усердная, при Кресте Сына Твоего и Бога всыновившая весь падший род человеческий и по успении Своем не оставившая нас сирых и безнадежных! Молим Тя, Всенепорочная, благодать Твою не отыми от кающихся рабов Твоих и управи вся, яко Мати Преблагая: защити отечество наше, веру православную сохрани, власти умудри, иереи укрепи, верным людем Твоим помощь неоскудную даруй, юныя вразуми, старость утеши, болящия исцели, отчаянныя восстави, заблуждшия обрати и всем целомудрие и крепость исходатайствуй – Ты бо еси благая Путеводительница и милосердная Заступница, к Тебе припадаем и молим Тя: не отвержи нас, но испроси нам добраго ответа на Страшнем Судилищи, да не осудимся по грехом и беззаконием нашим, но милость улучим по безмерному человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Емуже славу и поклонение возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская

икона_Божьей_Матери_Шуйская

Извод иконы Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» Шуйская был написан благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 – 1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе. Празднование иконы Богоматери Шуйская овершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

Иконографической особенностью Шуйской иконы Богородицы, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение правой ножки Богомладенца, пятку которой Он поддерживает рукой.
В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.

Тропарь
глас 4
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Бо¬городице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарован¬ную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время мило¬сти Твоя ведушим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Ин тропарь
глас 4
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская
глас 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Икона Богородицы Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская)

икона_Божьей_Матери_Игрицкая

Названа икона Богородицы по месту явления в Игрицком урочище при реке Песочне, недалеко от Костромы. Явился образ в 1624 году и впервые прославился исцелением слепого боярина Севрюга. Он жил близ Костромы, в селе Савицком. Однажды крестьяне, пасшие его стадо в Игрице, подошли к полуразрушенной церкви. Храм более 50-ти лет стоял в запустении после сильного мора, в 1571 году опустошившего Кострому и окрестные селения, так что многие жилища остались пустыми. Войдя в церковь, они увидели на престоле икону Божией Матери, как будто только что написанную, и сообщили о том своему господину. Икона Богородицы оказалась СМОЛЕНСКОЙ «ОДИГИТРИЕЙ».

Боярин Севрюг пригласил из города своего духовника отслужить молебен пред найденной иконой Богородицы. Молебен был отслужен в присутствии его родственников и народа, и когда священник окропил водою слепого Севрюга, то он тотчас прозрел. Тогда на месте явления иконы Богородицы был устроен монастырь. Икону ежегодно на 9-й неделе после Пасхи приносили в Кострому для совершения пред нею молебствий. Поначалу день празднования Игрицкой иконы Богородицы был 12 июня (по старому стилю), по дате её явления, затем празднование перенесли на 28 июля – день Смоленской иконы Божией Матери.

В 1918–1919 годах монастырь официально закрыли, но службы здесь продолжались до начала тридцатых годов. В 1932 году монастырский храм был окончательно закрыт, однако верующим дали возможность перенести чтимые монастырские святыни – чудотворную Игрицкую-Смоленскую икону Богородицы в киоте и крест со множеством частиц святых мощей – в Воскресенскую церковь села Любовниково.

В ночь на 17 апреля 1982 года под Великую Субботу (то есть за день до Пасхи) чудотворную Игрицкую икону похитили из храма (киот от чудотворного образа не был тронут). Спустя 2 года святотатцы были осуждены и приговорены к большим срокам заключения, однако чудотворная икона Богородицы бесследно исчезла.


Tags: икона Божьей Матери Выдропусская, икона Божьей Матери Игрицкая, икона Божьей Матери Святогорская, икона Божьей Матери Шуйская, икона Божьей Матери Югская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments