filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
filin_dimitry
filin_dimitry

Categories:

28 июля (10 августа) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...

Преподобный Павел Ксиропотамский

прп_Павел_Ксиропотамский

Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия Преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток).

Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость – восстановить Ксиропотамскую обитель.

По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.

Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.
монастырь_Ксиропотам_Афон
(монастырь Ксиропотам, Афон)

Заранее извещенный Господом о своей кончине, святой созвал к себе братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей и дал им последнее наставление. В день кончины преподобный Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе», и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Святой Горы).

Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и Патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи святого Павла были перенесены в Венецию.

Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Преподобный Моисей Печерский в дальних пещерах

прп_Моисей_Печерский

Память 28 июля, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Подвизался в Киево-Печерской Лавре (XIII-XIV) в Дальних (Феодосиевых) пещерах; носил сделанные им самим вериги и тяжелый медный крест. Постоянным и любимым подвигом преподобного было псалмопение и бесчисленные коленопреклонения, за что он удостоился дара чудотворения.

Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Тропарь
глас 1
Велия исправления и крепкия подвиги во псалмопениих же и коленопреклонениих бесчисленных показавши и многими труды и чудодействии, богоносе Моисее, просиявый, моли Христа Бога во еже спастися нам.

Кондак
глас тойже
Являя твердую и неразоримую свою любовь ко Господу, поясом железным Его ради поясался еси, к сему и крест железен присно на себе носил еси велий, преподобне Моисее, в коем стеснении сый, еже и делы ручными удручался еси, за еже велиими чудесы обогащася и Царствию Христову общник явлься, моли и нам в тожде вселитися.

Мученик Иулиан Далматский

Святой мученик Иулиан пострадал в царствование Антонина Пия (138-161) в итальянской провинции Кампании. Правитель Флавиан дал приказ разыскивать христиан и приводить к нему на суд. В то время из Далмации прибыл в Кампанию юный христианин Иулиан. Встретив воинов правителя, он приветствовал их словами: «Мир вам, братья!» Воины начали допрашивать его: откуда он и какую веру исповедует. Иулиан, желая пострадать и умереть за Христа, бесстрашно признался, что он христианин. Воины удивились мужеству юноши, но, исполняя приказ, связали и повели его к правителю. «Посмотрим, – говорили они, – насколько верны твои слова, что хочешь умереть за Распятого».

Перенося побои, святой молился Господу, чтобы Он даровал ему силы претерпеть мучения до конца. Молитва была услышана, и он услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, Я буду с тобой и дам тебе силы и мужество». Святой юноша был заключен в темницу, называемую «Холодный ров», в которой его держали семь дней без пищи и воды. Ангел же Божий приносил пищу и укреплял исповедника.

На следующем допросе правитель укорял святого, говоря, что стыдно такому красивому юноше поклоняться Распятому на Кресте, и убеждал принести жертву идолам. Святой Иулиан смело отвечал, что готов умереть за истинную веру. Правитель повелел привязать юношу к дереву и бить его. Мученик стал молиться и снова услышал Голос: «Не бойся, Иулиан, стой мужественно». Святой Иулиан, обратившись к стоявшей вокруг толпе, сказал: «Слушайте, окаянные, не надейтесь на своих богов, которых вы сделали своими руками. Познайте Бога, Который создал из ничего Небо и землю». После его слов обратилось к вере во Христа более 30 человек, а святого опять отвели в темницу.

Утром, когда начались новые истязания, сообщили, что храм языческого бога Сераписа вместе со стоявшим в нем идолом разрушился. Все пришли в изумление и ужас, а христиане возрадовались и прославили Христа Бога. Язычники же приписали это разрушение волшебной силе Иулиана и потребовали его скорейшей казни. Убийство святого юноши решили совершить на месте разрушенного языческого храма. Перед казнью святой Иулиан преклонил колена и помолился, благодаря Господа, сподобившего его принять смерть за Святое Его Имя. В третий раз услышал он Голос, призывавший в Царство Небесное. Святого мученика усекли мечом, и он отошел ко Господу, Которого возлюбил больше временной жизни.

Мученик Евстафий Анкирский

Святой мученик Евстафий был воином. За исповедание христианской веры был схвачен и приведен к начальнику города Анкиры. На допросе святой твердо и мужественно исповедал себя христианином и был предан мучениям. Его нещадно били, просверлили пятки и, обвязав веревкой, поволокли по городу к реке Сагки (Сангари). На берегу реки мученика положили в деревянный ящик и бросили в воду. Ангел Божий вынес ящик на берег. Святой, находясь в ящике, пел псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго...» Видя чудо и чувствуя себя посрамленным, правитель, вынув меч, убил сам себя. Святой мученик, приняв Причастие из рук Ангела, предал дух свой Богу († ок. 316). Честные мощи его были погребены в городе Анкире.

Мученик Акакий Апамейский

Святой мученик Акакий был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым.

Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет, но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец озлобленные мучители обезглавили святого Акакия († ок. 321). Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде (Малая Азия).

Новомученики Мордовские

Новомученики_Мордовские

Вот имена этих святых угодников, прославленных на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, заступников земли нашей перед Престолом Царя Славы:

священномученик Павел (Ягодинский), преподобномученик Василий (Эрекаев), преподобномученик Михаил (Жук), преподобномученица Анастасия (Камаева), преподобномученица Елена (Асташкина), мученик Арефа (Ерёмкин), мученик Василий (Александрин), мученик Иоанн (Ломакин), мученик Иоанн (Милёшкин), мученик Иоанн (Сельманов), мученица Мавра (Моисеева).

В настоящее время Отделом по канонизации святых Саранской Епархии продолжается сбор материалов для последующей канонизации множества мордовских новомучеников – небесных покровителей земли нашей, залога расцвета Православия в Мордовии.

В Свято-Феодоровском кафедральном Соборе г. Саранска новомученикам мордовским освящен левый престол.

Кафедральный собор Феодора УшаковаСаранск
(кафедральный собор Феодора Ушакова в Саранске)

Мученица Мавра
(Моисеева Мавра Васильевна, +10.08.1937)

Мученица Мавра – Мавра Васильевна Моисеева – родилась в 1875 году в селе Шалы Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Атюрьевский район) в крестьянской семье. Известно, что до революции 1917 года она жила в собственном доме, имела середняцкое хозяйство. Относительно благополучная жизнь продолжалось до 1937 года.

Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе Шадыме, куда она ходила молиться, был крепок и красив, и она стала собирать с прихожан деньги для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись, наняли артель плотников из 4 человек, которые сделали работу. Вскоре после этого Мавра Васильевна была арестована и ей было предъявлено обвинение в том, что она "участник религиозной контрреволюционной организации... предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ... возглявляла сбор средств для ремонта церкви". На допросах она рассказывала лишь о том, как собирала деньги на храм и заявила, что веру в Бога она не считает преступлением. Безбожная власть с этим согласна не была: 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Мавру Васильевну Моисееву к высшей мере наказания – расстрелу. 10 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви мученица Мавра Моисеева была причислена к лику святых.

Священномученик диакон Николай
(Пономарев Николай Петрович, +28.07.1918)

Священномученик Николай Пономарев родился в 1867 году. После окончания народного училища он в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда. 18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Шогрышского, того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.

Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.

Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.

Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.

Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова.

Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.

Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 28 июля/10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля/10 августа до прихода белогвардейских частей 8/21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.

В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.

В 2002 году священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

Преподобномученик иеромонах Василий
(Эрекаев Василий Егорович, +10.08.1937)

Преподобномученик иеромонах Василий – в миру Василий Егорович Эрекаев – родился в 1879 году в селе Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии и происходил из крестьянской семьи. После окончания сельской школы он поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. Василий Егорович принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После официального закрытия пустыни весной 1927 года он некоторое время искал себя в новой жизни, после чего поступил на священническое место в селе Старая Пичеморга Торбеевского района (ныне объединено с селом Носакином).

В 1932 году иеромонах был арестован, но вскоре освобожден. Отец Василий был усердным пастырем, часто посещал прихожан в своем селе и окрестных деревнях, объяснял крестьянам православное вероучение и религиозно-нравственные обязанности христианина, предостерегал против опасности уклонения в раскол. Он говорил и о бытовых крестьянских заботах, о проблемах колхозного строительства, потому что люди шли к нему, просили совета, подсказки, разъяснения.

В марте 1937 года отец Василий был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Виновным себя он не признал, заявив, что давал наставления верующим, следуя своему пастырскому долгу.

Иеромонах Василий (Эрекаев) был расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Мордовской АССР от 5 августа 1937 года и прославлен в лике святых новомучеников Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

Мученик Иоанн

(Милешкин Иван Васильевич, +10.08.1937)

Иван Васильевич Милёшкин родился в 1902 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) и происходил из крестьянской семьи. В 1924-1926 годах он служил в Красной Армии рядовым, а в 1927 году вернулся в родные края и занялся сельским хозяйством. Переехав в село Мокша Торбеевского района Мордовской АССР, Иван Васильевич вступил в колхоз и даже был избран его председателем.

Первый раз Ивана Васильевича арестовали в 1932 году с обвинением "халатное отношение к служебным обязанностям". Он был приговорен к 1 месяцу исправительно-трудовых работ. Безуспешные попытки научиться жить в новых условиях сблизили его с местными священниками, он стал "странствовать" по селам Торбеевского, Темниковского и Ковылкинского районов, обучаясь сам и обучая других Христовой вере. В те времена долго это продолжаться не могло: второй арест состоялся в 1937 году. В обвинении было сказано: "участник религиозной контрреволюционной организации, выполнял роль связиста (связного) между руководителями и членами группы, руководил нелегальными сборищами и проводил вербовку новых членов". Если «халатное отношение к службе» было для власти большевиков простительно и наказание за него было почти что условным, то все, что связано было с Церковью и вообще религиозностью, в то время немилосердно и несправедливо преследовалось. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Васильевича Милёшкина к высшей мере наказания и 10 августа он был расстрелян.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году мученик Иоанн Милёшкин был причислен к лику святых.

Об этих и других Новомучениках Мордовских можно прочитать тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2014/08/10/54795/.


Tags: Афон, Новомученики и Исповедники Российские, Православие, Святые дня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments